Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Испарение влаги с листьев растений




Задачи: Проверить, куда исчезает вода.

Материалы и оборудование: Растение, целлофановый пакетик, нить.

Ход: Дети рассматривают растение, уточняют, как движется вода из почвы к листочкам (от коней к стеблям, затем к листьям); куда она потом исчезает, почему растение надо поливать (вода с листьев испаряется), предположение проверяют, надев на листочек целлофановый пакетик и закрепив его. Растение ставят в теплое светлое место. Замечают, что внутри пакетик запотел. Спустя несколько часов, сняв пакетик, обнаруживают в нем воду. Выясняют, откуда она появилась (испарилась с листочка), почему не видно воды на остальных листочках (вода испарилась в окружающий воздух).

 

 

Почему меньше?

Задачи: Установить зависимость количества испаряемой воды от величины листьев.

Материалы и оборудование: Стеклянные колбы, черенки диффенбахии и колеуса.

Ход: Срезают черенки для дальнейшей посадки, помещают их в колбы. Наливают одинаковое количество воды. Через один-два дня дети проверяют уровень воды в каждой колбе. Выясняют, почему он неодинаков (растение с крупными листьями поглощает больше воды).

 

Бережливые растения

Задачи: Установить зависимость между структурой поверхности листьев (плотность, опушение) и потребностью их в воде.

Материалы и оборудование: Фикус, сансевьера, диффенбахия, фиалка, бальзамин, целлофановые пакеты, лупа.

Ход: Взрослый предлагает выяснить, почему фикус, фиалка и некоторые другие растения не требуют много воды. Проводят опыт: надевают на листья разных растений целлофановые пакетики, плотно закрепляют, наблюдают за появлением влаги в них, сравнивают количество влаги при испарении с листьев разных растений (диффенбахия и фикус, фиалка и бальзамин). Усложнение: каждый ребенок выбирает себе растение, проводит опыт, обсуждает результаты (фиалку поливать часто не надо: опушенные листья не отдают, сохраняют влагу; плотные листья фикуса тоже испаряют меньше влаги, чем листья такого же размера, но неплотные).

 

Что чувствуешь?

Задачи: Выявить, что происходит с растением при испарении воды с листьев.

Материалы и оборудование: Губка, смоченная водой,

Ход: Взрослый предлагает детям попрыгать. Выясняет, что они чувствуют при прыжке (жарко); когда жарко, что происходит (пот выступает, потом он исчезает, испаряется). Предлагает представить, что рука — листочек, с которого испаряется вода; смочить губку в воде и провести ею по внутренней поверхности предплечья. Дети передают свои ощущения до полного исчезновения влаги (почувствовали прохладу). Выясняют, что происходит с листочками, когда из них испаряется вода (они охлаждаются); почему нельзя на прогулке быть потным (пот испаряется, и можно простыть — переохладиться).

 

Что изменилось?

Задачи: Доказать, что при испарении воды с листьев происходит их охлаждение.

Материалы и оборудование: Термометры, два кусочка ткани, вода.

Ход: Дети рассматривают термометр, отмечают показания. Завертывают термометр в мокрую ткань и кладут в теплое место. Предполагают, что должно произойти с показаниями. Через 5—10 мину-ч проверяют, объясняют, почему температура понизилась (при испарении воды из ткани происходит охлаждение).

 

Где цветы?

Задачи: Установить особенности опыления растений с помощью ветра, обнаружить пыльцу на цветках.

Материалы и оборудование: Сережки цветущей березы, осины, цветы мать-и-мачехи, одуванчика; лупа, ватный шарик.

Ход: Дети рассматривают луговые цветы, описывают их, выделяя в строении лепестки и сердцевину. Выясняют, где у цветка может быть пыльца, и находят ее ватным шариком. Рассматривают цветущие сережки березы через лупу, обнаруживают сходство с луговыми цветами (имеется пыльца). Взрослый предлагает детям придумать символы для обозначения цветов березы, ивы, осины (сережки — тоже цветы). Уточняет, зачем пчелы прилетают к цветам, нужно ли это растениям (пчелы летят за нектаром и опыляют растение).

 

Как пчелки переносят пыльцу?

Задачи: Выявить, как происходит процесс опыления у растений..

Материалы и оборудование: Ватные шарики, порошок-краситель двух цветов, макеты цветов, коллекция насекомых, лупа

Ход: Дети рассматривают строение конечностей и тельца насекомых через лупу (мохнатые, покрытые как бы волосками). Представляют, что ватные шарики — это насекомые. Имитируя движение насекомых, прикасаются шариками к цветам. После прикосновения на них остается «пыльца». Определяют, как насекомые могут помочь растениям в опылении (к конечностям и тельцам насекомых прилипает пыльца). Дети составляют модель зависимости растений от животных.

 

Помоги растению

Задачи: Выявить, как происходит процесс опыления у растений."

Материалы и оборудование: Растение, требующее искусственного опыления (лагенария или огурцы), ватные шарики.

Ход: Дети выясняют, одинаковы ли цветы лагенарии (одни на длинных, другие на коротких стебельках). Придумывают символ для обозначения разных цветов. Выясняют, как помочь растениям, если их не опыляют насекомые (перенести пыльцу с цветка на цветок). Дети делятся на три группы. Каждая помечает свои цветы. Через одну-две недели после опыления наблюдают: на опыленных женских цветках (с коротким стеблем) появилась завязь, на других — нет.

 

Кто поможет?

Задачи: Установить особенности процесса опыления растений с помощью ветра.

Материалы и оборудование: Два полотняных мешочка с мукой, бумажный веер или вентилятор, модель придумывания символа.

Ход: Дети выясняют, какие цветы у березы, ивы, почему к ним не летят насекомые (они очень мелкие, для насекомых неудобны; когда они цветут, насекомых мало). Выполняют опыт: трясут мешочками, наполненными мукой — «пыльцой». Выясняют, что нужно, чтобы пыльца попала с одного растения на другое (растения должны расти близко или кто-то должен перенести на них пыльцу). Используют веер или вентилятор для «опыления». Дети придумывают символы для цветов, опыляемых ветром.

 

Зачем им крылышки?

Задачи: Выявить взаимосвязь строения плодов со способом их распространения.

Материалы и оборудование: Плоды-крылатки, ягоды; вентилятор.

Ход: Дети рассматривают плоды, ягоды и крылатки. Выясняют, что помогает рассеяться семенам-крылаткам. Наблюдают за «полетом» крылаток. Взрослый предлагает убрать у них «крылышки». Повторяют опыт, используя вентилятор или веер. Определяют, почему семена клена вырастают далеко от родного дерева (ветер помогает «крылышкам» перенести семечко на большие расстояния".

 

 

Зачем репейнику крючки?

Задачи: Выявить взаимосвязь строения плодов со способом их распространения.

Материалы и оборудование: Плоды репейника, кусочки меха, ткани, лупа, тарелочки для плодов.

Ход: Дети выясняют, кто поможет репейнику разбросать свои семена. Разламывают плоды, находят семена, рассматривают их через лупу. Дети уточняют, сможет ли им помочь ветер (плоды тяжелые, нет крылышек и «парашютиков», поэтому ветер их не унесет). Определяют, захотят ли их есть животные (плоды жесткие, колючие, невкусные, коробочка твердая). Называют, что есть у этих плодов (цепкие колючки-крючки). Используя кусочки меха и ткани, взрослый вместе с детьми демонстрирует, как это происходит (плоды колючками цепляются за мех, ткань).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...