Прямая речь перед словами автора
Урок русского языка по теме «Предложения с прямой речью» Класс Содержание Комментарий к уроку стр. 2-3 Конспект урока стр. 4-8 Приложение 1 (раздаточный материал для учащихся) стр. 9 Комментарий к уроку Урок по русскому языку «Предложения с прямой речью» адресован учащимся 5 класса и разработан в рамках технологии системно-деятельностного метода обучения в соответствии с требованиями нового ФГОС. На уроке ставятся и диагностируются две цели: · Предметная цель: сформировать умение правильно ставить знаки препинания в предложениях с прямой речью, объяснять условия их выбора. · Метапредметная цель: формировать представление об этапах учебной деятельности на уроке. В ходе урока применяется индивидуальная и групповая форма работы (4 группы). На занятии формируются универсальные учебные действия: · Регулятивные: целеполагание; планирование пути достижения цели; контроль, самооценка и корректировка действий и результата; · Коммуникативные: работа в группе (установление эффективного сотрудничества); · Познавательные: умение создавать алгоритмы и схемы для решения познавательных задач; устанавливать причинно-следственные связи. Изучение материала на уроке осуществляется поэтапно (по шагам): Мотивация учебной деятельности. На данном этапе происходит включение учеников в работу. 2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в учебном действии. Ученик читает наизусть басню И.А. Крылова «Волк и Ягненок». Почему вам было трудно при первом чтении определить, кому принадлежат слова Волку или Ягненку? Думаю, что подобный приём способствует повышению интереса к содержанию урока. Работая с басней, ученики дополняют текст словами автора и делают вывод для чего они нужны. Вспоминают, что они знают из начальной школы о предложениях с прямой речью. Они в группах подставляют слова автора в предложения с прямой речью. Фиксируют промежуточный результат (схемы) на листах бумаги. Ученики озвучивают результат. Получаются разные варианты.
Выявление места и причины затруднения. Учитель спрашивает ребят, почему возникло затруднение. Ребята приходят к выводу, что они не знают правила постановки знаков препинания в предложениях с прямой речью. Построение проекта выхода из затруднения. Деятельность предыдущих этапов позволяет детям самостоятельно сформулировать тему урока и поставить цель. Далее мы строим проект выхода из затруднения: составляем алгоритм действий, который поможет правильно ставить знаки препинания при прямой речи. Реализация построенного проекта. На этом этапе ученики снова работают в группах, анализируют предложения на карточке 2, оформляют схемы предложений с прямой речью. На данной стадии дети работают с предложениями, где знаки препинания расставлены. В целях оптимизации процесса каждой группе предлагается для анализа одно предложение. Варианты полученных схем вывешиваются на доску. Важно, чтобы при комментировании отвечающий от группы ученик использовал шаги алгоритма. По итогам работы мы можем сформулировать правило постановки знаков препинания в предложениях с прямой речью. Оптимально записать его в тетрадь в виде схемы. Первичное закрепление. Следующий шаг - работа с учебником. Ученики анализируют теоретические сведения, знакомятся с новой информацией, отмечают для себя известный материал (+), то, что вызвало затруднение (?), незнакомый материал (-). Анализируют предложения, которые даны без знаков препинания, находят соответствующую предложению схему и расставляют знаки препинания.
Самостоятельная работа с проверкой по образцу. Эффективность усвоения материала по теме проверяется самостоятельной работой ученика. Ученики работают с учебником литературы, в отрывке из сказки А.С. Пушкина находят предложения с прямой речью и составляют схемы. Производится самооценка предметного результата урока. Рефлексия учебной деятельности. На этапе рефлексии ученики вспоминают цель, поставленную в начале урока, оценивают степень её достижения. Отдельной рефлексии подвергается деятельность на уроке. Домашнее задание. Дома ученики закрепляют теоретический материал по параграфу учебника, упр. 249 На всех этапах деятельности ученики работают с индивидуальными распечатками (приложение 1), вписывают туда свои решения. Это позволяет значительно сократить время работы с каждым заданием. В тетрадях они записывают тему урока, алгоритм действий по решению пунктуационных задач, правило-схему. На уроке используется компьютерная презентация, позволяющая детям осуществлять проверку правильности выполнения заданий. Тема урока: Предложения с прямой речью. Цели урока: Предметная: · сформировать представление об условиях выбора знаков препинания в предложениях с прямой речью, умение правильно пунктуационно оформлять такие предложения Метапредметная: · формировать представление об этапах учебной деятельности Педагогическая технология: · Системно-деятельностный подход, технология развивающего обучения Формы работы: Групповая (4 группы) и индивидуальная Оборудование урока: Информационно – коммуникативные технологии: Ноутбук; проектор, экран; электронный носитель с презентацией, созданной программой MS Power Point. Магниты для доски, таблички с номерами групп учащихся. На партах распечатки с заданиями для каждого ученика (приложение 1), листы бумаги формата А4, цветные маркеры. У учеников тетрадь, письменные принадлежности. Ход урока. Этап 1 · Мотивация учебной деятельности
Этап 2
· Актуализация знаний и фиксация затруднения в учебном действии
Этап 3 · Выявление места и причины затруднения
Этап 4 · Построение проекта выхода из затруднения
Этап 5
· Реализация построенного проекта
Этап 6 · Первичное закрепление
Этап 7
· Самостоятельная работа
Этап 8 · Рефлексия учебной деятельности
Этап 9 · Домашнее задание
Карточка 1 Прямая речь перед словами автора 1. «Кумушка, мне странно это: да работала ль ты в лето?» – говорит ей Муравей. 2. «Стой, братцы, стой!» – кричит Мартышка. 3. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье и уши ваших понежней», - им отвечает Соловей.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|