Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Аспекты, касающиеся способов реагирования и поведения консультанта во время приема.

Организационные аспекты.

Что может консультант для успешного консультирования.

- иметь достаточно времени для дачи информации с возможностью проверить, насколько информация понята подростком, заранее оговорить с подростком интервал времени, в течение которого будет длиться консультация;

- иметь возможность принять подростка в чётко оговоренное время без задержек (подростки - народ нетерпеливый, в очередях сидеть не могут);

- иметь возможность конфиденциальности;

- владеть базовыми навыками присоединения к пациенту (по невербальным и вербальным позициям), владеть приёмами активного слушания и "я-высказываний";

- быть готовым к неоднократным приемам по одной и той же тематике у одного и того же пациента (периоды надежд и успехов сменяются периодами безнадежности, подавленности, растерянности и разочарования);

Диагностические аспекты.

- оценить уровень зрелости (биологический, физиологический, психологический, половой, психосексуальный, психосоциальный);

- оценить жалобы подростка на здоровье с точки зрения нарушений в трёх базовых направлениях:
психонейроэндокриноиммунной дизрегуляции (возникшей как усугубление в пубертате перинатально обусловленной гипоталамической дисфункции);
дисплазии соединительной ткани (возрастная слабость соединительной ткани и врождённая мезенхимальная неполноценность);
появления типичных для подросткового возраста (периода полового созревания) функциональных расстройств (гипоталамический синдром периода полового созревания; нарушения менструального цикла вследствие возможных эндокринных, эндогенно-токсических, метаболических, гастроинтестинальных нарушений; специфические поведенческие реакции подросткового возраста; юношеская астеническая несостоятельность).

- все происходящие в организме подростка изменения (психологические новообразования, возрастные дисфункции и заболевания) следует рассматривать с точки зрения становления репродуктивной сферы.

Аспекты, касающиеся способов подачи информации.

Когда и что говорить.

- давать информацию в соответствии с уровнем биологического, физиологического, психологического, полового, психосексуального и психосоциального развития (что не всегда соответствует возрасту паспортному). Кроме того, объём данной информации будет определяться "стадией зрелости проблемы", в соответствии с моделью стадий изменения поведения (Прочаска и Диклемент), которая утверждает, что принятие новых норм поведения проходит пять различных стадий:

1. Стадия до осознания — Не видит необходимости в каких-либо изменениях поведения; на этой стадии достаточно привлечь внимание подростка к конкретным жалобам на здоровье (или к конкретным клинически обнаруженным фактам) и связать их с образом жизни и привычками подростка. Цель - оказать влияние, чтобы подросток просто обратил на это своё внимание.

2. Стадия осознания — Понимает необходимость изменить образ жизни, но не может решиться; на этой стадии необходимо поддержать понимание и попробовать отыскать ресурсы, которые могли бы повлиять на возможности подростка (создать мотивацию).

3. Стадия готовности к действию — Готов к тому, чтобы в ближайшее время внести изменения в образ жизни, или уже начал заниматься этим; на этой стадии необходима поддержка и проработка конкретных шагов, здесь уместна информация о специалистах, занимающихся решением тех или иных проблем, уместно оговаривание конкретных сроков, адресов.

4. Стадия действий — Устойчиво следует новым нормам поведения в течение 3–6 месяцев; необходимо положительное социальное подкрепление (в т. ч. из семьи и ближайшего социального окружения.

5. Устойчивая стадия — Устойчиво следует новым нормам поведения более 6 месяцев. Устойчивая стадия может прерываться рецидивами — возвращением к тому поведению, которое пытались изменить, например, человек не курил 4 месяца, а на вечеринке его угостили сигаретой, и он не удержался. В таком случае, происходит возвращение на первую стадию «до осознания» или на вторую стадию «осознания проблемы», и начинается новое движение, как бы по спирали, к желаемой модели поведения. В этом случае тактика консультанта должна соответствовать стадии, на которую вернулся пациент (возможно, придётся начинать всё с начала).

- предлагать самим подросткам формулировать возможные выходы из ситуации;

- широко использовать наглядность при подачи информации (импровизированные схемки, графики, заранее подготовленные слайды, фотографии, видео);

- приводить примеры из жизни сверстников;

- проявить интерес к возрастным изменениям (рост, масса тела, половое развитие, психосексуальное развитие и поведение, увлечения, беспокоящие физические недостатки), т. к. это возрастной "локус тревоги";

- настроиться на "юношескую волну", определить своё отношение к наиболее остростоящим вопросам, касающимся молодёжи (секс до брака, молодёжные течения в музыке и т. п.), проявить терпимость к ценностям, образу жизни, манере вести себя, протестным реакциям по отношению к ценностям старшего поколения; проявить искренний интерес к мечтам и тревогам нового поколения.

Аспекты, касающиеся способов реагирования и поведения консультанта во время приема.

Когда и что делать.

- наблюдать за эмоциональными реакциями и манерой поведения, изменяя свои реакции в соответствии с реакциями подростка и меняя тактику консультирования (проявлять наблюдательность и гибкость реагирования) - чередовать свободное общение, директивное руководство, совет, наставление, активное слушание, оспаривание, сопереживание;

- использовать специальные техники для коррекции неадаптивных форм поведения (комментирующая речь, интерпретация поступков, суггестивный характер речи, использование психологических защит как отправную точку коррекции, подстройка к эмоциональному состоянию и поведению подростка)

- привлекать внимание подростка к его актуальному эмоциональному состоянию и поступкам, называя их и связывая их с текущей или описываемой ситуацией или информацией, которая обсуждается в данный момент;

- дать "терапевтическую легенду" в словах и выражениях, понятных пациенту (под "терапевтической легендой" понимается объяснения и взаимозависимости соматических или психических нарушений таким образом, чтобы свести их число к ограниченному количеству понятно обозначенных расстройств, т. е. это некий набор "объясняющих цепочек", кончающихся конкретной рекомендацией, указывающей возможное направление помощи с целью создания у пациента представления о возможности повлиять и изменить ситуацию в полезную для себя сторону) - это снижает уровень тревоги;

- связать жалобы пациента с его образом жизни;

- дать возможность пациенту раскрыть свои представления о своих проблемах (представить свою "внутреннюю картину болезни");

- быть готовым в течение одного приема повторить то, что уже было сказано, пройдено, в т. ч. готовность начать что-то и с начала;

- быть готовым в любом дополнительном обследовании представить лечебный компонент;

- быть готовым объяснить медикаментозное лечение (ожидаемый эффект - когда, в чем проявится, возможные побочные эффекты, место медикаментозной терапии в общем плане лечения);

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...