Информационная среда и развитие общества
Информационное общество
Важное место в понимании такого понятия как "информация" и механизма информационных процессов в обществе и его институтах занимает понятие информационной среды, которая является с одной стороны, проводником, преобразователем и распространителем информации, а с другой - источником побудительных причин деятельности людей. В процессе своей деятельности человек активно взаимодействует с информационной средой, получая из нее новые личностные знания, генерируя новые знания и представляя их в форме информации, которую помещает в информационную среду. Любому хозяйствующему субъекту свойственна определенная информационная среда, в которую он погружен. Эта информационная среда отражает уровень развития хозяйствующего субъекта и определяет определенные принципы информационного поведения людей в общении друг с другом.
Информационная среда и развитие общества
Развитие общества, его пространственно-временная динамика все больше зависит от потребностей человека, а не от условий природной среды. Человек создает вторичную, искусственную среду, в основе которой лежит информация. Информационная среда, как часть этой искусственной среды, является одним из важнейших атрибутов и факторов развития территории. Информационная среда - это совокупность информационных условий существования субъекта (это наличие информационных ресурсов и их качество, развитость информационной инфраструктуры). Информационная среда представляет условия для развития субъекта информационного пространства, однако, степень ее благоприятствования определяется уже внутренними характеристиками субъекта (информационный потенциал, определенным уровнем инфопотребности).
Информационная среда - это мир информации вокруг человека и мир его информационной деятельности. В качестве близких по смыслу в литературе встречаются понятия "информационное поле", "информационное пространство". Главная составляющая информационной среды - информационный фонд - сегодня многообразен как по содержательным и видовым признакам, так и по видам носителей информации (книги, видеокассеты, электронные издания, ресурсы сети Интернет). По характеру воздействия на субъект можно выделить следующие типы сред: 1) активирующая деятельность субъекта за счет наличия достаточного количества информации необходимого качества, т.е. высокой степени удовлетворения инфопотребности; ) ингибирующая избыточным количеством "информационных шумов" и низким уровнем удовлетворения инфопотребности; ) нейтральная, не оказывающая значительного воздействия на деятельность субъекта (например, информационная среда в рамках этноландшафтной среды). По характеру циркуляции информации в среде: 1) изолированная среда - вся информация, используемая субъектом, находится на данной территории; ) транзитная - периодический доступ к информации извне за счет ее транзита или диффузии; ) открытая (глобальная) - свободное обращение информации между различными территориальными общностями. Информационная среда имеет несколько иерархических уровней (масштабов): глобальный - международный и общегосударственный, региональный - субъектный, локальный - городской и сельских местностей. То есть, инфосреду можно характеризовать и ее масштабом, причем для каждого субъекта будут присутствовать все три уровня в той или иной степени. Территориальная выраженность этих масштабов заключается в концентризации информационной среды, где каждый из концентров будет отражать масштаб интересов субъекта, представляя собой ареал (поле) информационного потребления субъекта. Причем, с развитием субъекта смещение интересов происходит, как правило, на глобальный (макро) уровень, т.е. когда он имеет достаточно знаний для восприятия/производства более глобальной, более абстрактной информации.
Учитывая, что психологически человек не может сразу воспринять всю информацию, информационные учреждения стоят перед проблемой ее развертывания в определенной последовательности, выделения и приближения к пользователю отдельных частей информационного массива. При традиционной организации информации используется многоуровневая система. Многоуровневость информационной среды создает условия для постепенного вхождения пользователя в мир информации и одновременно решает проблему большей оперативности обслуживания. Постепенно вводя в информационный мир, среда как бы приглашает углубиться в этот мир. Начиная с рекламной информации о предоставляемых библиотекой услугах, переходя к выставкам документов, затем к разнообразным базам данных и, наконец, к фонду, информационная среда ведет далее в мировую информационную систему. С известной условностью можно говорить о внутренней и внешней информационной среде или о среде (микросреде) внутри помещения, в котором находится человек (офис, выставочный комплекс, библиотека) и об информационной среде за их пределами (макросреде). Внешняя информационная среда накладывает отпечаток на внутреннюю среду. (Например: изобретение сети Интернет привело к изменениям внутренних информационных ресурсов библиотеки. Сегодня при библиотеках открываются Интернет-залы, предоставляющие пользователям новые современные информационные документы и базы данных.) Практическое изучение информационной среды возможно на примере СМИ (печатных и телевизионных), взаимодействующих с субъектами-людьми и их территориальными общностями. Структура информации, предоставляемой СМИ, в идеальном случае должна отражать потребности населения, а реально происходит практически наоборот - СМИ формируют мировоззрение и инфопотребности населения, в чем и проявляется их роль как важнейшего инструмента государственного и регионального управления.
Для того чтобы эффективно использовать преимущества новых информационных технологий, необходимо обладать соответствующим уровнем информационной культуры. Информационная среда является важным условием формирования культуры работы с информацией и в конечном итоге способствует повышению качества обученности не только по информационным дисциплинам. Обучение методам приобретения знаний - это те умения, которые формирует информационная среда.
Информационное право
Информационное право - совокупность правовых норм, относительно охраняемых государством, возникающих в информационной сфере производства, преобразования и потребления информации. Сущность и характер общественных отношений, возникающих между различными субъектами в информационной сфере, во многом определяются особенностями и юридическими свойствами информации - основного объекта, по поводу которого и возникают эти отношения. Объект информационных отношений обладает специфическими свойствами. Данная специфика предопределена многоаспектностью и многогранностью самого понятия "информация". Соответственно информационные отношения не выступают в чистом виде. Чаще всего они "сопровождают" другие отношения в сфере управления, государственного строительства, в области экономики, жизни граждан и т.д. Процессы этого "сопровождения" всё чаще и чаще регламентируются законодательными и иными нормативными актами: устанавливаются обязательность предоставления соответствующих видов информации, порядок её распространения, правила доступа к ней и ограничения, ответственность за определённые правонарушения, обеспечение информационной безопасности и т.д. Отношения, складывающиеся между участниками этих процессов, в реальной правовой действительности обособляются и тем самым переходят в категорию предмета информационного права. Предмет информационного права - часть общественных отношений, которая связана с созданием, оформлением, хранением и обработкой, распространением, использованием информационных ресурсов. Он связывается с развитием и использованием новых технологических работ с информацией и технологиями её передачи в системах и сетях коммуникаций, с установлением мер по обеспечению безопасности в информационных сферах и включает в себя юридическую ответственность в названных областях.
Основные направления предмета информационного права: 1) изучение понятийного аппарата информационного права, основных терминов и их дефиниций, применяемых в системе информационного права; ) исследования особенностей и характеристик информационного права как новой комплексной отрасли права; ) исследование информационно-правовых норм, особенностей их построения, оценка их полноты и качественного оформления; ) изучение источника информационного права - информационного законодательства, судебных решений, других правоприменительных актов; ) исследование и разработка принципов информационного права, особенностей применения методов правового регулирования информационных отношений; ) систематизация и кодификация информационно-правовых норм, объединение их в институты и подотрасли информационного права; ) разработка теоретических основ и способов формирования Информационного кодекса РФ как основного кодифицированного акта информационного права; ) исследование практики применения и методов повышения эффективности норм информационного права. Правовая информатика - наука, изучающая информацию, информационные процессы и информационные системы в праве (или в правовой системе). Объектами исследования в правовой информатике выступают: 1) информация в правовой системе как объект особого рода. Изучаются мотивация, основания и цели создания и использования информации; особенности и юридические свойства информации; проблемы оценки количества и качества информации, роль информации в принятии юридических решений; ) информационные процессы - процессы сбора, производства, распространения, преобразования, поиска, получения, передачи и потребления информации; ) информационные системы, информационно-телекоммуникационные технологии и средства их обеспечения, в том числе АИС, базы и банки данных, их сети, другие информационные технологии, используемые для правовых целей; создаваемые на основе средств вычислительной техники, связи и телекоммуникаций. Методы информационно-правового регулирования. Метод информационного права - приемы и способы, с помощью которых исследуется предмет права. При изучении информационного права применяются различные - как традиционные, так и нетрадиционные - для правовой науки методы. Существенное внимание уделяется методам, предназначенным для исследования информационных объектов как особых объектов информационных правоотношений.
При исследовании информационного права применяются главным образом методы правовой науки, которые используются в конкретных юридических науках и составляют их методологическую основу. Среди основных методов информационного права можно выделить следующие. 1. Формально-догматический метод. Обычно при исследованиях первым применяется именно этот метод, суть которого заключается в юридической обработке правового материала, догмы права. Этот метод включает такие процедуры, как описание и анализ информационно-правовых норм и правоотношений, их толкование, классификация и систематизация явлений, понятий, норм, правоотношений, актов, институтов. В результате применения формально-догматического метода знания об информационном праве приводятся в систему, получают определенную, четкую форму их представления, удобную для их запоминания и последующего изучения. . Метод сравнительного правового исследования основан на сопоставлении двух или более однотипных элементов информационного права (институтов, норм, понятий и т. п.) с элементами иных национальных правовых систем (американской, европейской и т. п.) с целью выявления общих и отличительных характеристик таких элементов. . Метод обращения к наукам, изучающим другие, смежные отрасли права, позволяет использовать и эффективно применять положения и выводы, разрабатываемые этими науками в системе информационного права. Так, с целью изучения информационного права эффективно могут использоваться методы общей теории права, конституционного права, административного права, гражданского права, финансового права, уголовного права и других отраслей права. . Метод социологического исследования может применяться для наблюдения за деятельностью субъектов информационного права с целью оценки эффективности практики применения норм и предписаний информационного права в конкретных условиях. Средство исследования этого метода основывается на анкетировании и опросах субъектов конкретных правоотношений. Существенную роль в этом методе имеет личное наблюдение. Именно в процессе личного наблюдения собирается и накапливается фактический материал, который невозможно получить иным способом. Большое значение имеют приемы статистической обработки собранного материала, применение которых позволяет выявлять особенности и повторяемость явлений, событий, фактов в системе информационного права. информационный общество право моделирование 5. Методы алгоритмизации и моделирования активно применяются для исследования системы информационного права, описания структур и элементов этой системы, для описания поведения субъектов информационных правоотношений. . Метод системного подхода может применяться на всех стадиях и этапах изучения информационного права, его элементов и частей как универсальный комплексный метод, основанный на подробном полном исследовании всех возможных путей, способов и вариантов решения задачи, а также последствий от применения методов и способов решения задачи исследования. информационный общество право моделирование
Список использованной литературы 1. <http://libnn.ru/content/view/106/24/> . <http://www.ito.su/2000/I/2/276.html> . <http://lib.rus.ec/b/203912/read>
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|