Государственно-политическое развитие Германии после Второй мировой войны
Принципы послевоенного устройства Германии были определены решениями Крымской (январь 1945 г.) и, главное, Потсдамской конференциями (июль-август 1945 г.) государств-союзников (СССР, США и Великобритании). Они были поддержаны Францией и рядом других стран, находившихся в состоянии войны с Германией. Согласно этим решениям, в Германии должно было быть полностью разрушено государство: запрещалась НСДАП и все связанные с ней организации, большинство карательных учреждений рейха (включая СА, СС и службы СД) были объявлены преступными, распускалась армия, отменялись расовые законы и акты политического значения. В стране должны были последовательно проводиться денафикация, демилитаризация, демократизация. Дальнейшее решение «германского вопроса», включая подготиовку4 мирного договора, отдавалось в руки Совета министров иностранных дел государств-союзников. 5 июня 1945 г. Государства-союзники обнародовали Декларацию о поражении Германии и об организации нового порядка управлен7ия. Страна подразделялась на 4 оккупационные зоны, которые отдавались под администрацию. Великобритании (наибольшая по территории зона), США, СССР и Франции; совместному управлению подлежала столица-Берлин. Для решения общих вопросов образовался союзный Контрольный совет из главнокомандующих четырех оккупационных армий, решения в котором принимались бы по принципу военного губернаторства. На губернаторов возлагались все вопросы восстановления гражданской жизни, осуществления политики денафикации и демилитаризации, а также преследования нацистских преступников, возвращения ранее насильственно перемещенных лиц и военнопленных всех национальностей.
После установления военной администрации во всех зонах была разрешена деятельность политических партий. Новые партии должны были сыграть основную роль в восстановлении государственных структур и в политической организации населения. В условиях резкого расхождения военно-политических целей СССР и США в Европе, их позиций по поводу судьбы Германии (США предполагали политическое дробление страны на несколько самостоятельных земель, СССР-создание единого государства «народной демократии»), западные страны повели политику на раздел Германии, создание на территории бывшего рейха (в границах 1937г.; согласно основополагающим решениям союзнических конференций все «новоприобретения» отторгались от страны, кроме того, Силезия и Восточная Пруссия отошли к Польше и СССР) двух новых государств. В итоге западные зоны объединились. В феврале-марте и в апреле-июне 1948 г. На Лондонской конференции 6 стран-союзников (США. Великобритания, Франция, Бельгия, Нидерланды, Люксембург) было принято решение о создании особого Западногерманского государства. В 1948 г. к Бизонии была присоединена французская зона оккупации (образовалась т.н. «Тризония»). 1 июля1948 г. военные губернаторы западных держав провозгласили условия образования Западногерманского государства (согласно особой инструкции в адрес группы по подготовке конституции, начавшей работу в августе 1948 г. Западное государство должно было стать федеральным). ФРГ охватила примерно3/4 прежней территории страны. Оккупационному статусу правительства США, Великобритании и Франции в лице своих губернаторов сохраняли контроль за соблюдение6м конституционного строя, внешней торговлей, внешними сношениями и международными соглашениями Германии, осуществлением демилитаризации, включая вмешательство в этих целях во все сферы хозяйственной и научной жизни; оккупационные войска обладали хозяйственной и правовой экстерриториальностью. Впоследствии Статус был несколько пересмотрен в пользу самостоятельности ФРГ.
Параллельно шел процесс возрождения государственности в Восточной зоне - при влиянии Советской военной администрации (СВАГ). СВАГ обладала высшими законодательными и административными полномочиями в восточной части Германии. Под руководством СВАГ здесь было в первую очередь восстановлено местное самоуправление5-краевцые и земельные собрания (ландтаги). Важнейшее значение имела провозглашенная 25 февраля 1947 г. ликвидация Прусского государства. Его территория была распределена между новыми землями-областями. Влияние СЕПГ в восточной зоне определило то, что краевые и земельные собрания конституировались по советскому типу; выборы в них были проведены на принципах классовой демократии. В условиях отсутствия единой собственной администрации восточной зоны, кроме6 правительств земель и краев, организационно-политическая роль перешла к ЦК СЕПГ, действовавшему под руководством СВАГ, СЕПГ инициировала проведение масштабных экономических реформ; прежде всего аграрной и финансово-промышленной. В ходе проведения этих реформ сложился разветвленный управленческий аппарат, взявший на себя государственные функции. В качестве единого общественно-политического органа с декабря 1947 г. в восточной зоне стал функционировать Немецкий народный конгресс (ННК), он выполнял как бы представительские функции без точных государственных полномочий. Теоретически ННК должен был играть объединительную роль, однако его позиции в западных зонах были незначительны. С началом обособления западных зон в 1948 г. конгресс превратился практически в законосовещательный представительный орган только Восточной Германии. Его состав стал определяться на выборной основе - от образовавшихся на Востоке партий и общественных движений ННК (март 1948г.) образовал Немецкий народный совет, который должен был провести основные мероприятия по конституированию государства в советской зоне оккупации. В мае 1949 г. 3-ий ННК утвердил разработанную СЕПГ конституцию демократического типа, провозгласил образование межпартийного общественно-0политического Национального фронта демократической Германии.
По сути, государственное обособление Восточной зоны было завершено. Официальное провозглашение образования восточного государства - Германской Демократической республики состоялось 7 октября 1949г. на сессии Немецкого народного совета, который объявил себя высшим органом государственной власти (Временной народной палатой) и в течении ближайшего года провел основные конституирующие новое государство мероприятия.
Разработка конституции ФРГ была проведена специальной правительственной комиссией по поручению конференции премьер-министров земель западных зон в августе 1948г. Для принятия конституции был сформирован особый Парламентский совет – в составе 65 советников, избранных от 11 ландтагов земель на основе партийного представительства (а также еще % делегатов Берлина); 8 мая 1949г. она была утверждена ландтагами земель (кроме Баварии), западными военными губернаторами, и 23 мая 1949г. Конституция ФРГ вступила в силу. Конституция 1949г. (146 ст.), названная также Боннской (по новой столице ФРГ), утвердила в Германии парламентскую республику, основанную на принципах строгого разделения властей и федерализма. Закрепленный Конституцией федерализм подразумевал, что отдельные германские земли пользовались ограниченным суверенитетом, имели свои конституции, свои представленные и правительственные органы, свое законодательство (в установленных Конституцией пределах), но «федеральное право имеет перевес над правом земель» (ст. 31). Субъектом международных отношений выступала ФЫРГ в целом. Законодательная власть принадлежала двухпалатному парламенту. Основная, нижняя палата – бундестаг - избиралась населением на основе всеобщего прямого избирательного права (с 18 лет) на 4 года. Второй палатой было представительство земель - бундесрат, - члены которого определялись правительствами земель пропорционально количеству населения (свыше 2 млн. Жителей-4 голоса, свыше 6 млн. - по 5 голосов). Бундестаг и бундесрат в равной степени участвовали в законодательстве, однако в случае коллизий определяющим было решение бундестага.
Главой государства федерации считался президент. Он избирался особым Федеральным собранием (депутаты бундестага и особые представители земель) на 5 лет. Однако сравнительно с Веймарской конституцией полномочия президента были небольшими: он представлял ФРГ в международных отношениях, назначал и увольнял федеральных служащих и судей, вносил предложения о замещении поста федерального канцлера. Основной фигурой правительственной власти стал федеральный канцлер. Его избирал бундестаг, следуя партийному большинству. Он устанавливал основные положения политики и нес за нее полную ответственность. Важным новым институтом власти стал Конституционный суд. Членов суда избирали поровну бундестаг и бундесрат, они пользовались как и все судьи полной независимостью и неприкосновенностью. Конституционный суд выносил решения об объеме прав других органов власти соответственно конституции, по поводу споров земель, а главное - о конституционности или нет действий органов государственной власти или законодательных постановлений в отношении прав гражданина (это последнее было почерпнуто из американского конституционного опыта деятельности Верховного суда). Конституционный суд был практически организован лишь в августе 1951 г.
В первой половине 1950-х гг. Государственно-политический статус ФРГ изменился - главным образом благодаря внешнеполитическим обстоятельствам нарастания напряженности во взаимоотношениях США и СССР. В 1952 г. был заключен новый договор оккупационных держав об их взаимоотношениях с властями ФРГ, полномочия германского государства были расширены. В 1955 г. в связи с присоединением ФРГ к военно-политическому союзу НАТО (Североатлантическому блоку) оккупационный статус был отменен, и ФРГ получило все права суверенного государства. В конституцию были внесены поправки, предусматривающие введение всеобщей воинской обязанности и создание армии, было создано и федеральное Министерства обороны (1955г.). Конституция 1949г. характеризовалась в целом своего рода приглушенным парламентаризмом. Роль и полномочия правительства были настолько значительными. Что при определенных условиях оно могло оказать определяющее воздействие на принятие законов. В еще большей степени преимущественное положение правительства было подчеркнуто т.н. чрезвычайным законодательством (июнь 1968 г.). В Конституцию были внесены важные изменения, которыми предусматривались насильственные меры против тех, кто стремится изменять конституционный правовой строй.
Допускались возможные ограничения в профессиональной деятельности под предлогом приверженности экстремистской политической организации или партии. Правительству были предоставлены новые полномочия в целях мобилизации граждан на общественные работы в случае необходимости, а также регулирования в этой связи трудовых отношений. Другие законы предполагали возможность введения бундестагом особых состояний- «напряженности» или «обороны». В этих условиях, предполагалось, должны резко возрастать полномочия федерального правительства в части «защиты гражданского населения», в том числе путем привлечения всех полицейских сил федерации и земель. В условиях «чрезвычайного положения» управление страной вместо парламента должно было бы перейти к правительственному комитету, а федеральный канцлер получал бы права главнокомандующего армией. Государственная деятельность 1969-х-1970-х гг. Протекала при значительном реальном возрастании влияния правительства на принятие властных решений. До 80% принятых законов издавалось по инициативе правительства, свыше 2/3 прочих нормативных документов было актами чисто правительственной деятельности. В конце 1960-х гг. Правящая долгие годы коалиция ХДС/ХСС и СВДП распалась. К власти пришел блок СДПГ и СВДП. В период руководства СДПГ были приняты важные государственно-политические решения. ФРГ признала в специальных договорах нерушимость послевоенных границ (с Польшей и СССР), были заключены первые международные соглашения с другим германским государством-ГДР, чем оба государства взаимно признали существование друг друга (1974г.). Новое партийное большинство оказалось недолговечным. В 1982 г. в обстановке политической напряженности, вызванной в том числе серией политических скандалов в руководстве CДПГ, коалиция СДПГ/СВДП распалась и к власти вновь пришёл Христианско-демократический союз, возглавленный новым выдающимся политиком канцлером Г.Колем. Последние десятилетия ХХ века в государственно политическом отношении были связаны для ФРГ с господством консервативного блока ХДС/ХСС, программные установки которого позволили реализовать поворотное в истории Германии Новейшего времени развития общей политической ситуации. Государственно-политическое определение восточной Германии – Германской Демократической республики – пошло по принципиально иному пути создания социалистической государственности. Социально-экономической основой восточно-германского социализма должны были стать проведенные в первые послевоенные годы аграрная реформа и общее перераспределение собственности. Хотя частное предпринимательство на некоторое время сохранило в ГДР свои позиции, обеспечивая значительную долю торгового оборота мелкотоварного производства. Конституция ГДР 1949 г. установила основные принципы организации государства: народовластие, сочетание законодательных и правительственных полномочий органов демократического представительства. Согласно Конституции за гражданами ГДР закреплялись демократические свободы (слова, печати, собраний, союзов), оговаривалось равноправие по признакам пола или национальности, за национальными меньшинствами сохранялось право на использование своего языка. Государство брало на себя охрану брака и семьи. Конституция закрепляла и права на собственность, однако оговаривалось, что содержание собственнических прав всецело определяется её общественным предназначением: «Собственность обязывает» (ст. 22 – 24). Допускалось принудительно отчуждение собственности в общественных интересах. Конституция признала политический плюрализм в виде существования нескольких партий. Главенствующей политической силы стала Социалистическая единая партия Германии (1946 г.), продолжившая традиции КПГ; она была и самой массовой общественно-политической организацией (свыше 2 млн. членов). Верховным органом государственной власти в ГДР была Народная палата. Она избиралась населением (с 21 года) в составе 400 депутатов на 4 года на основе всеобщего избирательного права. Особенностью было то, что избирались так же и заместители депутатов, которые занимали их места, если те переходили на другую работу. Народной палате принадлежали права законодательства, контроль за деятельностью правительства, вотирование бюджета. Кроме народной палаты, первоначально была сформирована Палата земель – на основе пропорционального представительства земель, образовавших ГДР. Однако в 1952 г. поземельная территориальное деление было уничтожено, образовались новые области (14) и округа (217). Поэтому в декабре 1958 г. Палата земель была упразднена, и парламент стал однопалатным. Народная палата стояла во главе системы народных представительств областей, округов. Местные представительства были полномочны обеспечивать общественный порядок, культурно просветительную деятельность на своей территории, т.е. были обычными органами самоуправления, при том что вышестоящие органы сохраняли права отмены решений нижестоящих. Главой государства был президент. Он избирался на совместном заседании Народной палаты и Палаты земель (первым президентом ГДР был избран в 1949г. старейший коммунист В. Пик). Президенту принадлежали важные государственные полномочия: опубликования законов, членство в правительстве, международное представительство, право помилования. С кончиной В. Пика в 1960г. пост президента был упразднен. Роль коллективного главы государства перешла к Государственному совету, который образовывался Народной палатой на 4 года. Государственному совету поручался также надзор за местными органами власти, он образовывал Национальный совет. Народная палата также образовывала правительство – Совет министров (в составе председателя, заместителей, министров и др.). Правительство также считалось коалиционным (по партиям). В 1968г. в ГДР была принята новая конституция. Разработана она была по решению ЧП съезда СЕПГ (1967). В основание новой, по сути, редакции основного закона была положена концепция о «демократии победившего социализма», выдвинутая ещё на VI съезде СЕПГ (1963г.). Общенародный плебисцит 6 апреля 1968г. утвердил Конституцию (подавляющим большинством в 92% от имеющих право голоса).
Конституция 1968г. в целом воспроизвела сложившуюся систему органов государственной власти и управления. «Верховным властным государственным органом ГДР» провозглашалась Народная палата – единственный законодательный орган (ст. 48). Она состояла из 500 депутатов, избираемых на 5 лет всеобщим равным и тайным голосованием. Никаких ограничений (подобным тем, что были в 1949г., исходя из принципов «классовой демократии» не предполагалось). Полномочия главы государства оставлены были за Государственным советом, в котором возросла роль Председателя Совета, выполнявшего внешнеполитические и организационные функции самостоятельно. Сохранился прежний статус и за правительством. Несколько расширены были права местных народных представительств. Наиболее детализированными стали конституционные разделы о правах граждан: здесь были декларированы право на участие в политической, социальной и культурной жизни, на занятия культурой, спортом и т.п. Конституция устанавливала централизованное руководство и плановое управление социалистическим хозяйством в качестве определяющего принципа деятельности экономики. Значительная часть новых идейно-политических правоположений Конституции была обусловлена необходимостью согласовать государственно-правовые нормы с международными документами, конвенциями ООН, и не имела реального юридического значения во внутригосударственной жизни. В середине 1989 г. в силу не вполне ясных причин ГДР оказалась в глубоком социально-политическом кризисе. В этих условиях определяющим для судеб Германии стала позиция Горбачёва. И канцлер ФРГ Коль выдвигает план (из «10 пунктов») государственно-политического объединения Германии. Развитие событий, однако, несколько видоизменило намеченные планом перспективы. СССР согласился с предложениями ФРГ и прежних союзников о выводе советских войск и соответствующих материальных компенсациях. При согласии четырёх держав (США, Великобритания, Франция, СССР) ГДР и ФРГ слились в единое государство. Создание новой единой Германии опиралось на специальные договоры между ГДР и ФРГ. В мае 1990 г. был оформлен валютный и социально-экономический союз, в августе 1990 г. – государственно-политический. 3 октября 1990 г. ГДР перестала существовать как отдельно государство. На её территории вошла в силу Конституция ФРГ 1949 г., ставшая общегерманской. Восточная Германия была заново разделена на исторические пять земель, которые получили все права соответственно Боннской конституции.
Новейшее время – стало одним из наиболее противоречивым в истории человечества. Для большинства народов мира оно явилось переломной вехой в их развитии. Сохранилась громадная разница в уровне развития общественно-политической и социально-экономической жизни. Значительная часть населения Европы и Северной Америки жили в условиях городской, промышленной цивилизации гражданского общества. Жители ряда регионов Африки – в аграрных обществах основанных на родоплеменных началах. Некоторые государства жили по традициям кастового общества, имели теократическую форму правления.
КРАТКИЙ СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ К частям 1 и П АБСОЛЮТНАЯ МОНАРХИЯ – форма феодального государства, при которой монарху принадлежит неограниченная верховная власть. Характерна для позднего средневековья – периода разложения феодализма и зарождения капиталистических отношений. АЛЛОД – свободно отчуждаемая земельная собственность в раннефеодальных государствах Западной Европы. АУТОДАФЕ («акт веры») –1) торжественное оглашение приговора инквизиции; 2) исполнение приговора инквизиции – публичное сожжение на костре. Впервые было применено в XIII в. Последнее аутодафе совершено в Испании (Валенсия) в 1826 г. БАРОН – непосредственный вассал короля (в период становления феодальной иерархии); позднее- дворянский титул. БАРЩИНА – форма феодальной земельной ренты. Существовала в виде бесплатного принудительного труда зависимых крестьян в хозяйстве феодала. БЕНЕФИЦИАРИЙ – вассал, наделенный сеньором (королем или крупным феодалом) земельным владением в пожизненное пользование на условии несения им военной или административной службы в период раннего средневековья. БЕНЕФИЦИЙ – земельное владение, пожалованное сеньором в пожизненное пользование вассалу при условии несения им военной или административной службы. «БОЛОНСКИЙ КОНКОРДАТ» -соглашение, заключенное французским королем Франциском I с папой Львом Х в 1516 г. Королю предоставлялось право назначения кандидатов на высшие церковные должности с последующим посвящением их папой. БУ ЛЛА – 1) округлая металлическая печать, обычно скреплявшая папские, императорские, королевские акты; 2) распоряжение, послание, обращение римского папы, скрепленное круглой печатью. «ВАРВАРСКИЕ ПРАВДЫ» - ранние записи обычного права. Важнейший письменный источник начальной стадии становления феодализма на большей части территории Европы. ВАССАЛИТЕТ – система отношений личной зависимости феодалов-вассалов от феодалов-сеньоров, распространенная в средневековой Европе. «ВЕЛИКАЯ ХАРТИЯ ВОЛЬНОСТЕЙ» - грамота, подписанная в 1215 г. королем Иоанном Безземельным и изданная от его имени. Содержит различные феодальные права и вольности, ограничивающие королевскую власть. ВЕЛИКОЕ ПЕРЕСЕЛЕНИЕ НАРОДОВ – крупное передвижение германских, славянских, сарматских и др. племен на территорию Римской империи в IV-VII вв. Способствовало ее крушению. ВЕРГЕЛЬД – денежная компенсация за убийство свободного человека, установленная в германских «Варварских правдах». «ВЕРДЕНСКИЙ ДОГОВОР» – договор о разделе империи Карла Великого между его внуками Лотарем (получившим Италию, земли вдоль Рейна и Роны, впоследствии названные Лотарингией), Карлом Лысым (земли на запад от Рейна) и Людовиком Немецким (земли на восток от Рейна). Заключен в 843 г. в г. Вердене. ВИЛЛАН – крестьянин в Италии, Германии, Франции, лично свободный, но находящийся в поземельной зависимости от феодала. В Англии до XV-XVI вв. крепостной крестьянин. «ВОРМСКИЙ КОНКОРДАТ» - договор 1122 г., заключенный в г. Вормсе, завершивший борьбу за инвеституру между императорами Священной Римской империи и папами. Согласно договору, епископы и аббаты избирались на собраниях духовенства при участии императора, которому принадлежал решающий голос в случае разногласий. Император предоставлял вновь избранному прелату земельное владение и вручал скипетр, т.е. за ним оставалось право светской инвеституры. Духовная инвеститура – вручение кольца и посоха (введение в сан) осуществлялась папой или его легатом. ВОТЧИНА – крупная феодальная земельная собственность, передаваемая по наследству, в пределах которой феодал обычно обладал правом иммунитета. ГЕРЦОГ – военный вождь у племен древних германцев; в период формирования феодальных отношений превращается в крупного феодального владетеля. В XV-XVII вв. – один из высших феодальных титулов. ДВОРЯНСТВО – второе привилегированное сословие феодального общества. Состояло из крупной земельной аристократии и массы средних и мелких светских землевладельцев. Вместе с церковными землевладельцами составляло класс феодалов. ДИНАСТИЧЕСКИЙ БРАК – брак, заключавшийся между членами монархических династий преимущественно в политических целях (укрепление могущества и политического влияния, расширение подвластных территорий и т.п.). ДОМЕН – 1) наследственное земельное владение короля в странах Западной Европы; 2) часть поместья феодала, на которой он вел собственное хозяйство. ЕПИСКОП – высшее духовное лицо, глава церковно-территориальной единицы в православной, католической, англиканской церквах. Иерархическое деление епископата: патриарх, митрополит, архиепископ, епископ. ЗОЛОТАЯ БУЛЛА – издана Германским императором Карлом IV в 1356 г. Золотая булла утверждала порядок избрания императора коллегией курфюрстов. ИММУНИТЕТ – право феодала выполнять в своих владениях некоторые присущие центральной власти функции (например, суд, сбор налогов). Обычно такое право предоставлялось королевской грамотой. ИНВЕСТИТУРА – 1) светская инвеститура означала юридический акт введения вассала во владение феодом; 2) духовная инвеститура – утверждение епископов, аббатов в духовном сане. ИНКВИЗИЦИЯ – судебно-следственное учреждение католической церкви для борьбы против еретических движений и свободомыслия. В практике инквизиции судопроизводство велось тайно, с применением жестоких пыток. В качестве наказания использовалось публичное отречение, штрафы, тюремное заключение. Наиболее часто еретики приговаривались в публичному сожжению на костре (аутодафе). КАРДИНАЛ – духовное лицо, в иерархии католической церкви стоял после римского папы, выше епископа. Назначается римским папой, является ближайшим его помощником по управлению церковью. КЕРЛЫ – рядовые свободные общинники у англосаксов. КЛЮНИЙСКОЕ ДВИЖЕНИЕ – движение части католического монашества, направленное на укрепление авторитета церкви в Х – XI вв. КОММЕНДАЦИЯ – акт перехода под покровительство более могущественного лица в Западной Европе в период раннего средневековья. Такой акт мог оформлять как отношения вассалитета внутри класса феодалов, так и личную зависимость крестьянства от феодала. КОНКЛАВ – собрание кардиналов для избрания папы римского. По обычаю, коллегия кардиналов заседает в изолированном помещении – в Сикстинской капелле («под ключом»), что должно способствовать скорейшему избранию папы. Конклавы собираются с 1274 г. КОНКОРДАТ – договор между монархом (правительством) какого-либо государства и римским папой о положении и деятельности католической церкви на территории этого государства. КОНСТАНТИНОВ ДАР – фальшивая грамота, появившаяся в середине VIII в., обосновывала притязания пап на светскую власть. КОРОЛЬ – глава монархического государства (королевства) в странах Европы. Термин «король» произошел от имени Карла Великого. Король носил титул «величества» и имеет в гербе королевскую корону. КРОВАВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО – жестокие законы, принятые королями Англии в конце XV – XVI вв. против безработных, нищих, бродяг, разоренных в результате «огораживаний». Имели целью предупредить опасность восстаний, обеспечить приток дешевой рабочей силы в промышленность и сельское хозяйство и подчинить массу бывших самостоятельных мелких товаропроизводителей режиму наемного труда. КУРФЮРСТЫ – светские и духовные князья Священной Римской империи, которые с XIII в. пользовались правом избрания императора. ЛАНДТАГ – орган сословного представительства в средневековых германских княжествах. Состоял из местного дворянства, духовенства и представителей земских городов. ЛЕН – в средневековой Германии первоначально означал бенефиций, а затем феод. ЛЕНИВЫЕ КОРОЛИ – прозвище франкских королей из династии Меровингов (640-751), которые правили лишь номинально, поскольку реальная власть находилась в руках майордомов. ЛОРД – феодальный землевладелец в средневековой Англии; позже – собирательный титул английского высшего дворянства, присваивался пэрам, входившим в палату лордов английского парламента. С XIX в. титул жалуется также представителям буржуазии, деятелям науки и культуры. Входит составной частью в наименования некоторых высших должностей Великобритании: лорд-канцлер (председатель палаты лордов), лорд-мэр (глава местных органов власти в Лондоне и других крупных городах) и др. МАЙОРДОМ – высшее должностное лицо во Франкском государстве при Меровингах (конец VII – середина VIII в.). МАРКА – 1) пограничный, укрепленный административный округ во Франкском государстве VIII-IX вв.; 2) сельская община, для которой характерна частная собственность на пахотные земли и общинная собственность на пастбища, леса и другие угодья. МАРКИЗ – феодальный титул. НОВОЕ ДВОРЯНСТВО (джентри) – обуржуазившаяся часть английского дворянства в XVI-XVII вв. Представители нового дворянства применяли наемную рабочую силу в сельском хозяйстве, сдавали землю в аренду крупным фермерам, повышали доходность своих поместий, улучшая агротехнику. Наряду с этим занимались торговлей и предпринимательской деятельностью. ОБЫЧНОЕ ПРАВО – правовые нормы, сложившиеся в ходе развития общества, не зафиксированные в письменном законодательстве. Записью обычного права явились первые судебники эпохи зарождения феодализма – «Варварские правды». ОММАЖ – церемония заключения вассального договора между сеньором и вассалом. ПРЕКАРИЙ – в раннесредневековой Европе право пользоваться землей, предоставляемое свободному крестьянину земельным собственником на основе обращенной к нему просьбы в обмен на исполнение определенных повинностей. ПРЕСТОЛОНАСЛЕДИЕ – порядок замещения престола, т.е. порядок передачи королевской власти. РАТУША – орган самоуправления в средневековых городах Западной Европы. РЕГАЛИИ – в средневековой Европе этот термин употреблялся в двух значениях: 1) внешние знаки монархической власти – корона, скипетр и др.; 2) королевские привилегии на получение определенных доходов (суд, налоги, рыночные пошлины, штрафы, монополии, например, винная, табачная, соляная). РЕЙХСТАГ – один из органов центральной власти Германии. За рейхстагом формально признавалась законодательная власть. В него входили князья, часть рыцарей и представители имперских городов. Фактически рейхстаг занимался лишь общеимперскими делами, не вмешиваясь в политическую жизнь княжеств. СЕНЬОР – 1) в средневековой Европе феодальный земельный собственник, имевший в подчинении зависимых крестьян, а также горожан, живущих на территории сеньории; 2) в системе вассалитета господин группы вассалов. СЕРВ – категория крестьян в средневековой Западной Европе, находившихся в наиболее тяжелом, зависимом от феодала положении. Сервы были ограничены в правах перехода от одного феодала к другому, наследовании имущества, свободе брака и т.п. СОСЛОВИЕ – социальная группа, обладающая определенными правами и обязанностями, закрепленными за ней обычаем или законом и передававшимися по наследству. СОСЛОВНАЯ МОНАРХИЯ – форма феодального государства, в котором наряду с королевской властью существует сословное представительство. Характерна для эпохи развитого феодализма. Сложилась в странах Западной Европы в XIII-XIV вв. в ходе государственной централизации, формирования общегосударственных сословий и их представительных органов. ФЕОД – в Западной Европе в средние века наследственное земельное владение, пожалованное сеньором вассалу при условии несения им военной службы или уплаты установленных взносов. ФЕОДАЛ – земельный собственник, владелец феода в эпоху феодализма, эксплуатирующий зависимых от него крестьян. ФЕОДАЛЬНАЯ ИЕРАРХИЯ – система отношений (соподчинения) внутри класса феодалов. Обусловливалась иерархической структурой и условным характером феодальной земельной собственности. Выражалась в отношениях сеньор – вассал. ХАЛИФ – титул верховного правителя в некоторых странах мусульманского Востока. Халиф объединял в своих руках духовную и светскую власть. ХАН – титул вождя, правителя, государя у тюркских и монгольских народов. ХАРТИЯ – документ публично-правового и политического характера в средние века и новое время (Великая хартия вольностей, конституционные хартии и т.п.) ЦЕНЗИВА -наследственное крестьянское земельное держание в средневековой Франции. Держатель (цензитарий) выплачивал феодалу фиксированную ренту, государству – налоги. ЧИНШ – фиксированная феодальная рента в денежной, реже натуральной форме. ШАХ – титул монарха в странах Ближнего и Среднего Востока. ЭМИР – военачальник, правитель, князь, глава монархического государства в странах мусульманского Востока. ЭРЛЫ – родовая знать у англосаксов.
К частям Ш и 1У
Аристократия – наиболее привилегированное сословие; ряд преимуществ сохраняет оно и в буржуазном государстве; привилегированная верхушка какого-либо слоя, класса, общества. Билль – в Великобритании, США и других странах законопроект, вносимый на рас смотрение законодательных органов власти, а также название некоторых законодательных актов. Благоденствие – благополучие граждан и отечества, спокойная счастливая жизнь – высокая цель деятельности властей. Богдыхан – титул императора Китая. Бойкот – средство (нередко властная акция) политической, экономической борьбы, состоящее в полном или частичном прекращении отношений с государством, организацией, отдельным лицом в знак протеста против каких-либо их действий. «Болото» - в политической практике образная характеристика колебаний, неопределенности позиций конкретных лиц, групп, слоев, их косности, особенно в животрепещущих вопросах власти и судеб государств, партий, тех или иных программ, решений и т.п. Бундесрат – в ФРГ орган представительства земель в Германии (в 1871 – 1918 гг.); верхняя палата парламента. Бундестаг – название высшего представительного органа (парламента) в ФРГ. Бюро – в государственной и общественно-политической жизни коллегиальный орган, избираемый для ведения определенной, по преимуществу организационно-распорядительной работы; название некоторых контор, учреждений, канцелярий (отсюда: бюрократия). Вельможа – знатный и богатый сановник, нередко избалованный властью. Венчание -важнейший акт в практике монархической власти – венчание на царство, коронация; возложение на кого-либо высшей почетной награды (увенчание лавровым венком); совершаемый в церкви христианский обряд возложения венца (короны) на головы верующих при вступлении их в церковный брак. Верховная власть – ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|