Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Подходы к определению агрессии

Асоциализация. Отклонения в социальном развитии. Девиантное поведение. Причины и факторы девиантного поведения школьников. Предупреждение и профилактика девиаций. Деформация личности. агрессия и ее формы. Теории агрессии. Агрессия в школе как педагогическая проблема.

Термин «асоциализация» означает процесс усвоения личностью антиобщественных, антисоциальных норм, ценностей, негативных ролей, установок, стереотипов поведения, которые объективно приводят к деформации общественных связей, к дестабилизации общества.

Говоря об асоциализации, нельзя не упомянуть еще о двух, связанных с данной проблемой терминах: «десоциализация» и «отставание в социализации». Первый означает, что на определенной стадии нормальной социализации личности происходит ее некоторая деформация, когда она попадает под влияние (стихийное или целенаправленное) отрицательной микросреды - дворовой компании сверстников, преступной группы и т. п. В результате этого у личности происходит разрушение прежних позитивных норм и ценностей, взамен которых усваиваются новые антиобщественные нормы и ценности, образцы поведения. Таким образом, термин «десоциализация» близок по содержанию понятию «асоциализация», однако отражает несколько иную грань этого процесса в общественном контексте.

Отставание в социализации означает несвоевременное, с опозданием усвоение личностью тех позитивных норм, образцов поведения, которые предписываются обществом для каждого этапа социализации. Этот термин кажется далеким по смыслу от понятия «асоциализации», но тем не менее он связан с ним следующим образом. Отставание в социализации, не будучи антиобщественным, все же может со временем привести (и часто приводит) к усвоению личностью негативных норм или к бездумному подчинению такой отставшей в социализации личности воле других антиобщественных элементов.

Процесс социально-психологической дезадаптации сопровождается снижением самооценки человека, размывание индивидуальности, ростом неудовлетворенности своим положением в социальном окружении. Обычно в такой личности имеющийся внутренний конфликт между ее статусом и притязаниями.

На раннем этапе асоциализации главным является механизм подражания, когда дети или подростки неосознанно или частично осознавая перенимают у взрослых, ведущих асоциальный образ жизни, негативные образцы поведения, определенную субкультуру. При этом основным мотивом у них выступает желание быть взрослыми, получить одобрение в данной отрицательной микросреде. Последняя стимулирует закрепление таких образцов поведения и, напротив, осуждает общепринятые нормы поведения.

Проявлением асоциализации является девиантное поведение - система поступков, которые отклоняются и отличаются от общепринятых норм общества в области права, культуры или морали. К основным видам девиантного поведения относятся преступность и аморальность.

Девиантное поведение детей и подростков [лат. deviatio — отклонение] — поступки и действия, не соответствующие ожиданиям и нормам, которые фактически сложились или официально установлены в данном обществе. Хотя в формировании Д. п. могут участвовать и психические нарушения или расстройства, целесообразно избегать односторонней психиатризации понятия Д. п. и связанного с ним психиатрического этикетирования.

Можно выделить основные факторы, обуславливающие девиантное поведение несовершеннолетних.

1. Биологические факторы выражаются в существовании неблагоприятных физиологических или анатомических особенностей организма ребенка, затрудняющих его социальную адаптацию. (генетические, психофизиологические, физиологические)

2. Психологические факторы, в которые включаются наличие у ребенка психопатологии или акцентуации (чрезмерное усиление) отдельных черт характера.

3. Социально-педагогические факторы выражаются в дефектах школьного, семейного или общественного воспитания. Учебная дезадаптация школьника проходит в своем развитии следующие стадии: (учебной декомпенсации; школьной дезадаптации; социальной дезадаптации; криминализации среды свободного времяпрепровождения).

4. Социально-экономические факторы.

5. Морально-этические факторы

Система профилактики девиантного поведения учащихся в образовательном учреждении включает в себя в качестве первоочередных следующие меры:

- создание комплексных групп специалистов, обеспечивающих социальную защиту детей (социальные педагоги, психологи, медики и др.);

- создание воспитывающей среды, позволяющей гармонизировать отношение детей и подростков со своим ближайшим окружением в семье, по месту жительства, работы, учебы;

- создание групп поддержки из специалистов различного профиля, обучающих родителей решению проблем, связанных с детьми и подростками;

- организацию подготовки специалистов, способных оказывать профессиональную социальную, психологическую, педагогическую, медицинскую помощь и занимающихся воспитательно-профилактической работой прежде всего с детьми и подростками группы риска и их семьями;

- создание общественных образовательных программ для усиления осознания и привлечения внимания к проблемам молодежи с отклоняющимся от нормы поведением (телевизионные программы, обучающие программы и т.д.);

- организацию детского досуга.

- самовыражения и самоутверждения для каждого конкретного ребенка.

- информационно-просветительскую работу.

Основными видами профилактики являются: первичная, рассматриваемая как комплекс социальных, образовательно-воспитательных и психолого-медицинских мероприятий, предупреждающих зарождение поведенческих отклонений у несовершеннолетних; вторичная – комплекс мер, направленных на предупреждение формирования отклоняющегося поведения несовершеннолетних и перехода к уголовно-наказуемым; третичная – комплекс мер, направленных на предотвращение рецидивных отклонений в поведении и способствующих восстановлению личностного и социального статуса несовершеннолетнего, имевшего проблемы с отклонениями в поведении и возвращении его в семью, образовательное учреждение и к общественно-полезной деятельности.

Наряду с этим, можно выделить три основных уровня профилактики. На личностном уровне воздействие на целевую группу направлено на формирование таких качеств личности, которые создают основу социально-приемлемого поведения несовершеннолетнего. Семейный уровень предполагает организацию влияния на семью несовершеннолетнего и его ближайшее окружение для предотвращения зарождения и развития девиантного поведения. Социальный уровень профилактики способствует изменению общественных норм в отношении девиантного поведения, что создает благоприятные условия для организации профилактической работы на личностном и семейном уровнях.

 

Процесс десоциализации сигнализирует, что на определенной стадии происходит деформация социализации личности (в основном под влиянием негативной микросреды), результатом которой является разрушение предыдущих позитивных норм и ценностей и усвоения антиобщественных образцов поведения.

 

Агрессия (лат. aggressio — нападение) — мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам сосуществования людей, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт.

Чаще всего выделяют следующие виды агрессии:


- физическую – проявляющуюся в конкретных физических действиях, направленных против какого-либо лица, либо наносящие вред предметам (ребенок дерется, кусается, ломает, швыряет предметы и т.п.)
- вербальную – выражающуюся в словесной форме (ребенок кричит, угрожает, оскорбляет других)
- косвенную – непрямая агрессия (ребенок сплетничает, ябедничает, провоцирует сверстников, и т.п.).
Кроме того, при подавлении проявления агрессии и в некоторых других случаях агрессия может быть направлена на самого себя (аутоагрессия) – она выражается в нанесении себе вреда (обкусывании ногтей, выдирании волос, частом травмировании и т.п.).

 

Подходы к определению агрессии

Существует различные подходы к определению данного феномена. Обозначим лишь некоторые из них:

- Нормативный подход, означает, что в дефинициях агрессии особый акцент делается на её противоправности, «противоречивости» общественным нормам. О. Мартынова определяет агрессию как «целенаправленное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе».

- Глубинно-психологические подходы утверждает инстинктивную природу агрессии. В данном случае, агрессия представляется врожденным и неотъемлемым свойством любого человека. Наиболее яркими представителями данного подхода являются психоаналитическая и этологическая школы (К.Юнг, З.Фрейд, Г.Гартман, Е. Крис, К. Лоренц, Ардри, Моррис).

- Целевые подходы заключают в себе определения агрессии с точки зрения её функциональности. Так, агрессия рассматривается как инструмент успешной эволюции, самоутверждения, доминирования, адаптации или присвоения жизненноважных ресурсов. Шваб, Коэроглоу

- Подходы акцентирующие внимание на последствиях агрессии описывают её результаты. Уилсон

- Подходы основанные на оценке намерений агрессора (Креч Д., Кратчфилд Р., Ливсон Н). В данном случае агрессия понимается как «вид поведения, физического или символического, которое мотивировано намерением причинить вред кому-то другому» (Л. Берковиц) или как «форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения» (Р. Бэрон, Д.Ричардсон).

- Эмоциональные подходы уделяют особое внимание чувственной составляющей акта агрессии.

- Многоаспектные подходы включают в себя все перечисленные выше подходы или их комбинацию, наиболее целесообразную с точки зрения отдельного автора.

- Недифференцированные подходы, как правило, отражены в частных психологических теориях и не объясняют сути агрессии, определяя её в узко-теоретических рамках. Бихевиоризм трактует агрессию «естественный рефлекс человека», «как следствие фрустрации» или форму реагирования на физический и психический дискомфорт и т.д. (Д. Доллард, С. Фишбах, Л. Берковиц). Представители когнитивных теорий считают, что «агрессия — это результат научения» (А. Бандура). Иные исследователи полагают, что агрессия — это «тенденция приближения к объекту или удаления от него» (Л.Бендер), или «внутренняя сила, дающая человеку возможность противостоять внешним силам» (Ф. Аллан).

Типы агрессии у детей 1. Агрессия при гиперактивности. 2. Агрессия лидерства. 3. Агрессия демонстративности. 4. Агрессия мести. 5. Агрессия страха. 6.Агрессия тревоги. 7. Агрессия вины. 8.Агрессия низкой самооценки. 9. Агрессия неадекватно завышенной самооценки.

типы агрессивных детей:

1. Ребенок склонный к физической агрессии- открытая агрессия. Такие дети любят риск, демонстративны - любят быть на виду, имеют неплохие организаторские и лидерские качества, у них не развит самоконтроль, они импульсивны, нет моральных ограничений.

2. Ребенок склонный к вербальной агрессии. Это психологически неуравновешенный, неуверенный, обидчивый, у него может быть повышена тревожность, частые депрессивные состояния, работоспособность снижена. Обьектом «ядовитых слов» таких детей являются чаще слабые, младшие по возрасту, неуверенные, дети с физическими недостатками

3. Ребенок склонный к косвенной агрессии. Действуют «исподтишка», импульсивны, болезненно реагируют на критику, «жало» пускают не прямо, а через субьект или обьект, а сам наблюдает со стороны, с одной стороны такие дети склонны к риску, с другой – чувствительны, их отличают примитивные влечения, стремление к немедленному удовлетворению своих желаний

4. Дети негативисты. Все воспринимают «в штыки», критику воспринимают как личную обиду, обдумывают ответный ход - «острее и круче»

5. Раздражительные – дети с особыми свойствами характера- вспыльчивые, грубые.


Уровень агрессивности детей может меняться в зависимости от ситуации, но иногда агрессивность принимает устойчивые формы. Причин тому много: положение ребенка в коллективе, отношение к нему сверстников, взаимодействие с учителями и родителями. Стойкая агрессивность детей проявляется в, частности, в том, что порой они иначе, чем другие, понимают поведение окружающих, интерпретируя его как враждебное. Формированию детской агрессивности способствует и неприятие со стороны взрослых – безразличие, устранение от общения с ним, нетерпимость и властность, враждебность к самому факту существования ребенка. Преодолению агрессивности помогает расположение – готовность и умение слушать, теплота общения, доброе слово, ласковый взгляд.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...