Аспекты, касающиеся способов реагирования и поведения консультанта во время приема.
Организационные аспекты. Что может консультант для успешного консультирования. - иметь достаточно времени для дачи информации с возможностью проверить, насколько информация понята подростком, заранее оговорить с подростком интервал времени, в течение которого будет длиться консультация; - иметь возможность принять подростка в чётко оговоренное время без задержек (подростки - народ нетерпеливый, в очередях сидеть не могут); - иметь возможность конфиденциальности; - владеть базовыми навыками присоединения к пациенту (по невербальным и вербальным позициям), владеть приёмами активного слушания и "я-высказываний"; - быть готовым к неоднократным приемам по одной и той же тематике у одного и того же пациента (периоды надежд и успехов сменяются периодами безнадежности, подавленности, растерянности и разочарования); Диагностические аспекты. - оценить уровень зрелости (биологический, физиологический, психологический, половой, психосексуальный, психосоциальный); - оценить жалобы подростка на здоровье с точки зрения нарушений в трёх базовых направлениях:
- все происходящие в организме подростка изменения (психологические новообразования, возрастные дисфункции и заболевания) следует рассматривать с точки зрения становления репродуктивной сферы. Аспекты, касающиеся способов подачи информации. Когда и что говорить. - давать информацию в соответствии с уровнем биологического, физиологического, психологического, полового, психосексуального и психосоциального развития (что не всегда соответствует возрасту паспортному). Кроме того, объём данной информации будет определяться "стадией зрелости проблемы", в соответствии с моделью стадий изменения поведения (Прочаска и Диклемент), которая утверждает, что принятие новых норм поведения проходит пять различных стадий: 1. Стадия до осознания — Не видит необходимости в каких-либо изменениях поведения; на этой стадии достаточно привлечь внимание подростка к конкретным жалобам на здоровье (или к конкретным клинически обнаруженным фактам) и связать их с образом жизни и привычками подростка. Цель - оказать влияние, чтобы подросток просто обратил на это своё внимание. 2. Стадия осознания — Понимает необходимость изменить образ жизни, но не может решиться; на этой стадии необходимо поддержать понимание и попробовать отыскать ресурсы, которые могли бы повлиять на возможности подростка (создать мотивацию). 3. Стадия готовности к действию — Готов к тому, чтобы в ближайшее время внести изменения в образ жизни, или уже начал заниматься этим; на этой стадии необходима поддержка и проработка конкретных шагов, здесь уместна информация о специалистах, занимающихся решением тех или иных проблем, уместно оговаривание конкретных сроков, адресов. 4. Стадия действий — Устойчиво следует новым нормам поведения в течение 3–6 месяцев; необходимо положительное социальное подкрепление (в т. ч. из семьи и ближайшего социального окружения.
5. Устойчивая стадия — Устойчиво следует новым нормам поведения более 6 месяцев. Устойчивая стадия может прерываться рецидивами — возвращением к тому поведению, которое пытались изменить, например, человек не курил 4 месяца, а на вечеринке его угостили сигаретой, и он не удержался. В таком случае, происходит возвращение на первую стадию «до осознания» или на вторую стадию «осознания проблемы», и начинается новое движение, как бы по спирали, к желаемой модели поведения. В этом случае тактика консультанта должна соответствовать стадии, на которую вернулся пациент (возможно, придётся начинать всё с начала). - предлагать самим подросткам формулировать возможные выходы из ситуации; - широко использовать наглядность при подачи информации (импровизированные схемки, графики, заранее подготовленные слайды, фотографии, видео); - приводить примеры из жизни сверстников; - проявить интерес к возрастным изменениям (рост, масса тела, половое развитие, психосексуальное развитие и поведение, увлечения, беспокоящие физические недостатки), т. к. это возрастной "локус тревоги"; - настроиться на "юношескую волну", определить своё отношение к наиболее остростоящим вопросам, касающимся молодёжи (секс до брака, молодёжные течения в музыке и т. п.), проявить терпимость к ценностям, образу жизни, манере вести себя, протестным реакциям по отношению к ценностям старшего поколения; проявить искренний интерес к мечтам и тревогам нового поколения. Аспекты, касающиеся способов реагирования и поведения консультанта во время приема. Когда и что делать. - наблюдать за эмоциональными реакциями и манерой поведения, изменяя свои реакции в соответствии с реакциями подростка и меняя тактику консультирования (проявлять наблюдательность и гибкость реагирования) - чередовать свободное общение, директивное руководство, совет, наставление, активное слушание, оспаривание, сопереживание; - использовать специальные техники для коррекции неадаптивных форм поведения (комментирующая речь, интерпретация поступков, суггестивный характер речи, использование психологических защит как отправную точку коррекции, подстройка к эмоциональному состоянию и поведению подростка)
- привлекать внимание подростка к его актуальному эмоциональному состоянию и поступкам, называя их и связывая их с текущей или описываемой ситуацией или информацией, которая обсуждается в данный момент; - дать "терапевтическую легенду" в словах и выражениях, понятных пациенту (под "терапевтической легендой" понимается объяснения и взаимозависимости соматических или психических нарушений таким образом, чтобы свести их число к ограниченному количеству понятно обозначенных расстройств, т. е. это некий набор "объясняющих цепочек", кончающихся конкретной рекомендацией, указывающей возможное направление помощи с целью создания у пациента представления о возможности повлиять и изменить ситуацию в полезную для себя сторону) - это снижает уровень тревоги; - связать жалобы пациента с его образом жизни; - дать возможность пациенту раскрыть свои представления о своих проблемах (представить свою "внутреннюю картину болезни"); - быть готовым в течение одного приема повторить то, что уже было сказано, пройдено, в т. ч. готовность начать что-то и с начала; - быть готовым в любом дополнительном обследовании представить лечебный компонент; - быть готовым объяснить медикаментозное лечение (ожидаемый эффект - когда, в чем проявится, возможные побочные эффекты, место медикаментозной терапии в общем плане лечения);
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|