Семинар 6. Гендер фактор в истории и культуре, науке и образовании
Тематика семинарских занятий по курсу «Гендерология и феминология» (3 курс специальность «психология») Семинар 1. Гендерология как наука. Предмет и метод феминологии. Гендер как общественный феномен. Вопросы для обсуждения: 1. Гендерология как наука: предмет, объект, цели, методы, взаимосвязь с другими науками. 2. Объект, предмет, цели, задачи феминологии. Специфика категорий и принципов феминологии. 3. Соотношение понятий «пол» и «гендер». Биологическая, психологическая, социальная характеристики пола. 4. Понятийный аппарат науки: «гендер», «гендерный подход», «гендерная культура», «гендерный стереотип», «гендерная дискриминация». 5. Понятия «маскулинность» и «феминность».
Задания для самостоятельной работы:
Доклады и рефераты: 1. Гендерная дискриминация в системе физической культуры и спорта. 2. Борьба феминизма с сексизмом.
Семинар 2. Становление гендерной идентичности Вопросы для обсуждения: 1. Историческая, этнографическая, социокультурная характеристика полоролевой социализации детей. Формы сексуального поведения человека в раннем детстве, младшем школьном, подростковом и юношеском возрасте. 2. Норма и отклонение психосексуального поведения детей и подростков. 3. Агенты гендерной социализации. Гендерные стереотипы воспитания в белорусских семьях как основа возможной дискриминации в области образования, профессионального роста, семейных взаимоотношений. Воспроизведение родительских аттитюдов отношения к детям разного пола.
4. Влияние издержек системы образования на формирование гендерной идентичности. 5. Половая персонализация в современном обществе. Социальная профилактика и преодоление деформации в нравственно-половом развитии детей, подростков и молодежи. Задания для самостоятельной работы:
Доклады и рефераты:
2. Теория сексуальности детства З. Фрейда. Семинар 3. История развития общественной мысли о гендерных и половых различиях. Феминизм – социально-политическая теория. Вопросы для обсуждения: 1. Идеи просветителей (Ж.Ж.Руссо, Ф.М.Вольтер, Д.Дидро и др.) о женском вопросе. 2. В.И.Ленин о фактическом равенстве женщин и мужчин. 3. История женского движения на западе. Ж.А.Кондорсе, Олимпия де Гуж о правах женщин и гражданок. Три «волны» феминизма. Осмысление гендерных проблем и критика патриархатной теории С. де Бовуар, Б. Фридан, К Миллет и др. 4. Эволюция общественных взглядов на положение женщины. Революционные демократы России о необходимости освобождения женщины (Н.Г.Чернышевский, Н.А.Добролюбов, Н.А. Некрасов и др.). Естествоиспытатели о равноценности женщин и мужчин (Э.Монтень, А.Бернетт и др.). А.М. Коллонтай о роли женщины в обществе и семье. Решения женского вопроса в советской Беларуси. 5. Развитие «женских исследований» и «гендерных исследований» в послесоветские годы. Перспективы развития феминизма в России и Беларуси в условиях трансформационных процессов, с учетом социально-политических, экономических и культурных особенностей. 6. Современные теории феминизма. Типологизация Д. Ритцера: теории гендерного различия, теории гендерного неравенства, теории гендерного угнетения.
Задания для самостоятельной работы:
Доклады и рефераты:
Семинар 4. Гендерные отношения в системе прав человека. Вопросы для обсуждения: 1. Международные правовые основания защиты прав человека по половому признаку: основные Конвенции и Декларации. 2. Конвенция ООН «О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин» – гарант равноправного участия женщин в принятии решений в экономической, политической и культурной жизни общества. Характеристика «Третьего поколения прав человека». 3. Конвенции Международной организации труда (МОТ) о регламентации труда половозрастных групп. 4. Программы охраны здоровья мужчин и женщин Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). 5. Характеристика гендерной политики в Российской Федерации и Республике Беларусь. 6. Законодательно Республики Беларусь в гендерном разрезе: двойственный характер льгот женщинам, гендерные аспекты пенсионного законодательства, законодательство об искоренении гендерного насилия.
Задания для самостоятельной работы:
Доклады и рефераты:
Семинар 5. Гендерный анализ общественно-политических процессов. Вопросы для обсуждения: 1. Объективные и субъективные причины социально-экономических и политических позиций женщин в современном обществе. 2. Теория и практика привлечения женщин к общественно-политической деятельности.
3. Женское общественное движение в Беларуси: история и современность. 4. Женщина и политика. Современный портрет женщины-лидера, женщины-политика. 5. Женщины и правительственные структуры в Республике Беларусь. Сравнительный анализ политического статуса женщины в России и в Беларуси.
Задания для самостоятельной работы:
Доклады и рефераты:
2. Новые возможности самореализации современной женщины в современных социально-экономических условиях. Семинар 6. Гендер фактор в истории и культуре, науке и образовании Вопросы для обсуждения: 1. Пол, гендер и сексуальность в исторической ретроспективе. 2. Гендер в языке: понятие сексизма, роль гендерной коммуникации при внедрении гендерного подхода. 3. Роль СМИ в формировании общественного сознания о социальном статусе женщины и мужчины. 4. Репрезентация гендера в культуре. Гендерные аспекты различных видов творчества. Образы мужчин и женщин в детской литературе. 5. Женщины и мужчины в сфере образования: доступ к образованию, его содержание и формы организации, понятие «скрытого учебного плана». Доклады и рефераты:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|