ГЛАВА 2. Социализация вне семьи
Психологи стали постепенно осозновать значение изучения социализации в более широком социальном контексте, чем контекст отношений между родителем и ребенком. Также большое значение в формировании поведения ребенка наряду с оциализацией в семье имеет социализация вне семьи.
2.1 Отношения со сверстниками.
Свертсники совершенно особым образом и весьма сильно влияют на личность ребенка, его социальное поведение, ценности и систему отношений. В группе сверстников ребенок усваивает важнейшие социальные навыки, которым не смогбы обучится у взрослых: как взаимодействовать с людьми своего возраста, как вести себя с лидером, как противостоять враждебности и доминированию. в позднем детстве сверстники могут помогать друг другу справлятся с личными проблемами и тревогами.
Возростные изменения во взаимодействии со сверстниками.
Отношения детей сос свертниками играют важнейшую роль в их жизни. Большенство дошкольников стремятся к обшению со сверстниками, получают от него удовольствие и, оказавшись в одиночестве пытаются присоединится к общему занятию других детей. В дошкольные годы резко возрастает сила привязанности к сверстникам, а социальные отношения – приемущественно с участниками совместных игр одного с ними пола – становится ближе, интенсивней и усточивее. Способность адаптировать свою речь к особенностям собеседников улучшают общение между детьми. Кроме того, с возрастом дети все более охотно учавствуют в коллективной деятельности, эффективнее координируют свои действия и нередко успешно сотрудничают при разрешении сложных ситуации. По сравнению с младшими детьми, школьники более целенаправлены в своем взаимодействии, которое становится все более организовано. В школьные годы все чаще наблюдается кооперация и другие виды просоциального поведения, такие как альтруизм и склонность делится, тогда как частота агрессивных действий и ссор снижается. С улучшением понимания мотивации и намерений других детей и совершенствованием использования получаемой от других обратной связи более эффективны и значительны для детей становится отношение со сверстниками.
Главной движущей силой развития отношений со сверстниками является совместная игра. В 5-летнем возрасте преобладающей формой становится групповая игра. С 3-летнего возраста одним из преобладающих типов игр становится групповая ролевая игра; в последствии она усложняется. Возрастные изменения в социальном взаимодействии и игре в определенной мере являются функцией от совершенствующихся ролевых навыков, т.е. способности мысленно поставить себя на место другого. Была высказана гипотеза о том, что в основе ролевых навыков лежит эмпати – осознание, понимание чувств другого человека и сопереживание им. Уровень развития ролевых навыков коррелируют с уровнем общего уровня интеллекта и уровнем сформированности представлений о нравственности, проявляющихся в альтруистическом поведении, помощи, умении делится и внимании к другим людям. Недостаточность ролевых навыков характерна для несовершеннолетних делинкветнов, а воспитание у них эмпатии иногда помогает скоррелировать нарушение поведения. Срасширением социального опыта и развитием когнитивных навыков, особенно ролевых навыков и способности понимать мысли и чувства, представление ребенка о других людях становятся более абстрактными, более сложными, более психологичными. Фактически развитие представлений о других происходит паралельно изменением в «Я» концепции и самоописании.
Отношение со сверстниками и структура группы.
Влюбом классе или любой социальной группе одни дети популярны среди сверстников, другие – нет. Оценить социальный статус детей, особенно дошкольников, можно с помощью наблюдения. Однако чаще исследователь использует то, что называется социометрическими методами. Еще один метод заключается в том, что детей просят распределить роли среди однокласников: кто лучше всего подойдет на каждую из ролей. По результатам таких «назначений» детей разделяют на популярных (получающих много позитивных и мало негативных оценок); отвергаемых (противоположно); неоднозначных (получивших много как позитивных так и негативных оценок); принебрегаемых, или игнорируемых (получающих мало позитивных и негативных оценок). Кроме того некоторые дети не подходят не под одну из четырех крайних категорий. В исследованиях Ньюкомба, Буковкого и Пати был сделан обзор исследований по этой теме. Популярные дети, как можно было ожидать, обладают разнообразными когнитивными и социальными навыками. У них высоко развиты ролевые навыки, они дружелюбны, общительны и отзывчивы. Отвергаемые дети чаще дразнят других и сами чаще становятся объектом насмешек, они более огрессивны и несговорчивы; их поступки характеризуются незрелостью, антисоциальность, диструктивностью, неадекватностью или девиантностью. В общем, у них высокий уровень агресивности и избегания, а уровень общительности и развития некогнетивных навыков низок. Выделяют группы агресивных и инеагресивных отвергаемых мальчиков. У неагресивных отвергаемых мальчиков высокий уровень социальной неловкости и несознательности. Для отвергаемых агресивных мальчиков характерны серьезные поведенческие нарушения и низкий уровень адаптивности. Неагресивные отвергаемые мальчики нередко занимали подчиненное положение, становились жертвой хронических издевательств. У игнорируемых детей низкий уровень и агресивности и иобщительности. Социальная замкнутость носит разнообразны характер. Быть несоциальным в некоторой ситуации может означать быть застенчивым, заниматься спокойной конструктивной деятельностью в одиночестве или активно играть с сами собой. Эти три вида поведения ярко проявляются у дошкольников.
Неоднозначные дети – интересная но мало изученая группа. Эти дети с выраженными негативными качествами, такими как агрессивность, но в тоже время с высоким уровнем развития когнитивных и социальных навыков. Сочетание привлекательных и непривлевательных качеств обуславливает то, что остальным они могут как нравится, так и нет. Стиль взаимодействия со сверстниками усваивается и формируется под влиянием взаимоотношений в семье ребенка. Матери детей этой группы более негативны, осуществляют больший контроль, чем матери детей высших статусов, они склонны взаимодействовать в позитивном ключе, учитывая чувства своего ребенка. Замкнутых и отвергнутых детей можно обучить тем навыкам, которые необходимы для установления приемлемых социальных отношений. Некоторые исследоватеои полагают, что затруднения с которыми сталкиваются некоторые дошкольники в социальных отношениях, обусловленны. по краней мере частично, непонимание других людей недостатком навыков разрешения проблемных ситуаций. Были разработаны программы интенсивного обучения детей дошкольного возроста трем типам навыков: Первый тип – навыки поиска альтернатив, придумывания как можно большего количества навыков разрешения проблемы. Вторым типом навыков было предвосхищение последствий. Третий тип навыков – понимание причинно-следственных связей. Дети, первоначально имевшие низкий уровень адаптации, после обучения были более адаптивны, чем те кто не прохдил обучение. Это показывает, что развитие специфических когнитивных навыков помогает ребенку улучшить свои социальные отношения.
Дружба
За пределами семейного круга наиболее значимыми для ребенка социальными отношениями являются отношения с друзьями. Между принятием группой сверстников и поддерживанием отношений с одним из сверстников существует огромная разница. Салливан высказал мнение, что истенная дружба появляется в предподрастковом возрасте, когда межличностные потребности, удовлетворявшиеся ранее в контексте группы сверстников, перерастают в потребность в близости и самораскрытия. Отсутствие друга может затормозить развитие способности устанавливать истинно близкие отношения во взрослой жизни.
Некоторые психологи считают, что развитие представлений о дружбе поэтапно и происходит параллельно развитию ролевых навыков. В период от 5-летнего до подросткового возраста представления детей о дружбе в своем развитии проходят три этапа. На первом, типичном для 5-7-летних детей, друзья – это товарищи по играм. В 8-11-летнем возрасте дети рассматривают друзей как тех, с кем они сотрудничают, обмениваются услугами, делятся, Важнейшими слагаемыми дружбы являются также и взаимное доверие, общие интересы, отзывчивость к просьбам друг друга, обладание такими желательными чертами характера, как доброта и внимательность. Начиная примерно с 12-летнего возраста, ребенок рассматривает дружбу как длительные отношения, основанные на взаимопонимании, когда люди делятся друг с другом мыслями, чувствами и другими секретами. Друзья помогают друг другу в преодолении психологических проблем, таких как одиночество и страх, стараются не обижать друг друга.
Установление дружеских отношений.
Социальный процесс, связанный с установлением дружеских отношений, были проанализированны. Анализировать шесть социальных факторов, задействованных в установлении социальных отношений: 1) связанность и ясность, коммуникая; 2) обмен информацией; 3) нахождение общих интересов; 4) разрешение конфликтов; 5) позитивная взаимность; 6) самораскрытие. При первой встрече детям нужно начать диалог с простого взаимодействия – обмена информацией, поиска общего занятия и сглаживания возможных противоречий. С развитием отношений появляется необходимость в более ясной коммуникации и обмене информацией, в изучении сходств и различий, а также в самораскрытии. Школьники склонны выбирать друзей одного с ними возроста, пола и рассы. В период среднего детства у друзей появляются общие интересы, общая система отношений и социальная направленность (т.е. тенденция искать или избегать участия в социальной деятельности), а также общие ценности, однако, как правило, они отличаются по уровню интеллекта и личностным качествам. С возрастом дружба детей становится более стабильной и крепкой. Для крепкой дружбы характерно интенсивное общение и высокий уровень взаимной эмпатии, тогда как нестабильным дружеским отношениям свойственно недостаточная близость. По частоте возникающих конфликтов друзья и простые знакомые практически не отличаются. Дружеские отношения не всегда гармоничны.
Друзья развивают когнитивную и эмоциональную сферы ребенка и иными способами. Азмития и Монтгомери указывают на то, что друзья чаще, чем простые приятели, искренне делятся собственными мыслями, проверяют их и совместно ищут решение. Это способствует формированию идентичности и познанию мира. С другой стороны Бернд напоминает нам, что дружба свазана с поддразниванием, соперничеством и разногласием. Эти травмирующие моменты некоторых дружеских отношений могут негативно отразиться на развитие ребенка.
2.2 Детский сад и школа как контекст развития.
Результаты исследований кокрелятов прибывания в детском саду противоречивы. Согласно одним данным, у детей, посещающих детские сады, лучше развиты социальные навыки, они более склонны к сотрудничеству, более целеустремленны, чем дети, проводящие дошкольные годы дома. Было обнаружено, что чем дольше пребывает ребенок в детском саду, тем больше времени он проводит, участвуя в социальной деятельности, конструктивной игре, а не сидит без дела или наблюдает за игрой других. С другой стороны, выяснилось, что дети, имеющие опыт в детском саду, хуже приспособлены, менее покладисты и более агрессивны. Эффекты раннего воспитания в дошкольных учреждениях неоднозначны; разные дошкольные учреждения в значительной степени отличаются по форме и качеству ухода. Было доказано, что качество ухода в детском саду оказывает как приходящее, так и долговременное влияние на социальное развитие ребенка и на успешность его дальнейшего обучения. Было проведено люгнитюдное исследование детей, которые в период с младенчества до дошкольного возраста посещали детские сады с высоким и низким качеством ухода. Дети, в младенчестве получавшие уход низкого качества, в 2-3-летнем возрасте демонстрировали более низкий уровень послушания и самоконтроля; они были менее компетентны в общении со сверстниками, а в старших группах были более агрессивны и менее целеустремлены. Все большее число исследований подтверждает ту очивидную мысль, что высокое качество ухода способствует здоровому развитию, а низкое – препятствует. Одним из существенных компонентов является взаимодействие взрослого с ребенком, особенно вербальное. В детских садах, где высока частота взаимодействия со взрослым, дети быстрее осваивают речь, коммуникативные и социальные навыки. Важнейшими детерминантами качества среды обитания являются также физические условия, размер группы и наличие игрового материала. Тип и игрушек и занятий также влияет на игру и социальное взаимодействие детей. Рисование и игры, связанные с мелкой моторикой (например, конструктор Лего), уменьшает уровень социального взаимодействия, дети склонны заниматься этими играми в одиночестве. Посещение клубов, где детей учат домоводству, а также клубов, где осуществляются инсценировки, способствуют кооперации и развитию ролевых навыков.
Структурирование деятельности, осуществляемое взрослым. Исследователи считают, что методы, которыми пользуются воспитатели можно разместить на континууме от авторитарных до либеральных. Высокий уровень структурированиея деятельности, осуществляемого взрослым, или учительского руководства проявляется в том, что учитель говорит детям, что они будут делать, какое задание они будут выполнять, указывают каким способом решать задачи, дает инструкции, положительную или отрицательную оценку успехам ученика. Низкий уровень структурирования деятельности проявляется в том, что дети сами выбирают себе занятия и задания, а также без указаний взрослого решают, как их выполнить. Низкий уровень структурирования способствует позитивному взаимодействию со сверстниками – помощи, кооперации, эмпатии, а также и агрессии, настойчивости, доминировании. Не вся деятельность ребенка структурируется взрослыми; и в школе и дома дети нередко сами выбирают себе занятия.
Началная школа Обсуждая обучение в началной школе в том виде, в котором оно существует сегодня, мы косномся четырех вопросов: эффекта ожидания учителей к ученикам; эффект совместного обучения в группе; рассовая и этническая интеграция; а также включение детей с нарушениями в физической и когнитивной сфере в обычные классы.
Ожидания учителя. Учитель ожидая, что неряшливый, плохо одетый ребенок не очень смышлен, поэтому он менее требователен к нему или игнорирует его. Как следствие, у ребенка при этом будут низкие отметки, низкий уровень ожидания успеха, притязаний и мотивации, а также низкая самооценка.
Совместное обучение и соперничество. Поощренеие совместной работы также может способствовать повышению эффективности учебного процесса и улучшению взаимоотношений между учащимися.Совместное обучение не только улучшает усвоение учебного материала, но и способствует установлению позитивных отношений, заинтерисованности в успехах другого.
Десегрегация и интеграция. Цель школьной десегрегации предоставление равных возможностей при получении оброзования детям разных национальностей. Однако не менее существенным эффектом десегрегации оказалось изменение самовосприятия учеников, их притязаний и межгрупповых отношений. Десегрегация не обязательно приводит к социальной или академической интеграции. Дружеские отношения между членами разных этнических групп завязываются чаще в школах, где поощряются не соперничество а совместная работа, где не акцентируются индивидуальные результаты. Близкие контакты членов разных этнических групп более вероятны в началных школах, поскольку там дети большую часть времени проводят в одной и тойже классной комнате, а в старших классах дети переходят из одного кабинета в другой. Интеграция сама по себе не улучшает самооценку или межгрупповое взаимодействие; повышению самооценки и улучшению межгуппового общения способствует взаимодействие, основанное на объединении усилий и равенства. Хотя межгрупповые отношения в интегрированных школах, как правило, позитивны, дружеские связи обычно завязываются по этническому признаку. Эта тенденция, если только она не заходит слишком далеко, может рассцениватся как позитивная, поскольку способствует развитию чувства собственной этнической идентичности.
Мэйнстриминг- включение детей с физическими и умственными нарушениями в обычные классы. Защитники мэйнстриминга утверждают, что он дает отстающим в своем развитии детям уникальный шанс достигнуть определенных успехов в обучении и установит нормальные социальные отношения с другими детьми. Однако, как и школьная интеграция, мэйнстриминг не всегда достигает своей цели. Некоторые дети имеющие нарушения, попав в обычный класс, обнаруживают, что на них наклеян ярлык; они общаются со своими одноклассниками меньше, чем это делают дети в специальных классах. Даже незначительное отстование детей в развитии приводило их к изоляции; они были тревожны, неудовлетворены своими отношениями со сверстниками, что проявлялось и в их поведении. Некоторые из них были застенчивы и замкнуты, другие – агрессивны и деструктивны. Переживания отверженности может привести к снижению самооценки, появлению чувства собственной неполноценности, которое отрицательно сказывается на способности ребенка к обучению.
2.3 Телевидиние как фактор социализации
Просмотр детьми телепрограмм
Американские дети проводят перед телевизором больше времени, чем за любым занятием в одиночестве, исключая сон. Популярные СМИ нередко сообщают о том, что в среднем дети смотрят телевизор 25-35 часов в неделю, однако более точные исследования привели к результату 12-20 часов в неделю – 2-3 часа в день. Индивидуальные различия довольно значительны. Дети из семей низкого социально-экономического статуса смотрят телевизор больше, чем дети из семей среднего класса. Особенно важно ввести два разграничения: 1) аудитория, которой адресована программа: детям или взрослым; 2) содержание – создана программа для образовательных, информационных целей или просто для развличения. Особого внимания заслуживают два момента. Во-первых, довольно много времени маленькие дети смотрят программы, адресованные взрослой аудитории и, вероятно, не понимают их в полной мере. Во-вторых, с возрастом время просмотра позновательных программ падает, а время просмотра мультиков возрастает, по крайней мере до пяти лет.
Влияние родителей на просмотры детьми телепрограмм.
Нередко полагают, что пагубное пристрастие детей к телевизору вызвано недостатком внимания со стороны родителей. Результаты исследований свидетельствуют: телевизионные привычки дети приобретают в общении со своими родителями. Родители могут помочь ребенку извлечь большие пользы из просмотра, хотя они редко реализуют эту возможность. Например, дети узнают больше из образовательных программ, если смотрят их вместе с родителями. С детьми постарше родители могут использовать телепрограммы как повод для обсуждения мировоззренческих вопросов, нравственных принципов и фактической информации.
Телевизор / никакого телевизора.
Телевидение как СМИ, безотносительно к содержанию программ, влияет на мышление, социальную деятельность и другие стороны жизни. Критики считают, что телевидение вытеснило из нашей жизни внутрисемейное общение, игры и другие занятия,что оно негативно сказывается на здоровье, физической форме и школьной успеваимости, а также что оно прививает пассивный подход к обучению, ослабляет творческий потенциал и воображение.
Вытеснение других занятий.
Телевидение влият на распределение свободного времени, заменяя одни занятия гораздо в большей степени, чем другие. С появлением телевизора дети начинают меньше слушать радио, магнитофон, реже ходить в кино, однако телепросмотры в очень незначительной мере влияют на время, проводимое за чтением. Они действительно поглощают часть времени, ранее отводившегося для коллективной деятельности, в часности для занятий спортом, посещения клубов, дискотек и вечеринок. Просмотр телевизора не уменьшает времени, которое члены семьи проводят вместе, однако снижает уровень взаимодействия.
Здоровье и физическая подготовка
Результаты исследования свидетельствуют о том, что просмотры телевизора ведут к уменьшению времени, отводимого на занятия спортом, что может сказатьс на физической форме. Дети, подолгу просиживающие перед телевизором, ведут малоподвижный образ жизни, часто едят во время телепросмотра; все это можно привести к ожирению.
Школная успеваемость, когнетивные прцессы.
Разные типы телерередач по разному влияют на успеваемость, когнетивное развитие. Докуметальные учебные программы могут быть эффективно использованы для приобретения знаний по широкому кругу вопросов. Телевидиние способствует усвоению когнитивных навыков через наглядное демонстрирование.
Интеллектуальная пассивность.
Поскольку дети предпочитают смотреть развлекательные передачи, а не образовательные, телепросмотр для них – это возможность расслабится прилпгая минимальные умтственные усилия. С другой стороны, дети отнюдь не пассивны в своем восприятии информации с телеэкрана. С самого раннего возроста они выбирают, что, когда и насколько внимательно смотреть. Их внимание привлекают яркие, подвижные телекартинки со множеством аудио-визуальных спецефектов. Однако одних спецефектов недостаточно, чобы поддерживать интерес ребенка. Содержание должно быть понятным, а также увлекательным или забавным.
Как дети понимают телепрограммы
Внимание к телепрограммам. Внимание детей приковывают определенные характеристики телепередач, которые включают в себя юмор, движение персонажей, звуковые эффекты, изменение звукового фона, детские и женские голоса и анимация. Детей не привлекают мужские голоса, сложная речь, картинки из жизни животных, а ткже длительная задержка камеры на одном месте. Эпизоды насилия и агрессии большей частью не повышают интереса к программе, привлекательной в других отношения. Детям нравятся неагрессивные программы с юмористическим сюжетом, анимацией и другими привлекательными характеристиками.
Когнетивное развитие. То, насколько дети понимают происходящее на экране, частично зависит от их уровня когнитивного развития. Пониманию детей некоторых телепередачь препятствуют по меньшей мере три обстоятельства. Во-первых, детям трудно в содержании отделить главное, от второстепенного. Во-вторых, детям сложно обьеденить события, происходящие в разное время. В-третьих, иногда трудно сделать логический вывод из события, непоказанных на экране, а также о чувствах и намерениях героя.
Что усваивается при просмотре телевизора.
Особое беспокойство вызывают три момента: усвоение стериотипов; усвоение агрессивного поведения; чрезмерная подверженность влиянию рекламы. Телевиденье имеет и позитивный эффект – усвоение просоциального поведения.
Стериотипы. Через телевиденье дети усваивают социальные стериотипы женщин, мужчин, национальных меньшинств, пожилых людей и многих других групп, включая и самих детей. Дети усваивают телевизионные стериотипы, особенно если в жизни не сталкивается с теми, кого они характеризуют. Вероятно даже большее значение имеет то, что образы, противоречивающие преобладающим стериотипам, могут серьезно изменить представления ребенка об определенной группе людей.
Насилие. Телеэфир заполнен эпизодами насилия, а в обществе высок уровень преступности. Влияние на зрителя сцен насилия изучалось серьезнее, чем любой другой аспект телевидения. Данные, полученые из разных источников свидетельствуют о том, что насилие на экране может порождать агрессивное поведение. При просмотре детьми телепрограм со сценами насилия обнаруживается тенденция повышения агрессивности поведения. Имеет место и обратная зависимость: изначально более агрессивные дети со временем проявляют все больший интерес к насилию на телеэкране, что свиделествует о наличии «порочного круга». Хотя и телевидение не толкает большинство людей на совершение актов физического насилия, оно влияет на отношение к агрессивным действиям других людей. Люди, которые видят много насилия на телеэкране, склонны оправдывать агрессивное поведение. У них также повышается порог чувствительности к агрессии: их менье поражает насилие в реальной жизни, и они менее склонны пытатся помочь жертве.
Реклама продуктов, игрушек и других товаров – неотьемлимая часть того, что дети видят на телеэкране. Малыши особенно легко поддаются ее внушению, поскольку их когнитивные навыки недостаточны для понимания цели рекламы. В возросте младше 5 лет, детям довольно трудно отличить телепрограммы от рекламных роликов. Даже в 6-летнем возрасте они используют конкретные перцептивные сигналы (отмечают, что реклама короче телепрограммы). совершенствование ролевых навыков в 6-11-летнем возрасте уменьшает доверчивость ребенка к рекламе. К 10-11-летнему возрасту, большенство детей скептически относятся к рекламным презывам, однако все еще подвержены влиянию тонких уловок.
Просоциальное поведение. На экране часто можно увидеть и просоциальное взаимодействие: альтруизм, сочувствие. Дети обучаются просоциальным способам разрешения конфликтных ситуаций, наблюдая их на телеэкране. Программы специально предназначеные для обучения позитивному социальному поведению – кооперации, помощи, взаимопонимании, - воздействует на повседневное поведение детей. Можно заключить, что просоциальные герои в большей мере воздействуют на поведение, чем антисоциальные.
Влияние на семью резкого снижения доходов.
При потере работы одним из родителей вся семья переживает глубокий стресс. При резком падении семейного дохода наблюдалось учащение поведенческих проблем у детей – в частности, неконтролируемых эмоциональных вспышек. Причиной их являлось поведение отца: отцы, переживающие экономичесский стресс становились более суровыми, а дети реагировали на это вспышками раздражения и гнева. В дальнейшем наблюдались социо-эмоциональные проблемы, соматические симптомы (пример, боль в животе), низкий уровень притязаний и ожиданий в отношении получения образования и карьеры. Отсутствие работы у матери или ее потеря оказывает тоже влияние, что и потеря работы отцом. При благоприятной семейной обстановке, где отец остается внимательным, а мать оказывает поддержку, потеря дохода отражается на детях в меньшей степени.
2.4 Вывод
Движущей силой развитием отношений между детьми является игра, которая появляется у 2-летних детей. В период между 2-5 годами жизни взаимодействия между детьми становится более частым, более продолжительным, более социальным иболее сложным. В игровой репертуар ребенка входят элементы групповой ролевой игры. Возрастные изменения в социальном взаимодействии и игре в определенной степени является функцией от совершенствующихся ролевых навыков. Ролевые навыки в своем развитии проходят ряд качественно отличающихся этапов; они связаны с общим интеллектом и нравственным поведением. В процессе приобретения социального опыта и развития когнитивных навыков ребенка формируется более абстрактные, более сложные и более психологичные представления о других людях. Социальный статус ребенка определяется множеством факторов. К когнитивным характеристикам, связанным с популярностью, относятся: высокий уровень развития ролевых навыков, а текже дружелюбие, общительность и сочувственное отношение к другим людям. У детей с высоким социальным статусом выше социальная компетентность, они владеют эффективными способами взаимодействия. Умеренно высокая самооценка с большой вероятностью приводит к принятию со стороны сверстников, чем слишком высокая или слишком низкая самооценка. С возростом изменяется представление детей о дружбе. Если дошкольников не очень интерисуют длительность отношений, то старшие дети рассматривают дружбу как отношения, выходящие за рамки отнократного непродолжительного взаимодействия. Представление детей о дружбе в своем развитии проходит ряд этапов. На первом этапе друзьяя – это товарищи по игре, которых ребенок видит чаще остальных; на втором – друзья – это люди, с которыми ребенок сотрудничает и делится; на третьем – дружба рассматривается с точки зрения взаимопонимания. Многие дети посещают группы подкотовки к школе, принимают участие в программах раннего образования, и еще больше детей ходят в детский сад. Качество ухода за ребенком серьезно влияет на его развитие. Недостаток игрового материала ведет к повышению агрессии и других форм стресса, однако при значительной нехватке игрового материала дети начинают делится. Игрушки и занятия могут влиять на поведение, повышая уровень агрессии, просоциального поведения, активности и т.п. Еще одна переменная – структурирование взрослым деятельности ребенка. При высокой структурированности занятий дети более внимательны, лучше выполняют указания учителя и обращаются к нему за одобрением. Низкий уровень структурированности наоборот, способствует позитивному взаимодействию между сверстниками, а также агрессии, настойчивости и лидерству и в меньей степени взаимодействуют с учителем. Последние исследования показали, что ожидания учителя могут при определенных обстоятельствах влиять на успеваемость внезависимости от истинных способностей ребенка. Ожидания передаются детям посредством проявления положительных чувств к учащимся на которого возлагаются надежды. Рассовая интеграция наиболее эффективна в случае, когда школьный порядок способствует кооперации, а не соперничеству, а индивидуальные достижения не акцентируются. Мэйнстриминг, или включение детей с физическими и умственными нарушениями в обычные классы не приносит тех значительных результатов, на которые первоначально рассчитывали его защитники, однако программы, в которых на первый план ставится взаимодействие и кооперация детей, могут повысить эффективность мэйнстриминга. Важнейшим фактором социализации является телевиденье; в среднем дети смотрят телевизор 2-3 часа в день. Маленькие дети часто смотрят программы, для них не предназначенные. Некоторые исследователи считают что телепросмотр вытесняет семейное общение, игру и другие занятия, вызывают пассивное отношение к познанию. Было обнаружено, что телепросмотры действительно влияют на распределение свободного времени и уменьшают время, уделяемое спорту, что негативно сказывается на физичесской форме. Телепросмотры связанны со снижением успеваемости, если составляют более 20 часов неделю. Они, по всей видимости, не делают детей интеллектуально пассивными. Фактически дети активно думают о том, что видят на экране, если программа информативна, расширяют свои знания. В какой-то мере дети понимают то, что видят на экране, часто зависит от уровня когнитивного развития. Маленьким детям трудно в содержании отделить главное от второстепенного. Им может оказаться сложно объединить сцены, разворачивающиеся в разное время, а также, сделать вывод относительно событий непоказанных на экране. Из программ дети много узнают о социальных отношениях и поведении, а также усваивают социальные стериотипы. Кроме этого эпизоды насилия, показанные на экране, могут спровоцировать агрессивное поведение. Дети могут обучатся просоциальным способам разрешения проблемных ситуаций, наблюдая их на экране. Основные социальные тенденции, такие как понижение уровня дохода, оказывает долговременное воздействие на развитие нынешнего поколения детей.
таблица 1 таблица 1 Исследования проводились в США в 1995 году. Источником является: R.L. Burgess and R. D. Conger, 1995, Child Development, 49, p. 1170.
Литература
1. Немов Р. С. т-2 «Психология» 2. Кэрол Флейк-Хобсон, Брайн Е., Робинсон, Петси Спин «Развитие ребенка и его отношения с окружающими» 3. Зимска М. «Семья и личность». – М., 1986 4. Лисина М. И. «Общение со взрослыми у детей первых семи лет жизни» Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии – М., 1981. с.109 5. Нора Ньюкомб «Развитие личности ребенка» - П., 2002
Содержание: Глава 1 Социализация в семье
1.1 Понятие социализации 1.2 Детерминанты воспитательного процесса 1.3 Методы воспитания и их эффект 1.4 Семейная структура 1.5 Вывод
Глава 2 Социализация вне семьи
2.1 Отношения со сверстниками 2.2 Детский сад и школа как контекст развития 2.3 Телевидение как фактор социализации 2.4 Вывод 2.5 Таблицы 2.6 Литература
Институт Международного права, экономики, гуманитарных наук и управления им. К. В. Россинского
Р Е Ф Е Р А Т
на тему: «Общая характеристика социализации детей»
Выполнил студент: 2-го курса, 20-го потока гуманитарно-педагогического факультета Лежнев Д. В. Принял преподаватель: Кавунова Е. Д.
Краснодар 2002
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|