Самостоятельная работа студентов.
Стр 1 из 3Следующая ⇒ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Башкирский государственный медицинский университет Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию
ГИГИЕНА ВОЗДУХА
Руководство к практическим занятиям по разделу «Гигиена воздуха» для студентов, обучающихся по специальности «Лечебное дело» – 06.01.01 (65) Уфа 2006 УДК 613.95:371.711
Гигиена воздуха: Учебно-методическое пособие к практическим занятиям для студентов лечебного факультета /Авторы: Т.Р. Зyлькaрнаев, Е.Н. Мурысева, О.В. Тюрина, Х.З. Шубина. - Уфа: Изд-во ГОУ ВПО БГМУ Росздрава, 2006. – 35 с.
Руководство к практическим занятиям по разделу «Гигиена воздуха», составлено в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования. – М., 2000. В руководстве представлены три темы: «Гигиеническая оценка физических свойств воздуха», «Солнечная радиация и ее гигиеническое значение. Оценка естественного и искусственного освещения помещений» и «Гигиеническая оценка химического состава воздуха». Все темы составлены по единой схеме: обоснование актуальности и целей занятия, задания для самоподготовки - теоретические вопросы для подготовки к занятию, перечень рекомендуемой литературы, методики практических работ, примеры тестового контроля и ситуационных задач, эталоны ответов к ним, технологическая карта занятия. Данное руководство поможет студентам в овладении теоретическим материалом и практическими навыками при подготовке к практическим занятиям, при выполнении самостоятельных работ на объектах, а также будет способствовать более успешной подготовке к экзаменам.
Печатается по рекомендации Координационного научно-методического совета по оптимизации учебного процесса и утверждено на заседании редакционно-издательского совета ГОУ ВПО БГМУ Росздрава.
Рецензенты: Д.м.н., ученый секретарь отделения К.м.н., доцент кафедры гигиены труда и
© ГОУ ВПО БГМУ Росздрава, 2006 ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ Существование воздушной среды является обязательным условием поддержания жизни на Земном шаре. Воздушная среда необходима для дыхания человека, животных и растений, она является также резервуаром, принимающим газообразные продукты их обмена веществ. Через воздушную среду совершаются процессы теплообмена организма с внешней средой. Воздушная среда позволяет человеку ориентироваться в окружающей обстановке, воспринимать органами чувств различные сигналы, чтобы судить о состоянии окружающей среды. Воздушная среда оказывает существенное влияние на многие энергетические, геологические и гидрологические процессы, происходящие на поверхности Земли. Она служит одним из главных факторов климатообразования, профилактическим и лечебным фактором (закаливание, климатотерапия). Воздух является источником некоторых видов сырья, запасы которого практически неисчерпаемы; из него добывают азот, кислород, аргон и гелий. С гигиенической точки зрения воздушная среда неоднородна. Различают атмосферный воздух, воздух жилых и общественных зданий, воздух промышленных предприятий. Настоящее пособие посвящено изучению атмосферного воздуха и воздуха различных помещений. Воздух промышленных предприятий рассматривается в теме «Гигиена труда».
При гигиенической оценке воздуха необходимо учитывать: физические свойства воздуха – барометрическое давление, температуру, влажность, скорость движения, солнечную радиацию, электрическое состояние, радиоактивность; химический состав – содержание естественных составных частей и химических примесей; механические примеси – содержание пыли и дыма; микроорганизмы – число бактерий, их патогенность. В процессе развития человеческого организма между ним и воздушной средой создалось тесное взаимодействие, нарушение которого может неблагоприятно влиять на организм. Значительные изменения физических и химических свойств воздуха могут привести к нарушению здоровья и снижению качества жизни. Перед гигиеной стоят следующие задачи: 1. изучение природных и антропогенных факторов воздушной среды, оказывающих влияние на здоровье человека; 2. изучение закономерностей влияния этих факторов на организм человека; 3. научное обоснование и разработка гигиенических нормативов, правил и мероприятий по устранению или ограничению до безопасных уровней неблагоприятно действующих факторов и по максимальному использованию факторов, положительно влияющих на организм человека. Реализация данных задач позволяет предупредить возникновение предпатологических и патологических состояний и, в конечном итоге, сохранить здоровье человека, что является основным направлением деятельности врача лечебного профиля. Тема 7. ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКИХ СВОЙСТВ ВОЗДУХА
Актуальность темы. Воздух является одним из важнейших объектов окружающей человека среды. Без воздуха немыслимо сколько-нибудь продолжительное сохранение жизненных функций организма. Состояние атмосферы постоянно влияет на человека. В первую очередь он испытывает воздействие физических факторов: атмосферного давления, температуры, влажности, движения воздушных масс. Резкие изменения физических свойств воздуха могут оказать неблагоприятное влияние на здоровье человека, его работоспособность вследствие перенапряжения аппарата терморегуляции и нарушения теплового баланса.
Гигиеническая оценка физических факторов воздуха позволяет дать их характеристику, сделать вывод об их влиянии на здоровье человека и в соответствии с этим правильно организовать профилактические мероприятия по устранению или снижению их неблагоприятного воздействия. Общая цель. Усвоить значение физических свойств (атмосферное давление, температура, влажность, движение воздушных масс) атмосферного воздуха и воздуха жилых и общественных помещений, их влияние на организм человека, а также профилактические мероприятия по устранению или снижению их неблагоприятного воздействия. Овладеть методами определения физических свойств воздуха и уметь дать полученным результатам гигиеническую оценку. Конкретные цели. Уметь: 1. Определять и оценивать барометрическое давление, температуру, влажность и скорость движения атмосферного воздуха и воздуха помещений различного назначения. 2. Давать рекомендации по устранению или снижению возможного неблагоприятного действия метеорологических факторов на здоровье человека и по оптимизации микроклиматических условий в помещениях. 3. Определять и оценивать кратность воздухообмена в жилых и учебных помещениях.
Для реализации целей обучения необходимы базисные знания: 1. Термодинамика биологических систем. Теплообмен, виды. 2. Терморегуляция, теплопродукция, теплоотдача.
Информацию, необходимую для формирования знаний, можно найти в следующих учебниках: 1. «Гигиена» /Под общей редакцией Г.И. Румянцева. – М., 2000. – С. 76-92, 197-220, 289-291, 305-306, 345-350, 353-354. 2. «Гигиена и экология человека». Ю.П. Пивоваров. – М., 1999. – С. 12-14. 3. «Руководство к лабораторным занятиям по гигиене и экологии человека». Ю.П. Пивоваров. – М., 1999. – С. 8-16. 4. «Словарь гигиенических терминов и понятий». Е.Н. Мурысева,
Теоретические вопросы, на основании которых возможно выполнение целевых видов деятельности:
1. Атмосферный воздух, значение. 2. Гигиеническая характеристика атмосферного воздуха. 3. Гигиеническое значение атмосферного давления. 4. Метеотропные и сезонные заболевания, их профилактика. 5. Заболевания, связанные с воздействием повышенного и пониженного атмосферного давления, их профилактика. 6. Влияние на организм человека высоких и низких температур. Меры профилактики перегреваний и переохлаждений. Оптимальные температуры для различных помещений. 7. Гигиеническое значение влажности воздуха. Виды влажности. Нормы для помещений. 8. Гигиеническое значение движения воздуха. Нормы для помещений. 9. Роза ветров, значение, построение. 10. Комплексное воздействие температуры, влажности и движения воздуха на организм человека. Пути теплоотдачи при различных значениях указанных факторов. 11. Устройство и принцип работы приборов для измерения барометрического давления. 12. Устройство и принцип работы приборов для измерения температуры воздуха. 13. Определение температурного режима помещений. 14. Устройство и принцип работы приборов для измерения влажности воздуха. 15. Устройство и принцип работы приборов для измерения скорости движения воздуха. 16. Кататермометрия. Определение охлаждающих свойств и малых скоростей движения воздуха. 17. Кратность воздухообмена, значение, определение. Самостоятельная работа студентов Определение атмосферного давления, температуры, влажности,
Приборы для определения атмосферного давления
· Барометр ртутный сифонный представляет собой У-образную трубку, наполненную ртутью, с открытым концом в меньшем колене и с запаянным концом в длинном колене. В этом барометре давление измеряется в миллиметрах по разности между высотой ртутного столба в длинном колене и высотой столба в открытом колене. · Барометр ртутный чашечный состоит из вертикальной, наполненной ртутью трубки, верхний конец которой запаян, а нижний опущен в чашечку с ртутью. При увеличении атмосферного давления воздух давит на поверхность ртути в чашечке. Часть ртути входит в трубку и уровень ее повышается. Измерения производятся в миллиметрах ртутного столба. · Барометр-анероид состоит из безвоздушной металлической коробки с упругими волнообразными стенками. Колебания атмосферного давления отражаются на объеме и форме коробки, стенки которой прогибаются или выпрямляются. Эти движения посредством пружины и системы рычажков передаются стрелке, движущейся по циферблату. · Барограф - самопишущий прибор, применяемый для систематических наблюдений за ходом барометрического давления в течение определенного промежутка времени. Главную часть его составляет ряд анероидных коробок. При изменении давления крышки этих коробок перемещаются, что передается по системе рычажков стрелке с пером, укрепленной около вращающегося барабана. На последний надета разграфленная на миллиметры ртутного столба бумажная лента. При увеличении давления перо стрелки поднимается кверху, при снижении давления - опускается книзу.
Приборы для определения температуры воздуха Измерение температуры воздуха проводят с помощью ртутных и спиртовых термометров. Наибольшее распространение получили ртутные термометры. Это объясняется их большой точностью и возможностью применения в широких пределах от -35° до +35°С. Спиртовые термометры менее точны, так как спирт при нагревании выше 0°С расширяется неравномерно, но зато они дают возможность измерить очень низкие температуры. Термометры градуируются в градусах Цельсия. · Максимальный термометр (ртутный). Представителем его является медицинский термометр. В приборе при переходе резервуара для ртути в капилляр имеется сужение, и ртуть преодолевает его только при повышении температуры под влиянием силы расширения. При понижении температуры ртуть вниз не падает. Для повторного измерения необходимо вогнать ртуть обратно в резервуар энергичным встряхиванием. · Минимальный термометр (спиртовой) имеет в капилляре стеклянную иглу-указатель с утолщениями на конце. Температура измеряется в горизонтальном положении (предварительно игла-указатель опускается до мениска спирта - пленки поверхностного натяжения). При понижении температуры поверхностная пленка увлекает за собой стрелку вниз к резервуару и устанавливает ее в положении, соответствующем минимуму наблюдавшейся температуры. При повышении температуры спирт, расширяясь, проходит мимо стрелки, не сдвигая ее с места, так как сила трения утолщений стрелки достаточна, чтобы удержать ее на месте. · Термограф - самопишущий прибор, применяемый для систематических наблюдений за ходом температуры. Воспринимающей частью прибора является биметаллическая пластинка, состоящая из двух спаянных между собой пластинок металла с разными температурными коэффициентами. При колебании температуры изменяется изгиб пластинки, что передается через систему рычажков стрелке с пером, скользящим по особо разграфленной бумаге, надетой на вращающийся барабан.
Исследование температурного режима воздуха помещений
Измерение проводят в пяти точках: по вертикали - в трех точках: 0,1 – 1 – 1,5 м от пола (колебания температуры не должны превышать 2,5° между крайними точками измерения); по горизонтали - в двух точках: 10-15 см от наружной и внутренней стен помещения на высоте 1,5 м (колебания температуры не должны превышать 2°). Средняя температура воздуха в учебных комнатах, жилых помещениях, больничных палатах должны находиться в пределах 18-20°С, в спортивных залах - 14-16°С, в ротных спальнях казарм, школьных мастерских - 16- 18°С, в операционных - 22°С.
Приборы для определения влажности воздуха · Психрометр Августа состоит из двух спиртовых термометров. Резервуар одного из них обернут тонкой материей, конец которой опущен в дистиллированную воду. Через 10-15 минут наблюдения снимают показания с сухого и влажного термометров. По разнице показаний по таблице определяют относительную влажность воздуха. Разница будет тем больше, чем суше воздух. · Психрометр Ассмана является более усовершенствованным прибором. Ртутные термометры заключены в металлические трубки, через которые равномерно просасывается исследуемый воздух с помощью заводного вентилятора, находящегося в верхней части прибора. Резервуар влажного термометра обернут кусочком батиста, который перед каждым наблюдением смачивают дистиллированной водой. Через 5 минут от начала работы снимают показания термометров и по таблице определяют относительную влажность воздуха. · Гигрометр. Принцип работы основан на способности волоса в силу гигроскопичности удлиняться во влажной среде и укорачиваться в сухой. Вымытый и обезжиренный волос укреплен в раме, нижний конец его через блок соединен со стрелкой, скользящей по шкале, на которую нанесены цифры, показывающие относительную влажность. Гигрометры являются менее точными приборами, чем психрометры. · Гигрограф - самопишущий прибор, применяемый для систематической записи относительной влажности воздуха. Гигроскопическим телом является пучок волос, закрепленный на раме с обеих сторон. В середине пучок оттянут при помощи крючка. При увеличении или уменьшении длины волос в зависимости от изменения относительной влажности происходит перемещение срединной точки пучка. Это передается через систему рычажков на стрелку с пером, вычерчивающим на ленте вращающегося барабана кривую влажности воздуха. Относительная влажность воздуха в различных помещениях нормируется в пределах 30-70%.
Приборы для определения скорости движения воздуха · Чашечный анемометр позволяет измерять скорость движения воздуха от 1 до 50 м/сек. Верхняя часть его состоит из крестовины с четырьмя полыми полушариями, обращенными выпуклостью в одну сторону. Нижний конец оси с крестовиной соединен с измерительным устройством (счетчиком оборотов). При наблюдениях становятся лицом к ветру и устанавливают прибор так, чтобы измерительное устройство было обращено к наблюдателю. Записывают показания прибора, т.е. положение стрелок на циферблате, указывающих количество метров, начиная с тысяч (первая малая стрелка), затем сотен (вторая малая стрелка) и единиц (большая стрелка). Дают чашечкам вращаться 1-2 минуты вхолостую, чтобы они приняли постоянную скорость вращения, а затем одновременно включают счетчик анемометра и секундомер. Через 5-10 минут счетчик выключают и записывают новые показания стрелок. Разница в показаниях стрелок между вторым и первым отсчетами покажет число метров, пройденных воздушным потоком за период наблюдения. Для нахождения скорости движения воздуха необходимо разделить найденное число на количество секунд, в течение которых работал анемометр. Пример. До наблюдения: После наблюдения: 1 малая стрелка (1000) - 4 между 4 и 5 2 малая стрелка (100) - 2 между 6 и 7 Большая стрелка - 0 80 Запись - 4200 4680 Разница = 4680 - 4200 = 480 м Скорость движения воздуха = 480 м: 300 сек = 1,6 м/сек. · Крыльчатый анемометр отличается большей чувствительностью и пригоден для измерения более слабых потоков воздуха в пределах от 0,5 до 15 м/сек. Воспринимающей частью прибора является колесико с легкими алюминиевыми крыльями, огражденными широким металлическим кольцом. Принцип работы прибора аналогичен предыдущему. · Кататермометр - прибор, предназначенный для определения малых скоростей движения воздуха (до 1-2 м/сек). Кататермометр представляет собой спиртовой термометр с цилиндрическим или шаровым резервуаром со шкалой, разделенной на градусы соответственно от 35°до 38°С и от 33° до 40°С. В начале определяется охлаждающая способность воздуха (один из методов учета суммарного действия на организм температуры, влажности и скорости движения воздуха). Кататермометр опускают в горячую воду (около 80°С) и нагревают до тех пор, пока спирт не поднимется до половины верхнего расширения капилляра. После этого прибор вытирают и вешают в месте наблюдения. Затем отмечают по секундомеру время, в течение которого столбик спирта опустится с 38° до 35°С. Величину охлаждения находят по формуле: Н= F / а, где Н – искомая величина охлаждения; F - фактор прибора (постоянная величина, показывающая количество тепла, теряемого с 1 см2 поверхности резервуара кататермометра за время его охлаждения с 38° до 35°С, в мкал/см2); а - время охлаждения прибора в секундах. Установлено, что оптимальное тепловое самочувствие у лиц так называемых сидячих профессий совпадает с величиной охлаждения кататермометра в пределах 5,5 -7,0 мкал/см2 х сек. Для нахождения скорости движения воздуха предварительно определяют выражениеН/Q (Q – разность между средней температурой тела 36,5° и температурой окружающего воздуха). Затем по таблице находят соответствующую этой величине скорость движения воздуха. Скорость движения воздуха в учебных комнатах, жилых помещениях нормируется в пределах 0,2 - 0,4 м/сек, в операционных - 0,15 м/сек.
В настоящее время для измерения физических свойств воздуха предлагаются разнообразные приборы. Измеренные ими показатели выводятся в цифровом виде на дисплей. Многие приборы имеют встроенную память, выход на компьютер. Приводим примеры некоторых из них: Комплексные измерители физических свойств воздуха · «Метеометры МЭС» – цифровые комбинированные приборы. Предназначены для измерения атмосферного давления от 80 до 110 КПа (600-825 мм. рт. ст.), температуры (от -10 до +50°С), относительной влажности (от 30 до 98 %), скорости воздушного потока (от 0,1 до · ТЕSТО 400 – измерительный прибор с большим выбором зондов. Позволяет измерить температуру, влажность (абсолютную, относительную, точку росы и другие показатели), давление, скорость потока воздуха, концентрацию СО и СО2, скорость вращения, напряжение и силу тока. Диапазоны измерений: температуры (от -200 до +12500С), влажности (от 0 до 100 %), скорости движения воздуха (от 0 до 100 м/сек). · ТЕSТО 454 предназначен для измерения температуры воздуха и поверхностей (от –200 до +17600С), влажности (от 0 до 100%), скорости потока воздуха (от 0 до 60 м/с), давления, концентрации СО2, силы тока и напряжения с помощью большого количества зондов. Может использоваться как для оперативных измерений микроклимата, так и для длительного мониторинга. Приборы для измерения температуры · Термометр контактный микропроцессорный · Поверхностный мини-термометр ТЕSТО 0900.519 предназначен для измерения температуры поверхностей (диапазон измерения от –50 до +2500С). Приборы для измерения температуры и влажности
· ТЕSТО 615/625 предназначены для измерения температуры (от -10 до +600С) и относительной влажности воздуха (от 0 до 99 %) неагрессивных газовых сред. Обладают функцией удержания текущих, максимальных и минимальных значений за время измерения. · ТЕSТО 635 предназначен для измерения температуры (от -60 до +4000С), влажности (от 0 до 100 %), расчета точки росы, измерения температуры поверхностей, сыпучих тел и жидкостей с помощью сменных зондов. Имеет функции удержания текущих, максимальных и минимальных показаний. · Термогигрометры ИВА-6 – автоматические цифровые приборы непрерывного действия. Предназначены для измерения относительной влажности (от 0 до 98%) и температуры воздуха в жилых и рабочих помещениях (от -40 до +500С). Приборы для измерения скорости движения воздуха · Анемометры НН-30А /31А/32А – универсальные приборы для измерения скорости воздуха (от 0,2 до 40 м/с). Предназначены для контроля воздуха окружающей среды, для наладки систем обогрева, вентиляции, кондиционирования воздуха. Чувствительным элементом служит зонд-крыльчатка. Приборы имеют функции усреднения результатов, индикации минимальных и максимальных значений. · Анемометр АПР-2 предназначен для метеорологических исследований на суше и на море, а также для измерения скорости воздушного потока в шахтах и рудниках, в системах вентиляции и кондиционирования (диапазон измерения – от 0,2 до 20 м/сек). В качестве чувствительного элемента используется съемный зонд-крыльчатка. Приборы для измерения температуры и скорости движения воздуха
· ТЕSТО 435 имеет широкий спектр применения благодаря возможности подключения сменных зондов (термоанемометрических, крыльчатых, температурных и др.). Позволяет измерять скорость воздушного потока (от 0 до · ТЕSТО 415/425 предназначены для измерений скорости (от 0 до 20 м/сек) и температуры (от -20 до +700С) потока воздуха внутри помещений при контроле и наладке систем вентиляции и кондиционирования. Обладают функцией удержания текущих, максимальных и минимальных значений за время измерения, а также усреднения по времени и измерительным точкам. Определение кратности обмена воздуха
Кратность воздухообмена - величина, показывающая сколько раз обменивается воздух в помещении за один час. Кратность воздухообмена определяется по формуле: величина вентиляционного воздуха (м3/час) К= ————————————————— объем помещения (м3)
Величину вентиляционного воздуха (количество воздуха, поступающего через вентиляционное отверстие в один час) вычисляют по формуле: Нормируемая кратность обмена воздуха в жилых помещениях - 1,5; в учебных комнатах - 3 раза в час.
Для определения уровня знаний студентам будут предложены тесты и ситуационные задачи. Примеры тестов. 1. На какой высоте появляются начальные симптомы высотной болезни? 1. 400-800 м 2. 1000-1500 м 3. 2000-4000 м 4. 5000-6000 м 5. 7000-8000 м
II. Перечислите показатели микроклимата жилых помещений 1. температура и бактериальная загрязненность воздуха 2. барометрическое давление, температура, относительная влажность 3. температура, скорость движения воздуха, содержание углекислого газа в 4. температура, относительная влажность, скорость движения воздуха 5. температура, относительная влажность, скорость движения,
III. Укажите норму температуры воздуха для жилых помещений 1. 14-160 2. 18-200 3. 21-220 4. 23-240 5. 25-260
IV. Дайте определение относительной влажности воздуха 1. отношение максимальной влажности к абсолютной, выраженное в % 2. разность между абсолютной и максимальной влажностью 3. разность между максимальной и абсолютной влажностью 4. упругость водяных паров, находящихся в данное время в воздухе в 5. отношение абсолютной влажности к максимальной, выраженное в %.
V. Укажите приборы для определения скорости движения воздуха 1. кататермометр 2. психрометр 3. анемометр 4. актинометр 5. радиометр
VI. Составление розы ветров необходимо 1. для оценки влияния движения воздуха на нервно-психическую сферу 2. для самоочищения воздуха 3. для прогноза погоды 4. для профилактики метеотропных заболеваний 5. для планировки населенных мест
VII. Как рассчитать кратность воздухообмена? 1. площадь форточки
2. площадь вентиляционного отверстия (ПВО) 3. ПВО х скорость движения воздуха х 3600 сек 4. объем помешения 5. ПВО х скорость движения воздуха х 3600 сек VIII. Укажите меры профилактики метеотропных заболеваний 1. закаливание 2. занятия спортом 3. индивидуальные средства защиты 4. щадящий режим дня 5. использование лекарственных средств
Эталоны ответов к тестам. I – 3 V – 1,3 II – 4 VI – 5 III – 2 VII – 3 IV – 5 VIII – 1,4,5
Примеры ситуационных задач. Задача 1. Рассчитайте и оцените охлаждающие свойства и скорость движения воздуха в жилом помещении, если время опускания столбика спирта кататермометра равно 120 сек, фактор прибора – 480 мкал/см2 х сек, температура окружающего воздуха – 23,50С.
Задача 2. В районе предполагаемого строительства нефтеперерабатывающего завода определялась частота (повторяемость) ветров. Полученные результаты: С - 40 %, СВ - 10 %, В - 10 %, ЮВ - 5 %, Ю - 5 %, ЮЗ - 15 %, З - 10 %, СЗ -
Эталоны ответов к ситуационным задачам Задача 1. Охлаждающая способность воздуха (Н)
Задача 2. Роза ветров – графическое изображение частоты (повторяемости) ветров по румбам, наблюдающееся в данной местности в течение года. Роза ветров строится путем откладывания от центра на линиях главных (С–Ю, З–В) и промежуточных (СЗ – ЮВ и СВ – ЮЗ) румбов в определенном масштабе отрезков, соответствую-щих числу (повторяемости) ветров в данном направлении за период наблюдения. Концы отрезков соединяют прямыми линиями. Штиль изображается окружностью в центре розы ветров; радиус окружности должен соответство-вать числу штилей.
Заключение. Господствующее направление ветров – северное. Предприятие должно быть расположено с подветренной стороны по отношению к жилой зоне, т.е. южнее.
Краткие указания к работе студентов на практическом занятии
Преподаватель осуществляет мотивационное введение в занятие, проводит контроль и корректировку исходного уровня знаний-умений, разбирает узловые вопросы темы. Затем студенты приступают к 1. определению физических свойств воздуха учебной комнаты, оформлению заключения; 2. решению ситуационных задач. Преподаватель принимает заключения по практической работе и ответы на ситуационные задачи, осуществляет их корректировку.
Технологическая карта занятия
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|