Документальное оформление и учет поступления основных средств
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Учет ремонта основных средств 5. Выбытие основных средств. 6. Переоценка основных средств. Основные средства: признание, оценка, классификация Методологические принципы формирования в бухгалтерском учете информации об основных средствах и других необоротных материальных активах определяются Положением (стандартом) бухгалтерского учета 7 «Основные средства» (П(С)БУ 7). В соответствии с ним основные средства - материальные активы, которые предприятие содержит с целью использования в процессе производства или поставки товаров, предоставления услуг, сдачи в аренду другим лицам или для осуществления административных и социально-культурных функций, ожидаемый срок полезного использования (эксплуатации) которых более одного года (или операционного цикла, если он дольше года). Объект основных средств - законченное устройство со всеми приспособлениями и принадлежностями к нему или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или обособленный комплекс конструктивно соединенных предметов одного или разного предназначения, которые имеют для их обслуживания общие приспособления, руководство и единый фундамент, в результате чего каждый предмет может выполнять свои функции, а комплекс определенную работу только в составе комплекса, а не самостоятельно. Объект основных средств признается активом, если существует вероятность того, что предприятие получит в будущем экономические выгоды от его использования и стоимость его может быть достоверно определена. Группа основных средств - совокупность однотипных по техническим характеристикам, предназначению и условиям использования необоротных материальных активов.
В зависимости от функционального назначения (характера участия в процессе производства) основные средства подразделяются на производственные и непроизводственные. К производственным относятся средства, которые принимают участие в сфере материального производства и обслуживают его. К непроизводственным относятся основные средства, которые не участвуют прямо или косвенно в процессе производства, а предназначены для целей непроизводственного потребления, жилищного и социально-культурного обслуживания трудящихся (основные средства жилищно-коммунального хозяйства, здравоохранения, культуры и др.). В зависимости от натурально-вещественного характера в соответствии с П(С)БУ 7 основные средства подразделяются на группы, соответствующие субсчетам к каждому счету необоротных активов. По использованию основные средства подразделяются на действующие и недействующие (находящиеся в запасе и на консервации). Такое деление их в учете связано главным образом с использованием основных средств и исчислением амортизации. В зависимости от принадлежности различают основные средства собственные, т.е. принадлежащие данному предприятию, и арендованные, т.е. находящиеся во временном его пользовании. Собственные основные средства учитываются на балансе предприятия (на счете 10 "Основные средства"), а арендованные, как принадлежащие другим хозяйствам, отражаются на забалансовом счете "Арендованные необоротные активы". Таким построением учета устраняется возможность преувеличения стоимости основных средств. Рассмотренная экономическая классификация основных средств дополняется их учетом по видам, месту использования иди хранения, материально ответственным лицам. Этим обеспечивается контроль за сохранностью основных средств.
Важным условием правильной организации учета основных средств является также единый принцип их оценки. Различают следующие виды оценки основных средств: первоначальную, переоцененную, остаточную, восстановительную и ликвидационную. Первоначальная стоимость - историческая (фактическая себестоимость) необоротных активов в сумме денежных средств или справедливой стоимости других активов полученных (переданных), израсходованных для приобретения (создания) необоротных активов. Изменение первоначальной стоимости основных средств допускается только в случаях: - реконструкции, достройки, дооборудования, технического переоснащения и других видов улучшения основных средств, которые приводят к увеличению будущих экономических выгод от их использования; - переоценки (индексации) балансовой стоимости основных средств; - частичной ликвидации соответствующих объектов. Первоначальной стоимостью бесплатно полученных основных средств, а также полученных в результате объединения предприятий, является их справедливая стоимость на дату получения. Под справедливой стоимостью понимают сумму, в результате которой может быть произведен обмен актива или оплата обязательств в результате операций между проинформированными, заинтересованными и независимыми сторонами. Переоцененная стоимость - стоимость необоротных активов после их переоценки. Первоначальная стоимость основных средств за вычетом суммы износа называется остаточной стоимостью. В бухгалтерском балансе отдельными статьями показывают: первоначальную стоимость основных средств, сумму их износа и остаточную стоимость. В итог баланса основные средства включаются по остаточной их стоимости. Под восстановительной стоимостью основных средств понимают стоимость их воспроизводства (сооружения, изготовления, приобретения) в современных условиях, при современном уровне сложившихся цен, норм и расценок. Восстановительная стоимость основных средств имеет большое практическое значение, поскольку обеспечивает более реальное планирование новых капитальных инвестиций. Ликвидационная стоимость - сумма средств или стоимость других активов, которую предприятие ожидает получить от реализации (ликвидации) необоротных активов после окончания срока их полезного использования (эксплуатации), за вычетом расходов, связанных с продажей (ликвидацией).
Документальное оформление и учет поступления основных средств Основные средства предприятий формируются в результате: - капитальных инвестиций (сооружения, изготовления, приобретения); - взноса учредителей в уставный капитал предприятия; - в порядке безвозмездной передачи другими хозяйствами. На каждый принятый в эксплуатацию объект основных средств комиссией, назначенной приказом руководителя предприятия, составляется акт приемки-передачи (внутреннего перемещения) основных средств (ф. № 03-1), в котором указывается первоначальная стоимость объекта, краткая техническая характеристика, место эксплуатации. К акту прилагается техническая документация, относящаяся к данному объекту. Каждому объекту присваивается инвентарный номер, который наносится на сам объект (устойчивой краской, путем прикрепления металлического жетона с номером и т.п.) и в дальнейшем проставляется во всех документах, которыми оформляется движение объекта, а также в инвентарной карточке и инвентарных списках. Этим обеспечивается контроль за сохранностью основных средств. На каждый объект основных средств открывается инвентарная карточка (ф. № 03-6), являющаяся регистром аналитического учета. В карточке содержится наименование и номер объекта основных средств, номер акта и дата приемки, первоначальная стоимость, норма амортизации, краткая характеристика, а также делаются отметки о проведенных ремонтах, перемещении и выбытии. Для обеспечения сохранности инвентарные карточки регистрируются в специальных описях (ф. № 03-7), записи в которых осуществляют по классификационным группам основных средств. Зарегистрированные в описи карточки хранятся в картотеке, где размещаются по классификационным группам и местам эксплуатации. Карточки на недействующие основные средства (в запасе, на консервации) помещаются отдельно.
По местам использования учет основных средств ведут в инвентарных списках (ф. № 03-9), в которых содержатся краткие сведения о каждом объекте, находящемся в эксплуатации. Внутреннее перемещение основных средств (из цеха в цех, из запаса в эксплуатацию и т.п.) оформляется актом приемки-передачи (внутреннего перемещения) основных средств (ф. № 03-1), составляемым в двух экземплярах. Один экземпляр акта передается в бухгалтерию и служит основанием для записи в инвентарной карточке и перемещения ее в картотеке по новому месту использования. На основании второго экземпляра акта сдатчиком делается отметка в инвентарном списке о выбытии объекта. Синтетический учет основных средств, согласно Плану счетов, ведется на счете 10 "Основные средства", который предназначен для учета наличия и движения, как собственных основных средств, так и полученных на условиях финансовой аренды (лизинга). По дебету счета 10 "Основные средства" отражают: - поступление (приобретенных, созданных, бесплатно полученных) основных средств, зачисленных на баланс предприятия; - суммы расходов, связанные с улучшением объекта (модернизация, модификация, достройка, дооборудование, реконструкция и пр.), которые приводят к увеличению будущих экономических выгод, первоначально ожидаемых от использования объекта; - сумму дооценки стоимости объекта основных средств. По кредиту счета 10 "Основные средства" отражают: - выбытие основных средств в результате реализации, ликвидации, бесплатной передачи другим предприятиям; - частичные ликвидации; - сумму уценки стоимости основных средств. Аналитический учет основных средств ведется по каждому объекту в отдельности. Для учета других необоротных материальных активов, которые не входят в состав объектов, учитываемых на счете 10 "Основные средства", планом счетом предусмотрен счет 11 "Прочие необоротные материальные активы. При составлении баланса остатки счетов 10 "Основные средства" и 11 "Другие необоротные материальные активы" отражаются общей суммой по статье "Основные средства". Приобретенные (созданные) основные средства зачисляются на баланс предприятия по первоначальной стоимости. Единицей учета основных средств является объект основных средств. Первоначальная стоимость объекта основных средств состоит из следующих расходов: - суммы, которые уплачивают поставщикам активов и подрядчикам за выполнение строительно-монтажных работ (без косвенных налогов); - регистрационные сборы, государственная пошлина и аналогичные платежи, осуществляемые в связи с приобретением (получением) прав на объект основных средств;
- суммы ввозной пошлины; - суммы косвенных налогов в связи с приобретением (созданием) основных средств (если они не возмещаются предприятию); - расходы по страхованию рисков доставки основных средств; - расходы на установку, монтаж, наладку основных средств; - другие расходы, непосредственно связанные с доведением основных средств до состояния, в котором они пригодны для использования с запланированной целью. Для накопления первоначальной стоимости объекта основных средств до момента ввода его в эксплуатацию используют счет «Капитальные инвестиции». Под капитальными инвестициями понимают затраты предприятия на приобретение или создание основных средств, других необоротных материальных активов и нематериальных активов, а также затраты на реконструкцию, расширение и техническое перевооружение действующих предприятий. Синтетический учет затрат на капитальные инвестиции осуществляется на счете 15 "Капитальные инвестиции" по субсчетам: 151 "Капитальное строительство"; 152 "Приобретение (изготовление) основных средств"; 153 "Приобретение (изготовление) прочих необоротных материальных активов"; 154 "Приобретение (создание) нематериальных активов"; 155 "Приобретение (выращивание) долгосрочных биологических активов". По дебету счета 15 "Капитальные инвестиции" и его субсчетов отражаются затраты на приобретение или создание материальных и нематериальных необоротных активов, а по кредиту — списание их в качестве первоначальной стоимости принятых в эксплуатацию объектов. Аналитический учет капитальных инвестиций ведется по видам основных средств, другим материальным необоротным активам, нематериальным активам, а также по отдельным объектам капитальных вложений (инвентарным объектам). На организацию учета капитальных инвестиций влияет способ выполнения работ: подрядным способом (т. е. специализированными организациями на договорных началах) или хозяйственным способом (т. е. силами и средствами самого предприятия). При подрядном способе выполнения работ учет материальных, трудовых и финансовых затрат на выполняемые работы осуществляет сам подрядчик. Предприятие-заказчик, в данном случае, осуществляет только учет затрат на капитальные инвестиции и ведет расчеты с подрядчиком за выполненные и принятые по актам работы. Исходя из этого, предприятие-застройщик на стоимость выполненных и принятых по актам строительно-монтажных работ в бухгалтерском учете делает запись: Д- т 15 – К- т 63. Такой же записью оформляется стоимость приобретенных объектов основных средств, не требующих монтажа (свободно стоящие станки, транспортные средства, измерительные приборы, производственный и хозяйственный инвентарь и др.). Оборудование, требующее монтажа, учитывается в составе производственных запасов на счете 205 "Строительные материалы". При приобретении такого оборудования в бухгалтерском учете делают запись: Д-т 205 "Строительные материалы"; К-т 63 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками". При передаче оборудования, требующего монтажа, на строящиеся объекты в бухгалтерском учете делают запись: Д-т 151 "Капитальное строительство"; К-т 205 "Строительные материалы". Сумма налогового кредита по НДС, на которую предприятие имеет право уменьшить налоговое обязательство, включенная в счета подрядных организаций при выполнении капитальных работ, поставщиков при приобретении основных средств, других необоротных материальных активов, нематериальных активов, отражается записью: Д-т 641 "Расчеты по налогам"; К-т 63 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками". При хозяйственном способе выполнения строительно-монтажных работ затраты на капитальные инвестиции предприятие-застройщик отражает на дебете счета 15 "Капитальные инвестиции" в корреспонденции с кредитом следующих счетов: 205 "Строительные материалы" (на стоимость израсходованных строительных материалов и оборудования, переданного в монтаж на строящиеся объекты); 66 "Расчеты по оплате труда", 65 "Расчеты по страхованию" (на сумму заработной платы, начисленной рабочим, занятым на строительных работах, и отчислений на социальное страхование) и др. По данным счета 15 "Капитальные инвестиции" исчисляют фактическую себестоимость законченных объектов строительства (реконструкции, модернизации, приобретения). Ввод в эксплуатацию каждого объекта оформляется Актом приемки-передачи основных средств (ф. № 03-1), служащего основанием для зачисления объекта в состав основных средств.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|