Психические особенности детей с нарушениями слуха.
Дети с нарушениями зрения. Нарушение зрительной функции оказывает серьезное влияние на развитие психики в связи с той огромной ролью, которую играет зрение в жизни человека. У лиц с глубокими нарушениями зрения сокрушаются или полностью отсутствуют зрительные ощущения и восприятие, что приводит к уменьшению количества представлений, снижает возможности развития, мышления, речи, отдельных видов воображения. Наблюдается снижение психической активности, возникают изменения в эмоционально-волевой сфере и ориентировочной деятельности. Исследования специалистов показывают, что задержка развития вызвана нарушением зрения, но при должных условиях преодолевается. Нарушения зрения оказывают негативное воздействие на развитие всех психических функций слепого и слабовидящего ребенка. Психические процессы приобретают своеобразие как в процессе формирования, так и в результате их реализации в соответствующей деятельности. Серьезные нарушены зрения отражаются на сенсорной организации человека. Полная или частичная потеря зрения приводит к перестройка других анализаторных систем. Экспериментально доказано, что отсутствие или ограничение зрительного восприятия приводит к недостаточной осмысленности и обобщенности воспринимаемых предметов, нарушениям их контрастности, целостности. Особенности восприятия слепых и слабовидящих приводят к снижению активности отражательной деятельности, сужению круга интересов, к меньшему, по сравнению с нормой, эмоциональному воздействию объектов внешнего мира. Исследования особенностей памяти показали, что нарушения зрительных функций отрицательно влияют на скорость запоминания, продуктивность сохранения и качество воспроизведения. Кроме того, такие люди недостаточно осмысливают запоминаемый материал и затрудняются в припоминании.
Полная или частичная утрата зрения, ограничивав возможность чувственного отражения, влияет и на процессы мышления. У таких детей затруднены процессы анализа, синтеза, сравнения, классификации и др. Однако, эти недостатки поддаются коррекции. Речь у незрячих, помимо своих основных функций, выполняет особую, компенсаторную функцию, так как о многих предметах и явлениях такие дети могут получить представления только при помощи речи. Специфику речевого развития слепых и слабовидящих проявляется в сниженной динамике накопления языковых средств, своеобразия содержания лексики, соотношения слова и образа, а также в некотором отставании формирования речевых навыков (письмо и чтение). Вместе с обогащением речевой среды развитие слуховой памяти и слухового внимания способствуют развитию речи ребенка и достижению им нормативного уровня развития речи. Овладение письменной речью незрячие дети осваивают по системе Брайана (выпуклые точки). Таким образом, органический дефект, нарушая познавательную деятельность и ограничивая социальные контакты, может привести к ряду отклонений в формировании личности.
Особенности личности. Недостаточность эмоциональной сферы.
Образование лиц с нарушениями зрения. Тяжелые нарушения могут диагностироваться с рождения. Дошкольные учреждения для таких лиц являются государственными и включают детей с косоглазием и амблиопией (глаза смотрят в одну сторону, но картинка двоится). Учреждения имеют целю воспитание, лечение, возможное восставносление и развитие нарушанных функций зрения, а также подготовку детей к обучению в школе. Педагогическая работа направлена на гармоничное развитие ребенка в той степени, в которой это позволяет сделать уровень нарушения зрения. Обучение и воспитание имеют ряд собствененых принципов, направленных на восстановление, коррекцию и компенсацию натушенных и недоразвитых функций, организацию дифференцированного обучения.
Функции школ: 33. Учебно-воспитательная. 34. Коррекционно-развивающая. 35. Санитарно-гигиеническая. 36. Лечебно-восстановительная. 37. Социально-адаптационная. 38. Профориентационная.
Дети с нарушениями зрения обучаются на 3 ступенях школьного образования: • Начальная школа - призвана обеспечить становление личности ребенка, целостное развитие его потенциальных возможностей, гигиену зрения, формирование у школьников желания учиться. • Основная школа - закладывается прочный фундамент общеобразовательной и трудовой подготовки, продолжается работа по коррекции. • Средняя школа - обеспечивает завершение образовательного процесса и курса профессионального обучения.
Психические особенности детей с нарушениями слуха. Потеря слуха лишает ребенка важного источника информации и ограничивает процесс его интеллектуального развития. Детей делят на неслышащих и слабослышащих. Нарушение слуха непосредственно влияет на речь и оказывает опосредованное влияние на формирование памяти и мышления. Неслышащий ребенок лишен возможности получения знаний об окружающем мире посредством звука. Это затрудняет процесс познания и оказывает отрицательное влияние на формирование других ощущений и восприятий. Особую роль приобретает зрение, на базе которого развивается речь. Очень важным в процессе познания становятся двигательные, осязательные и тактильно-вибрационные ощущения. По исследованиям РозАновой память таких детей имеет ряд особенностей: запоминание находится в тесной связи со способом предъявления материала, взопреете и воспроизведение речевого материала затруднено. Особенности воображения обусловлены замедленным формированием речи и абстрактного мышления. Воссоздающее воображение играет особую роль в познавательной деятельности. Особенности мышления: отставание в развитии словесно-логического мышления, напущенное всех операций мышления, причем наглядно-действенное и образное мышление находятся на уровне нормы.
Речь. Расстройство всех ее сторон. Особенности личности. Четко разграничивают на "своих и чужих". Эгоцентричны, завышенные требования к обществу и высокий уровень притязаний. Школа для слабослышащих и позднооглохших обеспечивает воспитанникам общеобразовательную подготовку на цензовом уровне (гос. стандарт). Пед. процесс отличается иным содержанием, направленным на восполнена пробелов развития, сказывающихся на усвоении основных наук. Он специфичен по используемым средствам и методам, ориентирующимся на наличие у ребенка возможностей компенсации. В качестве решающего средства преодоления отклоняющегося ходя развития выступает спец. система обучения языку. Письмо и чтение для слабослышащих является самым полноценным средством овладения языком. Значительная роль наглядности в связи с тем, что они должны не только иллюстрировало материал, сколько наглядно раскрывать его содержание. Особое значение имеют наглядно-действенные средства и приемы, помогающие формированию представлений и понятий.
25.10.11 Логопедия. Изучение речевой патологии и ее коррекции начались недавно, а именно с тех пор, как стали известны анатомо-физиологические механизмы речи. Современный этап развития логопедии связан с разработкой научных представлений о различных формах речевых нарушений а также создания эффективных методик их преодоления. В нашей стране развитие науки связано с именами Ф.А. Рау, М.Е. Хватцев, Р.Е. Левина (женщина). Анатомо-физиологические механизмы речи. Для нормальной речевой активности необходимы: сохранность мозговых структур, целостность речевого аппарата, сохранность органов слуха, зрения и моторики. Устная речь осуществляется посредством координационных отделов переферического речевого аппарата.
Речевой выдох вызывает колебание голосовых связок. Благодаря артикуляционному аппарату мы можем произносить звуки. Все отделы координируются ЦНС (мозгом).
Причины речевых нарушений: травмы черепа, сотрясения мозга, неблагоприятными социально-бытовые условия, наследственные факторы, нарушения интеллектуальной и двигательной системы.
Виды речевых нарушений: 39. Дислалия. Нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и нормальной инервации мышц речевого аппарата. Проявляется в заменах, искажениях, смешениях звуков. Причина- несформированность правильного положения артикуляционного аппарата при произношении звука. Из-за неправильного усвоения артикуляционных позиций. Из-за дефектов артикуляционного аппарата. 40. Дисфония (нарушение голоса, частичное). Афония - отсутствие голоса. Нарушается голосовой отдел. Проявляется в изменении высоты, тембра и интонации голоса. 41. Брадилалия и тахилалия. Брадилалия - патологическое замедление речи. Тахилалия - патологическое ускорение речи. 42. Заикание - нарушение плавности речи, обусловленное судорогами мышц речевого аппарата. Начинается у детей от 2 до 4. У детей с опережающим речевым развитием, психической травмой.судороги мышц в момент речи или при попытке что-либо сказать. Повторение звуков, слогов, слов, удлиненно звуков, обрыв слов, вставка дополнительных звуков. Компенсаторные движения - сопровождающие речь. Может резвиться логофобия - боязнь говорить. 43. Ринолалия - нарушение произносительной стороны речи или тембра голоса, обусловленное анатомо-физиологическим поражением речевого аппарата. Сюда относят неправильный прикус, расщелины губ и нёба. Речь гнусавая, монотонная. Также сюда относят зубо-челюстные аномалии. Речь невнятная, непонятная. 44. Дизартрия. Нарушение звукопроизносительной и мелодикой-интонационной стороны речи, обусловленное недостаточностью инерваций мышц речевого аппарата. Стойкое расстройство звукопроизношения, голосообразования, темпоритма речи и интонации. Страдает лексико-грамматическая сторона речи, навыки письма и чтения. 45. Афазия. Нарушение речи, при котором происходит утрата, полная или частичная, способности понимать речь или произносить. Возникает у лиц пожилого возраста чаще. 46. Алалия. Полное отсутствие или грубое недоразвитие речи из-за органических поражений речевых зон головного мозга во внутриутробном периоде или доречевом периоде развития. Самый сложный дефект.
Нарушения письменной речи: 47. Дисграфия. Нарушение письма. Дети путают на письме сходные буквы, переворачивают их. 48. Дислексия - нарушение чтения. Замена букв, сходных по артикуляции. Страдает техника чтения.
Так как речь является основой психического развития, то ее нарушение приводит к недоразвитию всех познавательных процессов, в первую очередь - мышления. Поэтому изменение поведенческой и личностной сферы схожи с поведением при залепленном развитии.
Обучение детей с нарушениями речи. Помощь оказывается в системах образования, здравоохранения и соц. защиты. В системе образования установлено типовое положение о дошкольных учреждениях и группах детей с нарушениями речи. Три группы: • Дети с фонетикой-фонематическим недоразвитием. • Дети с общим недоразвитием речи. Разнородная. • Дети с заиканием. Также существуют группы при детских садах общего образования. Логопедические пункты в общеобразовательных школах, специальные школы для детей с тяжелыми нарушениями речи. Оказание помощи в системе здравоохранения: при поликлиниках и психоневрологических диспансерах имеются логопедические пункты, кабинеты. В системе соц. защиты: спец. дом ребенка, в основную задачу которых своевременная диагностика и исправление речи у детей.
Типы учреждений. Помощь осуществляется только в условиях комплексного медико-психолого-педагогического воздействия. Очень важна помощь в семье.
1.11.11. Нарушения опорно-двигательного аппарата (ОДА). Встречаются у 5-7% детей. 49. Заболевания нервной системы: ДЦП и полиомиелит. 50. Врожденная патология ОДА: вывих бедра, кривошея, косолапость, плоскостопие, аномалии развития позвоночника (сколиоз), аномалии развития пальцев кисти, врожденные уродства (недостает чего-либо). 51. Приобретенные заболевания и повреждения опорно-двигательного аппарата: травмы головного и спинного мозга, травмы конечностей, полиартрит, заболевания скелета: туберкулез, опухоли костей, рахит, радикулит, хандроз.
Основную массу среди детей с нарушениями ОДА составляют дети с ДЦП, их 87%.
Общая характеристика ДЦП. 6 детей на 1000. Возникает вследствие повреждения головного мозга и приводящих путей. Проявляется в виде различных двигательных нарушений а также психических речевых нарушений. Степень тяжести двигательных нарушений варьируется в широких пределах: от грубейших нарушений до минимальных. Причиной ДЦП могут быть различные неблагоприятными факторы, воздействующие в внутриутробный период (большинство, это заболевания и привычки), в момент родов и на первом году жизни.
Структура двигательных нарушений при ДЦП. У детей задержано и нарушено формирование двигательных функций. С трудом и поздно формируется функция удержания головы, науки сидения, ходьбы, манипулятивной деятельности. Двигательные нарушения, являясь ведущим дефектом, без должной коррекционной помощи оказывают влияние на формирование психических функций и речи, личностной сферы. 1. Нарушение мышечного тонуса. Для любого двигательного акта необходима нормальный мышечный тонус. Регулирование мышечного тонуса обеспечивается согласованной работой различных звеньев нервной системы. Часто при ДЦП наблюдается повышение мышечного тонуса (спастичность). Регидность мышц - максимальное повышение мышечного тонуса, нарушается плавность и слаженность движений. Гипотония - низкий мышечный тонус. Дистония - меняющийся характер мышечного тонуса. При осложненных формах ДЦП может отмечаться сочетание различных вариантов нарушений мышечного тонуса.
2. Ограничение и невозможность произвольных движений. Это параличи и парезы. Полное отсутствие произвольных движений называют параличом. Ограничение объема движения - парез.
3. Наличие насильственных движений. Сюда относят гиперкинезы - непроизвольные насильственные движения, обусловленные переменным тонусом мышц с наличием неестественных поз и незаконченных движений. Тремор - дрожание пальцев рук и языка. Усиливается при желании что-либо сделать.
4. Нарушения равновесия и координации.
5. Нарушения ощущений движения. Мышечно-суставное чувство. При всех формах ДЦП нарушается проприоцептивная регуляция движения. У больных ослаблено чувство позы, искажается восприятие направления движений.
6. Недостаточное развитие цепных установочных выпрямительных рефлексов. Эти рефлексы обеспечивают формирование вертикальной позы и произвольной моторики.
7. Синкинезии. Произвольные содружественные движения, совпадающие с выполнением активных движений.
8. Наличие патологических тонических рефлексов.
Нарушения психики при ДЦП. Механизм нарушения развития психики сложен и определяется временем. Степенью и локализацией мозгового поражения. При поражениях, резвившихся во 2 половине беременности и в период родов психические нарушения носят мозаичный, неравномерный характер. При ДЦП не существует четкой взаимосвязи между выраженностью двигательных и психических нарушений. Для детей с ДЦП характера своеобразная аномалия психического развития, обусловленная понаберем головного мозга и различными двигательными, речевыми и сенсорными дефектами. Важную роль в развитии ребенка с ДЦП играет ограничение деятельности, социальных контактов, а также условия воспитания и окружения. При ДЦП развитие включает нарушения формирования познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и личности.
Структура интеллектуального дефекта. 52. Неравномерность сведений и представлений об окружающем мире. Это обусловлено вынужденной изоляцией. Затруднение познания окружающего мира в процессе предметно-практической деятельности. Нарушение сенсорных функций. 53. Неравномерный дисгармонический характер интеллектуальной недостаточности. Мозаичный характер нарушений связан с ранним органическим повреждением мозга, обеспечивающего сложные стороны интеллектуальной деятельности и формирование высших психических функций. 54. Выраженностью психоорганических проявлений: истощаемость, заторможенность, трудность переключения на другие виды деятельности, недостаточная концентрация внимания, снижение объема механической памяти, низкая умственная работоспособность, связанная с цереброастеническим синдромом.
Характерны также расстройства эмоционально-волевой сферы. У одних детей наблюдается повышенная возбудимость, раздражительность, дивгательная расторможенность, а у других медлительность, робость. Склонность к колебаниями настроения часто сочетается с инертностью эмоциональных реакций. То есть не может остановиться. Часто сочетается с плаксивостью, капризностью, реакцией протеста. Часто наблюдается эйфория. Нарушения поведения могут проявляться в виде двигательной расторможенности, агрессии, полного безразличия к окружающим.
Личность детей с ДЦП. Достаточно высокое интеллектуальное развитие сочетается с неуверенностью в себе, недостаточной самостоятельностью, повышенной внушаемостью, слабой ориентированностью в бытовых вопросах. У детей формируются иждивенческие установки, неспособность и нежелание к самостоятельной жизни. Люди стеснительны, обидчивы, впечатлительны, замкнуты.
Коррекционная работа при ДЦП. Реабилитационные центры. Применяются: лечебная физкультура, массаж, гимнастика, ритмика, логопедическая коррекция, медикаментозное лечение, ортопедическая помощь. Обучаются в нормальных школах и ВУЗах (если без отклонений умственном развитии). Школы 5 вида - с тяжелой речевой патологией. Школы 8 вида - с умственной отсталостью. На дому. Школы 7 вида - ЗПР.
15.11.11. Особенности развития детей с дисгармоничным складом личности. Показательной моделью данного развития являются психопатии и патологическое развитие личности. Это аномалии психического развития, в основе которых лежит дизонтогенез эмоционально-волевой сферы. Психопатия представляет собой стойкий дисгармонический склад личности. Особые трудности возникают в отношении регуляции эмоций. Клинико-психогическая структура ограничена кругом аномальных личностных свойств, не имеющих тенденции к прогрессу, хотя они видоизменяются под влиянием социальных и биологических факторов. Дисгармония личности лежит в основе стойких нарушений адаптации к социальной среде и склонности к декомпенсации при изменении привычных условий.
Причины психопатии. Могут быть как генетические (наследственные), так и обусловленными экзогенными факторами. Некоторые виды могут иметь смешанные факторы. Формирование психопатий занимает длительный период и заканчивается за пределами детства. На начальных этапах в клинической картине преобладает патологическое заострение детских черт психики.
Виды психопатии: 55. Шизоидная психопатия. Диагностируемая уже в 3-4 года. Первичное нарушение темперамента проявляется в виде малой интенсивности, вялости реагированияа также неловкости, некоординированности движений. Сочетание чувствительности и ранимости в собственных переживаниях с сухостью по отношению к другим. В контактах с другими быстро нарастает напряжение, пресыщение. Фантазии, мечты, бредовые идеи. Плохая ориентировка в конкретных ситуациях сочетается с хорошим логическим мышлением. 56. Эпилептоидная психопатия. Эмоциональная вязкость, напряженность эмоции, ее длительность. Склонность к немотивированным колебаниям настроения. Малейшие неудачи приводят к возбуждению и раздражению. Малоподвижность аффекта ведет к застряванию на негативных переживаниях, злобности, резким аффективным вспышкам. В то же время склонны к педантичности, аккуратности. В коллективе инициируют драки и конфликты. Жестокие, властные. 57. Психоастеническая психопатия. Низкая активность, слабость психического тонуса, неспособность к напряжению. Тревожные. В школьном возрасте навязчивые опасения. Ближе к подростковому возрасту появляется мнительность. Навязчивые страхи обрастают защитными ритуалами. Как компенсаторное образование, связанное с тревогой, возникает педантичная склонность к порядку, режиму. 58. Истерическая психопатия. Не всегда имеет конституциональный характер. В части случаев может быть обусловлена внешними факторами. Высокая возбудимость, бурные аффективные реакции, минутные желания, неспособность в их отсрочке, требовательность, жажда смены впечатлений. Повышенная возбудимость сказывается на поведении: легко раздражаются и быстро пресыщаются. В своем поведении исходят из эмоциональной оценки ситуации. Под ее воздействием происходит искажение и отвержение всего, что противоречит собственным желаниям.для достижения желаемого используют различные по уровню способы реагирования: от самых примитивных (истерика, скандал) до сложных (ложь, фантазии). В подростковом возрасте особенно типично усиленное кокетство. 59. Органическая психопатия. Связана с нарушением мозговых структур. Чаще наблюдается у мальчиков. Клинической основой является аффективная и двигательная возбудимость. Уже в возрасте 2-3 лет дети обращают на себя внимание вспышками. Тяжелые аффективные разряды чаще имеют астенический исход (расслабление в конце). Эти дети представляют значительные трудности в коллективе. Колебания настроения, бурные реакции протеста на замечания. Все варианты нарушений психического развития при психопатиях можно свести к общим чертам. • Психопатологические явления фиксируются преимущественно в области эмоциональной сферы при сохранности интеллекта. • Инстинктивно- сфера обладает повышенной возбудимостью и интенсивностью воздействий на сознание личности. • Высшие эмоции недоразвиты. Контроль интеллекта ограничен. Расторможенность влечений. • Наблюдается дисгармония между эмоциональной и интеллектуальной сферами. Акцентуация характера - крайняя норма развития, относится к дисгармоническому типу личности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|