Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Состав и структура рыночной цены




В рыночной экономике цена является одним из базовых показателей конкурентоспособности продукции. При этом не всегда верно делать выводы только по уровню цены или по ее соотношению с ценами конкурентов. Важно проанализировать состав и структуру цены.

Любая цена включает в себя определенные элементы. При этом исходя из вида цены состав этих элементов может меняться.

Как правило в состав цены бывают включены:

- себестоимость; - прибыль; - наценки (скидки) посредников;- прямые и косвенные налоги;

Себестоимость в составе цены

При обосновании конкретной цены на предприятии разрабатывается калькуляция себестоимости единицы продукции. При этом перечень статей затрат, их состав и метод распределœения по изделиям и центрам затрат устанавливается отраслевыми инструкциями по планированию, учету, и калькулированию себестоимости продукции. В перечень статей калькуляции включаются:

1. сырье и материалы;

2. возвратные отходы (вычитаются);

3. покупные изделия, полуфабрикаты и услуги производственного характера сторонних предприятий и организаций;

4. топливо и энергия на технологические цели;

5. зарплата производственных рабочих;

6. отчисления на социальные нужды;

7. общепроизводственные расходы;

8. общехозяйственные расходы;

9. потери от брака;

10. прочие производственные расходы;

11. коммерческие расходы.

Первые шесть статей обычно относят к прямым (технологическим) издержкам производства, а остальные – к косвенным (накладным) расходам, связанным с организацией производства и управления.

Первые десять статей образуют производственную себестоимость. При добавлении к ней расходов по реализации продукции (11 статья) получают полную коммерческую себестоимость.

Зарубежная практика ценообразования базируется на разграничении затрат на постоянные и переменные исходя из изменения объёма производства. Подробнее об этом мы поговорим в разделœе 4 ʼʼФакторы ценообразованияʼʼ. Сегодня существует проблема переориентации отечественной теории и практики ценообразования на создание новых систем учета и калькулирования затрат как для управленческого учета͵ так для ценообразования.

Прибыль в составе цены

Прибыль - конечный финансовый результат деятельности предприятия, тот доход, который предприятие получит после реализации товара по установленной цене.

Под общим понятием ʼʼприбыльʼʼ понимают самые различные ее виды, характеризуемые в настоящее время несколькими десятками терминов. (См. таблицу 1).

Экономисты и бухгалтеры по разному трактуют термин “прибыль”. Бухгалтеры рассчитывают ее как разность выручки и внешних издержек.

Экономисты определяют прибыль как разницу между выручкой и всœеми издержками как внутренними, так и внешними, включая в них и нормальную прибыль. Нормальная прибыль – гипотетическая величина, средняя норма прибыли по отрасли.

Соотношение между бухгалтерской прибылью и чистой экономической прибылью выглядит так:

Экономическая = Бухгалтерская - Внутренние (неявные)

прибыль прибыль издержки

Наценки (скидки) посредников в цене

Оптовые закупки, хранение и продажу продукции потребителям-предприятиям, розничным продавцам осуществляют снабженческо-сбытовые, заготовительные предприятия, оптово-посреднические фирмы, торгово-закупочные предприятия, предприятия оптовой торговли. Все перечисленные субъекты сферы обращения несут соответствующие расходы по закупкам товаров, их реализации.

Возмещение всех издержек оптовой торговли осуществляется с помощью снабженческо-сбытовых надбавок (скидок), учитывающих расходы по закупке, хранению, комплектации, фасовке, транспортировке и реализации продукции, а также прибыль, необходимая для нормальной деятельности предприятий оптовой торговли.

В абсолютном выражении посредническая скидка и надбавка совпадают, поскольку исчисляются как разница между двумя ценами: розничной и оптовой отпускной. Разница между ʼʼнадбавкойʼʼ и ʼʼскидкойʼʼ проявляется, в случае если они приводятся в относительном выражении (в %). Тогда надбавка - ϶ᴛᴏ начисление на оптовую отпускную цену поставщика, а скидка - ϶ᴛᴏ доля розничной цены, остающаяся в распоряжении посредника.

Налоги в цене

Налог - ϶ᴛᴏ принудительный сбор, платеж, взымаемый государством с имущества и доходов хозяйствующих субъектов и физических лиц для покрытия государственных расходов и решения задач социально-экономической политики. По объекту налогообложения различают прямые и косвенные налоги. Прямые налоги устанавливаются на доход и имущество физических и юридических лиц. К косвенным налогам относятся налоги на товары и услуги, уплачиваемые.

В состав цены включаются социальный налог, налог на добавленную стоимость, акциз.

Социальный налог - ϶ᴛᴏ отчисления в пенсионный фонд, фонд социального страхования, фонд медицинского страхования. Величина социального налога жестко связана с расходами предприятия на заработную плату и включается в себестоимость продукции в качестве самостоятельной статьи – отчисления на социальные нужды.

Налог на добавленную стоимость (НДС) представляет собой форму изъятия в бюджет части прироста стоимости, которая создается на всœех стадиях процесса производства от добычи сырья до реализации предметов потребления. Этот налог впервые был предложен в 1954 году во Франции М. Лоре.

На практике НДС представляет собой налог на потребителя, перераспределяя его доходы в бюджет. С точки зрения социальной защиты малообеспеченных слоев населœения предусмотрены определœенные льготы в части обложения товаров и услуг НДС. Действует перечень социально-значимых товаров и услуг, освобожденных от НДС: тарифы на услуги городского пассажирского транспорта (кроме такси), квартирная плата͵ услуги в сфере образования, услуги учреждений культуры и искусства и т.д.

На товары, которые не являются предметами первоочередного потребления и относятся к деликатесным изделиям и предметам роскоши с 1 января 1992 года введены акцизы.

Акциз – косвенный налог, включенный в цену товара и взимаемые с потребителя. Он устанавливается на отдельные товары, услуги и некотрые виды минœерального сырья: спирт этиловый, спиртосодержащая продукция, алкогольная продукция, пиво, табачные изделия, ювелирные изделия, нефть, бензин, легковые автомобили и т.д.

НДС и акцизы, включаемые в цену, способствуют ее росту, и во многих случаях делают некоторые товары и услуги недоступными для малообеспеченных граждан.

Соотношение отдельных элементов цены – себестоимости, прибыли, надбавок (скидок) и налогов в процентах или долях единицы, представляет собой структуру цены.

Зная структуру цены продукции, можно выявить резервы снижения себестоимости, выработать ценовую стратегию, выбрать метод ценообразования, соответствующие дынным социально-экономическим условиям. К примеру, в случае если в структуре цены большой удельный вес имеют косвенные налоги и прибыль, то у предприятия есть возможность постепенно снижать цену товара, увеличивать продажи и вытеснять конкурентов с рынка.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...