социальная проблематика, т.е. проблемы человека и общества.
Философия Нового времени Время: 17-18 век, Зап. Европа. Представители: Ф. Бэкон (Англия), Р. Декарт (Франция), Ш. Монтескье (Франция), Дж. Локк (Англия), Ж.Ж. Руссо, Лейбниц, Д. Дидро, Ф. Вольтер (Франция), Т. Гоббс (Англия). Общество: Эпоха развития капитализма, эпоха «просвещённого абсолютизма» в европейских странах. Основная идея;основное отличие. Идея перестройки общественной жизни на основе различных знаний, прежде всего, среди европейских правителей, а просвещённые монархи внедрят разум в своих государствах. Французские просветители создали первую «Энциклопедию», где собрали и с материальных позиций оценили все известные человечеству достижения ремёсел, наук, искусств. Критика средневековой схоластики и религии. Основная мысль: прогресс общества есть прогресс познания. Основное отличие – это философия науки. Основные проблемы – две: 1) проблема познания мира; социальная проблематика, т.е. проблемы человека и общества. Рассмотрим эти проблемы. Проблема познания мира. 17 век называют веком науки. Философия активно участвовала в развитии научного знания, ее представители сами выступали в роли ученых - естествоиспытателей. В корне изменяется роль и значение науки: если раньше она была средством удовлетворения человеческой любознательности, то в 17 веке стала инструментом получения новых знаний с целью использовать их на практике. В философии Нового времени важнейшее место занимала гносеологическая проблематика: вопросы об источнике и общих основаниях знания, о сущности процесса познания, о путях, принципах и методах достижения достоверного знания. Но главные вопросы, которые обсуждались философами – вопросы об источнике знаний и методе познания мира.
В подходе к вопросам познания обнаружились резкие расхождения и произошло формирование 2-х противоположных направлений в философии: эмпиризм и рационализм. ЭМПИРИЗМ (от «эмпирио» - опыт) – основоположник этого направления француз Френсис Бэкон (работа «Новый органон») считал, что истинные знания о мире человек получает только с помощью опыта и наблюдения, а разум и рассуждения являются источником заблуждения. Познание, по Бэкону, есть отображение внешнего мира в сознании человека. Т.к. органы чувств, с помощью которых человек познает мир, могут нас обмануть, мы их проверяем с помощью опыта и эксперимента. Лозунг эмпириков: «Нет ничего в познании, чего не было бы в ощущениях». Знание идет от частного, опытного, к выдвижению общих теорий. Т.е. основной метод познания, с точки зрения эмпиризма – метод индукции (от лат. индукцио – наведение). Индукция – это метод научного познания, в котором мы от частных наблюдений переходим к общим выводам (от частного к общему), то единичных вещей, данных человеку в опыте, к обобщенным выводам. РАЦИОНАЛИЗМ – противоположное эмпиризму направление, в котором утверждается, что истинные знания и мире мы получаем с помощью разума, а опыт и наблюдения – источник заблуждения. От («рацио» - ум) – Р. Декарт основоположник – философское направление, в котором утверждается, что истинные знания о мире мы получаем с помощью разума, а опыт и наблюдение – это источники заблуждения. Опыт, основанный на ощущениях человека, признается, он важен, но основа истинного метода – это ум. Опыты, сколь искусными они не являются, направляются деятельностью разума. Восприятия и ощущения могут нас обмануть – мы может ощущать то, чего нет, и можем не ощущать некоторые звуки, цвета и пр., т.е. опытные данные всегда сомнительны. Зато в самом разуме есть идея. Главное – то, что человек мыслит. Рационалисты считали, что достоверное знание недоступно чувствам, и может быть достигнуто только с помощью разума.
Лозунг рационалистов - Я мыслю, следовательно, существую (Р. Декарт). Основной метод познания у Декарта – дедукция. Дедукция – метод научного познания, когда от общих положений мы идем к частным выводам (от общего → частное). Суть дедукции: в выведении следствий из достоверных положений с помощью рассуждения по определенным логическим правилам. В 17 веке появляются 2 философские теории: 1) Теория «чистой доски» (tabuba rasa): считают, что в момент рождения душа, ум представляют собой чистую доску, в уме нет никаких врожденных знаний. Душа и ум чисты, как восковая табличка, и жизнь оставляет на ней следы – знания. 2) Теория врожденных идей (принадлежит Декарту); изначально при рождении в душе ребенка имеются примитивные идеи и заложена способность получать знания. В процессе жизни эти врожденные идеи развиваются, и человек получает истинное знание о мире. Т. о. мысль о том, что некоторые научные истины (аксиомы) являются врожденными, имеют априорное (доопытное) происхождение. ВЫВОД: мыслители Нового времени не смогли правильно решить вопрос о месте в познании чувственного и рационального начал. Они не понимали того, что опыт и разум нераздельно связаны и дополняют друг друга, их нельзя противопоставлять друг другу. Всякий опыт, эксперимент должен быть теоретически обоснован, а всякая теория проверена на практике опытным путем. Социальная проблематика – проблемы человека и общества. Человек – часть природы, всецело материальное существо, обладает чувствами, а главное – разумом. Жить надо в согласии с природой. Безгранично верили в возможности человеческого разума. Считали, что люди в состоянии познать абсолютно все явления природы и устроить свою жизнь на разумных основаниях. Разум – это предпосылка свободы, активности человека. Человек не является злым по природе. Таким его делают несовершенное общество и неправильное воспитание. Получила всеобщее признание теория «естественных прав человека». Ее разработке посвящена работа англ. Джона Локка «Трактат о государственном правлении»
Локк сформулировал 3 основных «естественных» (т.е. данных человеку от природы) права человека: 1) право каждого гражданина на жизнь. 2) право на свободу (свобода как личная независимость). 3) право на собственность, которая объявлялась священной и неприкосновенной. При этом все три права находились в неразрывной связи, но главным Локк считал право на собственность, т.к. оно включает и право на жизнь, и право на свободу, т.к. и жизнь, и свобода есть то, чем владеет индивид, т.е. есть его собственность. Свободу же Локк понимал, как свободу человека располагать и распоряжаться по своему усмотрению своей личностью, своими действиями и всей своей собственностью. Обоснованная Локком формула человеческих прав имела огромное историческое значение. Она получила отражение в Декларации прав 1776 г. в Америке, во французской Декларации прав человека и гражданина 1789года, а затем в Конституциях цивилизованных стран. Проблема справедливого устройства общества стала центральной в философии эпохи Просвещения (18 века). На основе теории естественных прав человека разрабатывается теория «общественного договора» (англ. Т. Гоббс, его работа «Левиафан», Д. Локк «Трактат о государственном правлении», Ж. Руссо «Об общественном договоре»). Суть теории в том, что в ней обосновывается идея договорного происхождения государства. Государство существовало не всегда. Сначала общество не знало института государства и власти, но затем люди по взаимному согласию, по «общественному договору» установили власть, которой доверили защищать их жизни и права и поддерживать в обществе справедливость. Государство создается путем «общественного договора», когда граждане отчуждают свои права в пользу носителя власти – государства. Носитель власти, в свою очередь, заботится о безопасности жизни, препятствуя гражданским войнам. Функции государства в обществе изменяются если раньше оно выступало в качестве отца нации и полностью подчиняло себе личность, то теперь его главная задача – защита прав граждан.
Из этого следует, что если власть не выполняет возложенных на нее гражданами обязанностей, действует вопреки их интересам, то они вправе расторгнуть с ней договор и заменить ее на другую власть, доверить управлять собой другим представителям. Особенно далеко зашел в своих выводах Руссо. Он считал, что все современные государства построены на несправедливом договоре и поэтому стоит задача расторгнуть его и заключить новый, более справедливый. Одним из возможных путей решения этой проблемы Руссо признавал революцию. Данная теория стала фундаментом для построения современного демократического правового государства, она обосновывает принцип гражданского общества. В это все время получает развитие теория разделения властей на 3 ветви: - законодательская; (Ш. Монтесье; Дидро, Руссо) - исполнительная; - судебная.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|