I.2. Представление о спасении
Отличие западной и восточной христианской философии. Краткая характеристика эпохи Возрождения (Ренессанса) План:
I. Критерии для различия 1. Догматические разногласия 2. Представление о спасении 3. Трактовка разума II. Краткая характеристика эпохи Возрождения I. Критерии для различия Поскольку философствование в эпоху Средних веков протекало под знаком веры, то отличие между западной и восточной христианской философией тесно связано с различием католичества (протестантизма) и православия. В связи с этим следует обратиться к выявлению различий в вероисповедании. Раскол единой христианской церкви относится к 1054 году. В то время единая христианская церковь состояла из 5 автокефальных (самостоятельных) церквей: Антиохийская, Александрийская, Константинопольская, Иерусалимская и Римская. Римская церковь заявляет о введении нового догмата: исхождение Св. Духа не только от Отца (что было зафиксировано в Символе веры, составленного на Вселенских соборах), но и от Сына. Остальные 4 церкви не приняли этот догмат, указав на его ложность. В результате описанных событий Римская церковь отделяется от единой церкви, закрепляя за собой название «католическая» (от лат. «кафолический» = вселенский). Единая же христианская церковь закрепляет за собой название «православная». Русская церковь вплоть до конца 16 в. находилась под юрисдикцией Константинопольского патриархата. В 1589 г. при царе Феодоре Иоанновиче на Руси было учреждено патриаршество, появилась новая автокефальная церковь – Московский патриархат. Первым патриархом на Руси стал Иов. Что такое догматы? Догматы – это ограда веры, это формулы правильного исповедания Бога и Его Промысла о человеке (например, догмат о Троичности Бога, догмат о двух природах Христа: Божественной и человеческой, догмат о творении человека по образу о подобию Бога, догмат о первородном грехе и др.). Мы, к сожалению, до конца не осознаем того духовного богатства, которое нам досталось, так как мы живем в стране с православной культурой. 10 веков Россия была хранительницей православия, православие является духовным фундаментом русской культуры и русской государственности. Православие – это правильное славословие Бога, правильное исповедание Бога. Почему так важны правильное исповедание Бога, правильная вера в Бога? Вспомним слова апостола Павла: «Делами закона не спасется ни один человек, спасется только верой». Вера - главное условие спасения, поэтому очень важно – к чему и как стремится человек. Неверное понимание того, к чему призван человек или того, какова стартовая точка, затрудняет спасение, препятствует ему.
Приведем пример двух еретических учений – арианство и монофизитство (ересь с греч. – ложное мнение). 1. Арианство оформилось в 4 в. Автор ереси – епископ Арий. Он учил, что только Бог-Отец не тварен, Сын же сотворен, и Св.Дух также сотворен. Тем самым нарушалась единосущность Пресвятой Троицы. Святые отцы кападокийцы (свят. Василий Великий, свят. Григорий Богослов, свят. Иоанн Златоуст, свят. Григорий Нисский) возражали следующим образом: если Сын сотворен, то тогда игнорируется различие между Божественной и человеческой природой. Призыв Бога к человеку – станьте сынами – просто бессмыслен в этом случае, так как человек сотворен, а, следовательно, сын Божий. Но в том то и дело, что человек только должен стать сыном через соблюдение заповедей, через исполнение воли Отца. Стать сыном Богу – это значит стать богочеловеком, стяжать благодать. Иными словами – это трудный путь обретения святости (в основе его – борьба со страстями и грехом в себе самом) или путь обожения. Тезис Ария закрывает этот путь за ненадобностью, тем самым на теоретическом уровне происходит подмена высшей цели человеческой жизни.
2. Монофизитство оформилось в 6 веке и с переменным успехом «атаковало» умы вплоть до конца 7 в. Основную роль в полемике с этой ересью и в её разоблачении сыграл преп. Максим Исповедник. С точки зрения монофизитов, во Христе – одна природа, Божественная («моно» - один; «физис» - природа, сущность). Человеческое у Христа – только тело. Преп. Максим разъяснял: в таком случае обессмысливается воплощение Бога, ведь то, что не воспринято, то и не спасено. Во Христе – две природы: человеческая (трехсоставная душа и тело) и Божественная, и, следовательно, две воли и два действия, но они едины. Тем самым показан пример единения человеческого и Божественного, то есть пример того, к чему призван каждый человек. Воплощение Бога, неверно понятое, закрывает путь человека к обожению, а это ведет к разрыву человека и Бога. Вывод: Святые отцы Восточной (православной) церкви, начиная с 3 века, под воздействием ересей (ложных учений и рассуждений) взяли на себя труд формулировки догматов, труд сохранения истины православия. В этом смысле они и названы отцами и учителями, т.е. прежде всего в духовном смысле. Благодаря своей праведной жизни, они обрели способность различать истину и ложь, получили моральное право отстаивать истину, формулируя её предельно точно и ясно.
I.1. Догматические разногласия Выделим два основных догматических разногласия, хотя их гораздо больше. - Западная христианская философия (европейская средневековая) 1. Святой Дух исходит от Отца, и от Сына (догмат введен в 1054 г.) 2. Папа Римский как глава церкви – безгрешен (догмат введен в сер.19 в.). - Восточная христианская философия (святоотеческая или православная): 1. Святой Дух исходит от Отца. Отец рождает Сына и изводит Духа. Святой Дух – это любовь Отца к Сыну и Сына к Отцу. Дух пребывает в Сыне так же, как в Отце, и Сын посылает Духа. Но источник изведения Духа – Отец. 2. Глава церкви – Христос. Не приняли догмат о непогрешимости Папы Римского, так как Папа – человек, а любой человек – грешен.
I.2. Представление о спасении - Западная христианская философия (европейская средневековая) Спасение уподобляется судебному процессу. Грех – вина, Адам – преступник, сатана – прокурор, Христос – адвокат. Христос берет на себя наказание и человек объявляется невиновным. Тем самым спасение осуществляется без участия человека. Духовная жизнь сводится к внешним признакам. Пример: практика продажи индульгенций в Европе в средние века. Индульгенция – грамота об отпущении грехов. Причина подобной трактовки спасения: Западная Европа – наследница Римской империи в культурном аспекте. Рим – правовое государство. В связи с этим юридизм проник в христианство. В итоге произошло выхолащивание сущности христианства как религии любви. - Восточная христианская философия (святоотеческая или православная): Спасения нетбез Христаи без человеческой воли. От человека требуется покаяние. Грех – это не просто ошибка, это – болезнь, поскольку ведет к повреждению человеческой сущности. Сам своими силами человек не может «вылечить» себя, но и Бог не может спасти человека без его желания. Христос показывает пример свободы от греха: «Я есмь Путь, Истина и Жизнь». Человек призван к покаянию, к обретению навыков в любви и добродетели через исполнение заповедей, и в итоге, к обожению или святости. Для православной философии участие человека в Божественной жизни – реально, а не иллюзорно, стяжание благодати также реально. Подтверждение тому – жития святых (см. «Жития святых» свят. Дмитрия Ростовского в 12 томах). На западе же утвердилась иная установка: «Бог – сам по себе, человек – сам по себе». В итоге между человеком и Богом – непреодолимая пропасть, хотя Бог и считается главной ценностью человеческой жизни. I.3. Трактовка разума - Западная христианская философия (европейская средневековая): а) Разум – познавательная способность. Уподобление человека Богу совершается через познание, отсюда – установка на интеллектуализм. б) Последовательность шагов на пути к тезису об автономии человеческого разума:
- разведение двух планов человеческого разума: высшего (изучает Бога) и низшего (изучает сотворенный мир); - указание на значимость 2-ого и бесполезность 1-ого, так как связи между ними нет; - разум как «готовая» система идей – цель сам для себя. Вывод: Трактовка разума в качестве «готовой» системы идей (это наследие неоплатонизма) стала фундаментом для тезиса об автономии человеческого разума. - Восточная христианская философия (святоотеческая или византийская): а) Разум – деятельная способность. Уподобление человека Богу совершается черезсоблюдение заповедей. Ум путем созерцания усваивает истины веры, разум исследует, анализирует, детализирует, рассуждает. Цель анализа – правильная деятельность. Цель человека: соединить все способности человеческой души в их движении к Богу. б) Разум не является «готовой» системой идей. Следовательно, самовластие не равно автономии. Тезис об автономии человеческого разума предполагает, что разум сам для себя - источник закона и, следовательно, цель. Тезис о самовластии человеческой души предполагает, что источник закона и творец человека как самовластной (=разумной) сущности – Бог, так как именно самовластие указывает на то, что человек – образ Божий.
Представители западной христианской философии: Иоанн Скот Эриугена (12 в.) Петр Абеляр (12 в.) Альберт Великий (13 в.) Фома Аквинский (13 в.) Бонавентура (13 в.) Иоанн Дунс Скот (13-14 вв.) Уильям Оккам (14 в.) и др. Представители восточной христианской (православной) философии (святые отцы): Св. Дионисий Ареопагит (1 в.) Свят. Василий Великий (4 в.) Свят. Григорий Богослов (4 в.) Свят. Иоанн Златоуст (4 в.) Свят. Афанасий Великий (4 в.) Свят. Григорий Нисский (4 в.) Преп. Максим Исповедник (7 в.) Преп. Иоанн Лествичник (6-7 вв.) Преп. Иоанн Дамаскин (8 в.) Свят. Григорий Палама (14 в.) Свят. Марк Эфесский (15 в.) Преп. Феофан Затворник (19 в.) Свят. Игнатий Брянчанинов (19 в.) II. Краткая характеристика эпохи Возрождения (Ренессанса):
1. В период с 14 века по 15 (16) век имеет место возрождение античных наук и искусств, а также возрождение античного мировоззрения в целом (пантеизм, неоплатонизм). 2. Доминирует светская культура. Акцент ставится на земных стремлениях человека. 3. Антропоцентризм (мировоззрение, согласно которому человек – центр мироздания). Возвеличивание человека оборачивается в итоге стихийным индивидуализмом.
А.Ф. Лосев: «Ренессанс – период детства и юности европейского индивидуализма». Ренессанс, согласно А.Ф.Лосеву, дошел и до пределов субъективизма. Это выразилось в ощущении ограниченности и беспомощности изолированного субъекта. В произведениях В.Шекспира, М.Сервантеса и др. деятелей эпохи Возрождения показано, что в конечном итоге индивидуализм погибает от своего собственного звериного эгоизма. Тем самым указано на ограниченность исповедуемого в рамках эпохи индивидуализма.
Общий вывод: неверно и пагубно абсолютизировать изолированный субъект.
Основные философствующие представители эпохи Возрождения: Т.Кампанелла «Город солнца» Т.Мор «Утопия» Н.Макиавелли «Государь» М.Монтень «Опыты» Н.Кузанский «Об ученом незнании»
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|