Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Задания для самостоятельной работы

Семинар №1. Образование как система и отрасль экономики

1. Система образования, ее трактовка в Законе РФ «Об образовании».

1.1. Образовательные программы и государственные образовательные стандарты

1.2. Формы, типы и виды образовательных учреждений.

1 3. Экономическое содержание Закона РФ «Об образовании».

2. Современное состояние системы образования России.

 

Задания для самостоятельной работы

1. Согласны ли вы со следующим высказыванием: «Терминам «образование» и «обучение»- не будет придаваться различное значение, так как большинство словарей рассматривает эти термины в повседневном обороте как синонимы» (Ф. Махлуп).

2. Опишите современные ключевые проблемы российской системы образования. Наличие этих проблем подтвердите фактами.

Литература:

1. Закон РФ «Об образовании»

2. Беляков С.А. Лекции по экономике образования. – М., ГУ-ВШЭ, 2002.

3. Гребнев Л. Экономика высшего образования в России: эволюция правовых норм и нормативов / Вопросы экономики – 2005, №11., С. 97-115.

4. Мингалева Ж..А., Орачева Е.А. Образование и современность. — Пермь: Западно-Уральский институт экономики и права, 2004.

5. Мясников В. А. Современные проблемы системы образования //' Мир образования –образование в мире. — 200б, №1, С. 39-44.

6. Савицкая Е. В. Ценность и доступность высшего профессионального образования в России //Вопросы статистики. – 2004, №9, С.45-49.

7. Сулима И.Проблемы образования: экономический контекст // Экономика в школе, 2006, №1, С. 66-76.

8. Щетинин В.П., Рябушкин Б.С. Экономика и социология образования: Учебное пособие. – М., 2002.

 

Семинар №2. Экономическая роль образования в современном обществе

  1. Экономическая функция «Концепции человеческого капитала» Г. Беккера и Т.Шульца.
  2. Специфика экономических отношений в современной системе образования.
  3. Развитие системы образования – ключевой фактор экономического роста.

 

Задания для самостоятельной работы

1. Определите влияние на рост ВВП на душу населения каждого фактора, описанного диаграммой «Рост человеческого капитала в росте производительности труда».

2. Прочитайте отрывок из статьи «Экономика знания» и ответьте на вопросы. «еще один парадокс в 2001 году обнаружили экономисты Алан Крюгер и Микаел Линдал. Они пришли к выводу, что благотворное влияние образования испытывают лишь те страны, где население, в целом, малограмотно. В этом случае образование действительно становится мотором экономического роста. Однако в «образованных» странах развитие образования автоматически не означает роста экономики. Одна из причин этого заключается в том, что на получение образования тратится слишком много времени и сил. Поэтому люди, которых можно считать «творцами идей» слишком много времени тратят на зубрежку, а не на изобретательство. Рост числа образованных людей порождает еще одну проблему – очень многие выпускники ВУЗов обнаруживают, что полученные ими профессии не востребованы рынком. Таки образом можно считать, что львиная доля времени, денег, сил потрачена впустую».

1. Согласны ли Вы с выводами экономистов?

2. Является ли проблема невостребованности рынком труда следствием роста числа образованных людей?

3. Действительно ли затраты на обучение специалистов, невостребованных на рынке рабочей силы, произведены напрасно?

Литература

1, Бузгалин А., Колганов А., Человек, рынок и капитал в экономике XXI века // Вопросы экономики – 2006. №3. С. 125-141.

2, Вереникин А.О. Человеческий капитал: концептуальные основания и особенности проявления // США – Канада. – 2005. №3, С. 85-101.

3. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура // Вопросы экономики – 2001., №3. С. 154-157.

4. Клейнер Г. Знания об управлении знаниями II Вопросы экономики 2004. №1, С, 151.

5. Сулима И. Проблемы образования: экономический контекст // Экономика в школе. -2006. №1. С. 66-76.

6. Тапскотт Д. Электронно—цифровое общество. М_:2002 г. — 352с.

7. Ходжсон Дж. Социально – экономические последствия прогресса знаний // Вопросы экономики – 2001. №8. С. 32-45.

8. Шулакова О.В. Социальная мобильность в образовании //Вопросы статистики. — 2005. №6. С.бб-70.

9. Эрроу К. Информация и экономическое поведение //Хрестоматия по курсу «Сетевая экономика» Пермь, 2005, - С. 6.

10. Яковлев А. Время продавать знания // Эксперт. — 2004, №27. С. 32.

 

Семинар №3 Рынок образовательных услуг

 

1. Образовательные услуги как разновидность общественных благ.

2. Цены на услуги образования в России.

3. Коммерческий и некоммерческий сектор сферы образования.

4. Маркетинг в образовании.

5. Формирование мирового рынка образовательных услуг.

Задания для самостоятельной работы

 

Проанализируйте данные таблицыи ответьте на вопросы

Максимальные приемлемые для семьи ежемесячные затраты на обучение ребенка в вузе

 

  Максимальные затраты, рублей в месяц   Доля семей, в процентах.
  6,4
менее 500 9,8
500 – менее 1000 19.2
1000 – менее 2000 34,3
2000 – менее 3000 13.9
3000 – менее 6000 13,4
6000 и более 2,9

 

1. Определите взаимосвязь между неравным распределением доходов в обществе и доступностью образования.

2. К каким последствиям для потребителя может привести отказ государства от финансирования системы образования?

3. К каким экономическим последствиям ведет формирование профессиональной элиты из элиты имущественной?

 

Семинар №4. Экономический механизм системы образования

1. Изменение хозяйственного механизма системы образования в России в процессе перехода от командной экономики к рыночной.

2. Менеджмент в образовании.

Задание для самостоятельной работы

На основе имеющихся знаний по дисциплине «Менеджмент» разработайте рекомендации по повышению эффективности управления образовательным учреждением определенного типа и вида.

Литература

  1. Закон РФ «Об образовании».
  2. Куркин Е.Б. Управление образованием в условиях рынка. – М., 1997.

3. Мингалева Ж..А., Орачева Е.А. Образование и современность. — Пермь: Западно-Уральский институт экономики и права, 2004.

4. Сулима И.Проблемы образования: экономический контекст // Экономика в школе, 2006, №1, С. 66-76.

5. Щетинин В.П., Рябушкин Б.С. Экономика и социология образования: Учебное пособие. – М., 2002.

 

Семинар №5. Финансовые основы системы образования

1, Основные направления оптимизации финансового положения образовательных учреждений в РФ.

1.1.Многоуровневая и многоканальная система финансирования.

1.2.Модель нормативного финансирования.

1.3.Система персонифицированных образовательных ваучеров.

1.4. Государственные именные финансовые обязательства.

2. Оптимизация финансового положения образовательных учреждений за рубежом.

 

Задания для самостоятельной работы

  1. Прокомментируйте статью 47 закона РФ «Об образовании».
  2. Прочитайте отрывок из статьи Л.А. Немовой «Канада: политика государства в сфере образования» и ответьте на вопросы:

· Каковы причины сокращения доли государственного финансирования системы образования Канады? Сравните с ситуацией в России.

· Каковы способы зарабатывания финансовых средств в ОУ Канады?

· Как государство координирует процесс самофинансирования ВУЗов в Канаде?

  1. Прочитайте статью Ю.Ф. Кирюшина «Эффект интеллектуального притяжения» и ответьте на вопросы:
  • Каковы основные факторы приобретения Алтайским университетом статуса интеллектуального центра края?
  • За счет каких средств осуществляется финансирование деятельности университета?
  • Каким образом университет получает деньги, необходимые для его развития, если государственное финансирование составляет 40% поступлений бюджета, а стоимость обучения в АГУ самая низкая в Западной Сибири?
  • Что из опыта АГУ может быть использовано для оптимизации финансовой ситуации ПГПУ?

 

Литература

  1. Закон РФ «Об образовании».
  2. Абанкина И.В., Савицкая Е.В. Бюджетное финансирование образовательных учреждений // Вопросы статистики. – 2006, №7, С. 45- 49
  3. Кирюшин Ю.Ф. Эффект интеллектуального притяжения //ЭКО, 2002, №4, С.121 – 139.
  4. Кочетков Г.Б. Финансирование исследований в университетах США // США – Канада, 2006, №7, С.108 – 120.
  5. Немова Л.А. Канада: политика государства в сфере образования // США – Канада, 2006, №9, С. 82 – 103.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...