Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Схема V. Логическая схема исследования с применением контент-анализа.

Следует подчеркнуть, исследовательские задачи историков философии-источниковедов связаны, как правило, с выявлением закономерностей и преодолением субъективного момента в интерпретировании фактов. Поэтому их решение, с одной стороны, предполагает выделение ключевых понятий (смысловых единиц анализа), которые поддаются счету и в которых выражается изучаемая проблема, а, с другой, требуют особой формы сбора и обработки данных - формализованного наблюдения и статистических процедур.

Итак, второе, с чем сталкивается историк философии - это выбор категорий анализа.

«Главные теоретические посылки исследования - указывал Л.И. Бородкин - его методологические принципы проявляются в основном здесь при выборе индикаторов и распределении их по категориям, при этом выделяемые смысловые единицы текста декларируются явным образом, что делает все этапы работы воспроизводимыми». (5) Как правило, за смысловую единицу контент-анализа принимается определенная идея, значимая философская тема, которая может быть выражена одним словом, устойчивым сочетанием слов, может преподноситься и описательно.

Выделение единиц анализа часто подразумевает разделение текста на определенные фрагменты (единицы контекста), внутри которых тема может быть определена.

Необходимой категорией контент-анализа является частота повторения единиц анализа и их индикаторов в тексте, которая выступает в качестве показателя проявления определенных закономерностей и тенденций историко-философского процесса.

Общим основанием для выбора категорий контент-анализа являются как внетекстовая реальность в целом, смоделированная на основе философского (материалистического, идеалистического, дуалистического, "философии тождества") понимания действительности, так и отдельный ее фрагмент, моделируемый в рамках какой-либо частной теории (например, теории Личности, теории группового взаимодействия, теории речевого восприятия и т.д.).

Рекомендации по выбору категорий контент-аналиаа ограничиваются следующим указанием: «…выбор категорий зависит от целей (задач) исследования». (6) Если целью Вашего исследования является изучение авторского стиля конкретного произведения, то избранные Вами категории должны будут характеризовать особенности этого стиля. Если Вы ставите задачу - выявить тенденции становления определенного философского направления - категории должны отражать его базовые положения. Практика, однако, свидетельствует, что конечные цели не всегда могут быть определены на первых этапах историко-философского исследования.

В этих случаях представляется целесообразным прибегнуть к двухэтапной методике контент-анализа, предложенной Р.Л.Лебедевым и Р. В. Рывкиной.(7) Эта методика ориентирована на выявление скрытой информации источников при отсутствии четко сформулированной исходной задачи и гипотез. Существо ее составляет выделение двух родов категорий в контент-анализе, выполняющих две разные функции:

1. категории для структурирования, выполняющей функцию средства извлечения неявной структуры информации и

2. категории для интерпретации, выполняющей функцию средства интерпретации информации.

При этом, выбор категории для интерпретации осуществляется на основе интуитивного осмысления структурированной информации.

Третий момент, который необходимо отметить в контент-анализе, - это процедура учета связей категорий анализа. Существует множество видов, типов таких связей. Важнейшими из них являются связи, отображающие внутреннюю структуру информации источников, а также те связи, которые характеризуют т.ск. «реакцию» Ваших источников на поставленные извне вопросы.

Выявление и учет связей категорий контент-анализа производится как посредством специальных статистических процедур, так и путем фиксации взаимного смыслового соответствия категорий. При этом исследователь вправе опереться как на развитой математический аппарат гуманитарных исследований, так и на различные виды логик: силлогизмов, модальную, проч.

Существенно важно выявить иерархию связей категорий, установить, какие связи с большей степени соответствуют задаче Вашего исследования, какие в меньшей. Необходимо также устранить влияние малозначимых в контексте Вашего исследования связей категорий контент-анализа на его результаты.

Четвертое, что нужно знать историку философии, - это особая роль интерпретации числового материала в процедуре контент-анализа. Целью такой интерпретации обычно выступает обобщение, структурализация, группировка полученных в ходе исследования данных. На основе интерпретации числового материала строятся различные модели содержания текстов, которые затем подвергаются оцениванию, толкованию.

Интерпретация числового материала, как правило, производится посредством известных статистических процедур. Целью такой интерпретации является - выявление наиболее существенных категорий. Например, наиболее часто повторяющихся категорий, отражающих специфику исследуемой проблемы.

На этом этапе работы чрезвычайно важно не только обеспечить группировку категорий контент-анализа, но и выявить (актуализировать) принципы этой группировки.

Качественный анализ числового материала напрямую зависит от режима восприятия исследователем информации источника. Различают следующие режимы:

  • режим «настройки»;
  • режим восприятия «основной информации»;
  • и режим восприятия «возвратной информации».

Специфика каждого из этих режимов отображена в его названии.
Обычно в процессе контент-анализа задействованы все режимы восприятия информации. Это обстоятельство необходимо учитывать при составлении плана Вашего исследования.

Отдельно необходимо выделить процедуру отбора источникового материала. Источник, подвергаемый контент-анализу, обязательно должен отвечать условию наличия устойчивой информации, соответствующей задаче Вашего исследования.

Для этого на подготовительном этапе контент-анализа

  • выясняется (и обосновывается), насколько типичен тот или иной исследуемый источник для творчества определенного автора, для конкретной историко-философской эпохи, направления философской мысли, проч. (Тут все зависит от поставленной Вами задачи);
  • затем, как правило, производится эксперимент, имеющий целью
    • уточнение эмпирической интерпретации понятий контент-анализа;
    • расчет размера репрезентативной случайной выборки текстового массива(8) (если она производится);
    • расчет допустимой ошибки выборки;
    • выбор технического инструментария контент-анализа.

Результаты анализа экспериментальных данных служат основанием для формирования текстовых массивов, подвергаемых в дальнейшем контент-анализу.

Таковы основные принципы, сфера приложения и основные моменты процедуры контент-анализа.

1. Подробнее о творчестве Ж. Кайзера Вы можете узнать из книги: Алексеев А.Н. Метод Жака Кайзера (Из опыта исследований французской ежедневной прессы)// Проблемы современной зарубежной печати. Сб.ст. Л. 1969. - С.56-77.

2. См.: Литвак Б.Г. Принципы формализации содержания массовой документации и регистры (по материалам XIX в.)// Археографический ежегодник за 1977. - М.,Наука, 1978.

3. См. напр.: Алексеев А.Н. Контент-анализ, его задачи, объекты и средства//Социология культуры. - М.1974. Вып.1. - С.131-162, Рабочая книга социолога. М.: Наука; 1983, Издание 2-е, перераб. и доп.(ред. Осипов Г.В.) - 476 с., Бородкин Л. И. Контент-анализ и проблемы изучения исторических источников // Математика в изучении средневековых повествовательных источников: Сб. ст. — М., 1986. С. 8—30., Килунов А.Ф. Применение конкретно-социологических исследований в исторический науке// Вопросы истории, 1972, № 1, - с.39-48., Коробейников В. С. Анализ содержания массовой коммуникации (по материалам американской социологии) // Вопросы философии. 1969. № 4. - С.23-26, Маджаров А.С. К вопросу о применении контент-анализа к источникам личного происхождения. // Источниковедение и историография истории Восточной Сибири. – Иркутск,1982.–С.27-33.,Сравнение подходов к контент-анализу в советской и западной социологии // Методологические и методические проблемы контент-анализа. М.; Л., 1973, Вып. 1. С. 25-28, Соковкин В.М. Об объективности исследования в контент-анализе. // Методологические и методические проблемы контент-анализа. – Вып.1. – М.-Л., 1973, др.

4. См.: Лауристин М. Применение контент-анализа для изучения направленности содержания газеты// Труды по социологии. Тарту: Тартуский у-нт. - 1972. Вып.2. - С.117.

5. Бородкин Л.И. Многомерный статистический анализ в исторических исследованиях. М.: Изд-во МГУ, 1986. - С.140-141.

6. О применении контента-анализа в социологии - см., напр.: Материалы Сиб. социолог. семинара. Новосибирск: Сиб. отд-ния АН СССР, 1970. - С. 131, др.

7. Подробнее о методике Р.Л.Лебедева и Р. В. Рывкиной см.: Лебедев Р.Л., Рывкина Р.В. О двух функциях категорий в контент-анализе// Методологические и методические проблемы контент-анализа. (Тезисы докладов рабочего совещания социологов). М.-Л. 1973. Вып. 1. - С. 71.

8. Для этого используются специальные статистические процедуры, описанные, напр., в: Количественные методы в исторических исследованиях. Учеб. Пос. для студентов вузов, обуч-ся по специальности «История»/ Гарскова И.М., Изместьева Т.Ф., Милов Л.В. и др. Под ред. И.Д. Ковальченко. - М., 1984, С. 101 – 137, др.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...