Психическое развитие в подростковом возрасте.
Интимно-личное общение — форма общения, основным содержанием которой является установление и поддержание отношений с другим человеком как личностью во всем богатстве ее индивидуальных проявлений. И.-л. о. складывается в подростковом возрасте и отличается от других форм общения тем, что отношения определяются социальными нормами (верности, взаимопомощи). Д.Б. Эльконин: интимно-личные отношения "строятся на основе не только взаимного уважения, но и полного доверия и общности внутренней жизни". В своей концепции периодизации психического развития Д.Б. Эльконин рассматривает И.-л. о. со сверстниками как ведущую деятельность подросткового возраста (Младшее подростничество - 11-14 лет). Появл. новая деят-ть - интимно-личностного, эмоционального общения со сверстниками, возникает объединение с равными себе по возрасту детьми, появляются лидеры. Возникает "чувство взрослости" - особая форма новообразования сознания, через которое подросток сравнивает себя с другими, находит образцы для подражания, перестраивает свою деятельность и отношения. Начинает преобладать стремление утвердиться в системе отношений взрослых людей, реб. необх. реализоваться, и утвердиться, и самоопределиться в кругу взрослых, к-е по-разному реагируют на проявления подростков, от гиперопекаемости до чрезмерных запретов, конфликтов. Необх-ть в установл. интимно-личностного общения со сверстниками возникает из-за того, что среда сверстников – более безопасное место для нахождения ориентиров своей деятельности, деят-ть подростка в кругу сверстников социально признаваемая и социально одобряемая.
Подростковый возраст как социально-историческое явление возникает на определенной ступеньке развития.
Первобытные культуры: переход от детства к взрослости идет через ритуал. Архаические общества: сильная властная патриархальная семья, влияние на детей до их бракосочетания, т.е. важен ритуал бракосочетания, как ритуал перехода от одной ступени к другой. Античность. Афины: мужчины (18 л.) освобождаются от работы, занимаются образованием, культурой, развивают свои идеи. Рим: юношество формируется среди недр городской культуры, среди свободных граждан. 14 лет – этап полового созревания, 21 год – борода, 22 года – максимальная физическая сила; дальше - старый человек. Спарта: молодежь организованна в отдельные группы с целью обучения военному делу. 7-28 лет – мужчины воспитывались отдельно от семьи (подчинение старшему, нормам государства, соблюдение субординации). Средние века. С 13 лет люди имеют право стать подмастерьями и могут странствовать в поисках знаний, что бы обрести то или иное мастерство. 13-14 лет – странники, рыцари, ищущие доблести и славы. Конец 17 века: первое современное понятие семьи и детского возраста. 19-18 века: формируется детское трудовое законодательство, законодательство об обязательном образовании, о всеобщей воинской обязанности, а следовательно формируется представление о подростковом возрасте. Ж.Ж.Руссо: вводит представление о подростковом возрасте, называя его второе рождение. Выделяет стадии: 1. Собственно детский возраст: овладение телесными функциями, которые связаны с охраной окр. среды. 2. Подр. возраст (возраст юности) – человек вступает в мир чувств, человеческих отношений, в мир сексуальности (половозрелость); мир борений, противодействий, кризисов. Геккель, Холл Ст.: эпоха «бури и натиска». Подростковый возраст – промежуточный, переходный этап; это кризисный этап, для к-го свойственны негативные х-ки, этап, когда ребенок приспосабливается к жизни общества.
Эволюционная модель: акцент на аспект зависимости ребенка от соц. среды, так как именно она чаще всего нарушает равновесие в развитие. Курт Левин: подростковый возраст – изменение групповой принадлежности, перемещение из сообщества детей в сообщество взрослых; трансформация жизненного пространства во временной перспективе. Появл. будущее как психологическая детерминанта развития личности, формиру. план будущей жизни. Подр. – маргинальная личность (он вынужден строить планы на будущее в незнакомом обществе, которое полно противоречий. Психоанализ: подростковый возраст – когда наблюдается сексуальная апробация, проявление агрессивности. Ж.Пиаже: переход от стадии конкретных операций на стадию формальных операций (не все люди переходят на стадию формальных операций). 50-60 гг. – эклектическая модель – объединение теорий, которые включают разные постулаты. 60-ые годы: введено понятие задачи развития Хавигхерстом: 1. достижение зрелых отношений с лицами противоположного пола (уважительное, ответственное отношение) 2. достижение социально приемлемого экономического статуса и экономической независимости. 3. приспособление к изменениям своего тела и эффективное использование своего тела. 4. выбор профессии и подготовка к профессиональной деятельности. 5. развитие интеллектуальных способностей и идеологических концептов для компетентного участия в общественной жизни. 6. выработка комплекса ценностей, в соответствии с которыми строится поведение. Пересматривается положение о том, что подр. возраст – это негативный кризис, говорят что это переходный возраст. Э. Шпрангер: культурно-психологическая концепцию подр. возраста. Подр. возраст –возраст врастания в культуру. Ш. Бюлер: Подростковый возраст определяется на основе понятия пубертатности. Пубертатный период — период созревания, это стадия, в к-й человек становится половозрелым, хотя после этого физич. рост у человека продолжается еще нек-е время. Физич. пубертатность у мальчиков (14—16л.), у девочек (13 -15 л.). Психич. симптомы переходного возраста (начинаются раньше): подростки необузданны и драчливы, игры более старших подростков им еще непонятны, а для детских игр они считают себя слишком большими. Проникнуться личным самолюбием и высокими идеалами они еще не могут, и в то же время у них нет детского подчинения авторитету. Эта фаза является прелюдией к периоду психической пубертатности.
Далее две главные фазы (пубертатная стадия, юность). Граница в 17 лет. Превращение подростка в юношу проявл. в изменении осн. установки по отнош. к окружающему миру: за жизнеотрицанием, присущим пубертатной стадии, следует жизнеутверждение, характеризующее юношескую. Н егативная фаза ( Ш. Бюлер (она)): «повыш. чувствительность и раздражительность, беспокойное и легковозбудимое состояние», «физическое и душевное недомогание», к-е находит свое выражение в драчливости и капризах. Подростки неудовлетворены собой, их неудовлетворенность переносится на окружающий мир. Подр.-к чувствует себя одиноким, чужим и непонятным в окружающей его жизни взрослых и сверстников. + разочарования. Наиб. обычные способы поведения: «пассивная меланхолия», «агрессивная самозащита». Следствие— общее снижение работоспособности, изоляция от окр.-х или активно враждебное отнош. к ним и различного рода асоциальные поступки. Все это отмеч. в начале фазы. Общая продолжит-ть негат. фазы у дев. от 11 до 13 лет, у мальч. от 14 до 16 лет. Окончание негат. фазы хар-ся завершением телесного созревания. Общее беспокойство еще остается, но это уже «не столько беспокойство отчаяния, возникающее помимо и даже против воли и отнимающее силы, сколько радость растущей мощи, душевной и телесной творческой энергии, радость юности и роста». Далее вторая фаза — позитивная: перед подр-м открываются новые источники радости, к к-м он до этого времени не был восприимчив. На первом месте «переживание природы» — сознательное переживание как чего-то прекрасного; искусство и наука. Ко всему этому присоед. любовь, теперь уже сознательно направленная на дополняющее «Ты». Биологическими признаками наступления: увелич. скорости роста, быстрое развитие репродуктивных органов и появление вторичных половых признаков: волосы на теле, увелич. кол-ва жировых отложений и мышечн. массы, увелич. и созревание половых органов. Нек-е изменения встречаются как у мальчиков, так и у девочек: увеличение роста, возрастание силы и выносливости, — но большинство имеют половую специфику. Термин пубертат - достижение половой зрелости. У девочек на это указывает наступление первой менструации, или менархе, а у мальчи ков — первое семя извержение. Разные части тела развив. с разл. скоростями. Голова перестает увелич. в размерах. Достигают взрослых размеров кисти рук и стопы; увелич. длина ног и рук. В это время многие подростки неуклюжи => смущение. Далее рост тела в ширину; в посл. очередь происходит полное развитие плеч. Увелич. размеров и активности сальных желез кожи, в рез-те лицо подростка часто покрывается угрями. В коже развив. новый вид потовых желез => усил. запаха тела.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|