обязательными качественными преобразованиями и необратимостью.
СОДЕРЖАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ОСНОВЫ ФИЛОСОФСКОГО УЧЕНИЯ О РАЗВИТИИ
1. Основное содержание познавательной деятельности;
2. Содержание и формы философского учения о развитии;
3. Формы и методы научного познания.
I
Важнейшим источником развития сознания является п о з н а н ие. Но познаваем ли мир вообще и, если да, то как и насколько. На эти вопросы отвечает теория познания – гносеология. В работах Иммануила Канта, Фридриха Энгельса, Макса Шелера, Ивана Киреевского в вопросах познания мира определились три основные линии: - агностицизм (от греческого aģnotos - непознаваемый) утверждает, что люди не могут знать, каков мир на самом деле, ибо человеческие чувства и мышление неизбежно искажают объект познания. Он не отрицает самого факта познания, а делает акцент на трудностях и сложностях познания, невозможности полного постижения вечно изменяющегося бытия. «Все наши знания – прошлые, настоящие, будущие – ничто по сравнению с тем, что мы никогда не узнаем» (Константин Циолковский) - скептицизм не отрицает принцип познаваемости мира, но сомневается в возможности получения достоверных знаний. «Не блуждает ли наша мысль не среди реальных вещей, а среди видений?» - спрашивают скептики. - оптимизм считает, что мир познаваем и люди могут относительно верно отражать действительность, неограниченно углублять свои знания. Так что же такое познание и знание? Познание – активный целенаправленный процесс постижения человеком объективного мира и приобретения им всё новых и новых знаний. Он имеет общественно-исторический характер. Знание это та информация, которая переработана, преобразована человеком, определенным образом сформулирована и выражена тем или иным языком (речь, график, формула и т.д.)
Переход от незнания к знанию, а от него к новым знаниям и есть основное содержание познавательной деятельности. В процессе познания задействованы все способности человека, в том числе чувства (живое созерцание) и разум (мышление). В вопросе о роли и месте чувственного и рационального в познании существуют две прямо противоположные точки зрения – сенсуализм и рационализм. Сенсуалисты (от латинского «sensus” – чувство) считают, что решающая роль в познании принадлежит органам чувств. Таких взглядов придерживались Д. Локк, Л.Фейербах и другие. Рационалисты (от латинского «ratio» – разум, мышление) главной ступенью познания считали мышление (Декарт, Гегель и другие) Такой подход односторонен. Важны и чувства и разум. Первые доставляют разуму информацию. Разум ее обобщает и делает выводы. Каковы же ступени познания? Чувственное познание – это познание действительности с помощью органов чувств, нервной системы и мозга на основе их непосредственного контакта с объектами познания. Оно осуществляется в трех основных взаимосвязанных формах: - Ощущения – отражение в сознании человека отдельных сторон, свойств предметов и явлений, непосредственно воздействующих на органы чувств. Они являются компонентами более сложной формы. - Восприятие – это целостный образ предмета, явления, непосредственно данный в живом созерцании. Это синтез отдельных ощущений. - Представление – образное воспроизведение в человеческом сознании ранее воспринятого им объекта. Рациональное познание – это познание действительности на основе абстрактного мышления и логических рассуждений. – Понятие – форма мышления, обобщенно выражающая наиболее общие и существенные черты той или иной группы объектов (дерево).
– Суждение – форма мышления, в которой посредством логических соединений соответствующих понятий что-либо утверждается или отрицается (Киев – столица Украины). – Умозаключение – форма мышления, в процессе которого из одних суждений выводятся другие, новые суждения. (Например, - кислород – газ. Все газы сжижаемы. Следовательно - кислород сжижаем.) Рациональное связано не только с чувственным, но и с другими – внерациональными формами познания, такими как воображение, фантазия, интуиция. Формами умозаключения являются теории и гипотезы. Познание неразрывно связано с практикой. Она является основой познания. Практика является и целью познания. «Великая цель образования не знания, а действия на основе полученных знаний». Г. Спенсер. Практика – источник познания, так как дает ему фактический материал для обобщения и исследования, вооружает познание необходимой материальной базой. И, наконец, практика – критерий истины, путь к которой сложен, труден и противоречив. Постоянный спутник истины – заблуждение, то есть знание не соответствующее своему предмету. Истина – правильное, адекватное отражение действительности, воспроизведение ее такой, какова она есть, независимо от нашего сознания, то есть она всегда объективна. Например, - «Все тела состоят из атомов» – объективная истина. Но полная ли? В связи с этим различают две формы объективной истины: абсолютную и относительную. Первая – это предельно точное, полное, законченное знание объекта. Обладать ею целиком невозможно, ибо объективный мир, который она могла бы отражать, неисчерпаем и не остановим в своих изменениях. Вторая, то есть относительная истина, -тоже объективное, но не полное знание, которое впоследствии может дополняться. Она отражает объективную истину на определенном этапе исторического развития общества. Каждая относительная истина содержит в себе долю абсолютной. Вывод. Человеческие знания всегда относительны. Познание – это процесс смены одних относительных истин другими, более точными и полными. Абсолютная истина складывается из множества относительных, и, чем выше уровень нашего познания, тем полнее мы приближаемся к абсолютной истине. Но процесс этот бесконечен. Диалектика познания – от «живого созерцания» к абсолютному мышлению, а от него к практике – таков путь постижения истины.
II История и современность философии высветили два противоположных взгляда на развитие мира, два способа мышления – метафизику и диалектику. Метафизика рассматривает предметы и явления вне их взаимосвязи и развития. Диалектика рассматривает их во взаимодействии и развитии. Таким образом - диалектика - это наиболее полное и всестороннее учение о развитии. Её основными принципами являются: - принцип развития – особый вид изменений, отличающийся обязательными качественными преобразованиями и необратимостью. - принцип всеобщей связи, т.к. развитие осуществляется посредством взаимосвязи явлений между собой. Взаимодействие предметов и явлений выступает общей причиной их возникновения и развития; - принцип детерминизма, означающий, что все процессы и явления детерминированы, т.е. возникают, развиваются и уничтожаются закономерно, в результате действия определенных причин. Наиболее общие понятия, отражающие существенные закономерные связи между процессами и явлениями реальной действительности и познания, - называются категориями. Философские категории являются универсальными. Они отражают всеобщие свойства, связи предметов и явлений, то есть такие, которые присущи всем явлениям, предметам реального мира и познания без исключения. Взаимосвязь философских категорий проявляется в их «парности». Единичное и общее. Первое – это индивидуальные, неповторимые черты предмета, которые отличают его от всех других (в т.ч. и качественно подобных ему) материальных объектов. Второе – это общие черты, объединяющие самые различные объекты и делающие их в чем-то похожими друг на друга. Диалектика единичного и общего проявляется в их неразрывной связи и в тесном взаимодействии. Например, - новый образец одежды (единичное), став модным, превращается в общее. Окружающую действительность можно воспринимать на разных познавательных уровнях: с проникновением в суть или на поверхностном уровне. Поэтому различают следующую пару категорий сущность и явление. Сущность – это внутренняя основа вещи, её «душа», часто скрытая от взора, выражающая общий смысл объекта в целом. Явление – это внешнее отражение, то, чем данная вещь представляется. Это то, что лежит на поверхности, т.е. наблюдаемо. Их диалектика проявляется в том, что, с одной стороны, они едины: сущность обнаруживает себя через явления, а явление есть отражение сущности; с другой стороны, - они не совпадают друг с другом. Более того, явление может искажать сущность. (Например, - движение Солнца по небу создает неверное представление о его вращении вокруг Земли).
От сущности и явления следует отличать содержание и форму. Первое – это те основные элементы в их взаимосвязи, которые образуют данный предмет или явление. Второе – это структура, организация содержания, способ существования этого содержания. Содержание и форма существуют в единстве, однако это единство противоречиво, т.к. содержание это определяющая и более активная сторона, а форма – определяемая, более консервативная. В то же время форма имеет относительную самостоятельность, она активно воздействует на развитие содержания (например, - часы будут часами, если их содержанию придать определенную форму, т.е. определенную взаимосвязь деталей). Одним из важнейших типов всеобщей связи является причинно -следственная связь. В ней причина – это то, что вызывает следствие, а следствие – результат действия причины. В обыденной жизни определить причину бывает не так уж сложно. Например, - нагрев или охлаждение тел служат причиной изменения их агрегатного состояния. Однако, при решении сложнейших вопросов науки и философии, такой подход неприемлем. Причинность носит всеобщий характер. Нет и не может быть беспричинных явлений. Причина и следствие могут меняться местами. Для анализа развития необходимы ещё две пары категорий. Необходимость – это такаяоднозначная причинно-следственная связь, при которой данное явление – причина –обязательно влечет за собой определенное явление – следствие. Случайность – это такая причинно-следственная связь, при которой та или иная причина может вызвать (а может и не вызвать) любое из множества различных следствий. Возможность – это предпосылка возникновения какого-либо явления, а действительность – уже осуществленная возможность. Выделяют абстрактную и реальную возможность. Реальная – это такая возможность, для которой в данный момент есть все условия превращения её в действительность. Абстрактная – это такая возможность, которая в принципе осуществима, но в данных условиях не может быть реализована.
Всеобщность взаимосвязей и развития конкретизируется в основных законах диалектики. Первым среди них является закон единства и борьбы противоположностей. Он отвечает на вопрос: почему происходит развитие, т.е. вскрывает источник развития. Закон утверждает, что источником всякого развития является возникновение, нарастание и разрешение основных, внутренних противоречий, т.е. источником развития являются диалектические противоречия, – отношения единства и борьбы.
Закон перехода количественных изменений в качественные отвечает на вопрос: как происходит развитие, т.е. вскрывает механизм развития. Закон утверждает, что изменение качества объекта или процесса происходит тогда, когда накопление количественных изменений достигает определенного предела. Две стороны процесса или явления, – качество и количество, - тесно взаимосвязаны и в пределах меры существуют в единстве. Мера – это тот интервал количественных изменений, в рамках которых предмет остается самим собой, т.е. в своем качестве. При переходе меры наступает скачок, т.е. качественные изменения (например, - жидкость в пар или твердое вещество).
Закон отрицания отрицания отвечает на вопрос: в каком направлении идет развитие, т.е. показывает его направленность. Закон утверждает, что развитие природы и общества происходит, как бесконечная цепь диалектических отрицаний старого новым на основе преемственности, как частичное повторение старого, но уже на более высоком уровне и в новых формах, как в целом поступательное движение, но не по прямой и не по кругу, а по сложной их комбинации – как бы по ломанной спирали. Ш Высшей и основной формой познания является наука. Наука – это не только система знаний, но и деятельность, подчиненная производству знаний. Её главной целью является объяснение мира и производство нового знания: фундаментального и прикладного. Выявление закономерностей изучаемых феноменов обычно происходит по схеме: проблема – гипотеза – теория. Проблема – это то, что ещё не известно, но требует познания. Гипотеза – это форма знания, содержащая обоснованное предположение относительно сущности объекта. Она проходит проверку практикой, которая и служит критерием её истинности. Научное познание венчает теория. Теория – это форма научного знания, которая даёт всестороннее отображение закономерных и существенных связей исследуемого объекта. Научное познание не может обойтись без методов. Метод представляет собой систему принципов, приёмов и требований, которыми руководствуются в процессе познания. В арсенал методов и приёмов научного познания входят: - абстрагирование – мысленное отвлечение от несущественных сторон и свойств предмета, процесса или явления и сосредоточение внимания на главном, существенном. Например, чтобы сформулировать понятие «товар», необходимо во-первых – отвлечься от несущественных конкретных черт (веса, цвета и т.д.), во-вторых – выделить то общее и существенное, а именно, что эти продукты труда изготовлены для продажи; - анализ – разложение изучаемого объекта на составные части. Например, действие рыночного механизма рассматривают через спрос, предложение, цену и конкуренцию, т.е. через основные атрибуты рынка; - синтез – операция, объединяющая в целое части и тенденции объекта; - индукция – движение мысли от частного к общему. Например, - вода, нефть, спирт – упруги. Все они являются жидкостями. Значит жидкости – упруги; - дедукция – от общего к частному. Например, все металлы электропроводны. Медь – металл. Значит медь – проводник; - аналогия – установление сходства между объектами на основании некоторых признаков свойств; - моделирование – метод исследования, при котором объект исследования замещается другим объектом, находящимся в отношении подобия с первым; - наблюдение – это систематическое восприятие предметов и явлений, опирающееся на чувственные формы познания; - эксперимент – прием исследования, при котором объект ставится в точно учитываемые условия или искусственно воспроизводится с целью выяснения тех или иных свойств. В научном познании существуют два основных уровня: эмпирический – преобладает живое созерцание, и теоретический, при котором преобладают рациональные, абстрактно-логические формы. Таковы основные формы и методы научного познания. Общество ХХ1 века, судя по всему, будет поляризованным, ибо уровень знаний у разных людей станет различным. В связи с этим огромное значение приобретает самообразование. Не физический труд, а интеллектуальная осведомленность будет обеспечивать место человека в постиндустриальной цивилизации.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|