Мероприятия по формированию природно-экологического каркаса Республики Татарстан
Одна из основных задач разработки системы природоохранных мероприятий – формирование природно-экологического каркаса территории, то есть комплексной, экологически связанной между собой системы охраняемых природных территорий различного уровня охраны и функционального назначения. Природно-экологический каркас принимается за основу при разработке нормативно-правовой документации по установлению режима хозяйственной деятельности и природоохранных мероприятий на республиканском уровне. Проектом предлагается формирование ядер, узлов и экологических коридоров, буферных зон природно-экологического каркаса с целью решения проблем охраны и воспроизводства потенциала биосферных ресурсов и повышения устойчивости территории в целом. На этих территориях сохраняются оптимальные условия для охраны и воспроизводства дикой фауны, в том числе охотничье-промысловой, а также условия для воспроизводства краснокнижных растений и животных. Для стабилизации природно-экологического каркаса Республики Татарстан и рационального использования природных территорий необходимо взять под охрану малые и средние водотоки в пределах Республики Татарстан, где они наиболее загрязнены: запретить сброс в них неочищенных стоков, обеспечить в водоохранных зонах соответствующий режим использования, очистить, благоустроить и озеленить их. Такой подход позволит сохранить природный ландшафт, нормализовать гидрологический режим, оздоровить окружающую среду и улучшить условия жизни населения. Таким образом, территориальное планирование предусматривает следующие мероприятия по развитию природно-экологического каркаса. Первая очередь
Формирование ядер, ключевых территорий, экологических коридоров и буферных территорий природно-экологического каркаса с установлением режима хозяйствования в них. Дополнение природно-экологического каркаса новыми особо охраняемыми природными территориями (с доведением их площадей до установленной Кабинетом Министров Республики Татарстан нормы – 3 процента). Сохранение и регламентация использования ценных болотных комплексов. Введение особых режимов и оборудование участков автодорог и железных дорог, пересекающих территории особо охраняемых природных объектов (заповедник, национальный природный парк, заказники и пр.), установка предупредительных и запрещающих знаков о режиме проезда на въездах и пр. На участках с режимами строгой охраны (заповедный режим) вдоль автодорог запрещается размещение предприятий автосервиса и остановок транспорта, требуется создание устойчивых к пожарам экосистем.
Расчетный срок Установление четких границ режима использования Большого Волжско-Камского биосферного резервата в составе Волжско-Камского государственного природного биосферного заповедника, Спасского и Свияжского природного заказников (в соответствии с решением Международного координационного совета «МАБ ЮНЕСКО») и режима использования его территории. Резервирование территорий под особо охраняемые природные территории.
Мероприятия по защите от шума Наиболее значительным источником шума в населенных пунктах Республики Татарстан выступает автотранспорт. В нарушение требований СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» автомагистрали федерального и регионального значений почти повсеместно проходят через населенные пункты республики. Существенна и роль воздушного транспорта. Нередко аэропорты гражданской и спортивной авиации оказываются расположенными в непосредственной близости от жилой застройки, а воздушные трассы проходят над многочисленными населенными пунктами.
Источником значительного шума в жилых кварталах городов являются промышленные предприятия (траснформаторные подстанции, крупные вентиляционные установки, компрессорные станции, различные мотороиспытательные стенды и т.д.). Нарушение акустического режима отмечается в случаях, когда их территория непосредственно примыкает к жилым массивам. В связи с этим для снижения уровня шума на территории Республики Татарстан предлагается: Первая очередь Проведение шумозащитных мероприятий (устройство акустических экранов) для защиты от транспортного шума (особенно в населенных пунктах, через которые проходят дороги федерального и регионального значений). Запрещение движения грузового транспорта через населенные пункты. Улучшение дорожных покрытий. Использование специальных приемов пилотирования при взлете и посадке, более крутых траекторий полета (способствует снижению шума на 10-15 процентов), низких режимов работы двигателей. Устройство наружных ограждений предприятий-источников шума.
Расчетный срок Оснащение авиапарка аэропортов и аэродромов Республики Татарстан малошумными турбовентиляторными двигателями. Использование на реактивных самолетах ранних выпусков звукопоглащающих облицовок. Рациональная организации воздушного движения. Проектирование новых автомагистралей производить только с учетом санитарных разрывов по шуму и вибрации, выбросам загрязняющих веществ.
Мероприятия по обеспечению медико-экологического благополучия населения Для оценки экологического риска здоровью населения, выработки соответствующих профилактических мер в рамках социально-гигиенического мониторинга необходимо: Первая очередь Обоснование региональных допустимых экологических нагрузок по критериям здоровья населения. Разработка и внедрение мероприятий по сокращению выбросов, формирующих повышенную заболеваемость населения. Проведение реабилитации контингентов риска среди детского населения и организация профилактических мероприятий на территориях с повышенной антропогенной нагрузкой (в соответствии с Госдокладом о состоянии окружающей природной среды за 2006 год это Атнинский, Балтасинский, Арский, Кукморский, Сабинский, Тюлячинский, Зеленодольский, Кайбицкий, Апастовский, Камско-Устьинский, Буинский, Дрожжановский, Нижнекамский, Заинский, Тукаевский муниципальные районы).
Снижение и предотвращение риска вредного влияния на здоровье населения факторов среды обитания, прежде всего химического загрязнения. Обеспечение населения Республики Татарстан (и особенно нефтедобывающих районов и юго-западной части Предволжья (Дрожжановский и Буинский муниципальные районы) качественной питьевой водой. Повышение уровня освоения разведанных запасов месторождений питьевых подземных вод (Лесной Зай, Степной Зай и Уратьминское, разведанных соответственно для водоснабжения городов Альметьевска и Нижнекамска, пгт.Камские Поляны). Увеличение доли питьевых подземных вод в системах коммунального водоснабжения городов, где она особенно мала: Казань – 13 процентов, Альметьевск – 2 процента, Набережные Челны и Нижнекамск – менее 2 процентов. Создание условий и механизмов обеспечения населения экологически чистой продукцией, осуществление действенного контроля за ввозом, производством и оборотом продуктов питания, полученных из генетически модифицированных форм. Расширение использования экологически чистых природных территорий для организации оздоровления и отдыха населения. Комплексная оценка территории, выявление экологически неблагоприятных зон. Развитие нормативно-правовой базы в области экологической безопасности, обеспечение реализации нормативно-правовых актов. Обеспечение населения, органов государственной власти Республики Татарстан, органов местного самоуправления, общественных организаций достоверной информацией о качестве окружающей среды, уровне экологической безопасности в Республике Татарстан. Развитие системы непрерывного экологического образования, повышение экологической культуры населения, уровня гражданского самосознания и активности в области обеспечения качества окружающей среды; повышение уровня знаний, профессиональной подготовки руководителей и специалистов-экологов.
Расчетный срок Разработка и реализация новых методов клинико-лабораторной диагностики, лечения и профилактики экообусловленных заболеваний детского и взрослого населения Республики Татарстан. Создание и поддержка информационных ресурсов в области экологической безопасности, создание региональной специализированной экологической геоинформационной системы Республики Татарстан.
Заключение Как представлено выше, достижение целей, решение перечисленных задач и выполнение мероприятий планируется осуществить путем их поэтапной реализации (первая очередь и расчетный срок). Данные мероприятия предусмотрены основными направлениями приоритетных мер в рамках Концепции экологической безопасности Республики Татарстан (на 2007-2015 годы), республиканских государственных целевых программ социально-экономического развития, экологических программ и планов действий. На первую очередь планируется обеспечить стабилизацию и снижение негативного воздействия факторов загрязнения на окружающую среду. На расчетный срок прогнозируется достижение результатов по снижению негативного воздействия факторов загрязнения на окружающую среду и здоровье населения, создание условий для экологически безопасного устойчивого развития Республики Татарстан.
3.10. Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предотвращению чрезвычайных ситуаций Высокую эффективность в деле защиты населения и территорий имеет проведение инженерно-технических мероприятий, предусматривающих возведение и эксплуатацию соответствующих защитных сооружений для защиты от неблагоприятных и опасных явлений и процессов природного и техногенного характера.
Чрезвычайные ситуации природного характера Чрезвычайная ситуация природного характера - обстановка на определенной территории или акватории, сложившаяся в результате стихийного природного бедствия, которое может повлечь или повлекло за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей и окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Различают природные чрезвычайные ситуации по характеру источника и масштабам.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|