Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Некоторые типы орудий лова,

ДОКЛАД

 

 

Тема: Контроль и выявление негатив­ных факторов,

        обуславливающих  ухуд­шению промысловой

        продуктивности в российской зоне

       Берингова моря .

АРАБЯНА АГАСИ МАНУКОВИЧА

помощника депутата Государственной Думы

Нюдюрбегова Асанбубы Нюдюрбеговича

по работе в Государственной Думе

на общественных началах.

Комитет Государственной Думы по природным

 ресурсам, природопользованию и экологии.

Москва 2008 г.

 

 

          ВВЕДЕНИЕ.

 

В экономике нашей страны произошли структурные и институциональные преобразования,  она  уже прошла  нижнюю  точку  трансформационного кризиса, и  на  первый план выступают проблемы экономического роста.

Долгосрочная  стратегия социально-экономического  развития  России  в качестве одной из главных ставит задачу обеспечения высоких и стабильных темпов роста. При этом  подчеркивается,  что  необходим не просто экономический рост - нужно новое качество роста. Наметившаяся  тенденция перехода от экономического роста,  детерминированного экспортом  и  потребительским спросом,  к  инвестиционному  росту  актуализирует  определение «точек нового роста», к которым относится и рыбная промышленность.

Рыбная промышленность традиционно является отраслью специализации российской  экономики,  имеет стратегическое значение для обеспечения продовольственной безопасности страны, укрепления её геоэкономических позиций, сохранения пространственной и национальной целостности страны. По  самым  скромным  подсчетам, материальные и биоресурсные активы рыбной промышленности на сегодня оцениваются в 17 млрд. долларов США. Современное состояние   рыбной   промышленности  остается сложным:  существенно  сократились  объемы  ее производства, усилилась сырьевая направленность  экспорта,  что грозит  превращению  России  в сырьевой придаток развитых стран. Значительно сократилось потребление рыбной продукции  и  ее  доступность  для  различных  слоев  населения.  Государственная  поддержка  отрасли  уменьшилась  более чем в 4 раза. К тому же рыбная промышленность – специфический сектор экономики, где наиболее остро сталкиваются интересы центра и регионов, бизнеса и государства.

 Особенности данного этапа ставят новые задачи в обосновании стратегии дальнейшего развития  рыбной  промышленности.  Наряду  с  решением  важнейшей  задачи – восстановления  и  стабилизация  экономики  отрасли  - актуальной становится проблема обоснования долгосрочных направлений развития  отрасли,  соответствующих   императивам   неиндустриального  развития социально-экономических систем. Требуется поиск оптимального сочетания наращивания  темпов  экономического  роста  с  сохранением  и воспроизводством биоресурсов. Формирование  перспектив развития рыбной

промышленности  предполагает  более глубокое исследование ключевых проблем  и   обоснование  направлений  повышения   устойчивости  отрасли, системного изучения   не  только  экономических,  но  и экологических,   социальных  аспектов  ее  развития,  нахождение   путей  эффективного  встраивания  отрасли в мирохозяйственные  связи, обоснование  приоритетных структурных сдвигов, определяющих новое качество ее роста.

 

 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА.

 

 

С ростом численности населения земного шара увеличивается и значение в продовольственном балансе человечества морских биологических ресурсов, как источника пищевого белка животного происхождения. Северная часть Тихого океана и, прежде всего ее наиболее продуктивные акватории – Японское, Охотское и Берингово моря – включает значительную часть  белкового  потенциала   всего    мирового   океана,   которая   играет    традиционно важную роль в экономике прилежащих стран. Территория, тяготеющая  к Тихому океану,  российского Дальнего Вос­тока, превышает 6 млн. кв. км,  а морская береговая  линия – более 4 тыс. км. Для населения проживающего на этой обширной  территории, включая  коренные  малочисленные народы, богатства прилежащих морей являются  основным ис­точником занятости и жизнеобеспечения.

  В ходе системных преобразований экономики нашей страны промышленное  рыболов­ство,  торговое   судоходство,  добыча  с  морского  дна  полезных  ископаемых,  на­учные  исследования  и другие виды значимой для региона деятельности оказа­лись в глубочайшем кризисе. В частности, развитие рыбной отрасли  не  может  определяться  только  законами  рынка:  естественное  воспроизводство не поспе­вает за темпами  плохо контролируемого вылова.

Берингово море – является крупнейшим морским бассейном северной части  Тихого океана, его площадь составляет 2021537 км2 и превосходит пло­щадь  Охотского  моря в 1.3, а  Японского  моря  почти  в  2 раза.  Важнейшей  осо­бенностью Берингова моря является то, что почти вся его акватория пе­рекрывается  экономическими  зонами  двух государств -  России и США, и только 8% акватории  подпадает под ре­жим свободы рыболовства. В целом же все районы моря, подпадающие под раз­ные юрисдикции, представляют собой экологически единый комплекс, уни­кальный  по  гидродинамическим  процессам  и  взаимосвязям стад рыб,   которые не признают никаких границ, поэтому нерациональный промысел в любом из районов Берингова моря может наносить непоправимый ущерб его биологиче­ским ресурсам. 

Берингово  море  относится  к  разряду  наиболее  продуктивных  морей  в системе  Мирового  океана. Растительный  и животный мир этого  огромного  во­доема разнообразен и обилен. Множество донных и планктонных водорослей  – первичных   продуцентов,  служат  основой  для  формирования  высокой  биомассы первичных консументов и, в конечном итоге, обуславливают наличие в этом во­доеме значительных биологических ресурсов промысловых объектов: рыб, беспозвоночных и морских млекопитающих.

 

Берингово море дает до 20% от общего российского вылова на Дальнем Востоке. Отечественный рыбный промысел в Беринговом море ведется с 30-х г.г., однако  в настоящее  время  он  сосредоточен  в  прибрежных   районах сублито­рали и шельфа (лососевые, крабы, сельдь, камбалы, треска и др.), а также в пе­лагиали глубоководной котловины (минтай). В меньшей степени используются ресурсы сообществ беринговоморского склона, включающие такие ценные объ­екты, как  черный и белокорый  палтусы,  северный окунь и окуни-клювачи, ши­пощеки, угольная рыба, командорский кальмар. Российский  траловый  промысел  склоновых рыб велся весьма  интенсивно  с  первой  половины 50-х гг. как  на  за­паде, так и  на  востоке  Берингова  моря,  однако  уже  к середине  60-х гг. привел  к  перелову  и сокращению запасов основных промысловых  видов,  был  прекращен и впоследствии не возобновлялся. Траловый лов командорского кальмара в 60-е гг. велся непродолжительное время на  шельфе и склоне Командорских  остро­вов,  но затем также  был  прекращен  в  связи  с  введением  в  этом   районе  заповед­ного   режима.  В  последующие   десятилетия запасы  склоновых  рыб,  подорванные  промыслом  50-60-х гг.,  восстанавливались медленно и в настоящее время, по-видимому, еще не достигали исходного уровня. 

К сожалению, в  последнее  время все больше появляется данных, свидетельст­вующих о том, что промысловая продуктивность Берингова моря находится под угрозой, несмотря на то, что этот водоем все еще является районом рыб­ного промысла мирового класса.

По глобальным угрозам в данном регионе многие экологи определяют не­сколько   факторов,  представляющих  наибольшую   опасность   биологическому разнообразию и уровню биопродуктивности Берингова моря.  К  таковым  отно­сятся:   явление   глобального   потепления,    сказывающегося в постепенном сокра­щении кромки льда, и как следствие нарушение  сложившихся   отношений  больших  групп  животных   и  интенсификация  уровня   токсических  загрязнений. Однако  наиболее негативное влияние на биоту Берингова  моря оказывают по­следствия активной рыбохозяйственной   деятельности   человека,  в  частности  пе­релов  промысловых   объектов,  а  также чрезмерное изъятие  непромысловых ви­дов и молоди промысловых видов рыб в качестве прилова. Следует также от­метить всё усиливающуюся степень разрушение мест обитания донных орга­низмов вследствие донных тралений.

В  настоящем  докладе  предпринята попытка анализа выявления  негатив­ных факторов, сопровождающих и  обуславливающих ухуд­шение промысловой продуктивности в рос­сийской зоне Берингова моря.

 

До  1867 года  Берингово  море было  внутренним  морем  России, так как со  всех  сторон  было  окружено  российским  побережьем –  Чукоткой,  Камчаткой, Аляской, Алеутскими и Командорскими островами. В 1867 году территории  Аляски и Алеутских островов и другие территории   Северо-Американских коло­ний России были проданы США за 7,2 млн. долларов.

  В  настоящее  время практически вся акватория Берингова  моря (92%)  перекры­вается 200-мильными экономическими зонами двух прибрежных государств – Российской  Федерации и США.  И  только  8%  акватории  подпадает под режим свободы рыболовства. Эта акватория, расположенная в центральной части моря и имеющая статус «открытого моря», со всех сторон  окружена   российской  и  американской  экономическими   зонами  и получила  название  «Donut  Hole» (район открытого моря именуемое «районом  применения  Конвенции»,  или  « Donut Hole »).

В целом  же  все  районы моря, подпадающие под разные юрисдикции, представляют   собой   экологически  единый  комплекс,  уникальный  по   био-океа­нологическим  процессам  и  взаимосвязям стад рыб, которые не признают  ника­ких  границ,  поэтому нерациональный  промысел  в любом  из  районов Берингова моря может наносить серьезный ущерб морским живым ресурсам.

В рамках Программы  Всемирного фонда дикой  природы  (WWF),  в це­лях  более  эффективного  усиления  природоохранных  действий   на  глобальном  уровне  было  выделено 200  экорегионов  мира  в  качестве  первоочередных    объек­тов  имеющих    глобальное   значение  для   биологического разнообразия.  В их со­ставе имеется 61 морской регион,  в том числе и экорегион Берингова моря. Этот регион обладает одними из наиболее продуктивных и биологически разнооб­разных экосистем в мире.  

Вместе с  тем,  экосистема  Берингово   моря   испытывает   мощное  антропогенное  воздействие,  хотя  сам  бассейн  по-прежнему  является районом  рыбного  промысла   мирового  класса.

 Хочется  надеяться,  что  настоящий доклад внесёт свой вклад в достижение цели неистощительного использо­вания биологических ресурсов Берингово моря.

 

 

Контроль над

 использованием рыбных ресурсов.

 

Контроль над рыболовством в Беринговом море ведется несколькими прави­тельственными службами.  Они   включают   Камчатрыбвод,   Специальную  морскую  инспекцию   бывшего  Комитета   по  охране   окружающей природ­ной среды (ныне переподчиненную Министерству природных ресурсов)  и  Региональную  инспекцию  охраны  морских биологических ресурсов Фе­деральной  пограничной  службы (ФПС).  Другие ведомства, вовлеченные в процесс контроля над использованием ресурсов   и    торговлей  ими - это   региональные    подразделения    Государственного Тамо­женного Комитета (ГТК), Федеральной Службы Безопасности, Министерства  Внут­ренних  Дел  и Федеральной Службы Налоговой Полиции. Эти органы ис­пользуют обычные методы контроля над   деятельностью   рыбаков,  инспек­тируя  рыбодобывающие   и  транспортные  суда  с использованием  пат­рульного  флота и проводя патрулирование основных промысловых рай­онов с воздуха. В 2007 г. морская инспекция Федеральной Пограничной Службы РФ имела более 1200 единиц патрульного флота для использо­вания в анти-браконьерских операциях.

Один  из обычных способов мониторинга промысловой активности ино­странных  рыболовных  судов в  *ИЭЗ  России – присутствие  на борту  ин­спектора-наблюдателя.   Эти  инспектора  следят  за  соответствием  вылова выделенным квотам. Они также удостоверяют, что иностранные рыбаки действуют согласно с условиями, оговоренными в выданной им лицен­зии, и с требованиями **Закона о рыболовстве и других норматив­ных актов. Этот постоянный мониторинг применяется  к  иностранным судам, в то время  как  другие  виды  контроля используются для судов лю­бой национальности. Некоторые детали существующей практики опи­саны ниже.

Обычно в течение года осуществляется параллельный трёхступенчатый контроль над  иностранным  промыслом:   постоянный (ежедневного),   периодиче­ский (планового и внепланового)  и   целевой.

 

 

* ИСКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА – прилегающая к территории полоса открытого моря шириной в 200 морских миль, в которой только прибрежное государство имеет право устанавливать особый правовой режим, предусмотренный конвенцией ООН.

 

Постоянный контроль.

    На  каждом иностранном судне  постоянно  находится  штатный  или

не­штатный инспектор рыбоохраны в качестве наблюдателя, в обязанности кото­рого входит: ежедневный контроль;

· За  выбором выделенной данному судну квоты по видам и объектам промысла (учёт вылова по видам);

· За  соблюдением иностранными рыбаками  условий  и  Правил  ведения

рыбного  промысла в соответствии с федеральным законом  «Об исклю-

чительной  экономической  зоне  Российской  Федерации»  и дру­гими

действующими нормативными  документами,  изданными в его развитие;

· Ежедневный  сбор  всей  информации,  касающейся  рыбного промысла;

· Передача собранной  информации  во время так называемого «инспектор­ского часа» старшему инспектору, базирующемуся на од­ном из судов группы.

Старший  инспектор  группы судов ежедневно проводит инспекторский час в  оп­ределённое  время  на специально отведённой для этого частоте, во время кото­рого собирает от всех наблюдателей со всех судов оперативную информацию, систематизирует  её  и  передает в  управление  рыбоохраны.

Периодический контроль.

Эта практика применяется государственными инспекторами рыбоохраны или  инспекторами  РИОМБР  на  патрульных судах, которые  швартуются к  проверяе­мому  судну  для  его  проверки. Проверка  может  быть  как  плановой,  так  и  непла­новой. Если  позволяют   погодные  условия,   производится  тщательная  проверка  соответствия  работы  судна  Правилам рыболовства. Периодический  мониторинг  также  включает  проверку работы  находящегося на борту наблюдателя (если он присутствует). Проверка может включать, в частности, следующее:

· Документацию, относящуюся  к  деятельности  судна;

· Трюма  и хранилища (путем тщательного сравнения их параметров с ис­ходным проектом судна);

· Орудия лова, для того, чтобы удостовериться в их соответствии с  усло­виями рыболовного билета, а также условиями межправительственных соглашений, имеющих отношение к данному виду промысла;

· Соответствие судна со всеми нормативными документами,  имею­щими  отношение  к  рыболовству;

· Состав улова, насколько он соответствует указанным в разрешении ви­дам и соответствию  размера  т. н. промысловой мере;

· Определение  доли  выловленной  судном  рыбы  по отношению  к ли­миту, указанному в разрешении.

 

                                  Целевой контроль.

Целевой  контроль  осуществляется  в специальных точках контроля государст­венными инспекторами из различных служб. Эти инспектора проверяют суда, направляющиеся в порты для выгрузки произведенной рыбопродукции.

 

                              Авиапатрулирование.

Авиапатрулирование морских районов в пределах ИЭЗ России является одним  из  наиболее  важных  и  эффективных способов мониторинга рыбного промысла. Оно позволяет выявить добычу рыбы и морепродуктов в запрещенных районах и предотвратить появление там рыболовных судов. Камчатрыбвод использует свои собственные вертолеты для воздушного  патрулирования  или  фрахтует  АН-24  с  дополнительными топливными баками.

 

                            Специальные операции.

Специальные операции организуются на межведомственной основе с 1994 г.  Они  обозначаются  как  «Путина», «Тайфун» и т.д., и  проводятся  на  пике  промыслового  сезона. Эти ежегодные  массовые  рейды  организуются   региональными   управлениями  (рыбводами),  Специальной  Мор­ской  Инспекцией и ФПС.  Их  целью  является  предотвращение  массового неза­конного вылова и экспорта рыбы из российской ИЭЗ. Все рыболовные суда и суда-процессоры в определенном районе во  время  например операции «Путина» должны иметь инспекторов на борту.  

 

** Конвенция  ООН  по  морскому праву (UNCLOS). Была открыта для подписания в 1982 г. и ратифицирована Российской Федерацией. Она вступила в силу 16 ноября 1994 г. и «воплощает идею о том, что все про­блемы океана тесно связаны между собой и должны рассматриваться как единое целое». Эта Конвенция признана документом, регулирующим все вопросы, связанные с морским правом. В соответствии с ней, Прибреж­ные Государства пользуются независимостью в своих территориальных водах (до 12 морских миль от берега). Под их юрисдикцией находится проведение научных исследований и охрана окружающей среды в ИЭЗ; они обязаны принимать меры, или сотрудничать в этом с другими госу­дарствами, для сохранения живых ресурсов открытого моря и управле­ния ими. Государства, граничащие с внутренними и эпиконтиненталь­ными морями, должны сотрудничать в вопросах управления живыми ре­сурсами, природоохранной политики и научных исследований. ● Соглашение об осуществлении положений Конвенции Организации Объе­диненных Наций по морскому праву 1982 года, которые касаются сохранения трансграничных рыбных запасов и запасов далеко мигри­рующих рыб и управления ими было принято в 1995 г. для того, чтобы установить новые стандарты неистощительного управления запасами трансграничных и далеко мигрирующих рыб. Соглашение было ратифи­цировано Российской Федерацией, но до сих пор не ступило в силу. Предпосылкой для подписания этого соглашения была необходимость сотрудничества государств для сохранения запасов далеко мигрирующих рыб. Среди прочих требований, в документе говорится о том, что страны – члены Соглашения должны «широко применять преосторожный под­ход при сохранении, управлении и использовании ресурсов трансгра­ничных и далеко мигрирующих рыб для охраны живых ресурсов моря и сохранения морских местообитаний».

Орудия лова, используемые

в российской части Берингова моря.

 Сплавные (дрифтерные) сети.

Общепризнано,  что  плавные  сети  крайне  негативно  воздействуют  на ок­ружающую среду (см. стр.26. «Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН», приложение 1). Не­смотря на это, применение сплавных сетей разрешено для «контрольного лова» в научных целях. Эти сети разрешены также и для использования японскими судов, при промысле лососевых в ИЭЗ России, но строго для лова только этой рыбы. Размер ячеи плавных сетей варьируется  от  50 до 70 мм.  Их высота – пять  метров и длина  одного звена – 50 метров.  От  десяти  до  сотни  звеньев со­единяются  вместе, и некоторые  сети могут достигать нескольких километров в длину, что приводит к большому прилову самых различных организмов, в том числе мор­ских птиц и млекопитающих. Не существует ограничений на длину сплавных  се­тей. Ограничения  предусмотрены только для расстояния между  сетями, причем  они  различаются  в  зависимости  от  района  промысла и видов отлавливаемой рыбы. Российская Федерация и США пришли   к  соглашению  запретить  использование   плавных   сетей  в   международных водах Берингова моря, а именно в районе, который но­сит название «Donut Hole».

 

Донные сети.

Донные сети  используются в  первую очередь при промысле таких видов как палтусы и камбалы. Российские специалисты сообщают, что огром­ный   ущерб   этим   орудием   лова   наносится   по  причине  их  неселективного действия  (высокий процент прилова).  Помимо  этого, такие сети могут физически разрушать донные био­топы в случае, когда сеть освобож­дается от наплавов и ложится на дно. Сеть, запутывается в морской траве и водорослях, чем наносит огромный ущерб растительности и приводит к гибели беспозвоночных и мальков, которые обитают в этой богатой защитной среде. В России отсутствуют нормативные акты, регулирующие использование донных сетей.

 

Снюрреводы.

Снюрреводы широко используются при лове минтая и всех других так называе­мых донных видов рыб. Теоретически снюрреводы могут быть протянуты близко ко дну моря, но при этом не должны касаться самого дна. На практике снюрреводы часто специально опускают на дно моря   для  прилова  крабов. Были  зафиксированы  случаи  использования  этих

сетей и в качестве импровизированного пелагиче­ского трала для отлова целого косяка лососевых, вместо того, чтобы ловить предназначенный для этого вида орудия объекты (например, минтай и лососевые).

 

 

Некоторые типы орудий лова,

разрешенные к использованию  в Беринго­вом море

* Орудия лова Объект лова
Дрифтерные сети Лосось
Донные сети Треска, палтус, камбала
Снюревод Треска, минтай, камбала
Донные тралы Запрещено правилами рыболовства
Разноглубинные тралы Минтай, морской окунь
Яруса Морской окунь, палтус, треска
Ловушки Крабы
Невод Сельдь
Накидные сети Сельдь
Ставной невод Лосось

                          

Примечание:  Включены все виды крабов, креветок и лососей.

* К типовым орудиям промышленного рыболовства относятся следующие: · объячеивающие – сети  ставные  и  плавные; · отцеживающие - тралы пелагические и донные, невода закидные,   бредни,  мутники, орудия  для добычи  мотыля; · стационарные - невода ставные и орудия лова типа ловушек   (мережи, заколы, прикола, катиски, верши,  раколовки  и  т.п.); · крючковые - ярусы (продольники,  переметы)  донные,  придонные,   верхоплавные; · рыбоучетные заграждения (перекрытия) различного типа,  (рыбоотделяющие  и  водоотделяющие  орудия  лова).

Нарушения Правил рыболовства в морях Даль­него  

Востока России, в частности в российской части  

  Берингова моря.

 По сведениям правоохранительных органов, Мини­стерства Иностранных  Дел, российских и зарубежных средств массовой информации, рыбная промышленность  в  России превратилась в мощную отрасль теневой экономики. Нелегальный промысел и торговля с каждым годом носят все более организованный характер.

  

 

НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ ВИДЫ НАРУШЕНИЙ.

Наиболее распространенные виды нарушений, фиксируемых в акватории Бе­рингова моря сводятся к следующему:

 

  Превышение разрешенных объемов вылова.

Практически все участники пу­тины стремятся выловить как можно больше. Если  лов  идет  хорошо,  и есть воз­можность  быстро  сбыть  выловленную  рыбу,  то  уже  никто  не  смотрит  на такие  «мелочи»  как квота. При  этом редко, когда количество продукции, находя­щееся на борту  превышает   разрешенный.  Именно  в  этих  случаях  обычным  является  искажение судовой  документации. Это самый  легкий, а потому и са­мый  распространенный способ  сокрытия  излишков. На каждом судне должен быть промысловый журнал, в котором капитан  обязан  отмечать  все промысловые действия, фиксиро­вать тип, время экспозиции орудий лова, объем, размерный и видовой состав улова. Так вот,  по  словам  инспекторов Камчатрыбвода, практически на каждом судне есть как минимум два журнала один - для инспектора, а второй – для хозяина.

 

Несанкционированная смена объекта промысла.

Нередки  случаи,  когда  ка­питаны рыболовецких судов, находясь в море с разрешением на промысел отно­сительно недорогой рыбы, например камбалы,  самовольно  начинают  лов  более  дорогой рыбы, например лосося. После этого для сокрытия этих незаконных уловов, пойманная рыба сверху перекрывается слоем рыбы, относящейся к раз­решенным видам.

 

 

Использование запрещенных орудий лова.

Частым нарушением, например, на промысле минтая является использование  запрещенных   донных  тралов  с  це­лью  получения  более  ценной,  икряной  рыбы. На том же  минтаевом промысле  распространено  такое  нарушение, как протягивание снюрревода (придонного невода) непосредственно по дну для лова крабов. В случае инспектирования судна  всегда можно  легко оговориться небольшой  ошибкой  вахтенного  штур­мана.  Бывает  и  наоборот, когда снюрреводы  тянут на  малых глубинах,  для  того, чтобы  вместо  минтая  «зацепить» косяк лосося.

Самозаготовка.

Этим  термином  обозначается  самостоятельная  заготовка про­дукции, всегда малообъемной и дорогой, членами экипажей судов. Такой про­дукцией обычно является икра лососей и крабы. Для варки крабов почти на всех судах имеются самодельные  «крабоварки».  Обычно  «крабоварка»  представляет  собой  стандартную 40-литровую металлическую молочную флягу с вделанными в нее 2-3 нагревательными элементами от электрических чайников. Вареное мясо крабов замораживается в  рефрижераторах  и  потом  пря­чется между продукцией  в  трюмах. Почти на  всех процессорах, принимающих  рыбу  от судов  малого  и среднего  тоннажа,  ведущих каботажный лов (так называемых «малышей») есть в экипажах люди, скупающие продукция самозаготовки. Все эти скупщики имеют постоянных торговых партнеров в ино­странных портах или на иностранных судах-транспортерах.  Оплата всегда про­изводится на месте (обычно в наличных долларах). Впрочем, этот вид оплаты домини­рует и в  остальных  видах  незаконной  торговли  рыбопродукцией. Занимаются в основном экипажи малых судов. Как уже отмечалось выше, объектами этих незаконных   заготовок  являются  в  Беринговом  море  икра  и  крабы.  На  некоторых  рыболовецких  судах,  не  имеющих  морозильных  установок,  имеются   незарегистрированные   закаточные  машинки  и  закатывают  в  жестяные банки крабов или икру.

В некоторых случаях доход от самозаготовок - это и есть зарплата экипажа. Фирмы, располагающие квотами на вылов рыбы и иных морепродуктов, нередко  подряжают  рыболовецкие суда, оплачивая  только  накладные расходы, связанные с их промысловой деятельностью, такие как ремонт, топливо, воду и т.п. при этом зарплату экипажу фирма не платит. Доход членов экипажа – то, что выловят и продадут сами,  вне  полученных квот. Интерес  экипажа  в   сотрудничестве   с  такими,   обычно  довольно  мелкими  фирмами  в  официальных документах, позволяющих находиться в море и вести промысел.

Конечно, объемы  воровства  на  каждом  судне  относительно  невелики, но

этот  незаконный  промысел  страшен  многочисленностью  заготовителей.

Нелегальная перегрузка продукции на борт судна-транспортера.

Все перечисленные  виды  нарушений  имеют смысл лишь, когда есть возмож­ность незаконную продукцию продать. Как отмечается в справке, подготовлен­ной Управлением ФСБ по Камчатской области: «По имеющейся информации, многие экипажи судов, как с ведома судовладельца, так и по собственной ини­циативе, реализовывали рыбу и произведенную продукцию в море за наличный расчет. Как правило, за наличный расчет реализуются именно излишки, т.е. не­учтенная рыбопродукция, создающиеся путем манипуляций с коэффициентами выхода либо принятием большего  количества  сырца,  чем  указывается  в  приемо-сдаточных  квитанциях и производственных журналах». Этот  вид  торговли  среди  рыбаков получил название «капитанской торговли».

 

 

Лов в закрытых для промысла районах.

Частый вид нарушения, совершае­мый организованными группами судов.

Перепродажа квот.

Для  хозяйственных  субъектов,  лишенных  возможности  выхода  на внешний ры­нок, переориентация на торговлю вылилась в торговлю имеющимися у них кво­тами на вылов рыбы и морских гидробионтов. Эта торговля приняла действи­тельно массовый характер. По словам инспекторов Камчатрыбвода: «Раньше торговали рыбой, а теперь квотами». Квоты переуступают иностранным фир­мам и российским пользователям, обладающим правом экспорта своей продук­ции.

 

Загрязнение моря.

Одной из главных причин загрязнения океанических вод является выброс в  море  некондиционной  части улова при  одновременном расширении неселек­тивного промысла судами практически всех осуществляющих его стран – Рос­сии, США, Японии, Китая, Польши  и Южной  Кореи. При промысле, нацелен­ном только на производство филе, а тем более икры, происходит  массирован­ный  выброс  отходов  минтая  в море. По существующим правилам при производ­стве филе и выборке икры все отходы должны измельчаться до состояния мульчи перед сбросом за борт. На практике рыбопромышленники стремятся по возможности упростить эту дорогостоящую процедуру, а по возможности и во­все избежать ее. Поэтому суда-процессоры сопровождаются на промысле бес­численными стаями птиц, служащих верным индикатором нарушений порядка сброса отходов.

 

Промысел без разрешения.

Капитан судна обязан иметь рыболовный билет, и рассматрива­ется как нарушитель  правил  рыболовства в том случае, если данный документ отсутствует.  В  то же  время  этот вид нарушений составляет не более одного процента от их общего числа. Капитаны судов обычно идут на любой описан­ный выше незаконной деятельности, имея разрешение на лов хотя бы и небольших объемов.

 

Методы сокрытия и легализации незаконной добычи.

Легализацию незаконной добычи теоретически можно разбить на два вида:  легализация  уловов российским флотом и легализация уловов иностранными  судами.  На  практике  же  данные  виды зачастую совпадают, поскольку тактические приёмы легализации напрямую зависят от места  легализации,  а  именно:  территория  России либо территория иностранного государства, и государственной принадлежности судна - российское или иностранное. А поскольку в настоящее время в исключительной экономической зоне РФ работает значительное количество иностранных судов, взятых в аренду по бербоут-чартеру, то провести четкое разделение между этими двумя видами довольно сложно.

Как  отдельный  случай  можно  рассматривать  передачу  незаконно добытого улова с судна на судно непосредственно на месте лова в море.

При поставке незаконной рыбопродукции добытой российскими судами непосредственно в Россию, как правило, используется так называемый метод  “ Курильских хоккутенсенов ”.  Здесь меньшая часть продукции официально регистрируется во всех  документах  в  промысловых,  налоговых, финансовых и т. д. Большая же часть продукции “распыляется” по мелким розничным торговцам без ведения какой-либо официальной документации с последующим расчетом так называемым “черным налом”.

При  поставках  в  заграничные  порты  или  при сдаче продукции на перегрузчики  следующие  в заграничные порты, для более крупных пользователей разработаны иные приемы. Как наглядно происходит искажение данных в документах? Со слов членов экипажей рыболовецких и обрабатывающих судов вырисовывается следующая картина. Например, судно имеет квоту на 100 тонн минтая. При этом судно имеет официальное разрешение на право ведения промысла, но учет вылова ведет следующим образом. К примеру, судном за пять промысловых операций выловлены разрешенные 100 тонн рыбы (в среднем по 20 тонны за операцию). В промысловый журнал заносятся данные обо всех пяти операциях, только в графу вылов за промысловую операцию записывается не фактически выловленные 20 тонн, а по 10. У последней пятой операции данная графа вообще не заполняется.

 

 Итак,  у  судна, перевозящего 100  тонн рыбы, официально на борту числится 40 тонн. Придя в порт и выгрузив официальным грузоприемщикам 4 тонны, а остальные 60 тонн продав, как говорится, “на лево”, судно отправляется в следующий рейс. (Рейсы в данном случае стараются делать короткими и полностью судно не загружать.) В последней незаполненной графе ставится цифра 0. Промысел продолжается. В случае инспекторской проверки при следовании в иностранный порт с полными трюмами, капитан в течение секунды проставляет в незаполненной графе требуемую цифру 60. В итоге количество рыбы на борту соответствует записи в промысловом журнале. Но подобные проверки судов случаются довольно редко - 3-4 раза в год.

Когда  российские  суда  не  планируют  поставлять рыбу на территорию РФ,  получают  соответствующие  визовые  документы и после рейса c

грузом  мороженной  рыбопродукции  на  борту  отправляются в Южную Корею, где таможенные правила довольно благоприятны для браконьеров. При этом судно (как правило, большое) полностью забивают рыбопродукцией в надежде на то, что вряд ли кто рискнет перегрузить несколько тысяч тонн продукции для того чтобы убедиться что её количество совпадает с данными, записанными в судовые документы. Эти надежды оправдываются в  на  99%.  Потому  что для того чтобы перегрузить судно везущее даже 100 тонн мороженой продукции необходимо иметь холодильные ёмкости под эти 100 тонн. А где их бесплатно возьмёшь?    

Южно-корейский порт Пусан стал своего рода Меккой рыбных контрабандистов.  Дело  в  том,  что  дорогой и желанный японский рынок  не  принимает  продукцию,  не  прошедшую  таможенное  оформление,  предпочитая  так  называемые  «чистые»  грузы  из  порта  в порт. Поэтому в случае прямого вывоза продукции из исключительной экономической зоны России, Суда  идут  в  южно-корейские порты,  в  первую очередь в Пусан, где таможенная очистка товара дешево, и н не задают лишних вопросов. Всем выгодно. И груз стал вполне законным, и деньги в южно-корейскую казну идут.

Власти Южной Кореи вообще заинтересованы в максимальном импорте рыбопродукции поскольку последний оказывает значительное влияние на развитие экономики страны. За последние двадцать лет Пусан и его население выросли в 4 раза с 2,5 млн. жителей в 1987 году до 10 млн. в 2007 году. Спрашивается, будут ли власти Южной Кореи “резать курицу, несущую золотые яйца”, тем более что соглашений по таможенным правилам с Россией у них не подписано?  Практика показала, что нет.

 

Факторы,

облегчающие незаконную дея­тельность.

 

Незаконной деятельности, связанной с рыбным промыслом в россий­ской части Берингова моря способствуют ряд факторов, рассматриваемых ниже.

 

НЕСОВЕРШЕНСТВО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА.

 

 

Устаревшая законодательно-нормативная база.

В  усло

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...