Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Семинар 6. Гендер фактор в истории и культуре, науке и образовании

Тематика семинарских занятий по курсу «Гендерология и феминология»

(3 курс специальность «психология»)

Семинар 1. Гендерология как наука. Предмет и метод феминологии. Гендер как общественный феномен.

Вопросы для обсуждения:

1. Гендерология как наука: предмет, объект, цели, методы, взаимосвязь с другими науками.

2. Объект, предмет, цели, задачи феминологии. Специфика категорий и принципов феминологии.

3. Соотношение понятий «пол» и «гендер». Биологическая, психологическая, социальная характеристики пола.

4. Понятийный аппарат науки: «гендер», «гендерный подход», «гендерная культура», «гендерный стереотип», «гендерная дискриминация».

5. Понятия «маскулинность» и «феминность».

 

Задания для самостоятельной работы:

  1. Составьте глоссарий по данной теме на листе формата А4 (не менее 10 терминов).
  2. Раскройте теорию полового диморфизма по Б.Ананьеву в презентации.

 

Доклады и рефераты:

1. Гендерная дискриминация в системе физической культуры и спорта.

2. Борьба феминизма с сексизмом.

 

Семинар 2. Становление гендерной идентичности

Вопросы для обсуждения:

1. Историческая, этнографическая, социокультурная характеристика полоролевой социализации детей. Формы сексуального поведения человека в раннем детстве, младшем школьном, подростковом и юношеском возрасте.

2. Норма и отклонение психосексуального поведения детей и подростков.

3. Агенты гендерной социализации. Гендерные стереотипы воспитания в белорусских семьях как основа возможной дискриминации в области образования, профессионального роста, семейных взаимоотношений. Воспроизведение родительских аттитюдов отношения к детям разного пола.

4. Влияние издержек системы образования на формирование гендерной идентичности.

5. Половая персонализация в современном обществе. Социальная профилактика и преодоление деформации в нравственно-половом развитии детей, подростков и молодежи.

Задания для самостоятельной работы:

  1. Постройте таблицу, отражающую историческую, этнографическую и социокультурную характеристики полоролевой социализации детей.

 

Доклады и рефераты:

  1. Сущность теории «Сексуальной нейтральности» А. Молля.

2. Теория сексуальности детства З. Фрейда.

Семинар 3. История развития общественной мысли о гендерных и половых различиях. Феминизм – социально-политическая теория.

Вопросы для обсуждения:

1. Идеи просветителей (Ж.Ж.Руссо, Ф.М.Вольтер, Д.Дидро и др.) о женском вопросе.

2. В.И.Ленин о фактическом равенстве женщин и мужчин.

3. История женского движения на западе. Ж.А.Кондорсе, Олимпия де Гуж о правах женщин и гражданок. Три «волны» феминизма. Осмысление гендерных проблем и критика патриархатной теории С. де Бовуар, Б. Фридан, К Миллет и др.

4. Эволюция общественных взглядов на положение женщины. Революционные демократы России о необходимости освобождения женщины (Н.Г.Чернышевский, Н.А.Добролюбов, Н.А. Некрасов и др.). Естествоиспытатели о равноценности женщин и мужчин (Э.Монтень, А.Бернетт и др.). А.М. Коллонтай о роли женщины в обществе и семье. Решения женского вопроса в советской Беларуси.

5. Развитие «женских исследований» и «гендерных исследований» в послесоветские годы. Перспективы развития феминизма в России и Беларуси в условиях трансформационных процессов, с учетом социально-политических, экономических и культурных особенностей.

6. Современные теории феминизма. Типологизация Д. Ритцера: теории гендерного различия, теории гендерного неравенства, теории гендерного угнетения.

 

Задания для самостоятельной работы:

  1. Раскройте (на выбор) взгляды известных деятелей на роль и положение женщины.

 

Доклады и рефераты:

  1. Олимпия де Гуж о правах женщин.
  2. Исторические корни гендерного неравенства.
  3. Гуманистические идеи концепции андрогинии С. Бэм.
  4. Гендерная проблематика книги «Второй пол» Симоны де Бовуар.
  5. Теория социального конструирования женского и мужского полов по Н. Хамитову.
  6. Гендерные характеристики полов в концепции Ш. Берн.

Семинар 4. Гендерные отношения в системе прав человека.

Вопросы для обсуждения:

1. Международные правовые основания защиты прав человека по половому признаку: основные Конвенции и Декларации.

2. Конвенция ООН «О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин» – гарант равноправного участия женщин в принятии решений в экономической, политической и культурной жизни общества. Характеристика «Третьего поколения прав человека».

3. Конвенции Международной организации труда (МОТ) о регламентации труда половозрастных групп.

4. Программы охраны здоровья мужчин и женщин Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ).

5. Характеристика гендерной политики в Российской Федерации и Республике Беларусь.

6. Законодательно Республики Беларусь в гендерном разрезе: двойственный характер льгот женщинам, гендерные аспекты пенсионного законодательства, законодательство об искоренении гендерного насилия.

 

Задания для самостоятельной работы:

  1. Составьте в хронологическом порядке список основных международных документов, регламентирующих гендерные отношения в системе прав человека.

 

Доклады и рефераты:

  1. Гендерный аспект в культурных и образовательных проектах ЮНЕСКО.
  2. Деятельность общественных организаций поддерживающих женщин в бизнесе.
  3. Актуальные проблемы Конвенции ООН «О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин» (1979).
  4. Пенсионное законодательство РБ: гендерный аспект.
  5. Права женщин в системе прав человека: международный аспект.

Семинар 5. Гендерный анализ общественно-политических процессов.

Вопросы для обсуждения:

1. Объективные и субъективные причины социально-экономических и политических позиций женщин в современном обществе.

2. Теория и практика привлечения женщин к общественно-политической деятельности.

3. Женское общественное движение в Беларуси: история и современность.

4. Женщина и политика. Современный портрет женщины-лидера, женщины-политика.

5. Женщины и правительственные структуры в Республике Беларусь. Сравнительный анализ политического статуса женщины в России и в Беларуси.

 

Задания для самостоятельной работы:

  1. Изобразите современный портрет женщины-лидера, женщины-политика (в виде презентации, схемы, таблицы и т.д.).

 

Доклады и рефераты:

  1. Роль женщин в экономике и общественно-политической жизни современной России.

2. Новые возможности самореализации современной женщины в современных социально-экономических условиях.

Семинар 6. Гендер фактор в истории и культуре, науке и образовании

Вопросы для обсуждения:

1. Пол, гендер и сексуальность в исторической ретроспективе.

2. Гендер в языке: понятие сексизма, роль гендерной коммуникации при внедрении гендерного подхода.

3. Роль СМИ в формировании общественного сознания о социальном статусе женщины и мужчины.

4. Репрезентация гендера в культуре. Гендерные аспекты различных видов творчества. Образы мужчин и женщин в детской литературе.

5. Женщины и мужчины в сфере образования: доступ к образованию, его содержание и формы организации, понятие «скрытого учебного плана».

Доклады и рефераты:

  1. Пути преодоления социальной дискриминации женщины.
  2. Виды женской дискриминации в современном обществе.
  3. Образ современной женщины в СМИ в РБ.
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...