Северо-западный федеральный округ (СЗФО) 15 глава
Обеспечение жильём молодых учёных. В целях ускорения обеспечения жильем молодых жителей Санкт-Петербурга, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий, и повышения доступности приобретения жилых помещений Законом Санкт-Петербурга от 26.04.2001 № 315-45 утверждена целевая программа «Молодежи – доступное жилье» (далее – Программа). В Программе могут принять участие: одинокие молодые граждане в возрасте от 18 до 35 лет, признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий; молодые семьи, в которых хотя бы один из супругов не достиг 35-летнего возраста и признан в установленном порядке нуждающимся в улучшении жилищных условий; неполные семьи с детьми, в которых отец или мать не достигли 35-летнего возраста и признаны в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий. Первоочередное право на участие в Программе имеют молодые граждане, участники Программы, проживающие в коммунальных квартирах, в случае возможности расселения данной коммунальной квартиры (выкуп комнаты у соседа, расселение коммунальной квартиры с участием города и (или) инвестора). Участникам Программы может быть оказан один из видов государственного содействия: либо предоставление за счет средств бюджета Санкт-Петербурга социальной выплаты (безвозмездно) для приобретения жилья на рынке недвижимости Санкт-Петербурга в размере 25% от стоимости жилого помещения, рассчитанного по норме предоставления (33 кв.м – для одиноких молодых граждан, 42 кв.м – на семью из 2-х человек, 18 кв.м – для семей с составом более двух человек), и дополнительно по 5% на каждого имеющегося в семье ребенка. При этом, молодые семьи, удовлетворяющие условиям подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» (оба супруга не достигли 35-летнего возраста и все члены молодой семьи состоят на учете нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма) также смогут получить социальную выплату (безвозмездно) и за счет средств федерального бюджета в размере 20% от стоимости жилого помещения;
либо приобретение жилого помещения у оператора Программы на условиях беспроцентной рассрочки сроком до 10 лет (первоначальный взнос в размере не менее 30% от стоимости жилья, 70% от стоимости жилья в беспроцентную рассрочку сроком до 10 лет ежемесячно равными платежами). Кроме того, в случае рождения (усыновления) ребенка после приобретения молодой семьей жилья в рамках Программы и наличия остатка подлежащего оплате за жилое помещение или наличия задолженности по кредитному договору (приобретение жилья с использованием ипотеки) молодой семье за счет средств бюджета Санкт-Петербурга будет предоставлена дополнительная социальная выплата (безвозмездно) в размере 5% от стоимости жилого помещения. При приобретении жилья у оператора Программы часть общей площади жилья (в рамках установленных Программой норм) можно приобрести по себестоимости, а излишки площади жилья (разница между общей площадью квартиры и установленными Программой нормами общей площади жилья) необходимо будет оплатить по рыночной стоимости. После оплаты всей стоимости квартиры, квартира подлежит оформлению в собственность участника Программы. В соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 13.04.2009 № 129-23 «О внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга «О бюджете Санкт-Петербурга на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годы» в 2009 году на реализацию Программы за счет средств бюджета города предусмотрено 956500,0 тыс. руб., что позволит оказать государственное содействие 852 семьям, из них:
250 семьям будут предоставлены квартиры в рассрочку; 602 семьям будут предоставлены социальные выплаты (456,5 млн. руб.). Молодые ученые Российской академии наук и вузов Санкт-Петербурга могут принять участие в Программе, в случае признания их в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий. Организация занятости молодежи в целях подготовки и реализации комплекса мероприятий, направленных на повышение устойчивости экономики Санкт-Петербурга. В части организации занятости молодежи в целях подготовки и реализации комплекса мероприятий, направленных на повышение устойчивости экономики Санкт-Петербурга, решением Межведомственного координационного совета по кадровому обеспечению отраслей экономики Санкт-Петербурга от 13.02.2009 сформирована рабочая группа по координации работы по обеспечению устойчивости регионального рынка труда Санкт-Петербурга (далее – рабочая группа), включающая представителей Комитета по науке и высшей школе, Комитета по образованию, Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли, Комитета по труду и занятости населения Санкт-Петербурга, Союза промышленников и предпринимателей (работодателей) Санкт-Петербурга, Торгово-промышленной палаты Санкт-Петербурга, Совета ректоров вузов Санкт-Петербурга, Совета директоров средних специальных учебных заведений Санкт-Петербурга. Рабочей группой подготовлен Комплексный план действий по обеспечению переподготовки высвобождающихся работников предприятий и организаций и трудоустройства выпускников образовательных учреждений профессионального образования в Санкт-Петербурге в 2009 году (далее – План). План утвержден Губернатором Санкт-Петербурга В.И.Матвиенко 16.03.2009. Планом предусмотрены мероприятия по оказанию содействия трудовой занятости молодежи, в том числе: а) разработка регламента взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга и других заинтересованных организаций при проведении мероприятий по обеспечению переподготовки высвобождающихся работников предприятий и организаций и трудоустройства выпускников образовательных учреждений профессионального образования в Санкт-Петербурге в 2009 году;
б) корректировка учебных программ, разработка дополнительных образовательных программ для учащихся и студентов в целях повышения их конкурентоспособности на региональном рынке труда Санкт-Петербурга и обеспечения трудоустройства по окончании образовательного учреждения; в) формирование перечня специализированных подразделений и должностных лиц образовательных учреждений, занимающихся маркетингом, профориентацией и трудоустройством; г) создание и укрепление специализированных подразделений образовательных учреждений, осуществляющих изучение рынка труда и образовательных услуг (маркетинговых служб), профессиональную ориентацию и сопровождение профессиональной карьеры обучающихся, содействие трудоустройству и закреплению на рабочих местах выпускников и временной занятости обучающихся; д) развитие системы содействия занятости учащейся молодежи и трудоустройству выпускников образовательных учреждений профессионального образования: организация стажировок и практик, временной занятости, предоставление информации о спросе и предложении на региональном рынке труда Санкт-Петербурга, организация дополнительных курсов для учащихся и студентов в рамках основных образовательных программ и дополнительной подготовки нетрудоустроенных выпускников, обеспечение взаимодействия подразделений образовательных учреждений профессионального образования, занимающихся вопросами маркетинга, профориентации и трудоустройства, со службой занятости населения и кадровыми службами предприятий и организаций; е) проведение научно-практических конференций по организации деятельности образовательных учреждений профессионального образования по вопросам маркетинга, профориентации и трудоустройства (постоянно действующего семинара руководителей и специалистов соответствующих подразделений); ж) проведение совместного заседания Межведомственного координационного совета по кадровому обеспечению отраслей экономики Санкт-Петербурга при Правительстве Санкт-Петербурга и Межведомственного координационного совета по экономической, научно-технической, инновационной и промышленной политике при Правительстве Санкт-Петербурга по вопросу «О мерах по трудоустройству в текущем году выпускников образовательных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования».
В соответствии с постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 23.03.2009 № 311 была утверждена Программа дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда Санкт-Петербурга на 2009 год, которая предусматривает организацию общественных работ, временное трудоустройство и стажировку в целях приобретения опыта работы для безработных граждан, ищущих работу, включая выпускников образовательных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования. В реализации данных мероприятий участвуют исполнительные органы государственной власти Санкт-Петербурга и образовательные учреждения профессионального образования. Кроме того, 30.03.2009 была проведена встреча Губернатора В период с 24 по 27 апреля 2009 года Комитетом по науке и высшей школе организован и проведен Санкт-Петербургский образовательный форум-2009 (далее – Форум). В пленарном заседании Форума «Профессиональное образование Санкт-Петербурга: состояние и перспективы развития» приняло участие более 250 представителей образовательных учреждений профессионального образования, органов исполнительной власти Санкт-Петербурга, Союза промышленников и предпринимателей (работодателей) Санкт-Петербурга, Межведомственного координационного совета по кадровому обеспечению отраслей экономики Санкт-Петербурга. В рамках Форума 24.04.2009 было проведено 5 «круглых столов» по темам «Содействие трудоустройству выпускников и переподготовка высвобождающихся работников на базе учреждений профессионального образования как фактор стабилизации регионального рынка труда», «Единый государственный экзамен и предметные олимпиады школьников как основные формы отбора абитуриентов, поступающих в образовательные учреждения высшего и среднего профессионального образования», «Изменение структуры подготовки специалистов, перспективы внедрения модульного принципа обучения и формирование единого образовательного пространства профессионального образования Санкт-Петербурга», «Развитие системы среднего профессионального образования Санкт-Петербурга в современный период», «Практика проведения воспитательной работы со студентами и формы социальной поддержки студенчества». В работе круглых столов приняло участие более 370 представителей образовательных учреждений профессионального образования, органов исполнительной власти Санкт-Петербурга, Союза промышленников и предпринимателей (работодателей) Санкт-Петербурга, Межведомственного координационного совета по кадровому обеспечению отраслей экономики Санкт-Петербурга.
Кроме того, в рамках Форума с 25 по 27 апреля проведены Дни карьеры для студентов и молодых специалистов, в которых приняли участие компании, занимающиеся трудоустройством выпускников, Комитет по труду и занятости населения Санкт-Петербурга, Городская студенческая биржа труда.
II. Современное состояние подготовки кадрового потенциала науки в Северо-Западном федеральном округе
В русле общемировой тенденции развития - перехода к новому этапу формирования инновационного общества и построению экономики, базирующейся преимущественно на генерации, распространении и использовании знаний актуализируется проблема инвестиций в интеллектуальный (человеческий) капитал как наиболее эффективный способ размещения ресурсов. Структурная перестройка экономики в пользу наукоемких секторов является основой повышения темпов ее роста и укрепления позиций страны в мировой торговле. С точки зрения заявленной проблемы – поддержки молодых ученых, экспериментаторов и изобретателей – интерес представляет анализ имеющегося научного и интеллектуального потенциала округа в возрастном разрезе с выделением 5 основных сфер формирования и реализации потенциала молодых ученых, экспериментаторов и изобретателей: вузы; академические научные организации; государственные научные организации; научные организации предпринимательского сектора; интегрированные научно-образовательные и производственно-инновационные структуры. Проанализируем каждую из выделенных сфер, исходя из того, что становление молодых ученых, экспериментаторов и изобретателей происходит не одномоментно, а является результатом длительной кропотливой работы целого ряда отдельных людей, организаций, учреждений и социальных и иных институтов в целом.
Учреждения высшего профессионального образования
Всего в Северо-Западном федеральном округе подготовку специалистов осуществляют 132 вуза, из которых 78 (59,1%) являются государственными и муниципальными и 54 (40,9%)– негосударственными. На начало 2008/2009 учебного года в них обучалось 761,4 тыс. студентов (соответственно, 646,6 тыс. человек (84,9%) – в государственных и муниципальных и 114,8 (15,1%) тыс. человек – в негосударственных высших учебных заведениях). Одной из основных форм повышения престижа научно-технической и инновационной деятельности у студентов, является их привлечение к участию в конкурсах и грантах, публикации результатов исследований, выступления на научных конференциях, участие в выставках, а также оформление охранных документов на объекты интеллектуальной собственности. Данные сведения указаны в таблице 14. Таблица 14 Сведения о научно-технической активности студентов в 2008 г. (человек)
Сведения, содержащиеся в таблице 1, говорят о том, что самым распространенным видом студенческой научной активности является выступление с докладами на конференциях (4,1% участников). Следует отметить, что в этом направлении особенно высок уровень инициативности молодых исследователей. Особо выделяются студенты Республики Коми (3134 доклада, в т.ч. 1608 – от Сыктывкарского государственного университета), Новгородской области (2933, в т.ч. 1608 – от Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого), Архангельской области (2899, в т.ч. 1759 – Поморского государственного университета имени М.В.Ломоносова и 1140 – от Архангельского государственного технического университета), а также Республики Карелия (2519 выступлений, включая 1213 – от Петрозаводского государственного университета). Среди вузов Санкт-Петербурга можно отметить Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет (ИНЖЭКОН) (2246 докладов); Санкт-Петербургский университет экономики и финансов (2190 докладов); Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена (2141); Санкт-Петербургский государственный технологический институт (технический университет) (1803); Санкт-Петербургский государственный университет (1454 выступления). Вторым по значимости способом реализации научных интересов студенческой молодежи является публикация результатов проведенных исследований. Такому способу научной работы отдали предпочтение 1,49% студентов, из них – 64,3% получающих высшее образование в Санкт-Петербурге. При этом количество публикаций в зарубежных изданиях недостаточно и приходится в основном на студентов Санкт-Петербургских вузов. Лидерами по общему количеству изданных работ являются: Санкт-Петербургский государственный политехнический университет (1365 публикаций); Санкт-Петербургский государственный университет (1142 публикации); Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет (1106 публикаций), а также Сыктывкарский государственный университет (615 публикаций), Поморский государственный университет им. М.В.Ломоносова (583 публикации), Архангельский государственный технический университета (236 публикаций), Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого (683 публикации). Следующим способом активизации научной и научно-исследовательской деятельности является участие студенческих проектов и работ в различного рода конкурсах и грантах. В 2008 году 1,1% от всего количества студентов субъектов СЗФО приняли участие в конкурсах на лучшую НИР. Следует выделить высокий показатель Вологодской области по количеству работ, представленных на конкурсы на лучшую НИР – 1114 работы, из которых 950 – от Вологодского государственного технического университета. Характерным показателем можно считать количество экспонатов, представленных на выставках с участием студентов. В основном это работы студентов Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии имени А.Л.Штиглица и Вышей школы (института) народных искусств. Единичные случаи составляют показатели количества охранных документов на объекты интеллектуальной собственности студентов. Таким образом, можно сделать вывод о недостаточном привлечении студентов высших учебных заведений субъектов СЗФО к основным видам научной, научно-исследовательской и инновационной деятельности. Следующий аспект повышения научной активности - подготовка кадров высшей научной квалификации в рамках учебно-педагогического процесса. В субъектах СЗФО обучается в аспирантуре около 13% от общей численности аспирантов вузов Российской Федерации, подведомственных Федеральному агентству по образованию. В 2008 г. численность аспирантов в этих вузах (табл. 2,3,4), составила 11921 человек (из которых 78,7% проходили подготовку в высших учебных заведениях Санкт-Петербурга), численность докторантов - 517 человек (из которых 90,7% проходили подготовку в высших учебных заведениях Санкт-Петербурга), соответственно численность соискателей ученой степени составляла 3097 человек, из них 2529 (или 81,5% - в вузах Санкт-Петербурга). Таблица 15 Состав и структура подготовки кадров высшей научной квалификации в 2008 году
В таблицах представлены данные о защите диссертаций на соискание ученых степеней кандидата и доктора наук как показателей результативности прохождения курсов обучения в аспирантуре и докторантуре, а также соискательства. К числу позитивных итогов в направлении подготовки аспирантов следует отнести значительное количество досрочных защит кандидатских диссертаций. Их количество сопоставимо с количеством своевременно представленных и защищенных диссертационных работ и составляет 54,9%. Таблица 16 Численность и выпуск аспирантов в 2008 г. (человек)
Таблица 17 Численность и выпуск докторантов в СЗФО в 2008 г. (человек)
Таблица 18 Численность соискателей и количество диссертаций, защищенных соискателями в 2008 г. (человек)
Особо следует остановиться на выпускниках аспирантуры, не защитивших диссертации. Их удельный вес, 57%, в общей совокупной численности аспирантов достаточно велик. Докторантуру как способ подготовки наивысшей научной квалификации выбирает единичное количество исследователей: на весь Северо-Западный федеральный округ насчитывается всего 517 вузовских докторантов (90,7% из них - в Санкт-Петербурге). Это связано с рядом причин, таких как полная осознанность выбора научной карьеры и ответственность за принятое решение; сложность (а теперь и дороговизна) процессов подготовки и защиты докторской диссертации, а также относительно невысокий уровень доходов докторанта в период прохождения им докторантуры. Академические научные организации
Кадровый потенциал академических научных организаций в основном сосредоточен в Санкт-Петербурге. В составе этих организаций 47,5% докторов и 35,5% кандидатов наук от общей численности работников соответствующих категорий в научных организациях Санкт-Петербурга в целом. Из общей численности аспирантов и докторантов в научных организациях Санкт-Петербурга в академических научных организациях в 2007 г. было подготовлено 40,4% аспирантов и 69,2% докторантов. Подготовлено и защищено диссертаций: кандидатских - 50,9%, докторских – 54,9% от общего количества защищенных в научных организациях города диссертаций. Из общего количества реализованных в 2007 г. учреждениями академий наук проектов 83,2% носили инновационный характер, в 7,8% из которых были получены результаты, готовые к использованию. Положительным примером привлечения молодежи к научной деятельности можно считать научные институты Карельского научного центра РАН. Таблица 19 Кадровый потенциал Карельского научного центра РАН
Государственные научные организации
Деятельность государственных научных организаций направлена на формирование молодежной научной среды посредством непрерывной целенаправленной подготовки и поддержки талантливой молодежи на всех этапах обучения: в школе, высшем учебном заведении, аспирантуре во взаимодействии с научными исследованиями. Государственные научные учреждения заключают соглашения о межвузовской углубленной подготовке кадров и совместных научных исследованиях. Основная цель соглашений объединить потенциалы и скоординировать деятельность вузов и научных организаций.
Научные организации предпринимательского сектора
В этой сфере сосредоточено 24,4% научных работников в возрасте до 39 лет, что определяется несколько более высокими, чем в «официальной» науке, доходами, или широтой возможностей, предоставляемых бизнес-структурами. Однако даже на фоне высокой доли численности работников средних и старших возрастов эти еще молодые люди, реально занимающиеся научными исследованиями, могут рассматриваться как некий реальный ресурс, который можно ориентировать на построение научной карьеры и требуют особого внимания и поддержки. Вероятно, ставку можно делать и на персонал, научных работников без степени, занятых в других упомянутых выше сферах научной деятельности. Подготовка аспирантов и докторантов в научных организациях предпринимательского сектора ведется в незначительных масштабах. Из общего количества реализованных в 2007 г. научными организациями предпринимательского сектора Санкт-Петербурга проектов 44,3% носили инновационный характер, а в 46,3% из них были получены готовые к использованию результаты.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|