Конспект доклада М.В.Ковальчука
Другие должности
Семья
Награды
Премия имени Е. С. Фёдорова Президиума РАН за 2009 год.
Книги
Конспект доклада М.В.Ковальчука – Кризис техногенной цивилизации (Веркор, Коронель: «Квота, или «Сторонники изобилия») – запуск машины расширенного воспроизводства и потребления. Энергетический коллапс. Истребление природных ресурсов. Борьба за истощающиеся ресурсы – доминанта мировой политики. Лидерство сегодня обеспечивается технологическим превосходством взамен военному порабощению. Под эту колонизацию попадают развитые страны в первую очередь (отсутствие стратегического планирования на уровне государства, фрагментация научной деятельности, управление извне с помощью грантов, анализ и присвоение полученных результатов и научных кадров). Причина кризиса – антагонизм между техносферой и природой. – Тактические и стратегические задачи. Решение тактических задач обеспечивает сегодняшние потребности (производство танков и самолётов во время ВОВ обеспечило победу в войне, но Хиросима обесценила достигнутое превосходство). Решение стратегических задач обеспечивает суверенитет и развитие государства и общества в длительной перспективе (атомный проект обеспечил сегодняшний суверенитет России). Выбор стратегического приоритета – ключевой для государства.
– Выход из кризиса – создание принципиально новой технологической базы природоподобных технологий (включение технологий в цепочку существующего в природе замкнутого самодостаточного ресурсооборота). Через междисциплинакность к природоподобию. Природоподобные технологии – перенос акцента исследований на живое (биотехнологии). Науки-связки и выход междисциплинарных наук в технологии. Современные технологии – до 90% ресурсов и энергии идёт в отходы и загрязнение окружающей срады. Аддитивные технологии – создание продукта природным путём, "выращивая" его. – Стратегическая цель – природоподобие. Стратегическиё приоритет научно-технического развития – интеграция наук и технологическое освоение результатов междисциплинарных исследований. Базой для этого является опережающее развитие принципиально новых междисциплинарных конвергентных фундаментальных исследований и междисциплинарного образования. – Природоподобные технологии – угрозы и вызовы. Переход к технологическому воспроизведению живой природы несёт угрозу целенаправленного вмешательства в жизнедеятельность человека, даже в процесс эволюции. Два блока угроз. Первое – биогенетические. Создание искусственных живых систем с заданными свойствами (например создание живой клетки для диагностики или доставки лекарства, или оружие уничтожения определённого вида, расы, этноса). Второе – когнитивные исследования (изучение мозга и сознания). Открывается возможность для воздействия на психфизиологическую сферу человека. Управление индивидуальным и массовым сознанием. Опасность двойного применения и невозможность контроля вредоносного использования. Доступность и относительная дешевизна создания средств поражения на основе данных технологий и отсутствие необходимости в специальных средствах доставки к противнику. Невозможность предугадать последствия выхода искусственно созданных биообъектов в окружающую среду. Опасность одностороннего владения этими технологиями. – Наука и технология в системе факторов развития цивилизации.
Создание абсолютно прозрачной научной и образовательной сферы. Неограниченная мобильность человеческих ресурсов. Вся информация о результатах, исполнителях и кадровом резерве, созданных и подготовленных за счёт национальных бюджетов различных государств находится в открытом доступе и легко поддаётся мониторингу, а значит и управлению. Это даёт сегодня в первую очередь и только США за счёт ресурсов внешнего мира использовать результаты НИР и НИОКР, привлекать исполнителей и рекрутировать наиболее способные молодые кадры. Фактически американцами сегодня создаётся глобальная распределённая научно-образовательная среда, которая финансируется национальными бюджетами и обслуживает интересы Соединённых Штатов. Глобальные цели понятны только им, и ими формулируются. Остальные страны являются поставщиками интеллектуальных ресурсов, исполнителями тактических задач, необходимых США для достижения стратегического результата. Что происходит с нами? 1. целенаправленное лишение страны стратегических целей и концентрация на тактических задачах. У нас отсутствует стратегический национальный интерес научно-технологического развития. 2. Кластеризация научной сферы. Сегодня она фиксируется и замораживается с помощью грантовой системы. В этом случае она легко управляема. 3. Наукометрическая система оценки в стране приводит в т. ч. к уничтожению национальной научной периодики.
http://trueinform.ru/modules.php?name=News&sid=44661
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|