Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Практическое по логическим ошибкам с ответами 2013 / 2014 5 курс

Ложь может быть менее лживой, чем искусно подобранная правда. Эдмон Ростан

Задание 1. Какие законы логики демонстрируют следующие тексты?:

1) В каждой хорошей команде "ЧГК" всегда есть игрок, задача которого – "держать вопрос". То есть слово в слово запомнить, О ЧЁМ спрашивал телезритель, чтобы знатоки не просто продемонстрировали свою эрудицию, но и ответили ТОЧНО, и победили.

К чему это Дева?

А к тому, что на здешней страничке всё чаще стала повторяться обычная сетевая история. Неумные и невнимательные комментаторы уводят разговор от темы, и чем дальше, тем большую порют чушь, не имеющую к делу никакого отношения. В итоге мешают остальным и сами выглядят дурачками. А интересная дискуссия с вменяемыми читателями, ради которой и затеваются публикации, сходит на нет (Филологическая дева. 21.01.2014. https://www.facebook.com/PhiLOLOdeva. Дата обращения 22 I 2014.)

2) После твоего имени – Джеральдина – следует моя фамилия – Чаплин. С этой фамилией более сорока лет я смешил людей на земле. Но плакал я больше, чем они смеялись. Джеральдина, в мире, в котором ты живешь, существуют не одни только танцы и музыка! В полночь, когда ты выходишь из огромного зала, ты можешь забыть богатых поклонников, но не забывай спросить у шофера такси, который повезет тебя домой, о его жене. И если она беременна, если у них нет денег на пеленки для будущего ребенка, положи деньги ему в карман. Я распорядился, чтобы в банке оплачивали эти твои расходы. Но всем другим плати строго по счету. Время от времени езди в метро или на автобусе, ходи пешком и осматривай город (Филологическая дева. 22.01.2014. https://www.facebook.com/PhiLOLOdeva. Дата обращения 22 I 2014).

3) Смотритель Национального художественного музея: В последнее время стало приходить много молодежи. Начало 18 века – эталон русского искусства. "Неравный брак" – очень актуальная картина, правда, сейчас с иронией смотрят на нее: молодые девушки сами выбирают себе таких супругов. Шагалом интересуются, когда была из Израиля его выставка, шли все. Здесь очень чувствуется эпоха. Екатерина, царская семья и период до революции. Здесь очень приятно работать, чувствуешь себя по-другому. Мне тут очень уютно. Есть современные художники, но здесь все ощущается по-другому» (даже идиота можно достойно выпроводить из музея 21.01.2014. // kyky.org http://kyky.org/mag/culture/dazhie-idiota-mozhno-dostoino-vyprovodit-iz-muzieia Дата обращения 22 I 2014)

4) Как мы с детства, даже в нерыночной экономике, могли усвоить, реклама – это двигатель прогресса. Реклама не любит умствований, а предпочитает слоганы, действующие непосредственно на подкорку.

Последним руководствовались рекламщики Сбербанка, когда готовили баннер для швейцарского Давоса, где каждый год в январе проходит Всемирный экономический форум, на который любит ездить цвет российского бизнеса. Прежде всего, конечно, государственного и социально ориентированного... Яркозеленый цвет Сбербанка давно стал привычным элементом зимнего давосского пейзажа.

На этот раз над оживленном по случаю форума променаде, напротив вокзала Давос-платц вывесили большой баннер Сбербанка со слоганом: «Сегодня – Сочи, завтра – весь мир».

Надпись по-английски, но в немецкоязычном Давосе сразу заметили почти буквальное сходство с нацистским слоганом «Сегодня – Германия, завтра – весь мир». Это выжимка из строки припева песни барда «гитлерюгенда» Ханса Бауманна:

«… Denn heute gehört uns Deutschland und morgen die ganze Welt».

Что в моем непрофессиональном подстрочнике звучит примерно так:

«… Потому что сегодня нам принадлежит Германия, а завтра – весь мир».

Песня, сочиненная в 1932 году, стала одним из обязательных гимнов «гитлерюгенда» и ряда других организаций Третьего рейха, а слоган гитлеровские пиарщики включили в набор официальных речевок нацистской партии. Сегодня в Германии и Австрии исполнение песни запрещено, а за выкрик речевки можно получить срок.

Вряд ли Сбербанк намеренно заимствовал рекламную формулу из нацистского арсенала. Просто случайное совпадение. Хотя о таком иногда говорят «оговорка по Фрейду». Сегодня в России привыкли к пафосу национального величия, в том числе в связи с Олимпиадой в Сочи. Который в просторечии спортивных фанатов иногда выражается незатейливым «всех порвем».

Оправданием для Сбербанка, как считают журналисты швейцарского новостного ресурса www.20min.ch, которые первыми обратили внимание на баннер в Давосе, может служить то, что не он первый попадается на удочку искушения пафосом. Расположенные недалеко от Давоса фешенебельные термы «Вальс» в 2002 году включили в свою рекламу слоган «Сила через радость». Под таким лозунгом национал-социалисты устраивали мероприятия досуга для населения. И даже печально знаменитая надпись на воротах Бухенвальда «Каждому свое» (Jedem das Seine) попадала в рекламные кампании известных корпораций, в том числе Burger King, Esso, и даже крупного немецкого ритейлера Rewe... (Александр Минеев. Пафос величия // Новая газета. 22.01.2014 http://www.novayagazeta.ru/columns/61903.html 22.01.2014 Дата обращения 22 I 2014).

 

Задание 2. Исправьте логические ошибки в отрывках из текстов

1) Плохо, когда во всех кинотеатрах города демонстрируется одно и то же название фильма.

2) Приближения дня премьеры коллектив театра ждет с особым волнением.

4) Чудо 1966 года, маленькая восемнадцатилетняя авиньонка Мирей Матье появилась с тремя своими песнями в черном платье великой Пиаф(Чолокян С.Р.Логико-смысловой анализ текстаliceum23.ru/main/im/d_213.doc)

5) Рекламный текст утверждает: Фирма гарантирует уменьшение веса на сто процентов.

6) Как-то ко мне подошел Кёртисс (его непроницаемое лицо было несколько встревожено) и сообщил, что у Пуаро, по-видимому, сильный сердечный приступ (Агата Кристи. Занавес. Пер. С. Шпака).

7) Год назад один коллега-экономист всерьез поинтересовался: зачем нам в исследовательском проекте по «Стратегии 2020» нужен антрополог, если мы не собираемся измерять черепа информантов. (Чтобы выстроить границу между социологией и экономикой с одной стороны и социальной антропологией с другой, он риторически стер границу между социальной и физической антропологией.) (Инциденты на дисциплинарных границах // Постнаука. 20.03.2013 http://postnauka.ru/longreads/10116/ Дата обращения 21 III 2013.

8) Синица, голубь, птица, воробей, утка. Что лишнее? Многие говорят: утка. "Почему утка?" Отвечают, потому что она большая, а птица, птичка – что-то маленькое. А как же страус, пингвин? А никак, у них в сознании закреплен образ птицы как чего-то маленького, и они полагают свой образ универсальным. (Людмила Ясюкова. Разрыв между умными и глупыми нарастает // Росбалт. http://www.rosbalt.ru/main/2013/12/04/1207437.html. Дата обращения 15 IV 2013).

9) Надеяться на то, что мы накормим страну одними фермерами, нереально(Чолокян С.Р.Логико-смысловой анализ текстаliceum23.ru/main/im/d_213.doc)

10) Наши знания о богатствах недр земли являются лишь незначительной частью скрытых, еще больших богатств.

11) Всвязи с проведением данного мероприятия правительство России обязано выделить мэрии Санкт-Петербурга помещение и сумму в количестве 1,5 миллиона рублей из бюджета мэрии для проведения данного мероприятия. (Беззубов, А. Н. Введение в литературное редактирование– СПб., 1997.)

12) В Федеральный конституционный суд могут обращаться правительства федерации и земель, парламентские фракции и другие суды(Розеталь Д.Э.Справочник www.evartist.narod.ru/text1/72.htm).

13) Знание важнейших событий истории китайской цивилизации и ее культурных достижений становится столь же обязательными компонентами образованного человека, как и знание им истории и культуры Древнего мира и своей страны (из научной работы)

14) Полученный образ Китая обладает амбивалентной оценкой, причем негативная сторона образа актуализируется в связи с идеей «тихой экспансии» и культурной чуждости, непонятности (даже антагонизме), а также ассоциируется с массовой некачественной продукцией (из научной работы).

15) Все взаимозаменяемо. Все возвращается. Добро добром, зло злом, нежность нежностью. Ты всегда получаешь столько, сколько отдаешь. Все просто. Хочешь больше – отдавай больше. Больше сил, больше времени, больше любви и все вернется, в самый неожиданный момент (Наслаждаться благополучием https://www.facebook.com/LifeRichGo. Дата обращения 21 I 2014.)

16) В службе погрузки-выгрузки за последние годы немало сделано для механизации трудоемких процессов, однако железнодорожники работают в тяжелых условиях, так как вопросы механизации решаются слабо (Из газет). (Чолокян С.Р.Логико-смысловой анализ текстаliceum23.ru/main/im/d_213.doc)

17)

Александр Генис: Ну так, как Володя - “был ли убийцею создатель Ватикана?”

Владимир Гандельсман: В случае Микеланджело нам ничего достоверного не известно. Говоря же вообще, не хочется так думать, конечно. Поэтому, установив истину, мы можем вернуться к романтичным и благородным представлениям. Один писатель беседовал с Ахматовой и передает ее слова: «Она мне сказала: «Ни Пушкин, ни Лермонтов, выходя на дуэль, не могли убить Дантеса и Мартынова». – «Почему? - я говорю. - Ведь Пушкин был великолепным стрелком». – «Да, но поэт, - сказала Анна Андреевна, - не может быть убийцей. Он только может быть убит». Понимайте как хотите. Но если бы Пушкин убил, то он не был бы поэтом большим. Если бы Лермонтов убил Мартынова, это было бы страшно, поэзия его была бы обескровлена, «запятнана» - так сказала Ахматова.

Александр Генис: Я не поэт и этому не верю. Пушкин очень хотел убить Дантеса. Но пусть у нашей сказки будет счастливый конец (Владимир Гандельсман, Александр Генис. Парадокс гения и злодейства // Радио Свобода. Опубликовано 20.01.2014 http://www.svoboda.org/content/transcript/25235774.html. Дата обращения 21 I 2014.)

Задание 3. Проанализируйте логическую основу текста «Технология уничтожения»

Какую тактику или какие тактики аргументации выбрал автор приведенного ниже текста? Приведите примеры.

Подчеркните логические связки в тексте.

Попробуйте использовать прием компрессии текста – подчеркните те выражения, которые оставите для краткого пересказа.

Восстановите опущенные в тексте смысловые звенья. – определите значение и правильность употребления каждого средства связи.

Соотнесите смысловые звенья в тексте. – выделите суждения об одном или близких предметах и сравниваем их между собой.

Выделите обобщающее положение и соотнесите с ним конкретизирующие факты.

Приведите примеры логических ошибок в самом тексте и логических ошибок, описанных текстом.

Технология уничтожения

Как легализовать что угодно – от эвтаназии до инцеста.

Американский социолог Джозеф Овертон описал технологию того, как можно изменить отношение общества к вещам, которые раньше считались абсолютно неприемлемыми.

AdMe.ru предлагает получше узнать об этой технологии, получившей название «Окно Овертона». Возможно, после прочтения полностью изменится ваше представление о мире, в котором мы живем.

– Согласно Окну Овертона, для каждой идеи или проблемы в обществе существует так называемое окно возможностей. В пределах этого окна идею могут или не могут широко обсуждать, открыто поддерживать, пропагандировать, пытаться закрепить законодательно. Окно двигают, меняя тем самым веер возможностей, от стадии «немыслимое», то есть совершенно чуждое общественной морали, полностью отвергаемое до стадии «актуальная политика», то есть уже широко обсуждённое, принятое массовым сознанием и закреплённое в законах.

Это не промывание мозгов как таковое, а технологии более тонкие. Эффективными их делает последовательное, системное применение и незаметность для общества-жертвы самого факта воздействия.

Ниже я на примере разберу, как шаг за шагом общество начинает сперва обсуждать нечто неприемлемое, затем считать это уместным, а в конце концов смиряется с новым законом, закрепляющим и защищающим некогда немыслимое.

Возьмём для примера что-то совершенно невообразимое. Допустим, каннибализм, то есть идею легализовать право граждан на поедание друг друга. Достаточно жёсткий пример?

Но всем очевидно, что прямо сейчас (2014г.) нет возможности развернуть пропаганду каннибализма – общество встанет на дыбы. Такая ситуация означает, что проблема легализации каннибализма находится в нулевой стадии окна возможностей. Эта стадия, согласно теории Овертона, называется «Немыслимое». Смоделируем теперь, как это немыслимое будет реализовано, пройдя все стадии окна возможностей.

Технология

Ещё раз повторю, Овертон описал ТЕХНОЛОГИЮ, которая позволяет легализовать абсолютно любую идею.

Обратите внимание! Он не концепцию предложил, не мысли свои сформулировал некоторым образом — он описал работающую технологию. То есть такую последовательность действий, исполнение которой неизменно приводит к желаемому результату. В качестве оружия для уничтожения человеческих сообществ такая технология может быть эффективнее термоядерного заряда.

Как это смело!

Тема каннибализма пока ещё отвратительна и совершенно не приемлема в обществе. Рассуждать на эту тему нежелательно ни в прессе, ни, тем более, в приличной компании. Пока это немыслимое, абсурдное, запретное явление. Соответственно, первое движение Окна Овертона — перевести тему каннибализма из области немыслимого в область радикального.

У нас ведь есть свобода слова.

Ну, так почему бы не поговорить о каннибализме?

Учёным вообще положено говорить обо всём подряд — для учёных нет запретных тем, им положено всё изучать. А раз такое дело, соберём этнологический симпозиум по теме «Экзотические обряды племён Полинезии». Обсудим на нём историю предмета, введём её в научный оборот и получим факт авторитетного высказывания о каннибализме.

Видите, о людоедстве, оказывается, можно предметно поговорить и как бы остаться в пределах научной респектабельности.

Окно Овертона уже двинулось. То есть уже обозначен пересмотр позиций. Тем самым обеспечен переход от непримиримо отрицательного отношения общества к отношению более позитивному.

Одновременно с околонаучной дискуссией непременно должно появиться какое-нибудь «Общество радикальных каннибалов». И пусть оно будет представлено лишь в интернете — радикальных каннибалов непременно заметят и процитируют во всех нужных СМИ.

Во-первых, это ещё один факт высказывания. А во-вторых, эпатирующие отморозки такого специального генезиса нужны для создания образа радикального пугала. Это будут «плохие каннибалы» в противовес другому пугалу — «фашистам, призывающим сжигать на кострах не таких, как они». Но о пугалах чуть ниже. Для начала достаточно публиковать рассказы о том, что думают про поедание человечины британские учёные и какие-нибудь радикальные отморозки иной природы.

Результат первого движения Окна Овертона: неприемлемая тема введена в оборот, табу десакрализовано, произошло разрушение однозначности проблемы — созданы «градации серого».

Почему бы и нет?

Следующим шагом Окно движется дальше и переводит тему каннибализма из радикальной области в область возможного.

На этой стадии продолжаем цитировать «учёных». Ведь нельзя же отворачиваться от знания? Про каннибализм. Любой, кто откажется это обсуждать, должен быть заклеймён как ханжа и лицемер.

Осуждая ханжество, обязательно нужно придумать каннибализму элегантное название. Чтобы не смели всякие фашисты навешивать на инакомыслящих ярлыки со словом на букву «Ка».

Внимание! Создание эвфемизма — это очень важный момент. Для легализации немыслимой идеи необходимо подменить её подлинное название.

Нет больше каннибализма.

Теперь это называется, например, антропофагия. Но и этот термин совсем скоро заменят ещё раз, признав и это определение оскорбительным.

Цель выдумывания новых названий — увести суть проблемы от её обозначения, оторвать форму слова от его содержания, лишить своих идеологических противников языка. Каннибализм превращается в антропофагию, а затем в антропофилию, подобно тому, как преступник меняет фамилии и паспорта.

Параллельно с игрой в имена происходит создание опорного прецедента — исторического, мифологического, актуального или просто выдуманного, но главное — легитимированного. Он будет найден или придуман как «доказательство» того, что антропофилия может быть в принципе узаконена.

«Помните легенду о самоотверженной матери, напоившей своей кровью умирающих от жажды детей?»

«А истории античных богов, поедавших вообще всех подряд — у римлян это было в порядке вещей!»

«Ну, а у более близких нам христиан, тем более, с антропофилией всё в полном порядке! Они до сих пор ритуально пьют кровь и едят плоть своего бога. Вы же не обвиняете в чём-то христианскую церковь? Да кто вы такие, чёрт вас побери?»

Главная задача вакханалии этого этапа — хотя бы частично вывести поедание людей из-под уголовного преследования. Хоть раз, хоть в какой-то исторический момент.

Так и надо

После того как предоставлен легитимирующий прецедент, появляется возможность двигать Окно Овертона с территории возможного в область рационального.

Это третий этап. На нём завершается дробление единой проблемы.

«Желание есть людей генетически заложено, это в природе человека»

«Иногда съесть человека необходимо, существуют непреодолимые обстоятельства»

«Есть люди, желающие чтобы их съели»

«Антропофилов спровоцировали!»

«Запретный плод всегда сладок»

«Свободный человек имеет право решать что ему есть»

«Не скрывайте информацию и пусть каждый поймёт, кто он — антропофил или антропофоб»

«А есть ли в антропофилии вред? Неизбежность его не доказана».

В общественном сознании искусственно создаётся «поле боя» за проблему. На крайних флангах размещают пугала — специальным образом появившихся радикальных сторонников и радикальных противников людоедства.

Реальных противников — то есть нормальных людей, не желающих оставаться безразличными к проблеме растабуирования людоедства — стараются упаковать вместе с пугалами и записать в радикальные ненавистники. Роль этих пугал — активно создавать образ сумасшедших психопатов – агрессивные, фашиствующие ненавистники антропофилии, призывающие жечь заживо людоедов, жидов, коммунистов и негров. Присутствие в СМИ обеспечивают всем перечисленным, кроме реальных противников легализации.

При таком раскладе сами т.н. антропофилы остаются как бы посередине между пугалами, на «территории разума», откуда со всем пафосом «здравомыслия и человечности» осуждают «фашистов всех мастей».

«Учёные» и журналисты на этом этапе доказывают, что человечество на протяжении всей своей истории время от времени поедало друг друга, и это нормально. Теперь тему антропофилии можно переводить из области рационального, в категорию популярного. Окно Овертона движется дальше.

В хорошем смысле

Для популяризации темы каннибализма необходимо поддержать её поп-контентом, сопрягая с историческими и мифологическими личностями, а по возможности и с современными медиаперсонами.

Антропофилия массово проникает в новости и токшоу. Людей едят в кино широкого проката, в текстах песен и видеоклипах.

Один из приёмов популяризации называется «Оглянитесь по сторонам!».

«Разве вы не знали, что один известный композитор — того?.. антропофил.»

«А один всем известный польский сценарист — всю жизнь был антропофилом, его даже преследовали.»

«А сколько их по психушкам сидело! Сколько миллионов выслали, лишили гражданства!.. Кстати, как вам новый клип Леди Гаги «Eat me, baby»?

На этом этапе разрабатываемую тему выводят в ТОП и она начинает автономно самовоспроизводиться в массмедиа, шоубизнесе и политике.

Другой эффективный приём: суть проблемы активно забалтывают на уровне операторов информации (журналистов, ведущих телепередач, общественников и т.д.), отсекая от дискуссии специалистов.

Затем, в момент, когда уже всем стало скучно и обсуждение проблемы зашло в тупик, приходит специальным образом подобранный профессионал и говорит: «Господа, на самом деле всё совсем не так. И дело не в том, а вот в этом. И делать надо то-то и то-то» — и даёт тем временем весьма определённое направление, тенденциозность которого задана движением «Окна».

Для оправдания сторонников легализации используют очеловечивание преступников посредством создания им положительного образа через не сопряжённые с преступлением характеристики.

«Это же творческие люди. Ну, съел жену и что?»

«Они искренне любят своих жертв. Ест, значит любит!»

«У антропофилов повышенный IQ и в остальном они придерживаются строгой морали»

«Антропофилы сами жертвы, их жизнь заставила»

«Их так воспитали» и т.д.

Такого рода выкрутасы — соль популярных ток-шоу.

«Мы расскажем вам трагическую историю любви! Он хотел её съесть! А она лишь хотела быть съеденной! Кто мы, чтобы судить их? Быть может, это — любовь? Кто вы такие, чтобы вставать у любви на пути?!»

Мы здесь власть

К пятому этапу движения Окна Овертона переходят, когда тема разогрета до возможности перевести её из категории популярного в сферу актуальной политики.

Начинается подготовка законодательной базы. Лоббистские группировки во власти консолидируются и выходят из тени. Публикуются социологические опросы, якобы подтверждающие высокий процент сторонников легализации каннибализма. Политики начинают катать пробные шары публичных высказываний на тему законодательного закрепления этой темы. В общественное сознание вводят новую догму — «запрещение поедания людей запрещено».

Это фирменное блюдо либерализма — толерантность как запрет на табу, запрет на исправление и предупреждение губительных для общества отклонений.

Во время последнего этапа движения Окна из категории «популярное» в «актуальную политику» общество уже сломлено. Самая живая его часть ещё как-то будет сопротивляться законодательному закреплению не так давно ещё немыслимых вещей. Но в целом уже общество сломлено. Оно уже согласилось со своим поражением.

Приняты законы, изменены (разрушены) нормы человеческого существования, далее отголосками эта тема неизбежна докатится до школ и детских садов, а значит, следующее поколение вырастет вообще без шанса на выживание.

Как сломать технологию

Описанное Овертоном Окно возможностей легче всего движется в толерантном обществе. В том обществе, у которого нет идеалов, и, как следствие, нет чёткого разделения добра и зла.

Вы хотите поговорить о том, что ваша мать — шлюха? Хотите напечатать об этом доклад в журнале? Спеть песню? Доказать в конце концов, что быть шлюхой — это нормально и даже необходимо? Это и есть описанная выше технология. Она опирается на вседозволенность.

Нет табу.

Нет ничего святого.

Нет сакральных понятий, само обсуждение которых запрещено, а их грязное обмусоливание — пресекается немедленно. Всего этого нет. А что есть?

Есть так называемая свобода слова, превращённая в свободу расчеловечивания. На наших глазах, одну за другой, снимают рамки, ограждавшие общество от бездны самоуничтожения. Теперь дорога туда открыта.

Ты думаешь, что в одиночку не сможешь ничего изменить?

Ты совершенно прав, в одиночку человек не может ни черта.

Но лично ты обязан оставаться человеком. А человек способен найти решение любой проблемы. И что не сумеет один — сделают люди, объединённые общей идеей. Оглянись по сторонам. (Автор — Евгений Горжалцан Технология уничтожения // Adme – сайт о творчестве. 21.01.2014. http://www.adme.ru/vdohnovenie-919705/tehnologiya-unichtozheniya-614355/. Дата обращения 21 I 2014).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...