Состав и структура рыночной цены
⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5 В рыночной экономике цена является одним из базовых показателей конкурентоспособности продукции. При этом не всегда верно делать выводы только по уровню цены или по ее соотношению с ценами конкурентов. Важно проанализировать состав и структуру цены. Любая цена включает в себя определенные элементы. При этом исходя из вида цены состав этих элементов может меняться. Как правило в состав цены бывают включены: - себестоимость; - прибыль; - наценки (скидки) посредников;- прямые и косвенные налоги; Себестоимость в составе цены При обосновании конкретной цены на предприятии разрабатывается калькуляция себестоимости единицы продукции. При этом перечень статей затрат, их состав и метод распределения по изделиям и центрам затрат устанавливается отраслевыми инструкциями по планированию, учету, и калькулированию себестоимости продукции. В перечень статей калькуляции включаются: 1. сырье и материалы; 2. возвратные отходы (вычитаются); 3. покупные изделия, полуфабрикаты и услуги производственного характера сторонних предприятий и организаций; 4. топливо и энергия на технологические цели; 5. зарплата производственных рабочих; 6. отчисления на социальные нужды; 7. общепроизводственные расходы; 8. общехозяйственные расходы; 9. потери от брака; 10. прочие производственные расходы; 11. коммерческие расходы. Первые шесть статей обычно относят к прямым (технологическим) издержкам производства, а остальные – к косвенным (накладным) расходам, связанным с организацией производства и управления. Первые десять статей образуют производственную себестоимость. При добавлении к ней расходов по реализации продукции (11 статья) получают полную коммерческую себестоимость.
Зарубежная практика ценообразования базируется на разграничении затрат на постоянные и переменные исходя из изменения объёма производства. Подробнее об этом мы поговорим в разделе 4 ʼʼФакторы ценообразованияʼʼ. Сегодня существует проблема переориентации отечественной теории и практики ценообразования на создание новых систем учета и калькулирования затрат как для управленческого учета͵ так для ценообразования. Прибыль в составе цены Прибыль - конечный финансовый результат деятельности предприятия, тот доход, который предприятие получит после реализации товара по установленной цене. Под общим понятием ʼʼприбыльʼʼ понимают самые различные ее виды, характеризуемые в настоящее время несколькими десятками терминов. (См. таблицу 1). Экономисты и бухгалтеры по разному трактуют термин “прибыль”. Бухгалтеры рассчитывают ее как разность выручки и внешних издержек. Экономисты определяют прибыль как разницу между выручкой и всеми издержками как внутренними, так и внешними, включая в них и нормальную прибыль. Нормальная прибыль – гипотетическая величина, средняя норма прибыли по отрасли. Соотношение между бухгалтерской прибылью и чистой экономической прибылью выглядит так: Экономическая = Бухгалтерская - Внутренние (неявные) прибыль прибыль издержки Наценки (скидки) посредников в цене Оптовые закупки, хранение и продажу продукции потребителям-предприятиям, розничным продавцам осуществляют снабженческо-сбытовые, заготовительные предприятия, оптово-посреднические фирмы, торгово-закупочные предприятия, предприятия оптовой торговли. Все перечисленные субъекты сферы обращения несут соответствующие расходы по закупкам товаров, их реализации. Возмещение всех издержек оптовой торговли осуществляется с помощью снабженческо-сбытовых надбавок (скидок), учитывающих расходы по закупке, хранению, комплектации, фасовке, транспортировке и реализации продукции, а также прибыль, необходимая для нормальной деятельности предприятий оптовой торговли.
В абсолютном выражении посредническая скидка и надбавка совпадают, поскольку исчисляются как разница между двумя ценами: розничной и оптовой отпускной. Разница между ʼʼнадбавкойʼʼ и ʼʼскидкойʼʼ проявляется, в случае если они приводятся в относительном выражении (в %). Тогда надбавка - ϶ᴛᴏ начисление на оптовую отпускную цену поставщика, а скидка - ϶ᴛᴏ доля розничной цены, остающаяся в распоряжении посредника. Налоги в цене Налог - ϶ᴛᴏ принудительный сбор, платеж, взымаемый государством с имущества и доходов хозяйствующих субъектов и физических лиц для покрытия государственных расходов и решения задач социально-экономической политики. По объекту налогообложения различают прямые и косвенные налоги. Прямые налоги устанавливаются на доход и имущество физических и юридических лиц. К косвенным налогам относятся налоги на товары и услуги, уплачиваемые. В состав цены включаются социальный налог, налог на добавленную стоимость, акциз. Социальный налог - ϶ᴛᴏ отчисления в пенсионный фонд, фонд социального страхования, фонд медицинского страхования. Величина социального налога жестко связана с расходами предприятия на заработную плату и включается в себестоимость продукции в качестве самостоятельной статьи – отчисления на социальные нужды. Налог на добавленную стоимость (НДС) представляет собой форму изъятия в бюджет части прироста стоимости, которая создается на всех стадиях процесса производства от добычи сырья до реализации предметов потребления. Этот налог впервые был предложен в 1954 году во Франции М. Лоре. На практике НДС представляет собой налог на потребителя, перераспределяя его доходы в бюджет. С точки зрения социальной защиты малообеспеченных слоев населения предусмотрены определенные льготы в части обложения товаров и услуг НДС. Действует перечень социально-значимых товаров и услуг, освобожденных от НДС: тарифы на услуги городского пассажирского транспорта (кроме такси), квартирная плата͵ услуги в сфере образования, услуги учреждений культуры и искусства и т.д.
На товары, которые не являются предметами первоочередного потребления и относятся к деликатесным изделиям и предметам роскоши с 1 января 1992 года введены акцизы. Акциз – косвенный налог, включенный в цену товара и взимаемые с потребителя. Он устанавливается на отдельные товары, услуги и некотрые виды минерального сырья: спирт этиловый, спиртосодержащая продукция, алкогольная продукция, пиво, табачные изделия, ювелирные изделия, нефть, бензин, легковые автомобили и т.д. НДС и акцизы, включаемые в цену, способствуют ее росту, и во многих случаях делают некоторые товары и услуги недоступными для малообеспеченных граждан. Соотношение отдельных элементов цены – себестоимости, прибыли, надбавок (скидок) и налогов в процентах или долях единицы, представляет собой структуру цены. Зная структуру цены продукции, можно выявить резервы снижения себестоимости, выработать ценовую стратегию, выбрать метод ценообразования, соответствующие дынным социально-экономическим условиям. К примеру, в случае если в структуре цены большой удельный вес имеют косвенные налоги и прибыль, то у предприятия есть возможность постепенно снижать цену товара, увеличивать продажи и вытеснять конкурентов с рынка.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|