Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Воспитание привычек и навыков.

К.Д.Ушинский «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии». – Привычки.

Нравственное и педагогическое значение привычек.

К.Д.Ушинский говорит о том, что привычки в жизни человека имеют громадное значение, подтверждая свои мысли словами Аристотеля, Бэкона, Макиавелли, но при этом подмечает, что в отношении ее нравственного и педагогического значения существуют большие разногласия. Английское воспитание ставит на первый план сообщение детям добрых привычек; германское – не придает им такой важности. К.Д.Ушинский же считает, что привычка может сыграть как хорошую, так и дурную службу, обращаясь к словам Шекспира, который называет привычку то чудовищем, пожирающим чувства человека, то его ангелом-хранителем.

Наблюдая за разнообразием людских характеров, мы видим, что добрая привычка есть нравственный капитал, положенный человеком в свою нервную систему. От употребления капитал привычки постоянно возрастает, позволяя рациональнее использовать силу сознательной воли. Такая привычка, обратившись в бессознательно выполняемую потребность, помогает человеку экономить силы и время. Но если хорошая привычка есть нравственный капитал, то дурная – напротив, нравственный невыплаченный заем, который в состоянии довести человека до нравственного банкротства. Главная проблема - избавиться от такой привычки очень трудно, так как, устанавливаясь понемногу в течение долгого времени, для искоренения ее понадобится так же много душевных сил и времени.

Автор говорит о том, что следует различать два типа характера: природный (люди, для которых все хорошее является природным влечением) и выработанный самим человеком (люди, которые сознательно всю свою жизнь борются с дурными врожденными наклонностями и постепенно создают себе добрый, хоть и искусственный характер). Пока жив человек, он может измениться и из глубочайшей бездны нравственного падения стать на высшую ступень нравственного совершенства.

По словам К.Д.Ушинского, наследственные наклонности, распространяясь и наследственно, и примером, составляют материальную основу народного характера. Великие люди народа и великие события его истории могут быть названы учителями народа. Следует заметить, что изменения народного характера происходит крайне медленно, под влиянием исторических событий.

В заключение этой части главы автор говорит о значении навыка, и отмечает, что если бы человек не имел способности к навыку, то не мог бы продвинуться ни на одну ступень в своем развитии.

Воспитание привычек и навыков.

Воспитание, вполне оценившее важность привычек и навыков и строящее на них свое здание, строит его прочно. Привычка позволяет воспитателю вносить те или другие свои принципы в характер воспитанника, в его нервную систему, в его природу. Сила привычки значительна не только в воспитании характера, но и в образовании ума. В этом случае следует иметь в виду навык. Например, учение чтению и письму. Далее речь пойдет об укоренении или искоренении привычки.

Привычка укореняется повторением какого-нибудь действия до тех пор, пока действие не станет рефлективным. Повторение это, особенно вначале, должно быть по возможности чаще; но при этом нужно иметь в виду свойство нервной системы уставать и возобновлять свои силы. Периодичность действий есть одно из существенных условий установления привычки, потому что эта периодичность заметна во всей жизни нервной системы. Обязательно следует устраивать перерывы в учебных занятиях. Но новый период учебы должен необходимо начинаться повторением пройденного. Для укоренения привычки требуется время.

Привычки и навыки, укореняемые нами в воспитанниках, должны быть не только полезны для них, но и необходимы. Учитель старших классов, чтобы не вводить учеников в заблуждение, обязательно должен учитывать привычки, укорененные учителем младших классов. Если мы хотим вкоренить какую-нибудь привычку или какие-нибудь новые навыки в воспитаннике, мы должны зрело обдумать образ действий и представить его в простом, ясном, по возможности коротком правиле и потом требовать неуклонного выполнения этого правила. Правил этих одновременно должно быть как можно меньше, чтобы воспитанник мог легко исполнять их, а воспитатель легко следить за их исполнением. Природа наша не только приобретает привычки, но и приобретает наклонность приобретать их, и если хоть одна привычка установится твердо, то она проложит дорогу и к установлению других однородных.

При укоренении привычки ничто так сильно не действует, как пример. Первое установление каких-нибудь правил в учебном заведении не легко; но если они раз уже в нем твердо установятся, то вновь поступающее дитя, видя, как все неуклонно исполняют какое-нибудь правило, не подумает ему противиться и быстро усваивает полезную ему привычку. Важно, чтобы воспитатели следовали единым требованиям к воспитанникам. Рассчитывать на это можно только тогда, если воспитатель невольно подчиняется общественному мнению в отношении воспитания и преданиям, в которых он сам воспитан (школы Запада). Эти правила берут свое начало еще во времена, когда школа была церковным учреждением. Словом, на Западе школа есть вполне общественное, исторически выросшее явление. Эта историчность придает школе воспитательную силу, не смотря на перемену воспитателей. Можно также рассчитывать на единство в направлении воспитателей, если они сами вышли и продолжают выходить из одной и той же педагогической школы (Педагогические семинарии в Германии).

Часто приходится воспитателю не только укоренять привычки, но и искоренять уже приобретенные. Это намного труднее и требует больше обдуманности и терпения. Привычка искореняется или от недостатка пищи, то есть от прекращения тех действий, к которым вела привычка, или другой же противоположной привычкой. По возможности следует использовать оба этих средства одновременно. При искоренении привычки следует вникнуть, отчего привычка произошла, и действовать против причины, а не против последствий. Искоренение привычки нужно предпринимать постепенно, так как слишком крутое искоренение привычки может возбудить в воспитаннике ненависть к воспитателю, развить в нем скрытность, хитрость, ложь и саму привычку обратить в страсть. Многие привычки действуют заразительно.

В заключение главы К.Д.Ушинский говорит о том, что всякая укореняемая привычка должна быть полезна, разумна, необходима, а всякая искореняемая должна быть вредна. Но здесь возникает вопрос: нужно ли объяснять ребенку пользу или вред привычки, или должно только требовать от него выполнения тех правил, которыми укореняется или искореняется привычка? Вопрос этот решается в зависимости от возраста и развития воспитанника.

«Привычка есть сила, - говорит Джемс Керри, - которую мы не можем призвать или не призвать к существованию. Мы можем употреблять или злоупотреблять этой силой, но не можем предотвратить ее действий, не можем помешать образованию в детях привычек: дети слышат, что мы говорим, видят, что мы делаем, и подражают нам неизбежно. Взрослые не могут не иметь влияния на природу дитяти; а потому лучше иметь сознательное и разумное влияние, нежели предоставить все дело случаю…»

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...