Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психосоциальное развитие дошкольника.




Дошкольный возраст – период фактического становления лич­ности и личностных механизмов поведения, когда мотивы и желания ребенка начинают образовывать систему (иерархию), в которой выделяются более и менее значимые. В дошкольном возрасте ребенок переходит от импульсивного, ситуативного поведения к личностному, опосредованному каким-то представлением. Образ поведения и образ результата действия становится его регулятором и выступает как обра­зец. Это ярко проявляется в рисовании и конструировании: от спонтанных действий и подражания готовым образцам дети переходят к воплощению собственных замыслов.

Когда дети приспосабливаются к своим имеющимся потребностям, возникают специфические конфликты развития. Один из них – «автономия с оглядкой». Дошкольники пребывают в состоянии непрекращающейся борьбы с собой и другими. Из тесных взаимоотношений привязанности двухлеток к ухаживающим за ними взрослым рождается новое чувство автономии – уверенность, что они способны действовать сами без посторонней помощи (стремление к самостоятельности и потребность в привязанности). Умелость и чувство компетентности. Дошкольники открывают возможности своего тела и учатся владеть им. Если дети обходятся без посторонней помощи при выполнении основных действий, они становятся уверенными в себе. Если же их усилия достичь самостоятельности подрываются критикой или наказанием, они считают себя виноватыми, испытывают стыд и сомнение в себе. Еще один конфликт - в период между 3 – 6 годами содержание центрального конфликта развития Эриксон выразил формулой инициатива против чувства вины, что имеет отношение к результатам усилий ребенка достичь умелости и чувства компетентности. Инициатива относится к целеустремленности маленьких детей, с которой они неутолимо исследуют окружающий мир. Они охотно осваивают новые навыки, взаимодействуют со сверстниками и ищут руководства родителей в налаживании своих социальных связей. Чувство вины, связанное со слишком строгим супер–эго, согласно Эриксону, способно охладить инициативу ребенка. Дети теряют уверенность и желание достигать в чем–то совершенства. Результатом становятся робость и боязнь неуспеха, которые могут оказаться стойкими и стать постоянными спутниками детей на протяжении всей их жизни. Этот конфликт – продолжение борьбы двухлеток за автономию. Для них значимы слова «хорошо», «плохо». В сложном и запутанном социальном мире дошкольника инициатива может вести как к успеху и уверенности в своих способностях, так и к неудачам, фрустрации, чувству вины. Если удовлетворение потребности в автономии, овладении окр. средой, способности достичь успеха нарушается – это приведет к пассивности (учебная компетентность на низком уровне).

Основная задача социализации маленьких детей – научить их направлять свои агрессивные чувства в определенное русло и в то же время побуждать их к такому позитивному социальному поведению, как помощь или участие. Агрессия – поведение, вызванное намерением причинить боль, уничтожить или установить господство. Ассертивное поведение не заключает в себе намерения нанести вред другим. Агрессия часто встречается в детстве и обычно увеличивается на протяжении раннего дошкольного периода, прежде чем пойти на убыль (конфликты разрешаются неагрессивными способами + растет опыт взаимодействия в игровых ситуациях). В 6-7 лет дети становятся менее эгоцентричными и начинают лучше понимать чувства и поступки других. Просоциальное поведение определяют как действие с намерением помочь другим, не рассчитывая на вознаграждение (бескорыстная забота о благе других). На его развитие оказывают влияние родители (уже в 2 года). Существует фрустрационная гипотеза агрессии, согласно которой всякая агрессия проистекает из фрустрации – блокирования наличной цели – и всякая фрустрация приводит к прямой или сокрытой форме агрессии (критика – дети ведут себя более агрессивно, наблюдая за поведением агрессивной модели либо к этому приводит положительное подкрепление агрессии). Дети могут выражать свою агрессивность разными способами. Дети, подвергающиеся физическим мерам воздействия со стороны родителей, были более агрессивными, чем дети, которых не наказывали физически. Хотя представители обоих полов одинаково разбираются в чувствах других людей, женщины более склонны к сопереживанию, так как эта роль предписана им нашей культурой. Подражание модели сильнее, когда есть сходства с моделью или она могущественней. Дети, которые были свидетелями великодушного поведения, обычно сами начинают проявлять больше великодушия и щедрости.

Дошкольники часто играют в сюжетно – ролевые игры, которые требуют от участников истолкования и разделения фантазий друг друга, а также действий в воображаемой ситуации, определяемых особыми правилами. Так дети учатся сотрудничеству, развивают способность обдумывать свое поведение и управлять им (Л. С. Выготский). Этот вид игры предлагает множество возможностей для коллективного обсуждения, рефлексивного мышления и совместного решения проблем. Можно заметить, что популярные дети более склонны к сотрудничеству и просоциальному поведению во время игры со сверстниками, они обладают рядом социальных навыков (чувствительны к потребностям и действиям других, умеют поддерживать дружеские отношения, умеют разрешать конфликты, откликаются на предложения других детей). Наличие этих навыков у ребенка зависит от обращения с ним на протяжении дошкольного детства (жестокость приведет к отверженности ребенка). Социальным навыкам можно обучить на наглядных примерах и пояснениях, можно создать условия, позволяющие детям приобрести успешный опыт взаимодействия со сверстниками (+ реальное взаимодействие с воспитателем). Дошкольники склонны выдумывать себе друзей, которые помогают детям приобрести социальные навыки и уметь вести разговор.

 

Я - концепция

Даже 2-летние дети имеют некоторые представления о себе. У ребенка понимание себя тесно связано с пониманием социального мира.

В течение дошкольного детства дети формируют некие генерализованные отношения к самим себе: например, считают себя «хорошими» или признают себя «копушами» и «неумехами». В эти годы у детей формируется ряд идеалов, и они учатся оценивать себя относительно того, какими — по их представлениям — они должны быть. Часто самооценки детей являются прямым отражением отношений к нему окружающих..

Дошкольники очарованы собой, и потому многие их занятия и мысли направлены на то, чтобы как можно больше узнать о себе. Желая больше узнать о себе, дошкольники задают множество вопросов: о том, откуда они появились, почему им становятся малы их ботинки, хорошие они дети или плохие и т. д.

Знание о том, какими нас видят другие люди, является важнейшей ступенью в развитии самопознания. Младшие дошкольники склонны характеризовать себя исходя из своих физических качеств («У меня темные волосы») или предметов собственности («У меня есть велосипед»). С клонность детей характеризовать себя через социальные отноше­ния в дошкольном детстве возрастает.

Наиболее сильное влияние на развивающийся у ребенка Я - образ обычно оказывают его ро­дители, поскольку именно они снабжают детей определениями правильных и не­правильных действий, образцами поведения и оценками поступков, и все это кла­дется в основу собственных представлений ребенка.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...