Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Правовые основы безопасности жизнедеятельности

 

Безопасность жизнедеятельности человека - это характеристика существования человека в конкретном месте его нахождения, что отражает сбалансированность между действиями причин, которые угрожают жизни человека или его здоровью и причин, препятствующих их последствиям.

Объективное наличие причин – «угроз» (или возможность их появления) обычно сопровождается развитием состояния тревоги личности (состояния надвигающейся тревоги). Однако, эта тревога является следствием не только угрозы физической жизни отдельной личности. Для большинства жителей Земли ощущение небезопасности связано с проблемами повседневной жизни (защита жилища, здоровья, рабочего места, благосостояния и т. п.), а не боязни глобальных катастроф или международных конфликтов. Отсюда и широкий диапазон особых требований к безопасности: от защиты от грабителей до непродуманных экономических и политических решений на уровне государства.

Обучение вопросам БЖД - это общеобразовательный процесс, имеющий целью приобретение учащимися знаний и опыта, которые способствуют корректировке отношения человека к собственной безопасности и его окружению, развивают практические навыки по действиям самозащиты в условиях возрастающих психологических нагрузок.

В жизни современного человечества все большее место занимают заботы, связанные с преодолением кризисных явлений, возникающих по ходу развития земной цивилизации. На современном этапе подобные явления стали более частыми, масштабными и опасными. Их последствия стали рассматривать как чрезвычайные ситуации.

Поэтому важной государственной функцией являлась и является защита населения и национального достояния от последствий чрезвычайных ситуаций.

Долгое время эту функцию выполняла система гражданской обороны. В основном она была нацелена на решение задач военного времени, рассматривая свое участие в борьбе с авариями и стихийными бедствиями как дополнительную задачу. И лишь в 1987 году на нее были официально возложены задачи мирного времени.

Однако на практике действия ГО в крупномасштабных чрезвычайных ситуациях мирного времени оказались недостаточно эффективными. Созданный в ноябре 1991 года Государственный комитет по делам гражданской обороны, возглавил созданную в апреле 1992 г. систему предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (СЧС).

Объединив усилия ведомств и территорий в единую систему, мы получили возможность решать проблему безопасности населения и производств комплексно, путем проведения единой государственной политики в этой области.

Возложенные официальные задачи и анализ ее реальной роли в ЧС различного происхождения позволяют сделать вывод о том, что эта роль сводится к трем целевым функциям системы:

- предупреждение возникновения ЧС;

- снижение потерь и ущерба от ЧС;

- ликвидация последствий ЧС.

Если удается в достаточной степени выполнить эти целевые функции, государственная, общественная потребность в СЧС будет удовлетворена.

СЧС объединила органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Организация, состав сил и средств, порядок деятельности функциональных подсистем СЧС определены положениями о них, утвержденными руководителями соответствующих федеральных органов исполнительной власти по согласованию с Министерством Украины по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

Человеку, на протяжении его жизни, постоянно приходится сталкиваться с различными сложными ситуациями: дома, на работе, на улице, на отдыхе и т. д. Каждый человек будет реагировать на ту или иную ситуацию по разному, однако существует ряд правил поведения которые действуют и были неоднократно проверены временем. Одно из таких правил, на мой взгляд одно из главных, это в любой сложной ситуации не поддаваться панике.

Существуют правила поведения в той или иной ситуации. Как, например, вести себя при пожаре, при радиоактивном и химическом заражении, в зоне инфекционного заражения, при землетрясениях и т. д. Естественно, что невозможно полностью обезопасить себя даже зная эти правила, поскольку в каждом конкретном случае будут свои особенности и тонкости, но можно уменьшить риск возникновения, а если уже случилась ЧС, то постараться с наименьшими потерями для себя и окружающих выйти из нее.

Например, при землетрясении происходит разрушение зданий, коммуникаций, возможна гибель людей. Само по себе землетрясение это уже ЧС. При этом могут возникать и др. ЧС - второстепенные, радиационной или химическое заражение (при разрушении АЭС и химических предприятий), возникновение инфекционных заболеваний из-за нарушения сантехнических коммуникаций, водоснабжения, распространения грызунов и т.д.

Анализ аварий и катастроф за последние 10-15 лет показывает, что происходит накопление потенциальных опасностей природных и техногенных катастроф. Их число постоянно растет (40 % всех ЧС прошлого столетия произошло за 2 последних десятилетия) и все более разрушительными становятся последствия.

Поэтому наше государство в силу сложившихся обстоятельств, пережитых потрясений от крупномасштабных ЧС в числе первых осознало опасность указанных тенденций и подняло проблему защиты человека и общества от нарастающей угрозы природных и техногенных катастроф на уровне государственной политики.

Осуществление этой функции возложено на единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (СЧС). Сегодня можно сказать, что в целом СЧС создана, функционирует и не раз уже доказала свою эффективность и общественную значимость, готовность к экстренному реагированию на различные ЧС.

Уроки чернобыльской, спитакской и др. катастроф века, увеличение тяжести последствий ЧС, их трансграничный характер, появление новых видов гуманитарных бедствий привели мировое сообщество к пониманию необходимости международной координации деятельности по их предупреждению и ликвидации. К этому же подталкивает и фактор экологической зависимости государств и целых регионов. Жизнь потребовала мобилизовать международные усилия для преодоления ЧС с наименьшим ущербом для человека и окружающего его мира.

Вся деятельность СЧС организуется и проводится в рамках международного сотрудничества. Так в 1996 г. 10-12 сентября в Москве состоялась 12-я Генеральная Ассамблея Международной организации гражданской обороны (МОГО). Генеральная Ассамблея рассмотрела и приняла программу своей деятельности на 1997-1998 гг.

МЧС уделяет много внимания международному сотрудничеству.

Деятельность МЧС, профессионализм спасателей высоко оценен руководством ряда государств. 12-я Генеральная Ассамблея МОГО также высоко оценила деятельность МЧС Украины.

В соответствии с Законом “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера”, определены основные нормативно-правовые понятия, цели и задачи безопасности жизнедеятельности.

Статьей 3-й определено, что целями настоящего закона являются: предупреждение возникновения и развития чрезвычайных ситуаций; снижение размеров ущерба и потерь от чрезвычайных ситуаций; ликвидация чрезвычайных ситуаций.

А 1-й статьей закона определены основные понятия:

Чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения.

Ликвидация чрезвычайных ситуаций - это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов.

Зона чрезвычайной ситуации - это территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация.

Статья 4 определены цели и задачи СЧС.

Обеспечение безопасности и защиты интересов личности и общества от ЧС, вызванных стихийными бедствиями, авариями, катастрофами и т. д. возложено на единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (СЧС) объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Основными задачами СЧС являются:

разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и повышение устойчивости функционирования организаций, а также объектов социального назначения в чрезвычайных ситуациях;

обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях;

прогнозирование и оценка социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций;

создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; ликвидация чрезвычайных ситуаций; осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, проведение гуманитарных акций;

реализация прав и обязанностей населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, а также лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации;

международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, Принципы построения, состав сил и средств, порядок выполнения задач и взаимодействия основных элементов, а также иные вопросы функционирования СЧС определяются законодательством, постановлениями и распоряжениями Правительства.

Статья 15. На органы управления СЧС возлагается ответственность за решение вопросов, связанных с перевозкой членов общественных объединений к зоне чрезвычайной ситуации и обратно, организацией размещения, питания, оплаты труда, материально-технического, медицинского и других видов обеспечения их деятельности в этих условиях,

Участники ликвидации чрезвычайных ситуаций от общественных объединений должны иметь соответствующую подготовку, подтвержденную в аттестационном порядке.

Министерство Чрезвычайных Ситуаций (МЧС) постоянно проводит планомерную работу по совершенствованию сил и средств для предупреждения и ликвидации ЧС.

МЧС является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим управление СЧС, штабом, координирующим усилия органов государственной исполнительной власти всех уровней, органов местного самоуправления и соответствующих сил в сфере ГО, предупреждения и ликвидации ЧС.

Работа министерства в области защиты населения и территории от ЧС ведется по 3 основным направлениям:

осуществление комплекса мер по уменьшению риска возникновения ЧС и ущерба от них;

обеспечение постоянной готовности органов управления, сил и средств к выполнению возложенных на них задач мирного и военного времени;

оперативное реагирование на ЧС.

Статья 8. Президент Украины в соответствии с Конституцией и законами определяет основные направления государственной политики и принимает иные решения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; вносит на рассмотрение Совета Безопасности и принимает с учетом его предложений решения по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также по вопросам преодоления их последствий; вводит при чрезвычайных ситуациях на территории Украины или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение; принимает решение о привлечении при необходимости к ликвидации чрезвычайных ситуаций Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований.

Статья 10. Правительство Украины на основании Конституции, законов и нормативных актов Президента определяет задачи, функции, порядок деятельности, права и обязанности федеральных органов исполнительной власти в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, осуществляет руководство единой государственной системой предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; устанавливает и контролирует процесс производства, режим хранения, условия перевозки и порядок использования радиоактивных и других особо опасных веществ, соблюдение при этом необходимых мер безопасности; устанавливает классификацию чрезвычайных ситуаций и полномочия исполнительных органов государственной власти по их ликвидации; принимает решения о непосредственном руководстве ликвидацией чрезвычайных ситуаций и об оказании помощи в случае их возникновения; определяет порядок привлечения Войск гражданской обороны к ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Статья 11. Органы государственной власти, органы местного самоуправления:

осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам защиты и действиям в указанных ситуациях;

принимают решения о проведении эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях и обеспечивают их проведение;

обеспечивают своевременное оповещение и информирование населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций;

организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы, а также поддерживают общественный порядок в ходе их проведения; при недостаточности собственных сил и средств обращаются к Правительству Украины за оказанием помощи;

осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

содействуют устойчивому функционированию организаций в чрезвычайных ситуациях;

создают при органах исполнительной власти и органах местного самоуправления постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Статья 14. Организации обязаны:

планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций;

планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в чрезвычайных ситуациях;

обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обучение работников организаций способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях в составе невоенизированных формирований;

создавать и поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях;

обеспечивать организацию и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ на подведомственных объектах производственного и социального назначения и на прилегающих к ним территориях в соответствии с планами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

финансировать мероприятия по защите работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций;

создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

предоставлять в установленном порядке информацию в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также оповещать работников организаций об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций.

Для участия в ликвидации последствий ЧС могут привлекаться специально подготовленные силы и средства Вооруженных Сил Украины, других войск и воинских формирований (определяется Президентом на основании закона), а также силы и средства органов внутренних дел и органов внутренних дел субъектов (в соответствии с законами и иными правовыми документами) (ст. 16 и 17).

Статья 18. Граждане Украины имеют право:

на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций;

использовать средства коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и организаций, предназначенное для защиты населения от чрезвычайных ситуаций;

быть информированными о риске, которому они могут подвергнуться в определенных местах пребывания на территории страны, и о мерах необходимой безопасности;

обращаться лично или подавать коллективную заявку в государственные органы и органы местного самоуправления по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

участвовать в установленном порядке в мероприятиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций;

на медицинское обслуживание, компенсации и льготы за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций;

на бесплатное государственное социальное страхование, получение компенсаций и льгот за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций;

на пенсионное обеспечение в случае потери трудоспособности в связи с увечьем или заболеванием, полученным при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в порядке, установленном для работников, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья;

на пенсионное обеспечение по случаю потери кормильца, погибшего или умершего от увечья или заболевания, полученного при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в порядке, установленном для семей граждан, погибших или умерших от увечья, полученного при выполнении гражданского долга по спасению человеческой жизни, охране собственности и правопорядка.

Статья 19. Граждане Украины обязаны:

соблюдать законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

соблюдать меры безопасности в быту и повседневной трудовой деятельности, не допускать нарушений производственной и технологической дисциплины, требований экологической безопасности, которые могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций;

изучать основные способы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, приемы оказания первой медицинской помощи пострадавшим, правила пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты;

выполнять установленные правила поведения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций;

при необходимости оказывать содействие в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Статья 29. Если международными договорами Украины установлены иные правила, чем те, которые содержатся в законодательстве в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, то применяются правила международных договоров.

Вывод:

Проблема предотвращения возникновения катастроф, смягчения их последствий и ликвидации весьма актуальна сегодня не только для Украины, но и для всего человечества. Это обусловлено ежегодным увеличением количества, масштабов катастроф, ростом людских и материальных потерь, которое несет человечество, что сдерживает развитие цивилизации, а в некоторых случаях ставит под угрозу существование человечества.

Поэтому современное понимание безопасности граждан значительно расширилось и включает надежное представление необходимых им условий для жизни, развития и самовыражения, гарантий гражданских прав и социальной защищенности.

Как показывает анализ, обеспечение безопасности в ЧС может быть осуществлено разными путями. Наиболее эффективный из них - снижение вероятности возникновения, уменьшение возможных масштабов и тяжести последствий аварий, природных и природно-техногенных катастроф путем воздействия на потенциальные источники опасности.

На определенном уровне управления усилиями человека, общины, государства, мирового сообщества можно предотвратить возникающие катастрофы или смягчить их последствия, осуществить ликвидацию последних. В этом направлении проделана значительная работа как в Украине, так и в странах мирового сообщества, создано необходимое правовое, нормативное и организационное поле в этой области.

Мы должны быть уверены в том, что дальнейший научный поиск поможет человечеству найти способ решить глобальные проблемы, несущие угрозу его существованию, что управление рисками катастроф будет постоянно совершенствоваться


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...