Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Общее представление о педагогике как науке.




Педагогика в системе наук о человеке

ВОПРОСЫ

Общее представление о педагогике как науке.

Связь педагогической науки с другими науками.

Система педагогических наук.

Литература

Березовин Н.А., Козулин А.В., Сманцер А.П., Жук О.Л. Основы педагогики.: Учебно-методическое пособие. Ч. 1. – Мн.: БГУ, 1996. – 157 с.

Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов СПб: Издательство «Питер», 2000. – 304 с.

Педагогика. Основы общей педагогики. Дидактика/ Учеб. пособие. И.И. Прокопьев, Н.В. Михалкович. – Мн.: ТетраСистемс, 2002. – 544 с.

Общее представление о педагогике как науке.

Для того, чтобы общество развивалось, оно должно передавать соц. опыт всё новым и новым поколениям. Передача соц. опыта может происходить по-разному. В первобытном обществе это осуществлялось через повторение, копирование поведения взрослых. В средние века такая передача осуществлялась чаще всего через зазубривание текстов.

Со временем человечество пришло к выводу, что наибольший эффект достигается при активном участии воспитуемого, при включении его в творческую деятельность, направленную на познание, освоение и преобразование окружающей действительности.

Необходимость передачи соц. опыта подрастающим поколениям возникла одновременно с появлением общества и будет существовать на всех этапах его развития. По мере развития человеческого общества опыт человечества становится всё объёмнее и многообразнее. Следовательно, человеку, живущему в этом обществе, необходимо будет знать и уметь ещё больше. Т.е. школьнику за тот же период обучения придётся осваивать более объёмный материал.

Каждый человек опытным путём приобретает определённые знания в области воспитания, обучения и образования, устанавливает некоторые зависимости между различными пед. явлениями. Уже первобытные люди обладали знаниями по воспитанию детей, которые передавались от одного поколения к другому в виде обычаев, традиций, игр, житейских правил. Эти знания потом нашли отражение в поговорках и пословицах, мифах и легендах, сказках и анекдотах: «Повторение – мать учения», «Яблоко от яблоньки недалеко падает», «Век живи – век учись», «Природу не надо увечь, а надо беречь», «Корень учения горек, а плод сладок», «Наука не пиво – в рот не вольёшь», составивших содержание нар. педагогики. Нар. педагогика (1ый этап развития педагогики) возникла как ответ на объективную соц. потребность в воспитании, обусловленную развитием труд. Деятельности людей. Но она не может заменить книги, школу, учителей, науки. Нар. педагогика старше пед. науки, образования как соц. института и первоначально существовала независимо от них. Нар. педагогика существует в форме пословиц, поговорок, преданий, восп. обычаев и традиций. Она выступает как совокупность житейских представлений и практического опыта формирования личности в детском возрасте.

«Рассчитываешь на год – засевай поле, рассчитываешь на десятилетия – выращивай фруктовые сады, рассчитываешь на века – работай с людьми и воспитывай детей»

Многие века процесс передачи соц. опыта протекал как естественный для человеческого существования и не являлся предметом специального изучения. На определённом этапе развития человечества был накоплен такой объём опыта, который невозможно было освоить в ходе естественного существования. Взрослые стали специально обучать младших отдельным элементам своего опыта. С этого момента процесс передачи соц. опыта выделился и стал целенаправленным.

Педагогический процесс – это специально организованное взаимодействие старшего и младшего (обучающего и обучаемого). Целью этого взаимодействия является передача старшими и освоение младшими соц. опыта, необходимого для жизни и труда в обществе.

Начало развития педагогики относится к древним векам. Зародилась педагогика в виде правил и наставлений для взрослых по уходу за детьми и наблюдению за их поведением. Уже в рукописях древнего Востока (Индия, Египет, Китай) содержатся высказывания о целях воспитания, требованиях к учителю и воспитаннику.

Своё название педагогика получила от греческих слов «пайдос» - дитя и «аго» - вести. В дословном переводе «пайдагогос» - это детоводитель. Педагогом в Древней Греции называли грамотного раба, который в буквальном смысле слова брал за руку ребёнка своего господина и сопровождал его в школу и на другие специальные мероприятия. Уроки в этой школе нередко вёл другой раб.

Педагогические системы, положившие начало развитию педагогики как науки, появились в Древней Греции. Значительный вклад в её развитие и формирование внесли древнегреческие философы Сократ, Платон, Аристотель, Демокрит. Демокрит высоко ценил воспитание, утверждая, что оно «перестраивает человека и, преобразуя, создаёт ему вторую природу».

Наивысшим достижением теоретической мысли античного мира были философские и педагогические идеи Аристотеля. Основная цель воспитания – гармоническое развитие личности. При этом Аристотель настаивал на равном воспитании всех граждан, и «забота об этом воспитании должна быть заботой государственной, а не делом частной инициативы».

В древнейший период истории Рима воспитание было сосредоточено в семье, педагогические функции выполняли родители. В V в. до н.э. в Риме появляются школы как частные уч. заведения, в которых «литератор» обучал детей читать, писать и считать, а также знакомил с законами 12 таблиц. В период империи возникают государственные школы, а с течением времени просвещение полностью переходит в руки государства. В последние столетия империи появляются и высшие уч. заведения, в которых преобладает преподавание гуманитарных наук. В меру развития римской школы обогащалась и педагогическая лексика, всё больше появлялось слов для обозначения новых понятий: воспитывать, в смысле заботиться об умственном и моральном развитии ребёнка; аналогично в широком употреблении был термин воспитание.

В историю педагогики вошли 2 воспитательные системы, сложившиеся в античные времена (6 – 4 вв. до н.э.) в Древней Греции: спартанская и афинская. Спарта в течение 3х веков была военным государством. Поэтому в основе спартанской системы лежала идея воспитания юноши сильного духом, физически развитого, сведущего в военном деле. Новорожденных осматривали старейшины, слабых и уродливых детей кидали в пропасть, а крепких отдавали кормилице. Кормилицы были первыми профессиональными воспитательницами в Греции. Они приучали детей не бояться темноты, проявлять умеренность в еде, не кричать и не плакать от боли, холода. Государственное обучение, рассчитанное на 12 лет, начиналось с 7-летнего возраста. Оно включало физические упражнения, гимнастику, соревнования, уч. походы, примерные сражения. Интеллектуальное развитие сводилось к минимуму: начаткам чтения и письма.

В демократических Афинах воспитание было направлено на развитие ума, нравственных качеств, тела. Детей обучали чтению, письму, счёту, игре на музыкальных инструментах (кифаре, лире). Особое значение придавалось приобщению к искусству, культуре: танцы, поэзия, музыка, чтение классич. Литературы. Воспитанию тела и духа способствовали занятия гимнастикой, бегом, борьбой, метание диска, копья.

На Древнем Востоке (5 в. до н.э.) школы открывали служители культа при храмах, монастырях, т.к. религия была носительницей идеалов воспитания. Содержание обучения: грамота, математика, этика, ритуальные церемонии, физ. Упражнения, поэтика, логика и др. Характер и объём обучения определялись соц. принадлежностью учеников (дети вельмож, духовенства, чиновников, ремесленников, пастухов, рыбаков). Были школы с «профессиональным уклоном», в которых готовили писцов, художников, учителей.

Средневековая система воспитания получила теоретическое обоснование в священном писании и в трудах «блаженных» Августина, Иеронима и других богословов (зубрёжка, суровая дисциплина, применение телесных наказаний). Конечная цель воспитания – формирование покорности, безропотного послушания, безразличного отношения к тяготам земного существования.

В конце периода средневековья в ряде стран Европы возникает широкое гуманистическое движение, с его повышенным интересом к человеку, к его земным радостям и влечениям. В пед. учениях Франсуа Рабле, Мишеля Монтеня, Эразма Роттердамского получили развитие новые идеи воспитания: разумная дисциплина, основанная на уважении к личности; разработка новых методов обучения, основанных на изучении живой действительности и использовании наглядности. Естественные потребности человека, его природа – главные детерминанты воспитания, которые надо изучать, чтобы построить истинную пед. систему.

В средние века появились университеты, которые выполняли роль центров образования, культуры. В 1148 году открылся первый в Европе университет в Болонье (Италия), отличавшийся уникальным для средневековья демократизмом организации: студенты обладали правом принимать и увольнять по своему усмотрению преподавателей, определять продолжительность лекций, участвовать в выборе ректора.

На Руси в XII веке первые учителя получили название «мастера». Это были свободные люди (дьячки, мирские), которые у себя или на дому у учащихся обучали детей чтению, письму, молитвам.

Развитие педагогики шло от примитивных наблюдений над фактами к обобщению опыта обучения и воспитания, к вскрытию объективно действующих закономерностей формирования личности. В античном мире пед. мысль развивалась в рамках философии. В средние века она стала составной частью теологии (богословия). Долгий период от средних веков до XVII века вошёл в историю педагогики как время донаучного пед. творчества и пед. практики. К XVII веку возникла острая потребность в науке, призванной улучшить существовавшую пед. практику., расширить границы и возможности воспитания и образования. Как особая наука педагогика впервые была вычленена из системы философских знаний в начале XVII века. Оформление педагогики в самостоятельную науку связывают с именем чешского педагога Яна Амоса Коменского, который в трудах «Великая дидактика» и «Общие советы об улучшении человеческих вещей» заложил основы теории обучения, обосновал классно-урочную систему уч. занятий, многие проблемы воспитания детей и юношества. Он выдвинул идею тесного взаимоотношения между воспитанием и развитием человека. Впервые систематизировал пед. идеи об организации уч. заведений для обучения и воспитания детей и юношей всех возрастов и сословий, сформулировал близкме к научному пониманию принципы обучения – «природосообразности», наглядности, последовательности, прочности. Педагогика стала наукой о воспитании и обучении детей.

Однако заслуга выделения педагогики из общей системы научных знаний должна принадлежать английскому философу Ф. Бэкону, который в своём трактате «О достоинстве и увеличении наук» (1623), осуществляя классификацию наук, упоминает и педагогику. Т.о., с начала XVII века педагогика приобрела статус самостоятельной науки.

Интенсивное развитие пед. теории и практики в XVIII веке привело к основанию спец. уч. заведений по подготовке педагогов. Т.о. педагогика сформировалась в качестве учебной дисциплины. Первые уч. заведения по проф. подготовке учителей появились в Германии.

В последние десятилетия возникло понимание того, что в квалифицированном пед. руководстве нуждаются не только дети, но и взрослые. Педагогика – это система наук о воспитании человека. «Воспитание» в широком значении – образование, обучение, развитие. В последнее время всё чаще появляются новые термины – «андрогогика» -мужчина, вести; «антропогогика» - человек, вести. В современных условиях педагогику рассматривают как науку и практику обучения и воспитания человека на всех возрастных этапах его личностного и профессионального развития, поскольку:

1. совр. система образования и воспитания касается практически всех людей;

2. во многих странах создана система непрерывного образования;

3. она включает в себя все звенья – от дошкольного учреждения до проф. подготовки и курсов ПК.

Педагогика как наука представляет собой совокупность знаний, которые лежат в основе описания, анализа, организации, проектирования и прогнозирования путей совершенствования пед. процесса, а также поиска эффективных пед. систем для развития и подготовки человека к жизни в обществе.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...