Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Новые формы религиозной жизни в среде байкеров

Медведева К.С., студентка 2 курса магистратуры НИУ-ВШЭ (СПб),

e-mail: ksenia-medvedeva@yandex.ru

 

Рис. 1–3. Богослужение MotorradGottesdienst. MoGo-фестиваль в Гамбурге, 2010–2011 гг.

Первый мотоклуб в мире появился в 1903 г. в США, хотя большинство клубов появилось там же после Второй мировой войны в 1960-е гг. Религиозное ответвление мотокультуры в Европе давно не вызывает удивления. В Германии, например, под эгидой лютеранской церкви организуются масштабные мотоциклетные акции: ежегодные байкерские богослужения MoGo собирают до30 000 мотоциклистов.

В России мотокультура только начинает развиваться. Первые мотоклубы возникли как калька с западных в 1980-е гг., но уже обрели свои специфические особенности и часто стремятся позиционировать себя как российские [Официальный сайт мотоклуба «Ночные волки»].

Некоторые отечественные клубы говорят о российском мотодвижении как о движении, порожденном мировой тенденцией, но взращенном на национальной основе, поддерживающем русские традиции. Естественным процессом стало впитывание частью из них православия как доминирующей религии и появление проправославных мотоклубов, что часто находит отражение в их названии, уставе, клубных традициях и пр. Так, например, в 2009 г. члены московского клуба Wolf Brothers освятили свои мотто-колесницы в одном из храмов г. Мценска, а потом совершили свое первое паломничество на скит священномученика Кукши в Мценском районе. Следом было принято решение о выборе священномученика небесным покровителем своего клуба. На открытие мотосезона-2010 братья-байкеры получили подарок от своих друзей – православного братства из Мценска – написанную специально для клуба икону Кукши.

Переплетение православия и мотодвижения порождает новые специфические практики, которые уже успели закрепиться в культуре, среди них: крестные ходы на мотоциклах, мотомолебны, мотопаломничества, о которых пойдет речь в этой работе.

С научной точки зрения мотокультура в России изучена слабо. Первая причина состоит в том, что она находится на стадии формирования и еще не приняла такие развитые формы, как в Европе. Вторая причина – закрытость мотообъединений. Тем не менее, этот феномен заслуживает академического внимания, т.к. под его влиянием возникают новые культурные явления в искусстве, кино, моде, литературе, новые виды деятельности. Формы взаимодействия мотоклубов и церкви, а точнее новые религиозные практики в мотосреде и церковной жизни стали предметом данного социологического исследования. Задачами исследования является:

1. выделить причины возникновения новых форм взаимодействия в мотосреде и церковной жизни

2. изучить специфику новых религиозных практик в мотосреде и церковной жизни на примере ситуации в Санкт-Петербурге.

Исследование проводилось с использованием методов наблюдения (ведение полевого дневника и анализ артефактов – фото- и видеоматериалов, материалов Интернет-сайтов) и интервью. Всего было взято 11 интервью с членами мотоклубов и священнослужителями-друзьями этих клубов.

 

Современная церковь

Совместные акции и мероприятия мотоклубов и церкви освещаются как светскими, так и церковными СМИ, которые создают положительный образ дружбы мотоклубов и священников, попутно развеивая мифы и стереотипы о байкерах и создавая представление о современной церкви.СМИ активно демонстрирует то, как известные политические и церковные деятели одобряют патриотические и православные акции, проводимые мотоклубами [Русский обозреватель, 2011] [Седмица, 2010].

Причины для подобного симбиоза различны. У современной церкви есть необходимость показать, что в ней происходит что-то новое, современное. Один из респондентов отмечает, что «явление привлекает журналистов, поскольку люди устали от того, что церковь – лавка древностей. Они хотят, чтобы в церкви происходило оживление какое-то» (священник, 42 года). Церковь стремится показать, что она не музей, а живой организм, что церковная жизнь может быть интересной, насыщенной, яркой. Это взаимодействие необычно для людей, привлекает журналистов. Например, в одном из мотоклубов России большинство интервью лидера клуба посвящены именно теме их дружбы со священником, который является членом этого клуба.

Совместные мероприятия мотоклубов и церкви демонстрируют сокращение дистанции между церковью и обществом, которое несколько десятилетий назад сложно было бы себе представить. Один из респондентов, священник, отмечает, что мир изменился, а церковь как консервативный аппарат не изменилась. Для многих эти мероприятия являются примером прогрессивного явления в церкви, которое сокращает пропасть между церковной и светской жизнью. Один из членов мотоклуба так объясняет подобные действия церкви: «Дело в том, что РПЦ … сейчас пытается вернуть утраченные себе позиции, ниши все заполнить» (лидер мотоклуба, 40 лет).

Дистанция между церковью и обществом связана с проблемой привлечения молодежи в церковь. На сайте РПЦ МП указано, что решение этой проблемы – важная задача современной церкви [Официальный сайт Московского Патриархата]. Мотоклубы служат средством миссионерской деятельности, популяризации церкви для привлечения молодежи. Совместные мероприятия формируют новый образ человека в церкви, т.к. байкер в церкви – это новый тип прихожанина: современный, активный мужчина.

Подобные мероприятия формируют новый образ мотоциклиста, образ современного прихожанина, а также образ современного служителя церкви: «если ничем не заниматься таким активным видом спорта, то можно превратиться в медузу. Стать классическим толстым попом» (священник, 48 лет). Получается, что неклассический современный священнослужитель может заниматься спортом, ездить на мотоцикле и т.д. Еще одна характеристика современного священника – это священник, который вышел за церковную ограду, открыт к налаживанию отношений с различными организациями, объединениями. Совместные с мотоклубами акции и мероприятия, о которых пойдет речь далее, это наглядно демонстрируют.

 

Церковь как проводник и сумма капиталов

Церковь во многих отношениях привлекательна и интересна для мотоциклистов. Для членов мотоклубов общение со священниками, совместные мероприятия и акции – это, во-первых, способ знакомства с православием. Церковь в таком виде становится им доступнее. Именно к «своему батюшке», как называют священника, который является другом клуба, впоследствии обращаются мотоциклисты, часто впервые в жизни, для совершения церковных таинств и по различным духовным вопросам. «Вчера полпраздника я провел в пастырских беседах. …Я все время слышал: «Отец В., можно вас на минутку», – так один петербургский священник отметил 23 февраля в дружественном мотоклубе.

Во-вторых, члены клуба часто имеют связи в различных сферах общества, поэтому социальный капитал клуба обычно довольно значительный, еще богаче так называемый «расширенный социальный капитал» – наличие у клуба «партнерских организаций» и связи с теми людьми, которые в клуб не входят, но являются его друзьями. В число этих друзей входят священники, которые также имеют много связей, знакомств, высокий статус и, что едва ли не самое важное, являются носителями богатого культурного капитала: в лице священника предстает целый социальный институт с четкой системой ценностей, частично пересекающейся с этическими идеалами, сформированными в мотокультуре.

В-третьих, поддержание отношений с церковью в некоторой степени легитимирует позицию клуба как российского, демонстрирует его патриотизм и приверженность к традиционной культуре. Так, в приветствии на сайте старейшего российского мотоклуба указано, что это клуб «с российским лицом и традициями», который опирается на «Православные корни и историю своей страны» [Официальный сайт мотоклуба «Ночные волки»]. Вероятно, конструирование собственной идентичности через систему указанных выше традиционных ценностей и привело к появлению мотообъединений, развивающих православную и\или военно-патриотическую тему.

 

Религиозные практики в мотосреде

Редки случаи, когда представители мотоклубов являются прихожанами какой-то церкви. Обычно религиозная жизнь этих людей, как и большинства жителей страны, проявляет себя в нерегулярном посещении разных храмов. В Санкт-Петербурге участие членов мотоклубов в жизни прихода «своего батюшки» также носит нерегулярный, единичный характер. Обычно оно сводится к обсуждению совместных мероприятий и участию в церковных праздниках и\или праздниках общины, на которые их приглашает священник или пастор. Эти приглашения принимаются с разной мотивировкой: «кто идет за чем: кто-то идет молиться, действительно стоять со свечкой, я, бывает, иду выпить винца, поглазеть и отдать долг дружбы, потому что праздник нашего друга – ну праздник нашего друга» (лидер мотоклуба, 40 лет).

В работе У.Сильвермена «Некоторые законы социологии религии» [Silverman, 1993] приводятся наблюдения, которые обобщают опыт полевых исследований. Так, например, появление христианской метал-музыки и байкеров-евангелистов в США объясняется наблюдением, согласно которому привлекательные элементы светской культуры будут адаптироваться религиозными группами. В данном случае вполне справедливо и обратное утверждение: привлекательные элементы религиозной культуры адаптируются светскими объединениями. Так на стыке светской и религиозной жизни появляются новые формы искусства в кино (например, такой поджанр, как «байкерское кино»), моде, стиле (аксессуары, наклейки, нашивки христианских мотоциклистов), литературе («Библия для байкеров»), а также такие новые культурные формы, как крестные ходы на мотоциклах, мотомолебны, мотопаломничества.

Новые явления в жизни требуют именования. Лексика российских байкеров, отражая концептосферу этого сообщества, со всей очевидностью показывает значимость понятия «мотоцикл». Слова, начинающиеся на «мото», – это один из способов номинации в языке байкеров, одна из особенностей вербализации базовых концептов данной субкультуры, возможности отображения мировоззренческих установок и ценностных ориентиров представителей субкультуры [Андреев, 2009]. Для мотоциклиста важно, чтобы окружающие его явления был в «мототеме», поэтому появляются такие названия новых для этой культуры явлений, как «мотомолебны», «мотопаломничества», «мотокрестные ходы». Священники те же самые явления называют по-своему, например, «мотомолебну» предпочитают «молебен на начало сезона» (имеется в виду мотоциклетный сезон), при этом иногда используют терминологию мотоциклистов: «Мотомолебен – неудачное название, хотя я тоже его употреблял, чтоб было понятно ребятам на мотосовете, там все у нас «мото», чтобы было понятно, что это не просто молебен, а для мотоциклистов» (священник, 52 года)

 

Мотомолебны и байкерские богослужения

Рис. 4–5. Молебен на начало сезона, 2010 г.

В одном из храмов Санкт-Петербурга уже четвертый год проходят так называемые «мотомолебны», или «молебны на начало сезона», в которых участвуют члены разных мотоклубов. Он обычно проводится один-два раза перед открытием мотосезона в зависимости от возможности всех желающих приехать в назначенное время. Молебен проходит как молитва перед началом всякого дела в церкви и завершается освящением мотоциклов на улице. Молебен 2012 года собрал около 40 мотоциклистов как из петербургских мотоклубов, так и free-райдеров, не являющихся членами какого-либо клуба.

Рис. 6. Первое байкерское богослужение в лютеранской церкви Санкт-Петербурга, 2010 г.

Летом 2010 г. в одной из лютеранских церквей состоялось байкерское богослужение. Сотни немецких байкеров приехали в Санкт-Петербург к своему соотечественнику, пастору лютеранской церкви, в которой и прошло байкерское богослужение. «Крест из шлемов, выложенный на ступенях алтаря, современное музыкальное оформление, кожаные куртки, татуировки, цепи и заклёпки на одежде собравшихся в большом церковном зале людей – всё это создавало атмосферу байкерского богослужения» [Лосева, 2010]. Планировалось провести его под открытым небом возле церкви, почти в центре города, на манер германских христианских мотослетов – с молитвой, концертной программой и мотошоу. Разные источники называют свои причины, почему этого не произошло. На следующий день при поддержке правительства города и журнала для мотоциклистов немецкие и российские байкеры приняли участие в пробеге «Свеча памяти», о котором будет сказано ниже. Байкерское богослужение больше не проводилось.

 

Мотопаломничества

Мотокультура – это культура движения, перемещения, поездок. В последнее время появилась такая разновидность путешествий, как мотопаломничества – посещение святых мест на мотоциклах. Среди петербургских мотоциклистов поездки по святым местам пока не стали популярны, однако члены мотоклубов являются традиционными участниками поездок по местам памяти: захоронениям и мемориалам, связанным со Второй мировой войной. Это акции «Свеча памяти» и «Мир и память». Американская социолог Дж.Дубиш говорит о подобных мотопутешествиях по местам памяти как новой форме паломничества. В ее книге аналогичная акция в Америке, проходившая без участия представителей церкви, была названа «светским паломничеством» [Michalowski, Dubisch, 2001].

В России подобный пробег с участием священников – это одновременно политическая акция, паломничество, социальная конструкция памяти. У разных российских мотоклубов уже есть опыт перевозки икон «мотокрестным ходом», установки поклонных крестов у дорог и др. Поездки обычно сопровождаются священником, на их проведение заручаются благословением церковных властей. В программу традиционно входит молебен, освящение мотоциклов, посещение святынь, экскурсии, участие в богослужениях.

Рис. 7–8. Акция «Свеча памяти», 2010–2011 г.

Акция «Свеча памяти» проходит в 20-х числах июня. В ее программу входит возложение венков к могилам защитников Ленинграда на Невском плацдарме, панихида по павшим советским воинам, а затем поминовение павших воинов и всех жертв войны в селе Сологубовка, где находится немецкое воинское захоронение и загородный храм православного священника, организатора этой акции. «Мне кажется, «Свеча Памяти» привнесла свою часть в важную идею в питерском мотодвижении – увековечения памяти защитников Отечества, памяти о Великой Отечественной войне» [Мотомания 2010], – считает священник-организатор этой акции.

Рис. 9–10. Мотопробег «Мир и память». Встреча российской делегации с Президентом Германии, 2011 г.

Мотопробег «Мир и память» проходил один раз в июне 2011 г. и, по словам организаторов, планируется к проведению в этом году. В пробеге приняло участие около 60 представителей различных петербургских мотоклубов и три священника. Организаторами акции стали православный священник, заручившийся благословением митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира, и пастор лютеранской церкви. В Германии к российским мотоциклистам присоединились немецкие байкеры, в Гамбурге прошло экуменическое богослужение в церкви св. Николая. Там же мотоциклисты приняли участие в крупнейшем в Европе богослужении для байкеров Mogo, где Россия впервые была представлена целой делегацией. В программе были встречи с председателями отдела Евангелической церкви по экуменизму и работе за границей, посещение музеев, мемориалов войны, кладбищ. Финал поездки – торжественное богослужение, посвященное мотопробегу примирения, в Берлине, прием у Президента Германии, который оценил эту акцию как дело примирения и дружбы между двумя народами [Вестник лютеранских церквей, 2011]. Пастор лютеранской церкви говорит о мотопробеге как об экуменическом туре примирения, знаке примирения двух народов. Для православного священника и пастора – это миротворческая акция. Рядовыми участниками этого мероприятия стали мотоциклисты, по общему мнению которых, поездка – это живая история и память о войне.

 

Заключение

 

Возникновение таких явлений, как крестные ходы на мотоциклах, «мотомолебны», или молебны на начало сезона, паломничества на мотоциклах и других свидетельствует о наличии специфических религиозных практик в церковной жизни и мотосреде, которые рассчитаны на определенную целевую аудиторию.

Причины возникновения новых практик заключаются в обоюдной заинтересованности в поддержании отношений двух организаций – церкви и мотоклубов. Для церкви это сокращение дистанции между нею и обществом, привлечение молодежи, создание нового современного образа церкви и священнослужителя. Для мотоклубов это расширение социального капитала, поддержание статуса отечественного клуба, облегчение доступа к церкви.

В Санкт-Петербурге дружба церкви и мотоклубов длится всего около 4 лет, однако отношения между ними развиваются, привнося изменения и разнообразие в обеих структурах: мероприятий становится больше, их тематика становится разнообразнее, появляются новые формы взаимодействия. На данном начальном этапе развития отношений велика роль личности рядовых участников и их личная инициатива. Тема взаимодействия мотоклубов и церкви почти не изучена, что предоставляет хорошее поле для дальнейших исследований.

 

Список использованных источников

 

1. Андреев, В. К. Особенности лексической номинации в языке российских байкеров. Тамбов: Грамота, 2009. №2 (4). URL: www.gramota.net/materials/2/2009/2/7.html (Дата обращения 15.10.2011)

2. «Байк для Чайников» или минимально-необходимая информация для начинающего байкера. URL: http://sinus.vl.ru/forum/showthread.php?t=12722 (Дата обращения 28.01.2012)

3. Вестник Немецкой Евангелическо-Лютеранской общины Св. Анны и Св. Петра / Ред. М.Цирольд. Спб, 2011.

4. Иванен, М. Байкеры помогли церкви. / Епархиальные ведомости, №1 (2011)

5. Лосева, И. Мотопробег / Официальный сайт немецкой евангелическо-лютеранской общины. URL: http://www.petrikirche.ru/Motorradausfahrt (Дата обращения 28.01.2012)

6. Лосева, И. Спб – Гамбург – Дрезден – Берлин: мотопробег примирения и дружбы / Вести лютеранских церквей, № 8-9, август-сентябрь 2011 г.

7. Молодежные субкультуры Москвы/ Сост. Д.В. Громов, отв. ред. М.Ю. Мартынова. – М.: ИЭА РАН, 2009. – 544 с.

8. Официальный сайт мотоклуба «Ночные волки» http://nightwolves.ru/ru/bytie/.

9. Патриарх Кирилл благословил русских байкеров на патриотическую акцию в Севастополе / Русский обозреватель, URL: http://www.rus-obr.ru/ru-web/3026 (Дата обращения 15.10.2011)

10. Официальный сайт Московского Патриархата. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/1061399.html (Дата обращения 15.10.2011)

11. Седмица. Православные новости за неделю. Подборка статей за 2008–2010 гг.

12. Сергеев, С.А. К вопросу о классификации и некоторых особенностях молодежных субкультур России / Социальное знание: формации и интерпретация. Материалы международной научной конференции. Казань: Форт-Диалог, 1996.

13. Участники мотопробега / Мотомания. URL: http://www.motomaniya.ru/index.php/2010-05-05-15-43-10/2011-02-02-16-43-23/114-2011-05-03-09-32-08 (Дата обращения дата обращения 28.01.2012)

14. Dubisch, J. (1995) In a Different Place: Pilgrimage, Gender, and Politics at a Greek Island Shrine. Princeton University Press.

15. Gauk, A. (2009) Demarcation process of subcultural social groups: bikers / European society or European societies: a view from Russia. Moscow – Lisbon.

16. Maxwell, A. H. (1998) Motorcyclists and community in post-industrial urban America. / Urban Anthropology and Studies of Cultural Systems and World Economic Development, Vol. 27, No. 3/4, pp. 263–299. URL: http://www.jstor.org/stable/40553345 (Дата обращения 15.10.2011).

17. Michalowski, R. & Dubisch, J. (2001) Run for the Wall: remembering Vietnam on a motorcycle pilgrimage. Rutgers University Press.

18. Notermans, С. (2007) Loss and Healing: A Marian Pilgrimage in Secular Dutch Society. Ethnology, Vol. 46, No. 3, pp. 217-233. URL: http://www.jstor.org/stable/20456626 (Дата обращения 28.01.2012)

19. Silverman, W. (1993) Move over, Murphy: Some "Laws" of the Sociology of Religion. Sociology of Religion, Vol. 54, No. 4, pp. 421-425. Oxford University Press. URL: http://www.jstor.org/stable/3711784 (Дата обращения 28.01.2012)

20. Wolf R.D. (1992) The Rebels: A Brotherhood of Outlaw Bikers. Vol. 71, No. 1, pp. 261-262. University of Toronto Press.URL: http://www.jstor.org/stable/2579998 (Дата обращения 15.10.2011)

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...