Состав финансово-кредитной системы, характеристика ее звеньев.
Финансово-кредитная система – это совокупность различных сфер (звеньев, финансовых отношений), каждая из которых характеризуется особенностями формирования и использования фондов денежных средств, а также различной ролью в общественном воспроизводстве. 1. Сфера централизованных денежных средств. Централизованные/государственные/финансы макроуровня 2. Сфера децентрализованных финансовых средств. (Финансы предприятий/финансы микроуровня) К централизованным финансам относят: 1. Бюджетная система 2. Государственные кредиты 3. Кредитная система 4. Страховая система 5. Фондовая система Децентрализованные – финансы предприятий и организаций различной организационно-правовой фирмы собственности (государственных, муниципальных, частных, акционерных, общественных организаций) Характеристика звеньев финансово-кредитной системы. 1. Бюджетная система состоит из: a. бюджетов различных уровней: i. Федеральный бюджет (1) ii. Бюджет субъектов федерации (83). Москва и СПБ имеют статус субъектов федерации iii. Местные бюджеты (более 29 000) b. Внебюджетных фондов i. Пенсионный фонд (ПФ) ii. Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС) iii. Фонд социального страхования (ФСС) 2. Государственный кредит – это экономические отношения, в которых государство с одной стороны, а юридические и физические лица или иные субъекты права с другой вступают во взаимоотношения, где государство выступает в роли кредитора, гаранта или заемщика. 3. Кредитная система. В ней существует 2 уровня: a. Центральный банк или Банк России b. Коммерческие банки, парабанковкие/внебанковские/ прабанковские финансово-кредитные учреждения (лизинговые компании, инвестиционные фонды, трастовые компании, клиринговые компании /производят взаиморасчет по требованиям/, инвестиционные фонды, негосударственные пенсионные фонды)
4. Страховая система представлена на Российском рынке системой обязательного страхования и добровольного страхования 5. Фондовый рынок (фондовая система). Фондовая система – особый вид финансовых отношений, возникающий в результате купли-продажи специфических финансовый активов – ценных бумаг. Фондовые системы делятся на: 1. Корпоративный рынок ценных бумаг 2. Рынок государственных ценных бумаг
Децентрализованные финансы. Финансы предприятий являются основой единой финансовой системой страны, т.к. именно на предприятиях материальные сферы создается валовой внутренний продукт, который в дальнейшем путем перераспределения при помощи финансовых инструментов образует фонды денежных средств. Децентрализованные финансы первичны по отношению к централизованным
15. Бюджетный процесс в РФ, его участники. Бюджетный процесс – регламентируемая законодательством Российской Федерации деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учёта, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчётности. Участниками бюджетного процесса в РФ являются: · Президент Российской Федерации; · высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации, глава муниципального образования; · законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления (далее - законодательные (представительные) органы); · исполнительные органы государственной власти (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований);
§ Центральный банк Российской Федерации; § органы государственного (муниципального) финансового контроля; § органы управления государственными внебюджетными фондами; § главные распорядители (распорядители) бюджетных средств; § главные администраторы (администраторы) доходов бюджета; § главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета; § получатели бюджетных средств. 40 Бюджет, его сущность и функции. Бюджет – это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. Первые сведения о доходах бюджета появились в 1645 году. С 1802 года бюджет оформился как документ. 1862 год – произошла централизация денежных средств. С 1862 года и по сей день все данные о бюджете являются государственной тайной. Бюджет как экономическая категория имеет следующие характеристики: 1. Это центральное звено системы финансов, отражающее основные качественные признаки финансов. 2. Это система денежных отношений, в процессе которых образуется и используется бюджетный фонд. 3. Это бюджетный план, в котором бюджет как система денежных отношений, выражен количественно (суммарно). Название бюджета «документом» неверно, т.к. в бюджетном планировании документом является роспись доходов и расходов в соответствии со сметой бюджетных учреждений. По экономической сущности бюджет – это денежные отношения, складывающиеся у органов государственной власти и местного самоуправления с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода (а частично и национального богатства) в связи с необходимостью удовлетворения социальных и политических интересов общества и его граждан. По плановой форме бюджет – это документ, составляющийся в виде баланса доходов и расходов, который отражает результаты планового образования и расходования фонда денежных средств. Функции бюджета: 1. Распределительная (перераспределительная). Необходимость этой функции обусловлена перераспределением денежных средств: a. между сферами общественного производства.
b. между различными сферами деятельности. c. между территориями. d. между различными слоями общества. e. между уровнями государственного управления. 2. Контрольная. Это постоянный финансовый контроль за формированием, использованием и распределением централизованного фонда денежных средств (бюджета). Она позволяет: a. Выявить истинное финансовое положение конкретных экономических субъектов, отраслей, территориальных образований. b. Анализировать, насколько своевременно и полно финансовые ресурсы поступают в распоряжение органов государственной власти и местного самоуправления. c. Анализировать, как фактически складываются пропорции в распределении бюджетных средств, и соответствует ли их реальная величина объему предусмотренных бюджетных полномочий и к каким экономическим и социальным последствиям это приводит. 3. Часто в экономической литературе выделяется функция (дополнительная функция) – государственное регулирование и стимулирование экономики.
9. Федеральное казначейство как орган финансового контроля. Федеральное казначейство (Казначейство России) — федеральный орган исполнительной власти. Задачи: · Организация, осуществление и контроль исполнения бюджета РФ · Защита сведений, составляющих гос.тайну · Управление доходами и расходами бюджета на счетах фед.казначейства, принцип единой кассы · Прогнозирование и кассовое планирование средств ФБ Находится в ведении Министерства финансов. Руководствуется конституцией.
Читайте также: A) составляющие качества жизни Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|