Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Список эффектов социального восприятия

Сущность и механизмы социальной перцепции

 

Восприятие (перцепция) — познавательный процесс, формирующий субъективную картину мира. Это психический процесс, заключающийся в отражении предмета или явления в целом при его непосредственном воздействии на рецепторные поверхности органов чувств.

Социальная Перцепция — восприятие, направленное на создание представления о себе, других людях, социальных группах и социальных явлениях. Термин был предложен Джеромом Брунером в 1947 году.

Перцепция – процесс восприятия, способствующий взаимопониманию участников общения. Когда идет речь о восприятии человека человеком, то целесообразно говорить не вообще о социальной перцепции, а о межличностной перцепции, или межличностном восприятии.

Часто в качестве синонима «восприятие другого человека» употребляется выражение «познание другого человека» (в исследованиях А.А.Бодалева). В содержание этого более широкого понятия включается восприятие не только физических характеристик объекта, но и «поведенческих его характеристик», т.е. формирование представления о его намерениях, мыслях, способностях, эмоциях, установках.

Человек осознает себя через другого человека посредством определенных механизмов межличностной перцепции. К ним относятся:

1) познание и понимание людьми друг друга (идентификация, эмпатия, аттракция);

2) познание самого себя в процессе общения (рефлексия);

3) прогнозирование поведения партнера по общению (каузальная атрибуция).

Механизмы и эффекты межличностного восприятия.

 

Человек вступает в общение всегда как личность и воспринимается партнером по общению также как личность. При общении происходит формирование представления о себе через представление о другом, причем каждый индивид «соотносит» себя с другим не абстрактно, а в рамках той социальной деятельности, в которую включено их взаимодействие. Значит, при построении стратегии взаимодействия каждому приходится принимать в расчет не только потребности, мотивы, установки другого, но и то, как этот другой понимает мои потребности, мотивы, установки.

Механизмы социальной перцепции:

1. Идентификация – отождествление себя с партнером по общению («будь ты на моем месте…»). Мы в других видим то, что находится в нас самих. Этим способом люди пользуются в реальных ситуациях взаимодействия, когда предположение о внутреннем состоянии партнера по общению строится на основе попытки поставить себя на его место.

2. Установлена тесная связь между ид-ей и другим, близким по содержанию явлением эмпатией. Эмпатия – способность переживать те чувства, что свойственны партнеру по общению, способность к сочувствию, сопереживанию, способность эмоционально воспринять другого человека, проникнуть в его внутренний мир, принять его со всеми его мыслями и чувствами.

Она также определяется как особый способ понимания другого человека. Только здесь имеется не рациональное осмысление проблем другого человека, а, скорее, стремление эмоционально откликнуться на его проблемы, т.е. ситуация не столько «продумывается», сколько «прочувствуется». Эмпатия - это способность эмоционально воспринять другого человека, проникнуть в его внутренний мир, принять его со всеми мыслями и чувствами. По словам американского психоло­га Карла Роджерса, «быть в состоянии эмпатии означает воспринимать внутренний мир другого точно, с сохране­нием эмоциональных и смысловых оттенков. Как будто становишься этим другим, но без потери ощущения „как будто". Так ощущаешь радость или боль другого, как он их ощущает, и воспринимаешь их причины, как он их воспринимает... Быть эмпатичным трудно. Это означает быть ответственным, активным, сильным и в то же время - тонким и чутким».

Эмпатия, по мнению К.Роджерса, — это особые взаимоотношения, включающие в себя несколько аспектов: вхождение во внутренний мир переживаний другого человека и свободную ориентацию в нем; тонкую чувствительность к изменяющимся процессам в этом мире; проживание «жизни другого человека» — деликатно, без оценок, не пытаясь открыть больше, чем он готов проявить, но при этом помогая ему делать это переживание более полным. Способность к эмпатии является важнейшим условием личностного роста человека.

3.Каузальная атрибуция - понимание поведения человека вследствие того, что мы о нем надумали и ему приписали. Каузальная - причинная, вследствие той или иной причины. Атрибуция — приписывание, приписывание характеристик другому человеку. Под каузальной атрибуцией понимают интерпретацию поведения партнера по общению путем выдвижения предположений о его мотивах, намерениях, эмоциях, причинах поведения, качествах личности с последующим их приписыванием партнеру. Чем меньше мы о человеке знаем, тем более склонны придумывать о нем. Обычному, распространенному поведению людей мы чаще приписываем ситуационные мотивы ("это из-за ситуации!"), а нестандартному — личные ("это его решение или особенности"). Самая распространенная ошибка ("фундаментальная ошибка атрибуции") - объяснение поведения личными особенностями человека там, где оно на самом деле определялось ситуацией. "Ты нарочно!" - "Нет, пойми, просто сложилась такая ситуация..." - "Я тебе не верю! Не вали все на ситуацию!"

3.Рефлексия- В психологии рефлексией называют всякое размышление человека, направленное на анализ самого себя (самоанализ) - собственных состояний, своих поступков и прошедших событий. В соц.психол. под рефлексией понимается способность взглянуть на себя глазами партнера по общению. Это своеобразный удвоенный процесс зеркальных отношений друг друга, глубокое, последовательное взаимоотражение, содержанием которого является воспроизведение внутреннего мира партнера по взаимодействию. Типичными ошибками рефлексивного понимания являются некоторые типичные искажения представлений о другом человеке, которые назваются психологическими эф­фектами.

 

Социальному восприятию присущи некоторые особенные проявления, шаблонные неточности восприятия, называемые эффектами или ошибками восприятия. Эффекты социального восприятия - одновременно и типовые шаблоны социального восприятия, и проявление субъективности социального восприятия. Эти психологические эффекты могут в той или иной степени влиять на ход общения. Вот некоторые из них.

Список эффектов социального восприятия

· Эффекты стереотипизации - стандартизованные характеристики ожидаемого поведения членов определенной группы.

· Галоэффект (эффект ореола, эффект нимба) — общее благоприятное или неблагоприятное мнение о человеке переносится на его неизвестные черты.

· Эффект первичности (эффект первого впечатления, эффект знакомства) — первая информация переоценивается по отношению к последующей.

· Эффект новизны — новой информации о неожиданном поведении хорошо знакомого, близкого человека придаётся большее значение, чем всей информации, полученной о нём ранее.

· Эффект роли — поведение, определяемое ролевыми функциями, принимается за личностную особенность.

· Эффект присутствия — чем лучше человек чем-то владеет, тем лучше он делает это на глазах у окружающих, чем в одиночестве.

· Эффект снисходительности — руководитель гипертрофирует позитивные черты подчинённых и недооценивает негативные (характерно для руководителя попустительского и, в какой-то мере, демократического стиля).

· Эффект гипервзыскательности — руководитель гипертрофирует негативные черты подчинённых и недооценивает позитивные (характерно для руководителя авторитарного стиля).

· Эффект физиогномической редукции — вывод о присутствии психологической характеристики делается на основе черт внешности.

· Эффект красоты — внешне более привлекательному человеку приписывается больше положительных черт.

· Эффект ожидания — ожидая от человека определённой реакции, мы провоцируем его на неё.

· Эффект проекции — человек исходит из того, что другие обладают такими же качествами, как он.

1. Явление стереотипизации Стереотипы — упрощенные и стандартизованные характеристики ожидаемого поведения членов определенной группы.Очень часто стереотип возникает относительно групповой принадлежности человека, например принадлежности его к какой-то профессии. Тогда ярко выраженные профессиональные черты у встреченных в прошлом представителей этой профессии рассматриваются как черты, присущие всякому представителю этой профессии (наприм. все учителя назидательны). Стереотипизация приводит к возникновению предубеждения и к определенному упрощению процесса познания другого человека.

В.Н. Панферов выделил ряд стереотипов:

1. Эмоционально – эстетические (тучные люди добрее худых)

2. Профессиональные (военные – точные, аккуратные и ответственные люди)

3. Национальные (южане эмоциональнее северян)

Создание стереотипов может привести к предубеждению и дискриминации. Предубеждение — это заранее сложившееся суждение — вера или точка зрения на то, что человек представляет собой, без достаточных для этого оснований. Дискриминация — несправедливое обращение с людьми или причинение им вреда на основании их принадлежности к той или иной группе.

 

1.Эффект ореола — приписывание человеку набора связанных между собой качеств, когда вы на самом деле наблюдаете только одно качество из этого набора.

Суть эффекта ореола проявляется при формировании первого впечатления о человеке в том, что общее благоприятное впечатление приводит к позитивным оценкам и неизвестных качеств воспринимаемого и наоборот. Полученная информация накладывается на тот образ, который уже был создан заранее. Этот образ, ранее существовавший, выполняет роль «ореола», мешающего видеть действительные черты и проявления объекта восприятия.

«Эффект ореола» - влияние общего впечатления о дру­гом человеке на восприятие и оценку частных свойств его личности. Первые впечатления создают определенный оре­ол - положительную или отрицательную установку на че­ловека. В дальнейшем происходит подстраивание новой информации об этом человеке к первоначальной: то, что противоречит первой информации, может отсеиваться как малозначительное или вовсе не замечаться, а то, что с ним согласуется, - приобретать безусловную достоверность и тем самым подкреплять первое впечатление. Иными сло­вами, если первое общее впечатление о человеке благо­приятное, то его положительные качества переоценива­ются, а отрицательные либо приуменьшаются, либо так или иначе оправдываются. И наоборот, при первом небла­гоприятном впечатлении о человеке его благородные поступки не замечаются или истолковываются как очень корыстные. Человек вольно или невольно «деформирует» информацию под влиянием установки. Так, если прият­ный в целом нам человек иногда любит присочинить что-либо, мы его оправдываем: у него богатая фантазия, у него плохо с памятью, он немного рассеян. Если это делает неприятный человек, то он лжец, вечно обманывает, ему нельзя верить.

3.Эффекты первичности и новизны. Оба они касаются значимости определенного порядка предъявления информации о человеке для составления представления о нем. В ситуациях восприятия знакомого человека действует «эффект новизны», кот. закл. в том, что последняя, т.е. более новая, информация оказывается наиболее значимой. Напротив, когда воспринимается незнакомый человек, действует эффект первичности.

4. «Эффект бумеранга». Информация, которая человеку неприятна или передается тем, кто ему неприятен, может не только не переубедить его, а, напротив, еще больше укрепить в его «заблуждении». Так, девушка, встретив не­приятную ей знакомую и услышав от нее, что ее новое платье не очень хорошо смотрится, утверждается в мысли о том, что платье прекрасное, а знакомая так говорит «от злости», «от зависти» или отчего-нибудь еще.

5.«Эффект края» (на него обратил внимание немецкий ученый Эббингауз) - ряд последовательно предоставляемой информации, когда крайние звенья - первая и последняя информация - запоминаются лучше и оказываются значи­мее, чем та, что в середине. В применении к общению это означает: по отношению к незнакомому человеку наиболее существенными и особенно весомыми являются первые впечатления, а по отношению к знакомому - последние новости. Этот эффект следует особенно учитывать учителю: первое впечатление, которое он произведет на детей, в значительной степени определит их последующие взаимо­отношения.

6. «Эффект снисходительности» - щедрая, иногда излиш­няя благожелательность при восприятии и оценивании другого человека. Этот эффект чаще всего наблюдается у тех, кто получает постоянную эмоциональную поддержку со стороны других людей, кто не тревожен, внутренне уверен в себе. Если человек не уверен в себе и с трудом сохраняет приемлемое о себе представление, он бессозна­тельно стремится принизить других, чтобы в собственных глазах казаться выше.

Марк Твен писал: «Избегайте тех, кто старается подо­рвать вашу веру в себя. Эта черта свойственна мелким лю­дям. Великий человек, наоборот, внушает вам чувство, что и вы можете стать великим».

7. Укажем еще на одну ошибку восприятия другого чело­века - «эффект контраста», или склонность подчеркивать у других противоположные себе черты. Например, застен­чивым людям все остальные кажутся более раскованными и легкими в общении, чем это есть на самом деле.

В соц.пс. разрабатываются спец. приемы, кот. ориентированы на повышение перцептивной «сензитивности», т.е. точности восприятия. Разработаны разнообразные программы тренинга, помогающего обучить искусству более точного восприятия другого человека.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...