Глава 1. Словообразовательная система
Стр 1 из 11Следующая ⇒ ИНСТИТУТ ФИЛОЛОГИИ
Маркелова Наталья Михайловна
Новое в словообразовательной системе современного французского языка
Дипломная работа По специальности 021700 – «Филология» (иностранные языки)
Абакан, 1999
Работа выполнена на кафедре французского языка
Научный руководитель ст. преподаватель Б.У. Амзараков
Консультант ст. преподаватель О.В. Ярошенко
Рецензент к.ф.н., доцент И.И. Кремих
Дипломная работа защищена _______ июня 1999 г.
с оценкой _______
Председатель комиссии _______
Члены комиссии:
ОГЛАВЛЕНИЕ Введение …………………………………………………………… 4-6 Глава 1. Словообразовательная система современного французского языка ……………………………………………. 7-60 §1. Язык как система …………………………………………… 7-13 §2. Основные понятия словообразования …………………….. 13-23 §3. Становление словообразовательной системы ……………. 23-42 а) Причины появления новых слов …………………………. 23-25 б) Морфологические способы словообразования ………… 25-42 §4. Проблема существования параллельных словообразовательных систем ……………………………… 42-60 Глава 2. Новое в словообразовательной системе современного французского языка …………………………… 61-91 §1. Возникновение новых словообразовательных моделей и типов …………………………………………….. 61-73 а) Природа языковых единиц, образованных
по структурной модели N1+N2 …………………………… 61-68 б) Типы языковых элементов, образованных по структурной модели N1+N2 …………………………… 68-73 §2. Телескопия как один из активных способов слово- образования современного французского языка ………….. 73-83 а) Лингвистическая природа телескопии ………………….. 73-76 б) Функции телескопии: словообразовательная, семантико-стилистическая ………………………………. 76-83 §3. Социолекты как один из источников пополнения узуального фонда французского языка ……………………. 83-91 Заключение ………………………………………………………. 92-94 Список использованной литературы …………………………. 95-98 ВВЕДЕНИЕ Словарный состав языка и обслуживающий его механизм словообразования дают богатейший материал для наблюдений, размышлений и обобщений. Представляя собой систему, лексика пребывает в постоянном движении. Функционирование языка сопряжено с исчезновением одних слов, с появлением других, со сдвигами в значении третьих, с изменением стилистического статуса четвертых. Историческая лексикология убеждает нас в том, что слова создаются из реально существующего в языке материала и по его моделям, продуктивным в современном языке. Объектом данного исследования являются способы словообразования современного французского языка. Выбор темы обусловлен ее актуальностью, так как в процессе развития языка, в частности, его лексического состава, совершенствуются способы словообразования, появляются новые словообразовательные модели и словообразовательные типы. Цель работы – провести анализ словообразовательной системы французского языка и выявить новые тенденции в образовании новых слов. Проблемами словообразования французского языка занимались как зарубежные, так и отечественные ученые: Ж. Дюбуа, А. Доза, Ш. Балли, И.А. Цыбова, З.Н. Левит, С.В. Райлян, Э.А. Халифман, О.В. Раевская, М.Д. Степанова. Поставленная цель конкретизируется в следующих задачах:
1. ознакомиться с основными понятиями словообразования; 2. рассмотреть морфологические способы словообразования; 3. определить свою позицию относительно тезиса о существовании во французском языке двух словообразовательных систем; 4. изучить новые словообразовательные модели и типы; 5. изучить телескопию как активный способ пополнения лексики; 6. выявить процесс перехода ненормативной лексики в общеупотребительный язык, как один из путей обогащения словарного состава.
В процессе исследования использовались такие методы исследования, как: 1) критический анализ литературных источников; 2) дескриптивный метод, который заключается в описании, объяснении и анализе изучаемых явлений; 3) количественный метод, который заключается в выявлении процентного соотношения между изучаемыми элементами языка; 4) изучение отечественного и зарубежного опыта работы по данной теме; 5) метод сплошной выборки.
Материалом исследования послужили периодические издания французской прессы: журналы “L’Express”, “Le Point”, газеты “L’Humanité”, “Le Monde”, а также художественное произведение Roger Rabiniaux “L’Honneur de Pedonzigue”. Цель и конкретизирующие ее задачи обусловили структуру дипломной работы, которая включает в себя: введение, две главы, заключение, список использованной литературы. Введение содержит обоснование актуальности темы дипломной работы с изложением ее цели, задач и структуры. В первой главе рассматривается язык как система, основные понятия словообразования, морфологические способы словообразования, а именно суффиксация, префиксация, словосложение и лексикализация, конверсия, заимствования, аббревиация, а также проблема существования параллельных словообразовательных систем. Во второй главе рассматриваются новые словообразовательные модели и типы, телескопия как один из активных способов словообразования современного французского языка, а также сделана попытка рассмотрения процесса перехода ненормативной лексики в общеупотребительный язык. В заключительной части подводятся общие итоги исследования по данной теме в соответствии с поставленными задачами.
Список использованной литературы включает 54 источника. Теоретическая значимость дипломной работы заключается в представлении новых тенденций образования новых лексических единиц французского языка. Практическая ценность состоит в возможности применить материал исследования по данной теме на уроках и спецкурсах по французскому языку, а также данный материал может быть использован в качестве доклада на семинарах как для студентов, так и для учащихся. Дипломная работа прошла апробацию в виде представления на Катановских чтениях в 1999 году, кроме того, ей предшествовала курсовая работа, объектом изучения которой явились новые словообразовательные элементы современного французского языка.
ГЛАВА 1. СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|