Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Опрос n. Резюме. Рекомендуемая литература




Опрос n

Получить информацию о поведении через непосредственное наблюдение далеко не всегда возможно. Как уже отмечалось, опасность и потенциальный вред, свойственные агрессивным действиям, препятствуют созданию условий, при которых исследователи могли бы наблюдать изучаемое поведение. Очевидно, что многие агрессивные поступки совершаются без какого-либо предварительного предупреждения и/или обнаруживаются лишь после того, как были совершены. Такова типичная ситуация с насилием, например физическим нападением, изнасилованием или убийством. В этих случаях исследователи вынуждены полагаться на методы, при которых людей спрашивают об агрессивном поведении, а не получают из первых рук свидетельства о его протекании. В других случаях вопросы исследователей могут быть направлены не на описание поведения, а на выявление внутренних переменных, например, агрессивных мыслей и фантазий, которые также нельзя наблюдать.

Различные методы опросов о совершении агрессивных поступков представлены в нижней части табл. №1. 2. Поскольку эти стратегии не характерны исключительно для изучения сферы агрессии, а представляют собой методы сбора данных, применяемые во многих областях психологических исследований, большинству читателей они будут знакомы. Поэтому короткого описания каждого метода, включая иллюстративные примеры из исследований агрессии, должно быть в данном контексте достаточно.

Самоотчеты о поведении. При использовании данного подхода испытуемых просят дать словесный отчет о своем собственном агрессивном поведении, что происходит либо в контексте крупномасштабных обследовании, либо как часть исследований по проверке той или иной гипотезы. В зависимости от цели исследования людей могут попросить дать описание схематичных моделей агрессивного поведения или конкретных поступков в отдельной области. Например, общее измерение агрессивного поведения позволяют провести шкалы физической и вербальной агрессии «Опросника агрессии» Басса и Перри (Aggression Questionnaire; Buss & Perry, 1992), который представляет собой пересмотренный вариант более ранней широко использовавшейся методики «Опросника враждебности» Басса-Дарки (Hostility Inventory; Buss-Durkee, 1957) (см. также: Archer, Kilpatrick & Bramwell, 1995; Blickle, Habasch & Senft, 1998). При использовании шкалы физической агрессии респондентов просят, например, указать, насколько для них характерны утверждения типа «Иногда я не в состоянии контролировать побуждение ударить другого человека». Примером утверждений, используемых в шкале вербальной агрессии, служит высказывание «Я не могу не ввязаться в спор, когда кто-либо со мной не согласен». Получение самоотчетов об агрессивном поведении не ограничивается изучением позиции самого субъекта агрессии, Это также жизнеспособная стратегия получения информации о преследовании жертв из уст других агрессивных субъектов. Например, Майнард и Джозеф (Mynard & Joseph, 2000) разработали многомерную шкалу для выявления различных форм преследования детей их агрессивными сверстниками.

Примером использования измерения агрессии на базе самоотчетов в конкретной сфере служит «Обзор сексуального опыта» (Koss & Oros, 1982), где приводятся самоотчеты о сексуально агрессивных действиях (см. также главу 8). Например, респондентов-мужчин просят ответить «да» или «нет» на следующий вопрос: «Применяли ли вы когда-нибудь физическую силу по отношению к женщине (выкручивали ей руки, удерживали ее и т. д. ) для того, чтобы принудить ее к половым сношениям? »

Самоотчеты об агрессивном поведении могут сочетаться с отчетами о других людях (т. е. описаниями поведения других) с целью изучения взаимозависимости агрессивных действий и оценки соответствия между отчетами человека о себе и о других. Данный подход в особенности ярко выражен в «Шкалах тактики конфликта», разработанных Штраусом (Conflict. Tactics Scales; Straus, 1979) для изучения насилия в семье. В последней версии этой методики, «Шкалах тактики конфликта-2» (CTS2), респондентов просят отметить, какой из представленных в перечне видов поведения, отражающих психологическую агрессию, физическое нападение, сексуальное насилие и уговоры, они проявляли по отношению к своему партнеру за прошедший год (Straus, Hamby, Boney-McCoy & Sugarman, 1996). Помимо этого, их просят указать, проявлял ли их партнер соответственное поведение, из представленных в перечне, по отношению к ним. Аналогичная шкала для измерения агрессии во взаимодействиях родителей и детей была недавно предложена Штраусом и др. (Straus et al., 1998).

Учитывая, что агрессия представляет собой негативно оцениваемый вид поведения, и это, как правило, осознается респондентами, очевидный недостаток самоотчетов – их подверженность выражаемому в ответах уклону в сторону социальной желательности. Данный недостаток особенно значителен, когда целью исследования является установление частоты повторения определенных агрессивных действий, например числа ежегодно совершаемых изнасилований, и может быть восполнен лишь с помощью обращения к другим источникам данных. К несчастью, как показывает случай сексуального насилия, альтернативные источники, например статистика преступности, зачастую испытывают на себе воздействие других, в равной степени значительных предвзятостей в сообщении информации, что чрезвычайно затрудняет получение падежных оценок по шкале определенных форм агрессии.

Оценки сверстников окружающих. Проблема социальной желательности поведения становится несколько менее острой, когда других обладающих информацией людей просят сообщить что-либо о поведении конкретного человека. Учителей, родителей и ровесников, знающих об агрессивном поведении определенного человека не понаслышке, просят описать его поведение, а результаты затем изучаются на предмет согласованности между собой и с самоотчетами человека. В личностных измерениях с успехом применяются характеристики человека его сверстниками с целью получения независимой оценки личностных черт субъекта для дополнения его самооценки (см. Krahé, 1992, где обобщаются эти подходы). В изучении агрессии данный подход был использован Эроном и Хьюсманном и их коллегами в лонгитюдном исследовании, где устанавливалась связь между оценками агрессии со стороны ровесников и предпочтением телепрограмм, где изображается насилие (например, Eron, Huesmann, Lеfkowitz & Walder, 1972). Для каждого обследованного ребенка были получены оценки его агрессивности ровесниками, сообщения матерей о том, какие телепрограммы он чаще всего смотрит, и самоотчеты о предпочтениях в телепрограммах. Помимо этого, независимым образом определялись уровни насилия для каждой телепередачи. С помощью полученных данных Эрон и его коллеги смогли показать, что для обследованных ими восьмилетних мальчиков оцениваемая их сверстниками агрессия связана с тем уровнем насилия, который характерен для любимой телепрограммы, которую они чаще всего смотрят (Huesmann & Miller, 1994). При этом понятно, что применение метода оценки агрессии осведомленными окружающими – трудоемкий и дорогостоящий подход. Кроме того, должно быть гарантировано, что оценки разных экспертов согласуются в достаточной степени, чтобы обеспечить надежное приближение к поведению рассматриваемого субъекта.

Архивные записи. Вместо того чтобы задавать участникам вопросы об их собственном или чужом поведении, исследователи могут получить информацию об агрессивном поведении из архивных данных, которые изначально собирались для других целей. Особое значение в изучении агрессии имеют статистика преступности и записи температуры. В ряде проведенных Андерсоном и его коллегами исследований были использованы два этих источника данных с целью изучения взаимосвязи между температурой и проявлением насилия (Anderson, 1989; Anderson & Anderson, 1996; Anderson, Bushman & Groom, 1997). Например, выяснилось, что уровни распространения серьезных и смертельных нападений были выше в годы с более высокой средней температурой, тогда как статистика ограблений не испытывала на себе воздействия температурного фактора (Anderson, Bushman & Groom, 1997, исследование 1; см. главу 4, где это исследование рассматривается более подробно). В области сексуального насилия архивные данные использовались в Соединенных Штатах с целью показать связь, которая наблюдается в разных штатах между тиражом порнографических журналов и показателями частоты изнасилований, учтенных в ежегодной статистике преступности (например, Jaffee & Straus, 1987; Scott & Schwalm, 1988). Однако эти исследования хорошо демонстрируют неоднозначность выводов о причинах, которые делаются из такого рода данных о частоте событий: вероятно, вполне логично предположить, что и популярность порнографических журналов, и случаи изнасилования – это проявление действия некой третьей переменной, например распространенности среди мужского населения гендерного стереотипа «мачо», который не был предусмотрен замыслом исследования.

Личностные шкалы и проективные техники. Помимо получения информации об агрессии на поведенческом уровне, исследователи нередко проявляют интерес к изучению когнитивных и аффективных явлений, сопутствующих агрессивному поведению, а также к выявлению устойчивых индивидуальных различий в предрасположенности к агрессивным действиям. Для достижения этих целей используются два подхода. Первый подход заключается в разработке стандартизованных личностных шкал. В рамках этого метода испытуемых просят описать свое внутреннее состояние в настоящий момент или свои более долговременные предрасположенности. В «Опроснике агрессии» Басса и Перри (Buss & Perry, 1992) имеется две такие шкалы для измерения склонности к раздражению (например. «Иногда я чувствую себя, словно готовая взорваться бочка с порохом») и враждебности («Иногда я снедаем ревностью»). Разграничение состояния в настоящее время и устойчивых особенностей характера отражается в разработанной Шпильбергером, Джекобсом, Расселом и Крейном (Spielberg, Jacobs, Russell & Crane, 1983) шкале гнева «состояние – черта характера». Для каждого испытуемого выводится два показателя, характеризующих силу гнева, испытываемого в настоящий момент (мера состояния), и частоту, с которой данное состояние вообще испытывается (мера характера). Валидность этих личностных шкал была установлена посредством доказательства их согласованности с другими измерениями агрессии (см.: Bond et al., 1997).

Второй подход к изучению внутриличностных основ агрессивного поведения подразумевает использование проективных техник. Испытуемым дается неоднозначно определяемый стимул, например общеизвестные чернильные пятна в тесте Роршаха, и просят высказать свои мысли по поводу данного материала. Затем эти высказывания анализируются профессиональными экспертами на агрессивное содержание. Тест толерантности к фрустрации Розенцвайга (Rosenzweig, 1981) был специально разработан для измерения агрессии. В данном тесте испытуемым предлагаются картинки, на которых изображены дискомфортные ситуации. Человек, вызвавший раздражение, например позвонивший среди ночи по неверному номеру, делает замечание, рассчитанное на то, чтобы смягчить или, наоборот, усилить первоначальное раздражение. Испытуемый встает на позицию раздраженного человека, которому позвонили среди ночи, и должен предложить вербальный ответ. Ответы кодируются по направленности и типу агрессии. Помимо того что кодирование свободных высказываний в поддающийся анализу набор категории занимает массу времени, трудно достичь надежности такого кодирования, т. е. его согласованности у независимых экспертов и при повторных кодировках, производимых одним и тем же экспертом. Кроме того, выяснилось, что ответы на тест толерантности к фрустрации находятся под влиянием соображений социальной желательности. В совокупности, указанные проблемы объясняют, почему использование проективных техник перестало быть популярным в социально-психологическом анализе агрессии.

Цель данной главы состояла в том, чтобы создать основу для понимания и критической оценки эмпирических исследований, которые будут рассматриваться на протяжении настоящей книги. В ней была приведена типология, выявляющая важнейшие критерии классификации агрессивных действий и дающая средства для систематического описания различных форм агрессивного поведения. Перечисленные в данной главе исследовательские стратегии отчетливо показывают, что для социально-психологического анализа агрессии доступно множество методов. Выбор метода определяется конкретными вопросами, которые стоят перед исследователями, а также этическими ограничениями, которые накладывает свойственная агрессивному поведению негативная природа.

Резюме

· Мы дали определение агрессин, в котором указываются следующие три аспекта: пагубные последствия, намерение и ожидание причинения вреда и желание объекта агрессии избежать пагубного воздействия.

· Для измерения агрессии был разработан и использован во многих исследованиях целый ряд методов наблюдения поведения в естественных условиях, а также в контролируемой обстановке лаборатории.

· Были приведены данные, которые доказывают, что результаты проводимых в реальном мире исследований во многом согласуются с взаимосвязями, выявленными в искусственно созданной лабораторной обстановке.

· Среди методов получения информации об агрессивном поведении через опросы прочную позицию в социально-психологических исследованиях заняли самоотчеты, оценки ровесников и изучение архивных данных. С целью изучения устойчивости индивидуальных различий в агрессивных побуждениях разрабатываются стандартизированные личностные шкалы и проективные техники.

Рекомендуемая литература

Anderson С. А. & Bushman B. J. (1997). External validity of «trivial» experiments: The case of laboratory aggression. Review of General Psychology, 1, 19–41.

Bond A. J., Lader M. H. & Da Silveira J. C. (1997). Aggression: Individual differences, alcohol and benzodiazepines (Ch. 3). Hove, UK: Psychology Press.

Tedeschi J. T. & Felson R. B. (1994). Violence, aggression and coercive actions (Ch. 6). Washington, DC: American Psychological Association.

Б. Крэйхи. 2. Теории агрессивного поведения

Учитывая пагубность агрессивного поведения и его распространенность в человеческих обществах, неудивительно, что поиск объяснений того, почему люди его проявляют, всегда имел наибольшее значение в исследовании агрессии. Не создав одной всеобъемлющей теоретической модели, это стремление найти объяснения породило множество теоретических подходов, каждый из которых рассматривает различные механизмы, задействованные в проявлении агрессивного повеления. Нет ни возможности, ни необходимости детально описывать эти подходы (см.: Berkowitz, 1993; Tedeschi & Felson, 1994; Geen, 1998a, где дается подробное рассмотрение, а также любой учебник по социальной психологии, где имеются сжатые обобщения). Однако на данном этапе все же представляется важным обсудить основные идеи этих подходов, имея в виду две главные цели: а) зафиксировать разнообразные имеющиеся объяснения агрессивного поведения, на которых основана значительная доля исследовании агрессии и без которых любое введение в эту область было бы неполным; б) сформулировать общий набор теоретических конструктов, к которым обращаются исследователи, пытающиеся объяснить самые разные формы агрессивного поведения.

В качестве отправной точки приведем табл. №2. 1, в которой перечислены основные теоретические подходы к изучению агрессии, указывается, как понимается агрессия с их точки зрения, а также какое значение они придают устойчивости и изменчивости агрессивного поведения.

Таблица №2. 1

Теоретические объяснения агрессии

Теоретический подход Агрессия понимается как… Акцент на стабильности (С) или изменчивости (И)

Биологические объяснения

Этология ... внутренняя энергия С
Социобиологияя ... продукт эволюции С
Генетика поведения ... наследственная предрасположенность С

Психологические объяснения

Фрейдовский психоанализ ... инстинкт разрушения С
Фрустрационная теория агрессии ... целенаправленное побуждение И
Когнитивный неоассоцианизм ... реакция на отрицательные эмоции И
Модель переноса возбуждения ... подкрепленная нейтральным возбуждением И
Социально-когнитивный подход ... функция переработки информации И
Теория научения ... возникающая в результате научения через подкрепление и подражание И
Модель социального взаимодействия ... результат процесса принятия решений И

 

Тогда как первые три подхода основаны на биологических понятиях и принципах, в остальных объяснениях используются психологические критерии. Их можно рассматривать как конкурирующие или даже взаимоисключающие, тем не менее мы в большинстве случаев предпочитаем трактовать их как дополняющие друг друга, изучающие различные аспекты агрессии как сложной формы социального поведения. В следующих разделах будут описаны все эти подходы по порядку, причем основное внимание будет уделено тому, как они отвечают на два тесно взаимосвязанных вопроса: а) является ли агрессия врожденным свойством человеческой натуры и б) существует ли возможность предотвращать и контролировать агрессивное поведение?

Биологические объяснения

В данном разделе мы рассмотрим три модели, в которых применяются биологические принципы объяснения агрессии: этологический подход, социобиологический подход и генетика поведения[39]. Четвертая линия исследований, рассматривающая влияние гормонов на агрессивное поведение, особенно связана с вопросом гендерных различий в агрессии и будет обсуждаться именно в этом контексте (см. главу 3). Общим для биологических подходов к агрессии является базовое предположение о том, что корни агрессивного поведения заключаются в биологической природе людей, а не в их психологических свойствах.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...