Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Требования и критерии оценки

Сапрыкина Н.А.

С 19 Архитектурная форма: статика и динамика / Сапрыки­на Н.А. Учеб. пособие для вузов. — М.: Архитектура-С, 2004. - 408 с.

15ВМ 5-274-01887-4

Рассматриваются предпосылки возникновения, исторические примеры и принципы динамической адаптации архитектурного про­странства к изменениям условий среды, выявляются требования к его формированию. Определяются тины архитектурно-конструктив­ных систем. Выявляются тенденции развития изменяемой архитек­турной формы и динамические приемы оптимизации архитектурно­го пространства жилой среды, в частности, в условиях автономности и освоения экстремальных районов. Впервые анализируются данные патентной литературы.

Для студентовархитектурных вузов и факультетов.

ВВЕДЕНИЕ

Характерной чертой развития архитектуры на протяжении тысячеле­тий считалась статичность, неподвиж­ность зданий, а значит, и архитектур­ных форм. Это обусловлено целым рядом причин и, в частности, тем, что общество, будучи постоянно изменяе­мой субстанцией, в своей массе консер­вативно (возможно, это связано с бояз­нью непредвиденности нового, а также желанием иметь постоянно гарантиро­ванную стабильность существующей жизни). Кроме того, во многих случаях архитекторы пытаются утвердиться в статичной монументальности архитек­турных объектов, жесткие рамки, ис­пользования которых практически крайне редко позволяют реагировать им на процессы развития общества. По­этому моральное старение зданий и со­оружений, а также комплексов и город­ских образований происходит, как правило, значительно раньше их физи­ческого старения. Проблема морально­го старения архитектурных объектов ставит задачу их адаптации к изменяю­щимся требованиям, к реальным совре­менным возможностям. Это диктует не­обходимость нового подхода к определению понятия архитектурной формы и к архитектурному проектиро­ванию.

Вопросам теории и методологии ар­хитектурной формы посвящен целый ряд специальных исследований, отли­чающихся различными точками зрения и видением проблемы. Однако на сегод­няшний день нет общего определения архитектурной формы как таковой. Включая в название книги термин "ар­хитектурная форма", автор не ставит целью раскрыть все противоречивые стороны этого сложного понятия, кото­рое во всей проблематике теории и практики архитектуры занимает значи­тельное место, оставив поле деятельно­сти для ученых. Острота проблемы со­стоит в том, что отсутствие до сих пор ясности и общей точки зрения на поня­тие архитектурной формы, вероятно, обусловлено односторонним подходом.

Для многих теоретиков архитекту­ры характерно преувеличение роли ар­хитектуры в жизни общества, в связи, с чем всегда наблюдалась тенденция ре­шения противоречивых проблем архи­тектуры в ущерб человеку, которому легче самому приспособиться к окружа­ющей среде, чем приспособить архитек­турные объекты к изменениям, проис­ходящим в обществе. Не умаляя значения архитектуры, можно сказать, что она является только частью культу­ры, развитие которой определяется за­конами развития общества. Поэтому люди не должны приспосабливаться к статичным неизменяемым параметрам объектов архитектуры, а скорее послед­ние могли бы изменяться в соответст­вии с требованиями времени. Рассмат­ривая архитектуру как живой организм, чутко реагирующий на изме­нения потребностей людей, архитекто­ры, как прошлого, так и современные приходят к выводу о необходимости по­нимания архитектуры как искусствен­ной среды, приспособленной к динами­чески изменяющейся действительности и отвечающей потребностям развития общества [43].

Концепция адаптирующейся искус­ственной среды прослеживается на про­тяжении всей истории архитектуры;

любое здание или сооружение должно было адаптироваться в соответствую­щих природно-климатических и эконо­мических условиях к удовлетворению определенных потребностей людей. Другое дело, что совершенно не учиты­валась эволюция функций (по этапам существования и развития архитектур­ных объектов) одного из наиболее дей­ственных формообразующих факторов. Архитектурная форма объекта рас­сматривалась только на стадии его "жизни" (эксплуатации), а на стадии

"рождения" (проектирования) не учиты­валась эволюция функции, что вело к "смерти" — моральному износу здания.

По-видимому, назрела необходи­мость в коренном изменении традици­онных методики и подхода к проектиро­ванию зданий и сооружений, в связи, с чем актуален поиск "объективной" ар­хитектурной системы проектирования, которая может включать несколько этапов, например, на информационном уровне (анализ существующей инфор­мации, разработка основной техниче­ской идеи и задания на проектирова­ния), на концептуальном (создание архитектурной концепции объекта, разработка общих принципов компози­ции и ее развития), на эволюционно-адаптационном (разработка объемно-планировочного решения с учетом эволюции функций) или на реабилита-ционно-конструктивном уровне (при непредусмотренной эволюции функ­ции), что позволяет учитывать все воз­можности изменения требований. В данном случае к трем пространствен­ным измерениям прибавляется так на­зываемое четвертое измерение — вре­мя [44]. Это требует разработки более совершенной методики проектирования зданий и сооружений, что позволит пре­дусмотреть технические и композици­онные возможности адаптации зданий к изменениям функции. Совершенно оче­видно, что одним из основных направ­лений в практике проектирования явля­ется разработка гибких, трансформируемых, изменяемых объемно-планировочных и конструктивных систем.

Если с давних времен критерием ка­чества здания считалась его полная ус­тойчивость против воздействия време­ни и окружающей среды, т. е. долговечность, то сегодня она должна реализовываться не за счет стабильно­сти, а за счет изменяемости — как глав­ного принципа построения архитектур­ного объекта. Тезис, всегда с упреком высказываемый в отношении использо­вания временных изменяемых (мобиль­ных или трансформируемых) структур, о том, что "нет ничего более постоянного, чем временное", приобретает истин­ный смысл. Принцип приспосабливания зданий к новым условиям более рацио­нален, так как отодвигает этап их мо­ральной "смерти" и не влечет за собой дорогостоящие и трудоемкие работы, связанные с необходимостью пере­стройки или сноса зданий. В данном случае долговечность достигается именно временными средствами.

Таким образом, возникает возмож­ность перейти от традиционной архи­тектуры к рациональной, т. е. к оптими­зации жилой среды за счет изменяемости, гибкости, подвижности архитектурной формы, где непрерыв­ное во времени преобразование архи­тектурных объектов становится одним из видов их существования. Такой под­ход позволит раскрыть потенциальные возможности архитектуры.

Все чаще предпринимаются попыт­ки решить существующие в архитекту­ре проблемы с помощью динамических принципов формообразования. Эти вопросы привлекают внимание многих ученых, как у нас, так и за рубежом на различных уровнях: от доктрин, кон­цепций, теоретических и эксперимен­тальных проработок до патентных раз­работок и реальных проектов. Все это представляет ценнейший и интересней­ший материал, так как наделение архи­тектуры подвижностью и гибкостью не­сет в себе огромное богатство идей по динамической адаптации искусствен­ной среды в соответствии с изменяющи­мися требованиями. Несмотря на срав­нительно небольшой хронологический период времени разработки предложе­ний, широта палитры и разброс обла­стей использования таких идей на­столько велики, а подходы к их решению настолько разнохарактерны и разноаспектны, что зачастую возника­ют трудности как в нахождении разли­чий между ними, так и в объединении по определенным признакам. Кроме того, наличие большого числа односторон­них позиций в подходе к этой интерес­ной междисциплинарной проблеме (с точки зрения социологии, физиологии, техники, эстетики, бионики и т. д.) при­дает еще больше путаницы.

Поэтому задачей настоящей книги является критическое осмысление тео­ретических основ, экспериментальных и практических разработок, связанных с адаптацией архитектурной формы пу­тем использования динамических прин­ципов, а также выявление наиболее ра­циональных способових применения в практике проектирования и определе­ние тенденций их развития. С этой целью в книге систематизирован и обобщен прогрессивный опыт теорети­ческих и концептуальных разработок, а также опыт проектирования и строи­тельства архитектурных объектов, свя­занных с рассматриваемой проблемой, и, кроме того, впервые проанализиро­ваны данные патентной литературы, представлены экспериментальные про­екты, наиболее полно удовлетворяю­щие требованиям адаптации.

От передвижных, сборно-разборных, транс­формируемых, пневматических зданий, гибких и многоцелевых развивающихся систем, автоном­ных космических, подводных, подземных и других комплексов, используемых в экстремальных усло­виях, до предложений биологической тотально из­меняющейся гипотетической архитектуры буду­щего, включающей кибернетически развивающиеся архитектурные и бионические са­моорганизующиеся системы и биоструктуры, а также объекты, оперирующие иллюзией движения при изображении его статическими средствами (в концепциях, провозглашающих идею движения сущностью художественного образа).

 

 

Глава 1.

ПРИНЦИПЫ ИЗМЕНЯЕМОСТИ АРХИТЕКТУРНОЙ ФОРМЫ


7.7. Динамическая адаптация архитектурных объектов

1.1.1. Понятия адаптации, мобильно­сти и трансформативности

В последнее время такие поня­тия, как динамичность, адаптация, из­меняемость, трансформативность, мо­бильность применяются не только в социологии, долгосрочном планирова­нии, технике и других областях, но и в архитектуре, где они не имеют точного и общего понимания и используются в различных значениях и смысловых со­четаниях. В связи с этим следует попы­таться раскрыть значение этого про­блематичного понятийного комплекса относительно архитектуры и архитек­турной формы.

Понятие форма используется в об­щем словесном смысле не только для материальных объектов, но и для имма­териальных (литература, музыкальные произведения, световое излучение и др.). Наряду с понятием форма исполь­зуются понятия образ и структура, ко­торые включают в себя вид и способ соединения объектов из более мелких элементов. Каждый объект запечатлен процессом своего возникновения, кото­рый прочитывается чаще всего в своей форме, изменяющейся на протяжении всего срока его существования. Так как каждый объект находится в постоянном изменении (поверхность планеты, рас­тущие и умирающие растения или соо­ружения и т. д. — все они возникают, стареют или приходят в упадок), то про­цесс формоизменения бесконечен.

Объект, форма которого очень быс­тро изменяется, считается антиста­тичным, а объект, у которого форма не изменяется на протяжении длительного промежутка времени или медленно из­меняется только внешне, — статич­ным. Если объект изменяет место на­хождения, то он считается мобильным. Причем,- мобильными могут быть как статичные объекты, так и быстроизменяемые. Так, статична форма самолета, но зато складное легкое покрытие нахо­дится в постоянном изменении.

Объекты, которые могут быть рас­смотрены как результат важнейших процессов возникновения формы, при­надлежат к различным сферам, охваты­вающим три основные группы процес­сов формообразования: 1) абиотические процессы изменения формы в области неживой природы (элементы солнечной системы, созвездия, светила, горы, гор­ные породы, вода, кристаллы, молеку­лы, атомы, атомная структура и др.); 2) процессы развития видов с увеличени­ем, ростом и смертью в области живой природы (клетка, клеточные колонии, многоклеточные растения, животные и др.); 3)процессы активности человека — продукта человеческой деятель­ности (дома, одежда, оружие, машины, книги, предметы искусства и др.).

Форма архитектурных объектов, яв­ляющихся результатом человеческой де­ятельности, имеет типовые особенности элементов по различным признакам, например по геометрическому, кроме того, она может иметь комбинаторные сочетания. Совершенно очевидно, что форма архитектурных объектов зави­сит от его функции, которая находится в постоянном развитии. В связи с этим форма объекта должна адаптироваться к динамике эволюции его функции.

Понятие адаптации, или адаптив­ности, означает приспособление к усло­виям существования. В области нежи­вой природы (солнце, звезды, горы, кристаллы, молекулы, атомы и др.) по­стоянное движение и изменение ее объ­ектов, происходящие в результате их активности или реактивности, сущест­вует на основе жестких канонов образо­вания формы, которая может повто­ряться, возвращаясь в исходные параметры. В области же живой приро­ды (клетка, клеточные системы, расте­ния, животные и др.), элементы которой рождаются, живут и умирают, происхо­дит постоянное развитие и восстановле­ние формы, которая не повторяется и не возвращается в исходные параметры.

Способность пассивно приспосабли­ваться к неизменяемым обстоятельст­вам ограничена. Все индивиды в общей биологии имеют в той или иной мере пассивную физическую приспосабливаемость, которая является автоматиче­ским приспособлением к окружающей обстановке (к теплу или холоду, к друж­бе или вражде, к сближению и т. д.). Степень пассивного физического при­способления человека зависит от окру­жения, например, она незначительна при температурных колебаниях и воз­растает при колебаниях давления и при изменении содержания кислорода в воздухе. Существенное значение имеет активная приспосабливаемость челове­ка к общественным нормам, к миру дру­зей и работы, а также к физическим условиям своего окружения. Если его приспосабливаемость повышается в связи с требованиями среды обитания, то возникает конфликт. Активная при­спосабливаемость человека к окруже­нию связана в первую очередь с одеж­дой и с домом, который, как и его жители, должен приспосабливаться к окружающему миру и представляет со­бой искусственное климатическое ук­рытие.

Архитектура как искусственная среда, предназначенная для осуществ­ления определенных функциональных процессов, в той или иной степени вы­нуждена различными способами при­спосабливать свою форму и простран­ство к возникающим с течением времени новым требованиям и услови­ям. Приспосабливаемость архитектур­ной формы проявляется в двух аспек­тах: в статической (стационарной, традиционной) и динамической (гибкой, развивающейся) адаптации.

Статическая адаптация связана с теми случаями, когда на стадии проек­тирования архитектурного объекта не предусмотрена эволюция функции и по истечении определенного времени про­исходит его моральный износ, а также возникает необходимость приспособить его для новых условий эксплуатации. В данном случае имеет место своего рода реабилитация архитектурного объекта, которая в зависимости от меры адапта­ции к меняющимся условиям требует определенной степени его реконструк­ции: от замены устаревшего оборудова­ния, мебели, технических устройств, перепланировки изменяющих свое функциональное назначение помеще­ний в существующем объеме зданий и до изменения структуры зданий или со­оружений путем надстройки или при­стройки.

Собственно говоря, статическая адаптация архитектурных объектов яв­ляется традиционной реконструкцией, представляющей непредусмотренное ранее изменение их функциональной и объемно-планировочной организации, и осуществляется путем частичного разрушения и модернизации, а также путем пристроек и надстроек или сноса здания и носит элементы "насильствен­ной" реанимации отработанного объек­та, что, как правило, ведет к трудоем­ким, долговременным и неэкономичным объемам работ.

Поэтому возможность адаптации зданий и сооружений к изменяемым ус­ловиям эксплуатации и требованиям к архитектурно-планировочной органи­зации ненасильственным способом по­зволяет использовать принципы дина­мической адаптации, которая предусмотрена на всех стадиях сущест­вования архитектурного объекта. Это и составит предмет рассмотрения данной книги.

Потребность в динамической адап­тации архитектурных объектов обус­ловлена, с одной стороны, необходимо­стью устранения противоречия между постоянно растущими и изменяемыми потребностями людей и неизменяемо­стью характеристик среды, в которой эти процессы реализуются, а с другой, развитием технического прогресса, со­вершенствованием и появлением новых видов транспорта, индустриализацией строительства, что вызывает к жизни новые динамические способы возведе­ния зданий и их эксплуатации. Основ­ным признаком динамической адапта­ции архитектурных объектов является подвижность, а средствами ее проявле­ния — мобильность и трансформация.

«Мобильность», как понятие, приме­нимое к различным видам человече­ской деятельности, утвердилось и в ар­хитектуре. Это обусловлено необходимостью решения многих задач архитектуры с учетом таких динамиче­ских факторов, как рост населения, его социальная подвижность и миграция, связанные с быстрым ростом городов, активным освоением новых районов и т. п. Так, при освоении новых районов наря­ду с традиционными типами стационар­ного жилища, представляющими основ­ную форму расселения людей, появляется необходимость создания других типов жилища, отличающихся ограниченными сроками эксплуатации на одном месте и возможностью перио­дического перемещения в процессе экс­плуатации. Поэтому наиболее полно удовлетворить специфические требова­ния организации труда, быта и отдыха людей, вынужденных по роду своей де­ятельности периодически менять место приложения труда, смогут мобильные типы зданий и сооружений, пригодные к быстрой и многократной передисло­кации с минимальными материальными и трудовыми затратами. Потребность в мобильных объектах определяется спе­цификой условий производства, орга­низации труда и образа жизни в различ­ных областях человеческой деятельно­сти.

Термин мобильное по отношению к архитектурным объектам применяется и рассматривается в двух аспектах. С одной стороны, он означает соответст­вие и быстроту реагирования зданий или сооружений на изменяющиеся по­требности и образ жизни людей, а с другой, — понимается как физическая подвижность: постоянная готовность к 1 изменению места положения в простран­стве, способность к передвижению.

Сознание человека всегда было свя­зано с движением, которое он мог ви­деть и ощущать как в природе (ветер, вода, огонь и т. д.), так и в элементах предметно-пространственной среды (стрела, повозка, лодка и др.). Способы передвижения определяют форму мо­бильных объектов в зависимости от ти­па транспортного средства: самодвижу­щиеся (совмещенные со стационарной ходовой частью или инвентарной в виде подкатной тележки, а также фургоны);

перевозные или переносные гужевым, автомобильным, железнодорожным, водным, воздушным транспортом (в со­бранном виде и полностью готовым к эксплуатации).

Скорость движения также влияет на форму мобильных объектов. Так, при низких скоростях, когда передняя часть движущихся объектов не встречает со­противления среды, их форма практи­чески не выражает движения и не опре­деляет возможного направления, т. е. статична. В других ситуациях, когда требуется преодоление сопротивления среды (часто связанное с высокими ско­ростями), движущимся объектам прида­ется форма, выражающая движение и его направление (обтекаемая форма ав­тофургонов и трайлеров, киль лодок-домов, закругленные полозья у домов на санях и др.), т. е. динамика движения выражается во внешних формах мо­бильных объектов. В данном случае на­блюдается противоречие между дина­мичностью формы движущихся

объектов и статичностью внутренней формы. Кроме того, форма мобильных объектов должна была всегда воспри­ниматься во взаимосвязи с двумя их противоречивыми состояниями — дви­жения и покоя (эксплуатации). Поэтому некоторые элементы мобильных объек­тов меняют свою форму в зависимости от этих состояний, что придает черты динамичности их форме, а иногда и ас­социативности с "живыми" формами.

Таким образом, динамический при­знак мобильности отражается как на функциональных возможностях зда­ний, так и на транспортабельных — при перемещении их различными вида­ми транспорта. Здания и сооружения можно передвигать в собранном виде или полностью готовыми к эксплуата­ции с помощью различных транспорт­ных средств (возможно также сочетание названных способов). Оптимальная оценка конструктивных решений мо­бильных объектов определяется комп­лексом показателей, характеризующих эти решения на каждой стадии сущест­вования и зависящих от условий их из­готовления, транспортировки, монта­жа, эксплуатации и демонтажа. Степень мобильности зависит от сроков эксплуатации мобильных объектов на одном месте (имеющие малые сроки на­зываются высокомобильными). В зави­симости от конструктивно-технологи­ческих решений различают: мобильные объекты из сборно-разборных, из объ­емных пространственных и из транс­формируемых конструктивных элемен­тов.

Трансформация как одно из основ­ных средств проявления динамической адаптации архитектурных объектов к изменяющимся условиям и требовани­ям их эксплуатации — наиболее целе­сообразная альтернатива их оптималь­ной организации. Термин трансформация (лат.transormatio) оз­начает изменение, преобразование. От­носительно строительства и эксплуата­ции архитектурных объектов трансформация понимается как преоб­разование, которое может иметь обра­тимые или необратимые процессы. В зависимости от этого по возможности изменения во времени процессы транс­формации архитектурной формы могут быть циклическими (с возможностью возвращения пространственных харак­теристик среды в исходное состояние) и ациклическими (с отсутствием возмож­ности реверсии, когда происходит необ­ратимое изменение пространственных характеристик среды),

Цикличность трансформации опре­деляет возможности изменения архи­тектурного пространства во времени (через определенные промежутки вре­мени), которые могут быть кратковре­менными или периодическими (повсед­невными, регулярными и сезонными). Ациклические процессы трансформа­ции можно назвать эволюционно-адаптивными, так как они осуществляются в течение всего срока эксплуатации ар­хитектурного объекта, а необратимые изменения общего объема здания или его внутреннего пространства могут происходить на протяжении сравни­тельно длительного периода в связи с требованиями к динамически изменяю­щейся действительности.

В зависимости от характера преоб­разования трансформация архитектур­ных объектов включает:

"качественное" изменение архитек­турного объекта путем преобразования внутренних элементов при сохранении его общих постоянных размеров, что обеспечивает многофункциональное использование пространства здания (трансформация зданий с универсаль­ными пространствами при помощи раз­движных стен, перегородок, занавесей, перекрытий или полов). В данном слу­чае происходят процессы внутренней адаптации архитектурного объекта в пределах внешней его оболочки;

"количественное" изменение общих габаритов здания, связанное с его кон­структивной трансформацией (транс­формация развивающихся зданий при помощи раскрывающихся покрытий, телескопически раздвигающихся час­тей здания, раздвижных стен и т. п.) в

соответствии с предъявленным к нему пространственными или природно-кли-матическими требованиями и с возмож­ностью пакетирования здания, с его транспортировкой и установкой на но­вом месте. В данном случае происходят процессы внешней адаптации архитек­турного объекта путем изменения его внешней оболочки, регулирующей связь между условиями окружающей среды и контролируемыми внутренни­ми элементами.

Используемый при динамической адаптации класс трансформируемых конструкций включает конструктив­ные решения, обладающие статически­ми (в процессе эксплуатации) и динами­ческими (в процессе трансформации — монтаж, демонтаж) свойствами. При этом функциональные требования к конструкции и обеспечиваются на всем промежутке трансформации. В зависи­мости от стадии существования здания трансформация может быть: транспор­тной (здание, его части или элементы путем трансформации могут быть пере­ведены в иное функциональное состоя­ние — дисфункциональное, например складень, пакет и др.); монтажно-де-монтажной (особые требования предъ­являются к геометрическим парамет­рам трансформируемых конструкций с учетом кинематических особенностей трансформации, а также физических характеристик конструктивных эле­ментов); эксплуатационной (особое значение приобретают функциональ­ные требования к архитектурной форме здания, учитывающие особенности тех­нологии эксплуатации здания, и к архи­тектурным конструкциям, обеспечива­ющим временное статическое состояние при минимуме средств обра­тимого перехода в динамическое).

Трансформация архитектурного объекта обеспечивается объемно-пла­нировочным и конструктивным реше­ниями всего здания или сооружения и может производиться на уровне, как комплекса конструкций, так и отдель­ной трансформируемой конструкции или приспособления. В целом транс­формируемая система должна обладать и динамическими, и статическими свой­ствами, сохраняя устойчивость в раз­личных состояниях и обеспечивая тре­бования эксплуатации. Причем, переход из одного состояния в другое должен производиться минимальным числом геометрических параметров, обеспечивающих устойчивость.

По виду движения трансформация подразделяется на поступательную и вращательную, а по направлению дви­жения — на параллельное, циркуль­ное, центрально-периферическое. По способам изменения формы различают следующие виды трансформации: упру­гую деформацию, сдвижку (телескопи­ческий принцип), сборку (мягкие склад­ки), скатывание, складывание, вращение, удаление связей и трансфор­мация из плоскости. По статической ра­боте трансформируемых конструктив­ных систем различают жесткие и гибкие системы, а по геометрическому принципу — стержневые, плоскостные или объемные. В связи с этим геомет­рию пространственной формы рассмат­ривают в зависимости от вида развития системы (линейное, плоскостное или объемное) и ее контура (прямолиней­ный, ломаный, криволинейный). Изло­женное позволяет судить о сложности подхода к рассмотрению типовых осо­бенностей трансформируемых конст­руктивных систем и проведению их классификации.

Таким образом, с точки зрения приспосабливаемости архитектурной фор­мы существует статическая адаптация (непредусмотренная) и динамическая (предусмотренная). Основной признак последней — подвижность, а средства ее проявления — мобильность и транс­формация (процессы которой могут быть циклическими и ациклическими).

С позиции проектирования в преде­лах широты контекста адаптации и спе­цифических аспектов создания искусст­венной среды обитания существуют следующие виды адаптации: струк­турная (композиционная), имеющая отношение к основным принципам проекта и включающая локальные реак­ции, мобильность, планирование жиз­ненных процессов; внешняя - касающа­яся внешней оболочки архитектурного объекта или внешней связи между при­родными условиями окружающей сре­ды и внутренними элементами; внутренняя - касающаяся внутренних элементов, изменяющихся в пределах внешней оболочки; ответная, опреде­ляющая проектирование как продол­жительный процесс и включающая ме­ханизмы получения обратной связи с выполнением проектных установок и развития реакций на адаптационные процессы.

Основное требование комплектации полной адаптации искусственной среды обитания — осмысление ее проекта как индивидуального творческого процесса людей в соответствии с эволюцией их потребностей. Процессы адаптации ар­хитектурных объектов находят самое широкое проявление и использование в человеческой деятельности.

7.7.2. Сферы проявления и использования

Обычно адаптация к окружаю­щей среде состоит в большинстве слу­чаев из приспосабливания человече­ских потребностей к статичным архитектурным объектам. Зачастую че­ловеку проще самому адаптироваться к окружающей среде, чем проводить зна­чительную переделку или перестройку жилой среды обитания.

Стремление к гуманизированной технологии, к учету индивидуальности, к совершенствованию уровня жизни приводит к выявлению и определению потребностей человека для смягчения негативных влияний окружающей сре­ды и более широкого внедрения мероп­риятий по уменьшению материалов и энергетических источников. Дальней­шая эволюция искусственной среды обитания людей, связанная с адаптаци­онными процессами, предполагает, с одной стороны, приспособление к воз­растающим потребностям человека и постоянное изменение формы архитек­турных объектов в связи с поиском и разработкой новых органических форм (т. е. упразднение "эксплуатации" че­ловека со стороны среды обитания), а с другой, — ограничение или уменьше­ние объемов потребления материалов и энергетических источников, требую­щих переориентации к возобновляе­мым источникам энергии, таким, как ветер, солнце, отливы и приливы, био­логический рост и т. д. (т. е. упразднение "эксплуатации" человеком природы — от антропоцентричных к биоцентричным отношениям).

В связи с этим проявление и исполь­зование принципов адаптации обуслов­лено необходимостью осуществления следующих процессов: развитие стра­тегии экономического использования незаменяемых или возможно затухаю­щих источников (земля, сырьевые мате­риалы, продукты и энергетические ис­точники); минимизация воздействий негативной среды обитания (загрязне­ния воздуха, бионеразлагающиеся от­ходы продуктов, шум и развал городов и др.); эксплуатация экологически сба­лансированных систем; разработка аль­тернатив для продолжения и улучше­ния условий жизни.

Совершенно очевидно, что перечис­ленные процессы дальнейшей эволю­ции среды обитания человека немысли­мы без симбиоза приспосабливаемости людей и приспосабливаемости архитек­турных объектов, который в основном достигается путем использования прин­ципов динамической адаптации. С по­зиции проявления и использования этих принципов адаптация архитектур­ных объектов может быть в зависимо­сти от времени проведения погодной, сезонной, суточной, а в зависимости от развития или изменения функциональ­ных процессов — производственной, жилой, общественной, а также может иметь другие виды проявления. Рас­смотрим некоторые из них.

В большинстве случаев погодной и сезонной адаптации использование изменяемых покрытий дает возможность защищать здания от осадков, в жарких странах — от сильных солнеч­ных лучей, а иногда, например каток, с одной стороны, от солнца, а с другой, от снега. Здесь приходится проектировать исходя из двух ситуаций: обычная внутрипространственная деятельность при благоприятной погоде осуществляется на открытом воздухе, и в то же время обычная деятельность на открытом воз­духе должна будет защищена при не­благоприятной погоде.

Внутрипространственная деятель­ность в обычных случаях осуществля­ется в закрытом пространстве, которое используется независимо от погоды пу­тем отопления, изоляции, проветрива­ния или кондиционирования. Однако использование изменяемых трансфор­мируемых покрытий позволяет выби­рать при хорошей погоде между встро­енным искусственным кондициони­рованием и естественными внешними условиями. Примерами могут служить использование зала бассейна летом от­крытым, а зимой — зкрытым, или из­меняемое покрытие, под которым мо­жет находиться целый поселок или даже город. Деятельность на открытом воздухе может осуществляться как круглогодично (базары, торговые ули­цы, пешеходные зоны), так и в теплое время года (театры на открытом возду­хе, певческие сцены, выставки, ярмарки или спортивные мероприятия). Однако из-за внезапной плохой погоды эта де­ятельность может быть прервана. Применение быстро трансформируе­мых защитных покрытий позволяет приспособиться к погодным переменам, ликвидировать помехи и провести ме­роприятия так, как они были заплани­рованы. Такие легко монтируемые и де­монтируемые покрытия могут использоваться и над исторически­ми руинами или другими объектами, не связанными конструктивно с покры­тием.

Погодная адаптация может объеди­няться с производственной целью, на­пример при сельскохозяйственном про­изводстве. Особенно это актуально в жарких странах, при создании теневых изменяемых трансформируемых по­крытий над растительными культура­ми. Использование элементов покры­тия различной водо- и светонепро­ницаемости дает дополнительные воз­можности в дозировке солнечного света соответственно росту каждого растения или уравниванию суточных или годо­вых экстремумов.

Не менее актуально использование принципов динамической адаптации при организации индустриального строительства, особенно при создании больших монтажных залов для возведе­ния большеразмерных объектов (верфи, авиа - и космические объекты и др.). По своей монументальности такие соору­жения схожи с временными объектами культового или сакраментального на­значения (надувные и трансформируе­мые воронки, колонны, башни и т. д.), воздвигаемые только на время проведе­ния этих мероприятий.

Возможности динамической адапта­ции используются и при создании гиб -кого и многофункционального внутрен­него пространства не только путем трансформации его элементов, но и по­средством изменения акустических и световых свойств (особенно это акту­ально при организации интерьеров об­щественных зданий).

Необходимость применения прин­ципов динамической адаптации архи­тектурных объектов проявляется во многих сферах человеческой деятель­ности, особенно там, где требуется по­вышение гибкости зданий и сооруже­ний в целях достижения более продолжительного периода их интен­сивной эксплуатации и рационального использования во времени (как при по­вседневной эксплуатации, так и в про­цессе их эволюционного развития).

Если говорить о динамической адап­тации архитектурных объектов, осуще­ствляемой средствами мобильности, то диапазон использования в различных областях человеческой деятельности зданий и сооружений, пригодных к бы­строй и многократной передислокации с минимальными материальными и тру­довыми затратами и предназначенных для временного проживания и полно­ценного удовлетворения потребностей людей, широк в географическом, и в прикладном плане.

Совершенно очевидно, что мобиль­ные здания и сооружения обеспечат не только необходимый уровень прожива­ния, но и создадут комфортные условия для людей, работающих в различных отраслях хозяйства: в добывающей про­мышленности — нефтегазовой (базы буровых и эксплуатационных бригад, поселки участков), цветных металлов (поселки экспедиционного способа раз­работки месторождений, участковые поселки), лесной (базы бригад, глубин­ные поселки) и др.; в строительстве ли­нейных сооружений (трубопроводы, до­роги и др.), крупных объектов и гидроэлектростанций (пионерные по­селки бригад по подготовке ложа водо­хранилища и др.); в сельском хозяйст­ве— втве сезонно обитаемых жилищ: полевых станов, летников и зимников животноводов (очень распро­страненных в районах отгонно-пастбищного животноводства, использую­щего огромные территории пастбищ), рыболовецких и охотничьих станов промысловых организаций (базы олене­водческих бригад) и др.; в различных научно-исследовательских экспедици­ях: геологических (пос

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...