Особенности культурного развития новгородской феодальной республики
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 античная культура новгородская иконопись ницше В XI веке на севере и северо-западе Руси наметилось формирование местных художественных школ. Раньше всего это обнаруживается в Новгороде. Своеобразие общественной жизни Новгорода нашло отражение в его изобразительном искусстве. Чрезвычайно интересна монументальная живопись Новгорода XII-начала XIII столетия. Она свидетельствует об упорных творческих исканиях и о широких культурных связях. Если роспись Софии Новгородской (1051-1052, 1108-1112, 1144) еще очень тесно связана с живописью византийско-киевского круга, то фрески собора Рождества Богородицы Антониева монастыря (1125) говорят о самостоятельности и взаимодействии с романской живописью Западной Европы. Это подтверждается и другими памятниками, в частности знаменитыми «Корсунскими вратами» (1152-1156), возможно, попавшими в Новгород из Магдебурга и дополненными в начале XIV века рельефным автопортретом новгородского скульптора Авраама. Обращение к романскому искусству обогатило новгородскую живопись, сообщило ей гораздо большую экспрессию, повышенную эмоциональную выразительность. Об этом говорят и миниатюры XII века, в частности изображения евангелистов в так называемом Мстиславовом Евангелии (между 1103-1117 гг.), являющемся вольной копией Остромирова Евангелия. Свое оригинальное лицо новгородская живопись обретает во второй половине XII века. Она становится демократичнее, религиозные идеи облекаются в ней в образы, исполненные непосредственности и прямоты чувств. Уже во фресках Аркажской церкви (1179) и росписи храма Георгия в Старой Ладоге (60-е гг. XII в.) выступают характерные особенности новгородской живописи - конкретность трактовки различных «священных» событий, предельная выразительность образов святых, отцов церкви, пророков. Скупыми средствами достигаются живописные эффекты, о чем свидетельствует, например, композиция «Чудо Георгия о змие» в церкви Георгия в Старой Ладоге.
Гибель росписей церкви Спаса Преображения на Нередице (1199) в годы Отечественной войны - невосполнимая утрата не только для древнерусской, но и для всей европейской средневековой живописи. Эти росписи представляли собой законченный и полный живописный ансамбль, дающий представление о составе, композиционном строе, характере украшений древнерусской церкви домонгольского времени. Фрески покрывали нередицкий храм сверху донизу. Непрерывными лентами они стлались по стенам, не считаясь с архитектурными членениями храма, что придавало им характер цветистого ковра. Последовательность и система соблюдались лишь в местонахождении определенных композиций. Особенный интерес представляло изображение Страшного суда, находившееся в западной части церкви. Эта монументальная композиция включала многочисленные подробности, свидетельствовавшие о конкретности художественного мышления ее автора. Сложная по своему составу нередицкая роспись отличалась большой художественной и живописной цельностью. От нее веет мужественным духом, непреклонной суровостью, непримиримостью. Образы ее исполнены душевной твердости. По ним мы можем судить об идеале человека той эпохи, преодолевающего все препятствия в достижении своих целей, воинственного и смелого. Надо сказать, что до нас дошло вообще мало икон XI-начала XIII столетия, что объясняется в первую очередь разгромом многих художественных центров во время нашествия Батыя. Новгороду в этом отношении повезло. Он не был взят Батыем подобно многим другим городам. Поэтому здесь сохранилось и больше всего икон той эпохи.
В XII-начале XIII столетия в Новгороде работало немало великолепных иконописцев. Под их кистью возникали образы, исполненные необыкновенной глубины и подлинного величия. Таковы большие иконы «Устюжское Благовещение», «Спас Нерукотворный», «Успение» (все в ГТГ), «Голова архангела», «Св. Георгий» и некоторые другие. Чеканная форма этих произведений свидетельствует о зрелости большого искусства, а их монументальный строй как нельзя лучше отвечает характеру художественной культуры того времени. Новгородская монументальная живопись, начиная с середины XIV столетия, характеризуется рядом важных особенностей, свидетельствующих об изменениях в мировосприятии людей того времени, о более глубоком постижении ими мира и человека, о расширении круга идей, ставших достоянием искусства, о желании художников выразить средствами живописи новые чувства и переживания. Свободней и непринужденней строятся теперь композиции традиционных библейских евангельских сцен, многограннее становятся образы святых. Общность художественных устремлений этой эпохи в различных странах восточно-христианского мира объясняет огромный успех на Руси искусства Феофана Грека. Появление этого художника в Новгороде, потом в Москве не было неожиданным. Начиная с XI века многие греческие мастера работали на Руси. Однако деятельность Феофана носит исключительный характер и в силу его личной одаренности и в том смысле, что он удивительно глубоко отразил в своем искусстве то важное, что отвечало духовным и художественным устремлениям русских людей XIV-начала XV столетия. Многие новгородские живописцы второй половины XIV столетия находились в сфере воздействия того направления в искусстве восточно-христианского мира, которое представлено работами Феофана Грека. Среди них были художники, обладавшие яркой творческой индивидуальностью. Вот почему фрески церквей Федора Стратилата (1370-е гг.), Успения Богоматери на Волотовом поле (1360- 1390-е гг.), Спаса на Ковалеве (1380), Рождества на Кладбище (1390-е гг.) имеют много общего и в то же время очень сильно отличаются друг от друга. Симптоматично, что в росписи появляются композиции, которые были призваны приблизить божество к человеку (например, «Не рыдай мене, мати»). Это свидетельствует о возникновении необходимости непосредственного общения молящегося с богом, о расширении эмоциональной сферы искусства, об утверждении личного чувства отдельного человека.
Четырнадцатый век - начало расцвета новгородской иконописи, которая тесными узами связана с народным творчеством, в огромной степени выражает народные идеалы добра, справедливости, самопожертвования. Эта связь проявляется и в любви художников к ярким красочным сочетаниям и в переосмыслении традиционных византийских образов в духе народных верований. Глубоко справедливы слова М.В. Алпатова о том, что «для современного человека Древняя Русь отчетливее всего сказала о себе языком красок и линий. Через иконы мы заглядываем в ее самые заветные недра». Важно отметить, что как раз в новгородской иконе впервые в русской иконописи появляются вполне реальные образы. Так, в иконе «Молящиеся новгородцы» представлена семья новгородцев в молитвенных позах, иконе «Битва новгородцев с суздальцами» изображено поражение войск Андрея Боголюбского под стенами Новгорода в 1169 году. Новгородская иконопись оказала сильнейшее воздействие на живопись многих художественных центров Руси, особенно на Севере. Таким образом, республиканский стиль правления в Новгородской республике оказал влияние и на ее культуру, свободную от догматики и очеловеченную талантливыми мастерами.
ЛИТЕРАТУРА
1. Алпатов М. Древнерусская живопись [Текст] / М. Алпатов. - М.: Искусство, 1974. - 348 с. 2. Алпатов М. Феофан Грек [Текст] / М. Алпатов. - М.: Искусство, 1984. - 376 с. . Античная культура: словарь-справочник / Под ред. В.Н. Ярхо. - М.: Высш. шк., 1995. - 383 с. . История русской культуры IX-XX вв.: пособие для вузов [Текст] / В.С. Шульгин, Л.В. Кошман, Е.К. Сысоева, М.Р. Зезина; под ред. Л.В. Кошман. - 5-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2004. - 480 с. . Мир русской культуры: энциклопедический справочник [Текст] / Рук. авт. коллектива и науч. ред А.Н. Мячин. - М.: Вече, 2000. - 624 с. . Современная западная философия: словарь [Текст] / Сост. В.С. Малахов, В.П. Филатов. - М.: Политиздат, 1991. - 414 с. . Торосян В.Г. Культурология: история мировой и отечественной культуры [Текст] / В.Г. Торосян. - М.: Гуманит. Изд. центр «Владос», 2005. - 735 с. . Яковлев Е.Г. Искусство и мировые религии [Текст] / Е.Г. Яковлев. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - М.: Высш. шк., 1985. - 232.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|