Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Модуль 3. Основные патопсихологические синдромы. Патопсихологическое исследование в клинике.

Тесты «Патопсихология» Царегородцева С.А.

Модуль 1. Введение в патопсихологию Категории теоретического аппарата патопсихологии.

 

#Патопсихология представляет собой раздел клинической психологии, изучающий …

- закономерности аномалий психического развития и систематизацию их психологических закономерностей в детском возрасте.

- мозговые механизмы высших психических функций на материале локальных поражений мозга.

+В. изучающий закономерности распада психической деятельности в сопоставлении с закономерностями формирования и протекания психических процессов в норме.

- влияния психологических факторов на возникновение ряда соматических заболеваний

 

# Патологический аффект представляет собой психическое расстройство, выражающееся в …

- бесчувственности, безразличии к себе, окружающим лицам и событиям, отсутствии желаний, побуждений и полной бездеятельности

- неустойчивости настроения, изменении его под влиянием незначительных событий

+ концентрации сознания на травмирующих переживаниях с последующим аффективным разрядом, за которым следует общая расслабленность, часто глубокий сон, полная амнезия

- злобно-тоскливом настроении с переживанием недовольства собой и окружающими с реакциями гневливости и ярости

 

# При маниакальном состоянии наиболее типичными эмоциональными расстройствами являются: …

+ эйфория

- эксплозивность

- депрессия

- апатия

 

# Для психопатического уровня психических нарушений не свойственна …

- стабильность личностных расстройств

- стойкая дисгармония личности

- социальная дезадаптация

+ интеллектуальная недостаточность

 

# К нарушениям личности Б.В.Зейгарник относит …

- дезориентировку в месте, времени, ситуации

- искажение процессов обобщения

+ нарушения опосредованности и иерархии мотивов

- эмоциональную лабильность

 

# Расстройства восприятия с проявлением зрительных, слуховых или иных образов, возникающие без наличия раздражителя – это …

+ галлюцинации

- иллюзии

- дереализация

- агнозии

 

# Симптомокомплекс диссоциации личностно-мотивационной сферы мышления с эмоционально выхолощенным резонерством называется …

+ шизофреническим

- органическим

- психопатическим

- олигофреническим

 

# Нарушения мышления, когда в суждениях больного доминируют непосредственные представления называется …

- резонерством

- искажением процессов обобщения

- бредовым мышлением

+ снижением уровня обобщения

 

Модуль 2. Методы исследования патологии психической деятельности.

 

# Какая методика позволяет выявить характер психопатии в детском возрасте?

+Патохарактерологический диагностический опросник

-Шкала тревожности Тэйлора

-Цветовой тест Люшера

-Личностный опросник Айзенка

 

# Какая из нижеперечисленных методик наиболее информативна при исследовании пограничных психических расстройств?

-Методика пиктограмм

-Доски Сегена

+MMPI

-Таблицы Шульте

 

# Тест Розенцвейга используется для исследования патологии:

-памяти

-внимания

+эмоционально-личностной сферы

-мышления

 

# Методика «классификация предметов» используется для оценки:

-памяти

-внимания

+мышления

-восприятия

 

# Кем была разработана методика пиктограмм?

-Зейгарник

+Лурия

-Тейлором

-Векслером

 

# Какая методика относится к психометрическим методам оценки нарушений памяти?

+Шкала Векслера

-Опосредованное запоминание по Леонтьеву

-Проба на запоминание 10 слов

-Проба на ассоциативную память

 

# Основное назначение методики пиктограмм состоит в исследовании:

-непосредственной памяти

+опосредованной памяти

-произвольной памяти

-непроизвольной памяти

 

Модуль 3. Основные патопсихологические синдромы. Патопсихологическое исследование в клинике.

 

# Снижение уровня обобщения характерно для всех перечисленных расстройств, кроме одного:

- Умственная отсталость

- Эпилептические изменения личности

- Постэнцефалитические расстройства

+ Неврозы

 

# Какое из утверждений передает суть «эффекта Б.В. Зейгарник»:

- Лучше всего запоминаются и воспроизводятся завершенные действия

+ Лучше всего запоминаются и воспроизводятся незавершенные действия

- Прямая значимая корреляция степени неопреде­ленности ситуации и тревоги

- Улучшение дискриминации элементов фона при повышении эмоциональной значимости фигуры

 

# В каком утверждении сформулировано определение Б. В. Зейгарник предмета изучения патопсихологии:

- Закономерности функционирования нормальной психики на экстремальных моделях психо­патологии

- Закономерности проявлений нарушенной пси­хической деятельности в клинике внутренних и психических заболеваний

- Принципы и закономерности создания экспери­ментальных моделей психических функций и их нарушений

+ Закономерности распада психической деятель­ности и свойств личности в сопоставлении с за­кономерностями формирования и протекания психических процессов в норме

 

# С именами каких двух ученых в России связано вы­деление патопсихологии как психологической дис­циплины:

- И.П. Павлов и И.М. Сеченов

+ В.М. Бехтерев и С.С. Корсаков

- Б.В. Зейгарник и С.Я. Рубинштейн

- М.И. Аствацатуров и А.Р. Лурия

 

# В каком пункте указаны фамилии авторов первых российских руководств по экспериментально-психологическому исследованию больных:

- А.Н. Бернштейн, Ф.Г. Рыбаков

- Г.И. Россолимо, К.К. Корнилов

+ Л.С. Выготский, А.А. Токарский

- И.П. Павлов и И.М. Сеченов

 

# Патопсихологическое исследование, по Б.В. Зейгарник включает в себя все перечисленные действия, кроме:

- Эксперимент

- Беседа

- Наблюдение поведения во время исследования

+ Выявление и анализ сопротивлений и защит

 

# Одним из основных принципов патопсихологическо­го эксперимента является:

- Количественный анализ отдельных психических функций и процессов

- Сопоставление экспериментальных данных с популяционными нормами

+ Системный качественный анализ исследуемых нарушений психической деятельности

- Структурный анализ свойств и черт личности

 

# Одно из важных требований к патопсихологическому эксперименту состоит в его построении таким образом, чтобы:

- Избежать обращения к непараметрическим яв­лениям и процессам

+ Обнаружить структуру не только измененных, но и оставшихся сохранными форм психичес­кой деятельности

- Обеспечить воспроизводимость результатов при изменении психического состояния испы­туемого

- В ходе эксперимента осуществлялись коррекционные функции

 

# Строение патопсихологического эксперимента и ус­ловия его проведения должны:

- Быть строго регламентированными и стан­дартными

- Приниматься во внимание лишь в клинике судебной психиатрии

- Давать возможность экспериментатору вмеши­ваться в стратегию эксперимента

+ Исключить влияние экспериментатора на ход эксперимента

 

# Согласно Л.С. Выготскому, состояние умственного развития может быть оценено с учетом двух моментов:

- Уровня актуального развития и зоны ближайше­го развития

+ Индивидуальных показателей ребенка и популяционных показателей для детей того же пола и возраста

- Показателей умственного развития и состояния памяти

 

# Какое утверждение верно описывает содержание по­нятия «зона ближайшего развития» по Л.С. Выготскому:

- Те психические функции и свойства, развитие которых ожидается на ближайшем этапе

- Количественную меру прогресса умственного развития в случае успешного лечения

+Потенциальные возможности ребенка, не выяв­ляемые им самостоятельно, но реализующиеся при помощи взрослого

 

# В каком методе построения патопсихологического исследования реализуется представление Л.С. Выготско­го о «зоне ближайшего развития»:

- Проективного планирования

+ Обучающего эксперимента

- Вознагражденного успеха

- Оперантного обусловливания

 

# Согласно Б.В. Зейгарник, понятие работоспособнос­ти включает в себя все черты, кроме одной:

- Целенаправленность и устойчивость усилий

- Возможность бороться с истощаемостью

- Высокая оперативная память

+Отношение к окружающим и себе

 

# У здоровых людей введение операции опосредования улучшает запоминание, в то время как у ряда больных, наоборот, ухудшает. Кто описал этот эффект:

- А. Р. Лурия

+ Б.В. Зейгарник

- Г.В. Биренбаум

- С.Г. Жислин

 

# Кто предложил исследование памяти методом пик­тограммы:

- С.Я. Рубинштейн

+ А.Р. Лурия

- Т. Рибо

- Б.В. Зейгарник

 

# Для шизофренического патопсихологического синдрома характерны все признаки, кроме:

- Низкая точность распознавания собственных эмоций

- Трудности в распознавании правильного значения эмоциональных реакций окружающих

- Нарушение опосредованного запоминания

+ Псевдоагнозии

 

# Таблицы Горбова-Шульте предназначены для ис­следования:

+ Устойчивости внимания

+ Переключаемость внимания

- Динамической асимметрии внимания

- Концентрации внимания

 

# В каком пункте указаны методики, лучше всего позво­ляющие выявить разноплановость мышления:

- Классификация и сложение фигур

- Сложение фигур и исключение предметов

- Пиктограмма и сложение фигур

+ Классификация и исключение предметов

 

# В отличие от психологического тестирования патопси­хология опирается на:

- Особо тщательную стандартизацию

- Психофизиологическое представление о лич­ности

+ Моделирование определенных ситуаций, в кото­рых проявляются исследуемые виды психичес­кой деятельности

+ Стандартизацию норм по нозологическому при­знаку

 

# В конце XIX века Э. Крепелин предложил две экспери­ментально-психологические техники, известные с тех пор как пробы Крепелина:

- Складывание в уме однозначных чисел столбиком

+ Последовательное вычитание из 100 или 200 по 7, 13 или 17

+ Последовательное прибавление по 7, начиная с 9

 

# Используемая в детской диагностике методика обу­чающего исследования А.Я. Ивановой направлена на изу­чение:

+ Интеллектуального уровня

- Зоны ближайшего развития

+ Мотивации учебной деятельности

- Эмоциональных блоков интеллектуальной работы

 

# Методика Б.В. Зейгарник «Соотношение пословиц, метафор и фраз» направлена на диагностику:

- Осведомленности

- Интеллекта

- Комбинаторики

+ Расстройств мышления

 

# Методика Дембо—Рубинштейн представляет собой:

+ Тест уровня самооценки

- Экспериментально-психологическую медику изучения свойств личности по самооценке

- Экспериментально-психологическую методику изучения самосознания

 

# Основные принципы построения патопсихологического эксперимента:

+ Принцип учета отношения больного к ситуации исследования

+ Принцип моделирования психической деятельности

- Принцип жесткой стандартизации условий работы больного

+ Принцип качественного анализа особенностей протекания психической

деятельности

 

# Тактики взаимоотношений психолога и больного в патопсихологическом исследовании включают в себя все, кроме одной:

- Обучающая

- Психотерапевтическая

+ Создание мотива экспертизы

- Проективная

 

# В каком из предлагаемых утверждений лучше опреде­ляется основная направленность метода «Существенные признаки»:

- Диагностика личностных черт

- Изучение интеллектуально-мнестических функций

- Выявление мотивационных структур

+ Логичность суждений

 

# Экзогенно-органический патопсихологический синдром характерен для всех психических расстройств, кроме одного:

+ Деменция вследствие эпилепсии

- Постэнцефалитический синдром

- Посткоммоционный синдром

- Деменция вследствие церебрального атеросклероза

 

# Для шизофренического патопсихологического синдрома характерны все нарушения восприятия, кроме одного:

+ Нарушение быстрого визуального охвата деталей сложных конфигураций

- Диффузность восприятия

- Нарушение мотивационного компонента восприятия

 

# К нарушениям личности согласно классификации Б.В. Зейгарник относятся все, кроме одного:

- Нарушение саморегуляции и опосредования

+ Нарушение смыслообразования

- Нарушения критичности и спонтанности

- Нарушение мотивационного компонента мнестической деятельности

 

# Нарушение операциональной стороны мышления встречается при всех психических расстройствах, кроме одного:

1. Параноидная шизофрения

2. Умственная отсталость

3. Биполярное аффективное расстройство

4. Легкое когнитивное расстройство

 

# Для исследования интеллекта используются все методы, кроме одного:

- Последовательное и усложненное вычитание чисел

- Тест Векслера

- Методика Равена

+ Тест Амтхауэра

 

# Высшие психические функции имеют все характеристики, кроме одной:

- Осознанность

- Опосредованность

- Непроизвольность

+ Пластичность

 

# К методологическим основам патопсихологии относятся все принципы, кроме одного:

- Принцип развития

+ Принцип детерминизма

- Принцип количественных и качественных изменений

 

# Установка - это:

+ Осознанные потребности

- Неосознаваемые побуждения

- Вариант психологической защиты

+ Конкретное проявление потребностей человека

 

# Разноплановость мышления характерна для:

+ Нарушения операциональной стороны мышления

- Нарушения личностного компонента мышления

- Нарушения смысловой стороны мышления

 

 

#В ассоциативно-словесном эксперименте выделят все виды речевых реакций, кроме одного:

- Эхолалические

+ Атактические

- Абстрактные

- Конкретные

 

#В диагностическом плане наименее информативен один из патопсихологических синдромов:

+ Симптомокомплекс психогенной дезорганизации

- Психопатический синдром

- Шизофренический синдром

- Органический синдром

 

# Какое из утверждений в отношении синдромного анализа неверно:

- Синдромный анализ предполагает тщательную качественную квалификацию нарушений психических функций

+ Синдромный анализ включает анализ и сопоставление первичных нарушений и связанных с ними вторичных расстройств

- Синдромный анализ направлен на изучение структуры нарушенных высших психических функций

 

# К практическим задачам патопсихологического исследования относятся все, кроме одной:

- Дифференциально-диагностические

- Анализ структуры нарушений психических процессов и их динамика под влиянием лечения

+ Психологическая экспертиза для решения вопроса невменяемости

- Патопсихологическое исследование с целью решения вопроса об обучаемости

 

# В каком утверждении сформулирована сущность интерпретации результатов патопсихологического исследования:

- При интерпретации результатов происходит обобщение и объяснение всех ранее полученных экспериментальных и клинических данных

+ Интерпретация предполагает объяснение отдельных диагностически значимых данных исследования

- Интерпретация данных предполагает учет множественной детерминации психических явлений, многозначности каждого результата, вероятных связей между диагностическими данными, их ситуационной обусловленностью, возможным личностным значением, ситуативный характер выявленных психологических особенностей

 

# Интерпретация результатов патопсихологического исследования при решении дифференциально-диагностических задач предполагает:

+ Выявление и описание симптомов, которые с наибольшей надежностью позволяют сравнивать типичные патопсихологические синдромы, характеризующие различные виды психических расстройств

- Выявление и анализ абсолютно всех симптомов с учетом как нарушенных, так и сохранных сторон психики

- Выявление и подробное формулирование патопсихологического синдрома с учетом динамики показателей психической деятельности

 

# Патопсихологическое исследование состоит из:

- 4-х этапов

+ 3-х этапов

- 5-ти этапов

- 6-ти этапов

 

# Выбор методов исследования зависит от факторов:

+ От актуального состояния исследуемого

+ От образования исследуемого

- От квалификации психолога

+ От задачи патопсихологического исследования

 

# Патопсихологическое заключение не включает:

-Особенности поведения, эмоциональной реакции больного в ходе исследования

- Отношение больного к патопсихологическому исследованию

+ психопатологию познавательной деятельности

- Жалобы испытуемого, его самооценка состояния психических процессов и функций, настроения, самочувствия

 

# Патопсихологический синдром – это:

+Симптомокомплекс психологических характеристик, высоко диагностически значимых для определенных нозологических форм

- Основные индивидуальные особенности, нарушения и сохранные стороны психической деятельности исследуемого

-Клинический диагноз, представленный опосредованно, через психологическое описание структуры нарушений, выявленных в исследовании

-Совокупность поведенческих, мотивационных и познавательных особенностей психической деятельности исследуемых, выраженных в психологических понятиях

 

# Подготовительный этап патопсихологического исследования не включает:

- Подбор методов исследования

- Определение последовательности предъявления методик

- Анализ данных медицинской документации

+ Оформление протокола

 

# Бехтерев разработал все перечисленные методы объективно-психологического исследования больных, кроме одного:

+ Корректурная проба

- Счетные задачи для учета динамики работоспособности

- Определение и сравнение понятий

- Словесный ассоциативный эксперимент

 

# Кризисы развития у взрослого человека включают в себя все перечисленные особенности, кроме одной:

- Могут быть спровоцированы ситуационно

- Динамика их протекания может быть различной

+ Имеют жесткую отнесенность к возрасту

- Итогом развития является возникновение ряда психологических проблем

 

# Нарушение операциональной стороны мышления включает в себя:

+ снижение уровня обощения

+ искажение процесса обобщения

- инертность процессов мышления.

- лабильность мышления (скачка идей)

 

 

# К агнозиям относится:

+ нарушение восприятия структуры предмета

+ нарушение узнавания предметов при узнавании их формы

- Ступенчатые расстройства восприятия

+ узнавания хорошо знакомых лиц людей

 

# Динамические нарушения памяти связаны с:

- Фиксационной амнезией

+ Лабильностью познавательной деятельности

- Лабильностью эмоциональной сферы

+Истощаемостью умственной работоспособности

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...