Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Религиозная норма как источник древнерусского права




Степень разработанности темы и круг источников.

При исследовании вопросов истории становления древнерусского права использовались труды современных исследователей таких как: Исаева И.А., а также хрестоматийные материалы, содержащие выдержки из первоисточников - древних законодательных актов (Русская Правда Ярослава Мудрого и др.).

К изучению вопросов о природе обычного права и применения обычаев как источников древнерусского права в разное время обращались разные ученые - специалисты в области теории государства и права.

Методология научного исследования. При написании данной работы использовались следующие общие и специальные методы: общедиалектический метод, системный, структурно-функциональный, исторический, сравнительно-правовой методы.

Структура работы обусловлена целями и задачами исследования: работа состоит из введения, двух глав, объединяющих семь параграфов, заключения и списка использованных источников и литературы.

   

   
Глава 1. "Общая характеристика и источники права Древней Руси"

..................................................................................................................

Общая характеристика древнерусского права

 

Древнерусское право - уникальное явление, обладающее рядом свойств и характеристик. Поясним сказанное.

Первое. Древнерусское право представляет собой пестрый правовой комплекс, сочетающий нормы обычного права, нормы-традиции, религиозные нормы, нормы писаного права. Определяющая роль норм обычного права в этом перечне подчеркивается их первичностью по отношению к остальным нормам. Таким образом, можно сделать вывод, что древнерусского право как таковое возникло из обычного права восточных славян, которым контролировалась повседневная общественная жизнь. Нарушенные нормы обычного права при определенных условиях восстанавливались. При этом в каждом конкретном случае вырабатывалось как общее суждение о случившемся, так и обычные правила разрешения конкретной спорной ситуации. Так складывался прецедент: найденные прецеденты облегчали нахождение и применение права в будущем.

Второе. С течением времени появился ряд условий, не вписывающихся в обычное право. Их накопление привело к потребности их письменной фиксации и соответственно - к их объединению, кодификации. Тем самым появились первые рукотворные памятники права.

Третье. Древнерусское право являлось правом - привилегией, то есть регламентировало социальную дифференциацию в обществе. Закон не только не скрывал этого неравенства, но и подчеркивал его. Ярким примером этому являются дифференцированные штрафы в Русской правде - первом кодексе древнерусского права.

Четвертое. Анализ источников древнерусского права свидетельствует, с одной стороны, о казуальности древнерусского права в целом. Это означает, что большинство норм древнерусского права носили конкретный, индивидуально-определенный характер и были применимы лишь к конкретной жизненной ситуации. Древнерусское право не дает абстрактных понятий и определений. Лишь общий анализ ряда статей Русской правды позволяет, к примеру, нам сделать вывод о том, что понималось под преступлением в Древнерусском государстве и каким образом налагалось наказание за его совершение.

Пятое. Древнерусское право включало в себя обширную систему норм, регулирующих имущественные отношения, в частности, отношения собственности. Так, была предусмотрена правовая защита как недвижимого, так и движимого имущества; обязательства возникали из причинения вреда и из договоров. Характерно обращение взыскания не только на имущество, но и на саму личность должника, а в некоторых случаях даже на его жену и на детей. Закреплялась определенная система договоров. Наиболее полно был регламентирован договор займа; устанавливаются также договоры купли-продажи, хранения (поклажи), личного найма, частично упоминаются договоры перевозки, комиссии, подряда. Существовали нормы, регламентирующие порядок заключения договоров, а также ответственность за их нарушения. Закон допускал имущественные споры между супругами. Жена сохраняла право собственности на свое приданое и могла передавать его по наследству. Дети находились в полной зависимости от родителей, особенно от отца.

Шестое. Древнерусское наследственное право характеризовалось классовой дифференциацией. При этом супруги не наследовали имущество друг друга, но жена оставалась управлять общим хозяйством, пока оно не будет разделено между детьми.

Седьмое. Детализированная проработанность норм уголовного и уголовно-процессуального права в княжеском законодательстве (на примере Русской Правды) позволяет сделать выводы об особенностях уголовного права и процесса в Древнерусском государстве, исследовать ряд понятий и определений (преступление, наказания, доказательства, вина, участники процесса и др.). Была разработана система преступлений и наказаний. Наиболее распространенным видом наказания по Русской Правде была вира (штраф).

Таким образом, можно сделать вывод, что древнерусское право зарождалось параллельно становлению древнерусской государственности, включало в себя нормы обычного права, нормы-традиции, нормы морали, религиозные нормы, нормы писаного права. Древнерусскому право по своему характеру было казуальным и сословным. Анализ источников древнерусского права свидетельствует о высокой степени проработанности (для X - XII вв.) регулирования имущественных отношений.

 

Обычное право

 

Правовые системы, в основу которых были положены определенным образом систематизированные обычаи, получили название систем обычного права. Древнейшими памятниками обычного права являются своды обычаев Русская Правда в Древнерусском государстве и т.д. Исследователь В.А. Рыбаков отмечает, что «обычное право существует, и будет существовать столько, сколько просуществует право, оказывая влияние на правовое развитие, восполняя пробелы в зонах правового общения, а также там, где законопредписания нежизнеспособны... Речь идет, в частности, об обычаях упорядоченных (компилированных) и неупорядоченных (некомпилируемых), местных (на уровне отдельных общин и сообществ) и региональных, общих (на уровне нации, народа) и локальных». Согласимся с ним.

Непосредственно определение обычного права дается в обществоведческом словаре Н.Е. Яценко. Итак, обычное право - это система норм (правил поведения, основывающихся на обычае), регулирующая общественные отношения в данном государстве, в определенной местности либо в данной этнической или социальной группе. Таким образом, обычное право - это совокупность норм неписаного права, обязательных для исполнения наряду с законом и находящихся под такой же правовой защитой со стороны государства, как и нормы писаного права. Следует отметить, что исторически обычное право складывалось в процессе долгого и однообразного соблюдения определенных норм и правил, которые олицетворяли собой преобладающие в обществе правовые воззрения.

У восточных славян обычное право зародилось на ранних этапах развития общества и было неписанным. Его хранителями являлись старейшины социальных групп, наиболее уважаемые люди. По мере развития общества обычное право трансформировалось в право законное. Исходя из того, что его санкционировало государство, нормы обычного права становились общеобязательными для выполнения. Государство следило за их соблюдением, но они действовали преимущественно в сфере общинного суда.

Таким образом, на Руси доминирующую позицию занимали нормы, основанные на обычаях. В летописях содержатся данные об обычаях восточных славян, существоваших еще до зарождения государственности. По сути, они регулировали порядок совершения кровной мести, проведения некоторых процессуальных действий (присяга, ордалии, оценка показаний свидетелей и проч.).

Нормы обычного права были тесно связаны с нормами морали, и они воспринимались как справедливые, нравственные, с ними вынуждена считаться и господствующая верхушка. Право у славян обозначалось термином «правда». Подобно обычаям, нормам права передалась форма пословиц, поговорок и сказаний. На Руси долго считали, что поступать по старине, значит поступать по праву. «Что старее, то правее» - говорит пословица. И с этим нельзя не согласиться.

Устная форма обычного права не давала возможность точно закрепить то или иное положение.

С точки зрения Марченко М.Н., «правовая природа обычая «выводится» при этом из его собственной природы и обусловливается не характером его связей с государством («одобряет» или «не одобряет», санкционирует), а наличием у него определенных признаков и черт, соблюдением в процессе его образования и функционирования строго определенных требований и условий».

Подводя итог сказанному, подчеркнем, что обычное право - это форма естественного права, возникшего в силу объективной необходимости. Нарушение норм обычного права отождествляется с причинением обиды (не случайно в Русской Правде Ярослава Мудрого преступление послужило наименование «обида»).

Таким образом, обычное право как источник Древнерусского права представляет собой санкционированные государством нормы первобытных обычаев восточных славян, отражающие интересы общности и охраняемые силой государственного принуждения.

 

Религиозная норма как источник древнерусского права

древнерусский право правда уголовный

В конце X в. (988 г.) отношения с Византией привели к принятию христианства, что произвело настоящий переворот во всех сферах правовой жизни: обычное русское право во многом прямо противоречило учению христианской морали и церковного права.

На протяжении двух последующих столетий, XI и XII, Русь перенимала чужое право, приспосабливая его к условиям своей жизни. В русскую культуру был привнесен огромный объем переводной греческой литературы, как светского, так, главным образом, религиозного содержания: евангелия, псалтыри, жития святых, хроники, апокрифические сочинения и пр., составлявшие круг чтения средневекового русского читателя. В этом потоке немаловажное значение занимали кодексы византийского права, которые стали изучаться и применяться и в законотворчестве, и в судебной практике.

Первыми пришли сборники церковного права: Номоканон (законы и правила) Иоанна Схоластика, Номоканон патриарха Фотия. Переводы их получили на Руси название Кормчих книг (сборники канонических и юридических установлений).

С точки зрения Хачатурова Р. Л., такой всеобъемлющий переворот мог бы повести к полной замене местного права чужим, но благодаря устойчивости русского обычного права он привел только к необходимому усвоению церковного права и к частичной и свободной рецензии некоторых кодексов византийского светского права. Действительно такие кодексы были реципированы с самого принятия христианства, это доказывается тем, что светские кодексы включались в состав греческих Номоканонов (и русских кормчих книг), которые в своей сфере были обязательны в полном своем составе.

Таким образом, под влиянием византийского права уже в XI в. членовредительные и болезненные наказания уступили место денежным штрафам, вместе с тем, произошли серьезные изменения в семейно-брачном праве, появились нормы в праве, защищающие честь и достоинство личности и др.

Переворот, произведенный в древнерусском обществе и праве христианством и византийским правом, сказался, в первую очередь, на положении церкви и церковных людей. Это нашло отражение в церковных уставах, принятых русскими князьями: Устав князя Владимира, Устав князя Ярослава, уставы новгородских князей Всеволода и Святослава и др.

Вместе с новой религией на языческую Русь приходят византийские законодательные акты, содержащие фундаментальные основы церковно-византийского права, основанные, прежде всего, на Своде законов Юстиниана. Вскоре за их распространением начинает внедряться институт церковных судов, имеющий довольно широкую компетенцию: за определенные противоправные деяния церковному суду подлежат практически все сословия Древнерусского государства.

Таким образом, религиозные нормы христианства были восприняты древнерусским правом сквозь призму языческих обычаев Руси и закреплены в различных видах источников, являясь при этом основой регулирования многих общественных отношений.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...