Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Материнство и детство как объекты социальной политики государства

 

Женщины – социально-демографическая группа населения, особо нуждающиеся в социальной защите в условиях рыночных отношений. Социальный статус женщины – положение ее как социальной группы в социальной системе по отношению к другим группам. Женщины составляют большинство населения и больше половины трудовых ресурсов России. Женщины составляют большинство бедного населения с доходами ниже прожиточного минимума, на женщину в современной семье возложены следующие функции: хозяйственно-бытовая, воспитательная. Главная функция женщины – репродуктивная. Такие образом, защита женщины – матери – это комплекс решения социальных проблем, включающий проблемы положение женщины в обществе и семье, охраны материнства и детства, пути освобождения женщин от различных форм угнетения. В современном обществе женщина – мать нуждается в защите от проявления дискриминации.

 В настоящее время деятельность государства характеризуется продолжающейся правотворческой работой, направленной на усовершенствование законодательства в области защиты прав и интересов детей в социальной сфере. Был принят ряд нормативно-правовых актов, в которых содержатся нормы, гарантирующие защиту детей практически во всех областях их жизнедеятельности

С целью обеспечения прав и законных интересов детей в социальной сфере в августе 1994 г. Президентом РФ был издан указ «О президентской программе «Дети России». В состав данной программы вошли и целевые программы «Дети инвалиды», «Дети сироты», «Дети Севера», «Дети Чернобыля», «Планированье семьи». Президентская программа спустя некоторое время была расширена за счет включения в нее еще ряда целевых программ: «Одаренные дети», «Дети семей беженцев и вынужденных переселенцев», «Безопасное материнство». В целях формирования основ комплексного решения проблем профилактики безнадзорности и правонарушений нарушений детей, их социальной реабилитации, а также создания эффективной системы социальных служб в президентскую программу были включены федеральные деле вые программы: «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», «Развитие социального обслуживания семьи и детей».

Общая цель государственной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации состоит в преодолении нарастания негативных тенденций и стабилизации и положения детей, создания реальных предпосылок дальнейшей положительной динамики процессов жизнеобеспечения детей.

В «Основных направлениях государственной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 года (Национального плана действий в интересах детей)» был и определены первоочередные задачи, которые требуют безотлагательно решения:

1. Укрепление Правовой защиты детства:

а) приведение законодательства Российской Федерации в соответствие с положениями Конвенции ООН о правах ребенка. Конституцией Российской Федерации’;

б) усиление защиты личных и имущественных прав детей в подростков в соответствии с меняющимися социально - экономических условиями и отношениями собственности.

2. Поддержка семьи как естественной седы жизнеобеспечения детей

а) создание условий для улучшения материального положения семей с детьми;

б) развитие системы социального обслуживания семьи, увеличение видов предоставляемых семье социальных услуг;

в) обеспечение условий семейного воспитания детей.

З. Обеспечение безопасного материнства о охраны здоровья детей

а) создание условий для безопасного материнства и рождения здоровых и желанных детей

б) снижение материнской и младенческой смертности;

в) усиление профилактики инфекционных и паразитарных заболеваний, улучшение психоневрологического и психического обследования детей, обеспечение медицинской диспансеризации детей;

г) улучшение санитарно - гигиенических условий содержания детей в детских учреждениях.

4. Улучшение питания детей

а) обеспечение полноценного питания новорожденных;

б) предотвращение недоедания и голода среди детей, беременных женщин и кормящих матерей;

в) повышение качества и безопасности потребляемой питьевой воды и пищевых продуктов.

5. Обеспечение воспитания, образования и развития детей:

а) обеспечение реального доступа к получению образования;

б) развитие системы дополнительного образования, создание условий для духовного и нравственного развития детей, освоения ценностей культуры;

в) развитие системы профессиональной ориентации, содействие адаптации в подростков к новым социально-экономическим условиям;

г) создание условий для устойчивого функционирования системы организации досуга и оздоровительного отдыха детей.

6. Поддержка детей, находящихся в особо трудных обстоятельствах:

а) обеспечение действенной защиты детей в условиях стихийных бедствий катастроф, политических межнациональных и иных, в том числе вооруженных, конфликтов;

б) создание эффективной государственной системы профилактики и безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

и) обеспечение реального права детей с аномалиями в развитии и детей — инвалидов на особую заботу государства, создание условии в для их нормальной жизнедеятельности реализации индивидуальных возможностей

г) обеспечение детям-сиротам, детям-беженцам, детям малочисленных народностей Севера, детям, пострадавшим от радиационных и экологических катастроф, условий для полноценного духовного и физического развития.

Закрепление Прав детей во всех сферах их жизнедеятельности в соответствии с требованиями Конвенции ООН о правах ребенка, Конституцией Российской Федерации является основной целью в области Правовой защиты детства.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- предотвратить распространение любых форм эксплуатации, жестокого обращения с детьми, обеспечить их защиту от физического и психологического насилия;

— обеспечить правовое регулирование защиты детей, находящихся в особо трудных условиях (в том числе пострадавших вследствие вооруженных конфликтов, экологических и природных бедствий и катастроф, детей из семей беженцев и вынужденных переселенцев);

— установить гарантии по обеспечению прав несовершеннолетних в процессе их трудоустройства в новых экономических условиях, защите их от эксплуатации со стороны работодателей, охране их труда;

— разработать эффективную правовую систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав.

Фактическая ситуация с российскими детьми, их правовой защитой обусловливает необходимость в поэтапном и экономически обоснованно принятии нормативных актов, В их числе должны быть акты как полностью посвященные детям и семье, так и содержащие отдельные нормы, регулирующие отношения, связанные с положением детей в семье и обществе, предусматривающие следующие меры:

— обеспечение правовых гарантий интересов несовершеннолетних воспитывающихся в условиях вынужденной миграции, особенно в случаях вооруженных конфликтов, экологических и природных бедствий и катастроф;

- защита детей от незаконного перемещения, в том число за границу;

— защита прав детей-граждан России, находящихся за рубежом, в том числе меры, подлежащие отражению в международных договорах

— образование и функционирование системы государственного социального обслуживания семьи и детей;

- квотирование рабочих мест для несовершеннолетних на предприятиях, предоставление налоговых льгот и компенсационных выплат предприятиям, принимающим на работу несовершеннолетних;

— усиление контроля за выполнением работодателем трудового законодательства, в том числе по оплате труда несовершеннолетних, соблюдению установленных норм в области техники безопасности гигиены труда и т. д.;

— установление более строгих мер ответственности лиц, виновных в детском травматизме и причинении другого ущерба здоровью детей и подростков;

— создание системы ювенальной юстиции, специальных составов судов по делам семьи и несовершеннолетних;

— установление повышенной уголовной ответственности за Привлечение несовершеннолетних к изготовлению, распространению, торговле или рекламированию продукции порнографического содержания, к занятиям проституцией, употреблению наркотических средств, приобщению к алкоголю;

- создание необходимых условий для исправлений перевоспитания несовершеннолетних право нарушителей;

- разработка порядка трудоустройства подростков, возвращающихся из мест лишения свободы;

- защита прав детей при разводах, процедуре передачи детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи;

- установление механизма взыскания и порядка уплаты алиментов и исполнения судебных решений о взысканий алиментов.

В соответствии с принятой стратегией государственной политики России по обеспечению прав детей и их защиты был принят ряд нормативных правовых документов, гарантирующих социальные права детей. Среди них: Федеральный закон «Об общественных объединениях» от 19 мая 1995 г. №82-ФЗ, гарантирующий членство и участие детей, достигших 14-летнего возраста, в общественных объединениях, а при достижении 8-летнего возраста членство и участие в детских общественных объединениях.

Федеральный закон Российской Федерации «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» от 28 июня 1995 г.№98-ФЗ определяет Гарантии, общие принципы, содержание и меры государственной поддержки молодежных и детских общественных объединений в области государственной молодежной политики в целях создания и обеспечения правовых, экономических и организационных условий, гарантий и стимулов деятельности таких объединений.

Закон устанавливает принципы государственной поддержки молодежных и детских объединений:

— приоритет общих и патриотических ценностей в деятельности молодежных из детских объединений;

— равенство прав на государственную поддержку молодежных и детских объединений;

— признание самостоятельности молодежных и детских объединений и их права на участие в определении мер государственной поддержки;

— содействие государственных органов исполнительной власти физическим и юридическим лицам в осуществлении негосударственной поддержки молодежных и детских объединений.

Закон гарантирует право на участие представителей молодежных и детских объединений в заседаниях федеральных органов исполнительной власти при принятии решений по вопросам, затрагивающим интересы детей и молодежи.

Закон устанавливает выделение субсидий молодежным и детским объединениям один раз в год в объеме, пропорциональном числу членов объединения, с учетом итогов его деятельности в предыдущем году и приоритетности планируемых для реализации проектов (программ).

Молодежным и детским объединениям выделяются следующие виды субсидий на:

1) осуществление деятельности, направленной на удовлетворение духовных и иных нематериальных потребностей детей и молодежи, на защиту их прав и свобод, также на предотвращение угрозы их здоровью;

2) осуществление деятельности, направленной на интеграцию в обществе, профессиональную подготовку, повышение уровня образования, культуры наиболее социально уязвимых групп детей и молодежи;

З) проведению мероприятий по организации’ досуга детей и молодежи;

4) подготовку кадров молодежных и детских объединений;

5) обеспечение функционирования органов молодежных и детских объединений, содержание помещений, приобретение оборудования, материалов;

6) развитие международных связей молодежных я детских объединений.

Субсидии, выделяемые на государственную поддержку молодежных и детских объединений, указываются в федеральном бюджете отдельной строкой.

 

Законодательная база

1. Основные направления государственной политики по улучшению положения детей в РФ (1995г.);

2. Декларация;

3. Конвенция;

4. Федеральные Законы («Об образовании», «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», «Об охране здоровья граждан»);

5. Указы Президента РФ («О мерах по социальной поддержке многодетных семей» 1992г.).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...