Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 1. ПОНЯТИЕ. 1.1. Виды понятий. Упражнение 1. Укажите единичные и общие понятия; определите, какие общие понятия являются регистрирующими и какие - нерегистрирующими; выделите собирательные понятия




Глава 1. ПОНЯТИЕ

1. 1. Виды понятий

Понятие - это форма мышления, отражающая предметы в их су­щественных признаках.

Понятия делятся на следующие виды: 1) единичные и общие, 2) собирательные и несобирательные, 3) конкретные и абстрактные, 4) положительные и отрицательные, 5) безотносительные и соотно­сительные. Общие понятия могут быть регистрирующими и нереги-стрирующими. В процессе рассуждения общие понятия могут упот­ребляться в разделительном и собирательном смысле. Дать полную логическую характеристику понятию (упр. 6) - значит определить, к какому из перечисленных видов оно относится. Логическая харак­теристика помогает уточнить содержание и объем понятия, вырабо­тать навыки более точного употребления понятий в процессе рассуж­дения (см. учебник, гл. II, § 3).

Упражнение 1

Укажите единичные и общие понятия; определите, какие общие понятия являются регистрирующими и какие - нерегистрирующими; выделите собирательные понятия.

Образцы:

1. " Московская государственная юридическая академия' - единичное понятие.

2. 'Высшее учебное заведение* - общее (нерегистрирующее) понятие.

3. " Свод законов* ~ общее (собирательное) понятие.

1. 9. Коллектив.

1. 10. Незаконное предпринима­тельство.

1. 11. Организация Объединен­ных Наций.

1. 12. Галактика.

1. 13. Верховный суд.

1. 14. Хромосомная теория на­следственности.

1. 15. Страна восходящего солн­ца.

1. 1. Правовая норма.
1. 2. Российская Федерация.
1. 3. Преступное деяние.
1. 4. Первый космонавт.
1. 5. Бригада морской пехоты.
1. 6. Участник Сталинградской
  битвы.
1. 7. Рабочий класс.
1. 8. Планета Солнечной системы.

1. 1. Виды понятий

Упражнение 2

Установите, в каком смысле - собирательном или разделитель­ном - употребляются выделенные понятия.

Образцы:

1. " Граждане Российской Федерации имеют право на образование* - поня­тие употребляется в разделительном смысле.

2. " Граждане Российской Федерации проживают на территории, равной 17 млн. кв. км- - понятие употребляется в собирательном смысле.

1' ■ ■:                                                                               /

2-1. Человек осваивает космос. <

2. 2. Человек имеет право на гражданство.

2. 3. Сочинения Ф. М. Достоевского отличаются глубоким психоло­гизмом.

2. 4. Сочинения Ф. М. Достоевского составляют несколько томов. ;

2. 5. Развивающиеся страны, где проживает более двух миллиардов человек, являются регионом бедности. .

2. 6. Ничто не возвышает человека больше, чем знания.

2. 7. Полноводны и могучи реки Сибири.

2. 8. В странах Азии проживает более половины всего человечества. \

2. 9. Судьи и присяжные заседатели независимы и подчиняются только закону.

2. 10. Глава правительства - руководитель высшего органа исполни­тельной государственной власти.

2. 11. Наука - сложная система исследовательской деятельности, на­правленной на приобретение новых знаний.

2. 12. Гласность судопроизводства ~ открытое разбирательство дел во всех судах. /■

2. 13. Под культурой принято понимать все то, что создано человеком.

2. 14. Юридический закон - основа системы права.

2. 15. Голь на выдумки хитра. J

Упражнение 3

Укажите конкретные и абстрактные понятия. Образцы:

1. " Юридический закон* - конкретное понятие.

2. " Невменяемость» - абстрактное понятие.

3. 1. Политическая система.

3. 2. Противоправность.

3. 9. Космический объект.

3. 10. Бескорыстие.

 3. 3. Преступление.

3. 4. Орбита.

3. 5. Двуличие.

3. 6. Трезвость.

3. 7. Адвокат.

3. 8. Равенство.

3. 11. Родина.

3. 12. Гражданское мужество.

3. 13. Родство.

3. 14. Преступность.

3. 15. Свобода.

Упражнение 4

Укажите положительные и отрицательные понятия.

Образцы:  

1. 'Законный* - положительное понятие.

2. 'Незаконный» - отрицательное понятие.

4. 1. Верность. 4. 9. Принципиальность
4. 2. Безволие. 4. 10. Компетентность.
4. 3. Невежество. 4. 11. Анархия.
4. 4. Гуманизм. 4. 12. Антиквар.
4. 5. Беспредел. 4. 13. Нейтралитет.
4. 6. Зазнайство. 4. 14. Бездна.
4. 7. Антифашист. 4. 15. Аноним.
4. 8. Недееспособность.  

Упражнение 5

Определите, являются ли данные понятия безотносительными или соотносительными.

Образцы:

1. < Суд> - безотносительное понятие.

2. 'Начало - соотносительное понятие.

5. 1. Причина. 5. 9. Амнистия.
5. 2. Работодатель. 5. 10. Взяткодатель
5. 3. Север.             5. 11. Копия.
5. 4. Рабочее время. 5. 12. Проблема.
5. 5. Истец. 5. 13. Наставник.
5. 6. Усыновитель. 5. 14. Племянник.
5. 7. Гражданское право. 5. 15. Практика.
5. 8. Ведущий.  

1. 2. Отношения между понятиями

Упражнение 6

Дайте полную логическую характеристику понятиям.

Образец:

«Юрист» - понятие общее (нерегистрирующее), несобирательное, кон­кретное, положительное, безотносительное.

6. 1. Правительство. 6. 9. Созвездие Большой Мед-
6. 2. Западная граница госу-     ведицы.
  дарства. 6. 10. Невменяемость.
6. 3. Невиновность. 6. И. Социальная справедливость.
6. 4. Учитель. 6. 12. Судимость.
6. 5. Законность. 6. 13. Безнравственность.
6. 6. Бескорыстие. 6. 14. Дезинформация.
6. 7. Министерство юстиции. 6. 15. Содружество.

6. 8. Мужество космонавта Ле­онова. /■ '

1. 2. Отношения между понятиями

По отношению друг к другу понятия делятся на сравнимые и не­сравнимые. В логических отношениях могут находиться только срав­нимые понятия, которые делятся на совместимые и несовместимые.

Существуют три вида отношений совместимости: 1) равнообъем-ностъ, 2) пересечение (перекрещивание), 3) подчинение (субордина­ция) и три вида отношений несовместимости (внеположности): 1) со­подчинение (координация), 2) противоположность (контрарность), 3) противоречие (контрадикторностъ).

Отношение между понятиями принято изображать с помощью круговых схем (кругов Эйлера) (см. учебник, гл. II, § 4).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...