Модуль 3. Основные патопсихологические синдромы. Патопсихологическое исследование в клинике.
Тесты «Патопсихология» Царегородцева С.А. Модуль 1. Введение в патопсихологию Категории теоретического аппарата патопсихологии.
#Патопсихология представляет собой раздел клинической психологии, изучающий … - закономерности аномалий психического развития и систематизацию их психологических закономерностей в детском возрасте. - мозговые механизмы высших психических функций на материале локальных поражений мозга. +В. изучающий закономерности распада психической деятельности в сопоставлении с закономерностями формирования и протекания психических процессов в норме. - влияния психологических факторов на возникновение ряда соматических заболеваний
# Патологический аффект представляет собой психическое расстройство, выражающееся в … - бесчувственности, безразличии к себе, окружающим лицам и событиям, отсутствии желаний, побуждений и полной бездеятельности - неустойчивости настроения, изменении его под влиянием незначительных событий + концентрации сознания на травмирующих переживаниях с последующим аффективным разрядом, за которым следует общая расслабленность, часто глубокий сон, полная амнезия - злобно-тоскливом настроении с переживанием недовольства собой и окружающими с реакциями гневливости и ярости
# При маниакальном состоянии наиболее типичными эмоциональными расстройствами являются: … + эйфория - эксплозивность - депрессия - апатия
# Для психопатического уровня психических нарушений не свойственна … - стабильность личностных расстройств - стойкая дисгармония личности - социальная дезадаптация + интеллектуальная недостаточность
# К нарушениям личности Б.В.Зейгарник относит …
- дезориентировку в месте, времени, ситуации - искажение процессов обобщения + нарушения опосредованности и иерархии мотивов - эмоциональную лабильность
# Расстройства восприятия с проявлением зрительных, слуховых или иных образов, возникающие без наличия раздражителя – это … + галлюцинации - иллюзии - дереализация - агнозии
# Симптомокомплекс диссоциации личностно-мотивационной сферы мышления с эмоционально выхолощенным резонерством называется … + шизофреническим - органическим - психопатическим - олигофреническим
# Нарушения мышления, когда в суждениях больного доминируют непосредственные представления называется … - резонерством - искажением процессов обобщения - бредовым мышлением + снижением уровня обобщения
Модуль 2. Методы исследования патологии психической деятельности.
# Какая методика позволяет выявить характер психопатии в детском возрасте? +Патохарактерологический диагностический опросник -Шкала тревожности Тэйлора -Цветовой тест Люшера -Личностный опросник Айзенка
# Какая из нижеперечисленных методик наиболее информативна при исследовании пограничных психических расстройств? -Методика пиктограмм -Доски Сегена +MMPI -Таблицы Шульте
# Тест Розенцвейга используется для исследования патологии: -памяти -внимания +эмоционально-личностной сферы -мышления
# Методика «классификация предметов» используется для оценки: -памяти -внимания +мышления -восприятия
# Кем была разработана методика пиктограмм? -Зейгарник +Лурия -Тейлором -Векслером
# Какая методика относится к психометрическим методам оценки нарушений памяти? +Шкала Векслера -Опосредованное запоминание по Леонтьеву -Проба на запоминание 10 слов -Проба на ассоциативную память
# Основное назначение методики пиктограмм состоит в исследовании:
-непосредственной памяти +опосредованной памяти -произвольной памяти -непроизвольной памяти
Модуль 3. Основные патопсихологические синдромы. Патопсихологическое исследование в клинике.
# Снижение уровня обобщения характерно для всех перечисленных расстройств, кроме одного: - Умственная отсталость - Эпилептические изменения личности - Постэнцефалитические расстройства + Неврозы
# Какое из утверждений передает суть «эффекта Б.В. Зейгарник»: - Лучше всего запоминаются и воспроизводятся завершенные действия + Лучше всего запоминаются и воспроизводятся незавершенные действия - Прямая значимая корреляция степени неопределенности ситуации и тревоги - Улучшение дискриминации элементов фона при повышении эмоциональной значимости фигуры
# В каком утверждении сформулировано определение Б. В. Зейгарник предмета изучения патопсихологии: - Закономерности функционирования нормальной психики на экстремальных моделях психопатологии - Закономерности проявлений нарушенной психической деятельности в клинике внутренних и психических заболеваний - Принципы и закономерности создания экспериментальных моделей психических функций и их нарушений + Закономерности распада психической деятельности и свойств личности в сопоставлении с закономерностями формирования и протекания психических процессов в норме
# С именами каких двух ученых в России связано выделение патопсихологии как психологической дисциплины: - И.П. Павлов и И.М. Сеченов + В.М. Бехтерев и С.С. Корсаков - Б.В. Зейгарник и С.Я. Рубинштейн - М.И. Аствацатуров и А.Р. Лурия
# В каком пункте указаны фамилии авторов первых российских руководств по экспериментально-психологическому исследованию больных: - А.Н. Бернштейн, Ф.Г. Рыбаков - Г.И. Россолимо, К.К. Корнилов + Л.С. Выготский, А.А. Токарский - И.П. Павлов и И.М. Сеченов
# Патопсихологическое исследование, по Б.В. Зейгарник включает в себя все перечисленные действия, кроме: - Эксперимент - Беседа - Наблюдение поведения во время исследования + Выявление и анализ сопротивлений и защит
# Одним из основных принципов патопсихологического эксперимента является:
- Количественный анализ отдельных психических функций и процессов - Сопоставление экспериментальных данных с популяционными нормами + Системный качественный анализ исследуемых нарушений психической деятельности - Структурный анализ свойств и черт личности
# Одно из важных требований к патопсихологическому эксперименту состоит в его построении таким образом, чтобы: - Избежать обращения к непараметрическим явлениям и процессам + Обнаружить структуру не только измененных, но и оставшихся сохранными форм психической деятельности - Обеспечить воспроизводимость результатов при изменении психического состояния испытуемого - В ходе эксперимента осуществлялись коррекционные функции
# Строение патопсихологического эксперимента и условия его проведения должны: - Быть строго регламентированными и стандартными - Приниматься во внимание лишь в клинике судебной психиатрии - Давать возможность экспериментатору вмешиваться в стратегию эксперимента + Исключить влияние экспериментатора на ход эксперимента
# Согласно Л.С. Выготскому, состояние умственного развития может быть оценено с учетом двух моментов: - Уровня актуального развития и зоны ближайшего развития + Индивидуальных показателей ребенка и популяционных показателей для детей того же пола и возраста - Показателей умственного развития и состояния памяти
# Какое утверждение верно описывает содержание понятия «зона ближайшего развития» по Л.С. Выготскому: - Те психические функции и свойства, развитие которых ожидается на ближайшем этапе - Количественную меру прогресса умственного развития в случае успешного лечения +Потенциальные возможности ребенка, не выявляемые им самостоятельно, но реализующиеся при помощи взрослого
# В каком методе построения патопсихологического исследования реализуется представление Л.С. Выготского о «зоне ближайшего развития»: - Проективного планирования + Обучающего эксперимента
- Вознагражденного успеха - Оперантного обусловливания
# Согласно Б.В. Зейгарник, понятие работоспособности включает в себя все черты, кроме одной: - Целенаправленность и устойчивость усилий - Возможность бороться с истощаемостью - Высокая оперативная память +Отношение к окружающим и себе
# У здоровых людей введение операции опосредования улучшает запоминание, в то время как у ряда больных, наоборот, ухудшает. Кто описал этот эффект: - А. Р. Лурия + Б.В. Зейгарник - Г.В. Биренбаум - С.Г. Жислин
# Кто предложил исследование памяти методом пиктограммы: - С.Я. Рубинштейн + А.Р. Лурия - Т. Рибо - Б.В. Зейгарник
# Для шизофренического патопсихологического синдрома характерны все признаки, кроме: - Низкая точность распознавания собственных эмоций - Трудности в распознавании правильного значения эмоциональных реакций окружающих - Нарушение опосредованного запоминания + Псевдоагнозии
# Таблицы Горбова-Шульте предназначены для исследования: + Устойчивости внимания + Переключаемость внимания - Динамической асимметрии внимания - Концентрации внимания
# В каком пункте указаны методики, лучше всего позволяющие выявить разноплановость мышления: - Классификация и сложение фигур - Сложение фигур и исключение предметов - Пиктограмма и сложение фигур + Классификация и исключение предметов
# В отличие от психологического тестирования патопсихология опирается на: - Особо тщательную стандартизацию - Психофизиологическое представление о личности + Моделирование определенных ситуаций, в которых проявляются исследуемые виды психической деятельности + Стандартизацию норм по нозологическому признаку
# В конце XIX века Э. Крепелин предложил две экспериментально-психологические техники, известные с тех пор как пробы Крепелина: - Складывание в уме однозначных чисел столбиком + Последовательное вычитание из 100 или 200 по 7, 13 или 17 + Последовательное прибавление по 7, начиная с 9
# Используемая в детской диагностике методика обучающего исследования А.Я. Ивановой направлена на изучение: + Интеллектуального уровня - Зоны ближайшего развития + Мотивации учебной деятельности - Эмоциональных блоков интеллектуальной работы
# Методика Б.В. Зейгарник «Соотношение пословиц, метафор и фраз» направлена на диагностику: - Осведомленности - Интеллекта - Комбинаторики + Расстройств мышления
# Методика Дембо—Рубинштейн представляет собой: + Тест уровня самооценки - Экспериментально-психологическую медику изучения свойств личности по самооценке
- Экспериментально-психологическую методику изучения самосознания
# Основные принципы построения патопсихологического эксперимента: + Принцип учета отношения больного к ситуации исследования + Принцип моделирования психической деятельности - Принцип жесткой стандартизации условий работы больного + Принцип качественного анализа особенностей протекания психической деятельности
# Тактики взаимоотношений психолога и больного в патопсихологическом исследовании включают в себя все, кроме одной: - Обучающая - Психотерапевтическая + Создание мотива экспертизы - Проективная
# В каком из предлагаемых утверждений лучше определяется основная направленность метода «Существенные признаки»: - Диагностика личностных черт - Изучение интеллектуально-мнестических функций - Выявление мотивационных структур + Логичность суждений
# Экзогенно-органический патопсихологический синдром характерен для всех психических расстройств, кроме одного: + Деменция вследствие эпилепсии - Постэнцефалитический синдром - Посткоммоционный синдром - Деменция вследствие церебрального атеросклероза
# Для шизофренического патопсихологического синдрома характерны все нарушения восприятия, кроме одного: + Нарушение быстрого визуального охвата деталей сложных конфигураций - Диффузность восприятия - Нарушение мотивационного компонента восприятия
# К нарушениям личности согласно классификации Б.В. Зейгарник относятся все, кроме одного: - Нарушение саморегуляции и опосредования + Нарушение смыслообразования - Нарушения критичности и спонтанности - Нарушение мотивационного компонента мнестической деятельности
# Нарушение операциональной стороны мышления встречается при всех психических расстройствах, кроме одного: 1. Параноидная шизофрения 2. Умственная отсталость 3. Биполярное аффективное расстройство 4. Легкое когнитивное расстройство
# Для исследования интеллекта используются все методы, кроме одного: - Последовательное и усложненное вычитание чисел - Тест Векслера - Методика Равена + Тест Амтхауэра
# Высшие психические функции имеют все характеристики, кроме одной: - Осознанность - Опосредованность - Непроизвольность + Пластичность
# К методологическим основам патопсихологии относятся все принципы, кроме одного: - Принцип развития + Принцип детерминизма - Принцип количественных и качественных изменений
# Установка - это: + Осознанные потребности - Неосознаваемые побуждения - Вариант психологической защиты + Конкретное проявление потребностей человека
# Разноплановость мышления характерна для: + Нарушения операциональной стороны мышления - Нарушения личностного компонента мышления - Нарушения смысловой стороны мышления
#В ассоциативно-словесном эксперименте выделят все виды речевых реакций, кроме одного: - Эхолалические + Атактические - Абстрактные - Конкретные
#В диагностическом плане наименее информативен один из патопсихологических синдромов: + Симптомокомплекс психогенной дезорганизации - Психопатический синдром - Шизофренический синдром - Органический синдром
# Какое из утверждений в отношении синдромного анализа неверно: - Синдромный анализ предполагает тщательную качественную квалификацию нарушений психических функций + Синдромный анализ включает анализ и сопоставление первичных нарушений и связанных с ними вторичных расстройств - Синдромный анализ направлен на изучение структуры нарушенных высших психических функций
# К практическим задачам патопсихологического исследования относятся все, кроме одной: - Дифференциально-диагностические - Анализ структуры нарушений психических процессов и их динамика под влиянием лечения + Психологическая экспертиза для решения вопроса невменяемости - Патопсихологическое исследование с целью решения вопроса об обучаемости
# В каком утверждении сформулирована сущность интерпретации результатов патопсихологического исследования: - При интерпретации результатов происходит обобщение и объяснение всех ранее полученных экспериментальных и клинических данных + Интерпретация предполагает объяснение отдельных диагностически значимых данных исследования - Интерпретация данных предполагает учет множественной детерминации психических явлений, многозначности каждого результата, вероятных связей между диагностическими данными, их ситуационной обусловленностью, возможным личностным значением, ситуативный характер выявленных психологических особенностей
# Интерпретация результатов патопсихологического исследования при решении дифференциально-диагностических задач предполагает: + Выявление и описание симптомов, которые с наибольшей надежностью позволяют сравнивать типичные патопсихологические синдромы, характеризующие различные виды психических расстройств - Выявление и анализ абсолютно всех симптомов с учетом как нарушенных, так и сохранных сторон психики - Выявление и подробное формулирование патопсихологического синдрома с учетом динамики показателей психической деятельности
# Патопсихологическое исследование состоит из: - 4-х этапов + 3-х этапов - 5-ти этапов - 6-ти этапов
# Выбор методов исследования зависит от факторов: + От актуального состояния исследуемого + От образования исследуемого - От квалификации психолога + От задачи патопсихологического исследования
# Патопсихологическое заключение не включает: -Особенности поведения, эмоциональной реакции больного в ходе исследования - Отношение больного к патопсихологическому исследованию + психопатологию познавательной деятельности - Жалобы испытуемого, его самооценка состояния психических процессов и функций, настроения, самочувствия
# Патопсихологический синдром – это: +Симптомокомплекс психологических характеристик, высоко диагностически значимых для определенных нозологических форм - Основные индивидуальные особенности, нарушения и сохранные стороны психической деятельности исследуемого -Клинический диагноз, представленный опосредованно, через психологическое описание структуры нарушений, выявленных в исследовании -Совокупность поведенческих, мотивационных и познавательных особенностей психической деятельности исследуемых, выраженных в психологических понятиях
# Подготовительный этап патопсихологического исследования не включает: - Подбор методов исследования - Определение последовательности предъявления методик - Анализ данных медицинской документации + Оформление протокола
# Бехтерев разработал все перечисленные методы объективно-психологического исследования больных, кроме одного: + Корректурная проба - Счетные задачи для учета динамики работоспособности - Определение и сравнение понятий - Словесный ассоциативный эксперимент
# Кризисы развития у взрослого человека включают в себя все перечисленные особенности, кроме одной: - Могут быть спровоцированы ситуационно - Динамика их протекания может быть различной + Имеют жесткую отнесенность к возрасту - Итогом развития является возникновение ряда психологических проблем
# Нарушение операциональной стороны мышления включает в себя: + снижение уровня обощения + искажение процесса обобщения - инертность процессов мышления. - лабильность мышления (скачка идей)
# К агнозиям относится: + нарушение восприятия структуры предмета + нарушение узнавания предметов при узнавании их формы - Ступенчатые расстройства восприятия + узнавания хорошо знакомых лиц людей
# Динамические нарушения памяти связаны с: - Фиксационной амнезией + Лабильностью познавательной деятельности - Лабильностью эмоциональной сферы +Истощаемостью умственной работоспособности
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|