Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Базовые концепции финансового менеджмента




 

Финансовый менеджмент базируется на ряде взаимосвязанных фундаментальных концепций, развитых в рамках теории финансов. Концепция (от лат. conceptio — понимание, система) представляет собой определенный способ понимания и трактовки какого-либо яв­ления. С помощью концепции или системы концепций выражается основная точка зрения на данное явление, задаются некоторые кон­структивистские рамки, определяющие сущность и направления раз­вития этого явления. В финансовом менеджменте основополагаю­щими являются следующие концепции: денежного потока, времен­ной ценности денежных ресурсов, компромисса между риском и доходностью, стоимости капитала, эффективности рынка капитала, асимметричности информации, агентских отношений, альтернатив­ных затрат, временной неограниченности функционирования хозяй­ствующего субъекта. Дадим краткую их характеристику.

Как отмечалось выше, одним из основных разделов работы фи­нансового менеджера является выбор вариантов целесообразного вло­жения денежных средств. В частности, это делается в рамках анали­за инвестиционных проектов, в основе которого лежит количествен­ная оценка связанного с проектом денежного потока как совокупности генерируемых этим проектом притоков и оттоков денежных средств в разрезе выделенных временных периодов. Концепция денежного потока предполагает а) идентификацию денежного потока, его про­должительность и вид; б) оценку факторов, определяющих величину его элементов; в) выбор коэффициента дисконтирования, позво­ляющего сопоставлять элементы потока, генерируемые в различные моменты времени; г) оценку риска, связанного с данным потоком и способ его учета.

Временная ценность является объективно существующей характеристикой денежных ресурсов. Смысл ее состоит в том, что денежная единица, имеющаяся сегодня, и денежная единица, ожидаемая к получению через какое-то время, не равноценны. Эта неравноценность определяется действием трех основных причин: инфляцией, риском неполучения ожидаемой суммы и оборачиваемостью.

Инфляция присуща практически любой экономике, причем бытовавшее в нашей стране в течение многих лет сугубо негативное отношение к этому процессу не вполне корректно. Происходящее в условиях инфляции перманентное обесценение денег, вызывает, с одной стороны, естественное желание их куда-либо вложить, т.е. в известной мере стимулирует инвестиционный процесс, а, с другой стороны, как раз отчасти и объясняет, почему различаются деньги, имеющиеся в наличии и ожидаемые к получению.

Вторая причина различия — риск неполучения ожидаемой сум­мы — также достаточно очевидна. Любой договор, согласно кото­рому в будущем ожидается поступление денежных средств, имеет ненулевую вероятность быть неисполненным вовсе или исполнен­ным частично.

Третья причина — оборачиваемость — заключается в том, что де­нежные средства, как и любой актив, должны с течением времени ге­нерировать доход по ставке, которая представляется приемлемой вла­дельцу этих средств. В этом смысле сумма, ожидаемая к получению через некоторое время, должна превышать аналогичную сумму, кото­рой располагает инвестор в момент принятия решения, на величину приемлемого дохода.

Поскольку решения финансового характера с необходимостью предполагают сравнение, учет и анализ денежных потоков, генериру­емых в разные периоды времени, для финансового менеджера кон­цепция временной ценности денег имеет особое значение.

Концепция компромисса между риском и доходностью состоит в том, что получение любого дохода в бизнесе чаще всего сопряжено с риском, причем связь между этими двумя взаимосвязанными характе­ристиками прямо пропорциональная: чем выше требуемая или ожи­даемая доходность, т.е. отдача на вложенный капитал, тем выше и сте­пень риска, связанного с возможным неполучением этой доходности; верно и обратное. Безусловно, в финансовом менеджменте могут ста­виться и решаться различные задачи, в том числе и предельного ха­рактера, например максимизация доходности или минимизация рис­ка, однако чаще всего речь идет о достижении разумного соотношения между риском и доходностью.

Категория риска в финансовом менеджменте принимается во внимание в различных аспектах: в приложении к оценке инвестиционных проектов, формированию инвестиционного портфеля, выбору тех или иных финансовых инструментов, принятию решений по структуре капитала, обоснованию дивидендной политики, оценке структуры затрат и др.

Деятельность любой компании возможна лишь при наличии ис­точников ее финансирования. Они могут различаться по своей эконо­мической природе, принципам и способам возникновения, способам и срокам мобилизации, продолжительности существования, степени управляемости, привлекательности с позиции тех или иных контр­агентов и т.п. Однако, вероятно, наиболее важной характеристикой источников средств является стоимость капитала. Смысл концеп­ции стоимости капитала состоит в том, что обслуживание того или иного источника обходится компании не одинаково. Каждый источ­ник финансирования имеет свою стоимость. Сто­имость капитала показывает минимальный уровень дохода, необхо­димого для покрытия затрат по поддержанию данного источника и позволяющего не оказаться в убытке. Не случайно количественная оценка стоимости капитала имеет ключевое значение в анализе инве­стиционных проектов и выборе альтернативных вариантов финанси­рования деятельности компании.

В условиях рыночной экономики большинство компаний в той или иной степени связано с рынком капитала. Крупные компании и орга­низации выступают там и в роли кредиторов, и в роли инвесторов, участие мелких фирм чаще всего ограничивается решением краткос­рочных задач инвестиционного характера. В любом случае принятие решений и выбор поведения на рынке капитала, равно как и актив­ность операций, тесно связаны с концепцией эффективности рынка. Логика подобных операций такова. Объем сделок по покупке или про­даже ценных бумаг зависит от того, насколько точно текущие цены соответствуют внутренним стоимостям. Цена зависит от многих фак­торов, в том числе и от информации. Предположим, что на рынке, на­ходившемся в состоянии равновесия, появилась новая информация о том, что цена акций некоторой компании занижена. Это приведет к немедленному повышению спроса на акции и последующему росту цены до уровня, соответствующего внутренней стоимости этих акций. Насколько быстро информация отражается на ценах и характеризуется уровнем эффективности рынка.

Прежде всего подчеркнем, что в приложении к рынку капитала термин «эффективность» понимается не в экономическом, а в информационном плане, т.е. степень эффективности рынка характеризуется уровнем его информационной насыщенности и доступности информации участникам рынка. В научной литературе рассматриваемая концепция известна как гипотеза эффективности рынка (ЕМН).

Согласно этой гипотезе при полном и свободном доступе участников рынка к информации цена акции на данный момент является лучшей оценкой ее реальной стоимости. В условиях эффективного рынка любая новая информация по мере ее поступления немедленно от­ражается на ценах на акции и другие ценные бумаги. Более того, эта информация поступает на рынок случайным образом, т.е. нельзя зара­нее предсказать, когда она поступит и в какой степени будет полезна.

Достижение информационной эффективности рынка базируется на выполнении ряда условий.

1. Рынку свойственна множественность покупателей и продавцов.

2. Информация становится доступной всем субъектам рынка капи­тала одновременно, и ее получение не связано с какими-либо затрата­ми.

3. Отсутствуют трансакционные затраты, налоги и другие факто­ры, препятствующие совершению сделок.

4. Сделки, совершаемые отдельным физическим или юридичес­ким лицом, не могут повлиять на общий уровень цен на рынке.

5. Все субъекты рынка действуют рационально, стремясь макси­мизировать ожидаемую выгоду.

6. Сверхдоходы от сделки с ценными бумагами как равновероятное прогнозируемое событие для всех участников рынка невозможны.

Очевидно, что не все из сформулированных условий выполняются в реальной жизни в полном объеме — информация не может быть равнодоступной, она не бесплатна, существуют налоги, затраты и т.п.

Безусловно, создание эффективного рынка, возможное в принци­пе, на практике нереализуемо. Ни один из существующих рынков ценных бумаг не признается аналитиками как эффективный в пол­ном смысле этого слова, хотя существование слабой формы эффек­тивности некоторых рынков подтверждается эмпирическими иссле­дованиями.

Концепция асимметричной информации тесно связана с концеп­цией эффективности рынка капитала. Смысл ее состоит в том, что отдельные категории лиц могут владеть информацией, недоступной всем участникам рынка в равной мере. Если такое положение имеет место, говорят о наличии асимметричной информации. Носителями конфиденциальной информации чаще всего выступают менеджеры и отдельные владельцы компаний. Эта информация может использовать­ся ими различными способами в зависимости от того, какой эффект, положительный или отрицательный, может иметь ее обнародование.

В известной мере асимметричность информации способствует и су­ществованию собственно рынка капитала. Каждый потенциальный ин­вестор имеет собственное суждение по поводу соответствия цены и внут­ренней стоимости ценной бумаги, базирующееся чаще всего на убежде­нии, что именно он владеет некоторой информацией, возможно, недоступной другим участникам рынка. Чем большее число участников придерживается такого мнения, тем более активно осуществляются операции купли/продажи. Без особого преувеличения можно утверждать, что достижение абсолютной информационной симметрии поэтому равносильно подписанию смертного приговора фондовому рынку.

Однако гипертрофированная информационная асимметрия также противопоказана рынку. Это хорошо продемонстрировано в работе Дж. Акерлофа, посвященной анализу рынка подержанных автомоби­ли [ Ackerlof ]. Логика его рассуждении такова. Среди подержанных автомобилей могут встречаться как вполне приличные, так и совершенно негодные машины. Если информационная асимметрия велика, то потенциальные покупатели не смогут делать различия между такими автомобилями и будут стараться максимально занижать цену, что сделает невыгодным продажу приличных автомобилей и приведет к тому, что доля негодных машин будет возрастать. Увеличение вероят­ности покупки такой машины приведет к новому снижению средней цены на рынке и, в конце концов, к исчезновению рынка.

Рынок капитала в принципиальном плане не слишком отличается от рынка товаров, однако некоторая информационная асимметрия яв­ляется его непременным атрибутом, определяющим его специфику, поскольку этот рынок как никакой другой весьма чувствителен к но­вой информации. При определенных обстоятельствах влияние инфор­мации может иметь цепной характер и приводить к катастрофичес­ким последствиям.

Концепция агентских отношений становится актуальной в усло­виях рыночных отношений по мере усложнения форм организации бизнеса. Большинству фирм, по крайней мере тем, которые определя­ют экономику страны, в той или иной степени присущ разрыв между функцией владения и функцией управления и контроля, смысл кото­рого состоит в том, что владельцы компании вовсе не обязаны вни­кать в тонкости текущего управления ею. Интересы владельцев ком­пании и ее управленческого персонала могут совпадать далеко не все­гда; особенно это связано с анализом альтернативных решений, одно из которых обеспечивает сиюминутную прибыль, а второе — рассчи­тано на перспективу. Выделяют и более дробные классификации кон­фликтующих подгрупп управленческих работников, каждая из кото­рых отдает приоритет своим групповым интересам. Чтобы в извест­ной степени нивелировать возможные противоречия между целевыми установками конфликтующих групп и, в частности, ограничить воз­можность нежелательных действий менеджеров исходя из собствен­ных интересов, владельцы компании вынуждены нести так называе­мые агентские издержки. Существование подобных издержек являет­ся объективным фактором, а их величина должна учитываться при принятии решений финансового характера.

Одной из ключевых концепций в финансовом менеджменте явля­ется концепция альтернативных затрат, или затрат упущенных возможностей (opportunity cost). Смысл ее состоит в следующем. Принятие любого решения финансового характера в подавляющем большинстве случаев связано с отказом от какого-то альтернативного варианта. Например, можно осуществлять транспортировку произве­денной продукции собственным транспортом, а можно прибегнуть к услугам специализированных организаций. В этом случае решение принимается в результате сравнения альтернативных затрат, выража­емых чаще всего в виде относительных показателей.

Концепция альтернативных затрат играет весьма важную роль в оценке вариантов возможного вложения капитала, использования про­изводственных мощностей, выбора вариантов политики кредитова­ния покупателей и др. Альтернативные затраты, называемые также ценой шанса, или ценой упущенных возможностей, представляют со­бой доход, который могла бы получить компания, если бы предпочла иной вариант использования имевшихся у нее ресурсов.

Особенно ярко концепция альтернативных затрат проявляется при организации систем управленческого контроля. С одной стороны, любая система контроля стоит определенных денег, т.е. связана с зат­ратами, которых в принципе можно избежать; с другой стороны, от­сутствие систематизированного контроля может привести к гораздо большим потерям.

Концепция временной неограниченности функционирования хозяй­ствующего субъекта имеет огромное значение не только для финан­сового менеджмента, но и для бухгалтерского учета. Смысл ее состо­ит в том, что компания, однажды возникнув, будет существовать веч­но. Безусловно, эта концепция в известном смысле умозрительна и условна, ибо все имеет свое начало и свой конец и, кроме того, ус­тавными документами может предусматриваться вполне ограничен­ный срок функционирования конкретного предприятия. В любой стра­не ежегодно создается и одновременно ликвидируется достаточно большое число различных компаний; тем не менее в данном случае речь идет не о каком-то конкретном предприятии, а об идеологии развития экономики путем создания самостоятельных конкурирую­щих между собой фирм. Основывая некую компанию, ее владельцы обычно исходят из стратегических, долгосрочных установок, а не из сиюминутных соображений (безусловно, возможны различные мо­тивы создания той или иной фирмы, в том числе и для проведения не вполне законных операций краткосрочного характера, но речь в данном случае идет не об этом). И для бухгалтера, и для финансового менеджера эта концепция чрезвычайно важна, поскольку дает осно­вание применять учетные оценки в прогнозно-аналитической рабо­те. Она служит основой стабильности и определенной предсказуе­мости динамики цен на рынке ценных бумаг, дает возможность ис­пользовать фундаменталистский подход для оценки финансовых активов. Действительно, если бы эта концепция была неверна в це­лом, т.е. в отношении подавляющего числа компаний, то во-первых, необходимо было бы постоянно использовать текущие рыночные оценки для составления отчетности, во-вторых, компаниям было бы практически невозможно мобилизовать источники на рынке капита­ла и, в-третьих, фактически была бы подорвана идея равновесного рынка ценных бумаг, поскольку в ее основе лежат множественные расчеты теоретической стоимости финансовых активов исходя из прогнозных оценок генерируемых ими доходов. Следует отметить, что концепция временной неограниченности функционирования хо­зяйствующего субъекта в явной или неявной форме предусматривается и основными нормативными документами, регулирующими ве­дение бизнеса в России; для примера упомянем о Федеральном зако­не «Об акционерных обществах», где в статье 2 сказано, что «обще­ство создается без ограничения срока, если иное не установлено его уставом».

Даже краткая характеристика рассмотренных концепций позволя­ет получить представление об их исключительной важности. Знание их сути и взаимосвязи необходимо для принятия обоснованных реше­ний в отношении управления финансами компании.


список использованной литературы

 

 

1. Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента: Учебное пособие. – М., 1998.

2. Ковалев В.В. Введение в финансовый менеджмент. – М., 1999.

3. Уткин Э.А. Финансовый менеджмент: Учебник. – М., 1998.

4. Финансовый менеджмент: теория и практика. Учебник / Под ред. Е.С. Стояновой. – М., 2000.

5. Финансовый менеджмент: Учебное пособие / Под ред. В.С. Золотарева. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...