V. Закрепление новых знаний.
ХОД УРОКА.
I. Организационный момент. II. Проверка домашнего задания по теме: «Разнообразие животных». Фронтальный письменный опрос по теме: «С кем дружит дуб». 1) Назовите друзей дуба: а) лось; б) медведь; в) кабан; г) мыши. 2)Кто напрямую связан с дубом? а) мыши; б) волк; в) сойка; г) лось. 3) Кто косвенно связан с дубом? а) белка; б) сова; в) змея; г) орел. 4) Какая птица помогает сажать дубовые леса? а) лось; б) сойка; в) волк; г) мыши. 5) Какие животные из предложенных питаются желудями? а) дятел; б) мышь; в) волк; г) медведь; д) белка. 6)Сколько цепей питания входит в пищевую сеть (сеть питания)? а) 10; б) 15; в) 8; г) 3. 7) Отметьте правильную экологическую пирамиду: а) мышь – сова – желудь; б) желудь – мышь – сова; в) сова – желудь – мышь. 8) Для чего используют листья дуба? а) для приготовления солений; б) для приготовления супов; в) для приготовления салатов. 9) Где используют кору дуба? Отметьте правильные ответы. а) в медицине; б) в авиастроении; в) в кожевенной промышленности. 10) Как называется дубовый лес? а) бор; б) роща; в) дубрава.
Фронтальный устный опрос по теме: «Разнообразие животных». - Кто такие насекомые? - По каким признакам вы их узнаете? - Закончи предложение: «Насекомые – это …». - Кто такие рыбы? - Назовите признаки рыб. - Закончи предложение: «Рыбы дышат кислородом, растворенным в воде, с помощью …». - Кто такие птицы? - Выделите один характерный признак птиц. - Закончи предложение: «Птицы – это …» - В чем разница между земноводными и пресмыкающимися? - Закончи предложение: «животные, тело которых покрыто шерстью, - это ….» - Назови существенный признак паукообразных.
- Приведите примеры иглокожих. - Что такое моллюски? Приведи пример. III. Изучение новой темы. 1) Актуализация имеющихся знаний. Учитель: Ребята! На доске висят иллюстрации животных разных групп. Разделите их на группы. Животные: сом, тигр, таракан, филин, аист, муравей, медведь, лисица, осетр, зубр, корова, бабочка, крокодил, орел, гадюка, варан. (Дети разделяют.) Учитель: Почему мы так разделили этих животных? Учитель: А что общего у всех животных? Дети: Относятся к живой природе. Учитель:Назовите признаки живых существ. Дети: Питаются, дышат, размножаются, умирают и растут.
2) Постановка учебной задачи. Учитель: Все места на земном шаре обитаемы. Почти везде: на суше, в океане, в атмосфере и даже в вечных снегах – обитают живые существа. Сегодня мы продолжим знакомиться с образом жизни животных разных групп. Учитель: Я думаю, что вы уже достаточно много знаете о животных, населяющих нашу планету. Назовите известные вам классы животных и несколько представителей каждой группы. (Ответ детей.) Учитель:Молодцы, ребята! Учитель: Как вы думаете, а все ли мы с вами знаем о группах животных и их представителях? Дети: Мы знаем не все. Учитель: Хорошо, ребята! А давайте определим, чего мы еще не знаем о животных. Послушайте стихотворение и определите тему урока: Все мечтает измениться, Превратиться, повториться… Мечтает каждая икринка стремительною рыбкой стать, Мечтает каждая дождинка корабль на волнах поднять, Мечтает пестрое яичко за море синее слетать, Мечтает каждая личинка прекрасной бабочкой порхать, Мечтает семечко растения цветком прекрасным расцвести, Мечтают дети с дня рождения…. Скажи, о чем мечтаешь ты? Учитель: Ребята! Какова главная мысль этого стихотворения? О чем оно? Дети: В стихотворении говорится о том, что любое животное мечтает вырасти взрослым. Учитель: Верно, ребята! Давайте с вами выполним небольшое задание. Я буду зачитывать вам начало предложения, а вам нужно его продолжить.
(Учитель зачитывает предложения, а дети его заканчивают.) У зайца рождается... У лисы - … (лисёнок) У утки - … (утёнок) У бабочки - … (гусеница) У рыбы - … (малёк) У кузнечика-…(личинка) У змеи - … (змейка) Учитель: Хорошо, ребята! Молодцы! А кто может сказать, что мы будем изучать на этом уроке? (Варианты ответов детей.) Учитель: Как мы можем назвать наш урок? (Ответы детей.) Учитель: Хорошо, ребята! Молодцы! Тема этого урока: «Размножение и развитие животных». Учитель: Скажите, а размножение и развитие одно и то же или нет? (Дети высказывают свое мнение. После этого на доске появляется запись Размножение? Развитие.)
3) План решения учебной задачи. 1. Введение понятий «Размножение», «Развитие». (Развитие – это качественное изменение.) 2. Выделение существенных признаков. (Рассмотрение развития всех групп животных, кроме млекопитающих.) 3. Выделение множества признаков. (Выделение общего между развитием групп животных.) 4. Отработка понятия. (Работа с млекопитающими.) 5. Расширение понятия. (Сравнительная характеристика бабочки и кузнечика.) 6. Возвращение к понятию. (Возвращение к понятию «развитие» и переход к понятию «размножение».)
4) Решение учебной задачи. 1. Введение понятий «Размножение», «Развитие». Учитель: Ребята! Комнатная муха - необыкновенный летун, прекрасно видит своими сетчатыми глазами, воспринимает запахи не только усиками, но и кончиками лапок, которые снабжены крючочками и присосками, позволяющими им разгуливать по потолку. А если человек не следит за чистотой, оставляет в доступных местах для мух продукты питания, то мухи очень быстро размножаются. Опасны мухи тем, что они на своих лапках переносят болезнетворные бактерии. Мухи знамениты, даже среди своих насекомых быстротой превращений. Стоит взрослой мухе отложить яички на несвежую пищу, как уже через 12 часов из них вылупляются большие личинки-червячки без головы и без ног. Через 1-2 недели личинки перестают есть, замирают и превращаются в бурые куколки. А через 2 недели появляется взрослая муха. Учитель: Сейчас я вам рассказала, как развивается комнатная муха. А как вы думаете, что такое развитие?
(Ответ детей.) Учитель: Хорошо, ребята! Развитие – это качественное изменение. 2. Выделение существенных признаков. Учитель: Давайте возьмем развитие насекомых. С чего оно начинается? Дети: С яйца. Учитель: Верно! (На доске или экране появляется запись: личинка (гусеница) – куколка – взрослая бабочка.) Учитель: Давайте теперь посмотрим, как развиваются рыбы. С чего начинается развитие рыб? Дети: С икринки. Учитель: Верно! (На доске или экране запись: икринка – малек – взрослая рыба.) Учитель: Скажите, с чего начинается развитие земноводных? Дети: С яйца. Учитель: Правильно! (На доске или экране: яйцо – головастик – взрослое животное.) Учитель: С чего начинают развиваться птицы? Дети: С яйца. Учитель: Верно! Молодцы, ребята! (На доске или экране: яйцо – птенец – взрослая птица.) Учитель: Что является общим в развитии всех названных животных? Дети: Яйцо. 3. Выделение множества признаков. Учитель: Скажите, одинаково ли у всех идет развитие? Дети: Нет. Учитель: Есть ли животные, которые развиваются одинаково? Дети: Есть. Учитель: В чем различия развития животных? (Ответ детей.) Учитель: Выделите животных, у которых развитие похоже. Дети: Рыбы – лягушка – насекомые. Птица – ящерица. Учитель: Верно, ребята! 4. Отработка понятия. Учитель: А теперь давайте подумаем, как развиваются млекопитающие. (Дети высказывают свои предположения.) Учитель: Хорошо, ребята! Верно! Развитие млекопитающих начинается с развития яйца. Только яйцо развивается внутри организма, после чего появляется детеныш. Учитель: К какой группе можно отнести млекопитающих? Дети: Млекопитающих можно отнести к группе Птицы – Ящерицы. Учитель: Правильно! 5. Расширение понятия. Учитель: Большинство дневных и ночных бабочек дают одно поколение в год, при этом взрослые бабочки встречаются лишь в течение нескольких недель в определенное время года и потом снова исчезают до следующего года. Оставленное бабочками потомство зимует в стадии яйца, гусеницы или куколки, в зависимости от вида бабочки. Некоторые бабочки - крушинница, дневной павлиний глаз и другие - зимуют в оцепенении. Многие виды бабочек дают два поколения в год. Взрослые насекомые в таком случае появляются поздней весной и еще раз летом. Гусеницы, которые выходят из яиц, отложенных весной, растут быстро, а гусеницы, появившиеся летом, могут превратиться в бабочек лишь девять месяцев спустя. Например, перламутровки свои яйца откладывают на фиалки. Зимуют молодые гусеницы, как правило, в свернутых сухих листьях среди опавшей листвы. Весной они развиваются быстро, окукливаются, а в мае уже появляются бабочки. Перламутровки второго поколения летают с июля по август.
Учитель: Давайте рассмотрим несколько прекрасных представительниц семейства бабочек. Известно ли вам как они называются? (На доске или экране иллюстрации разных видов бабочек.) Учитель: Но не у всех насекомых бывают куколки. Например, нет куколок у кузнечика. Учитель: Давайте рассмотрим схему развития кузнечика. (На доске или экране схема развития кузнечика.) Учитель: С чего начинается развитие? (Ответ детей.) Учитель: Что появляется из яйца? (Ответ детей.) Учитель: На что похожа маленькая личинка? (Ответ детей.) Учитель: Верно, ребята! Из яйца появляется личинка, похожая на маленького кузнечика. Подрастая, личинка несколько раз сбрасывает шкурку и с каждым разом становится всё крупнее. 6. Возвращение к понятию. Учитель: Ребята! Так что же такое развитие? Дети: Развитие – это качественное изменение. Учитель: А как это объяснить? Дети: Прежде, чем появится лягушка, появится головастик; прежде, чем появится бабочка, появится личинка. Учитель: Хорошо, ребята! Молодцы!
Учитель: А теперь давайте вернемся к нашему вопросу, поставленному в начале урока. Учитель: Как вы думаете, развитие и размножение одинаковы? (Дети высказывают предположения.) Учитель: Верно, ребята! Развитие и размножение – это не одно и то же. Размножение – это изменение количества особей. Учитель: Сейчас мы с вами поработаем в группах. Так как вы уже сидите по группам, начинаем нашу исследовательскую работу. Каждая группа будет рассматривать свою группу животных. У каждой группы есть алгоритм исследовательской работы. АЛГОРИТМ ИЗУЧЕНИЯ «……». 1. Прочитайте внимательно текст, который позволит вам ответить на следующие вопросы: - Как называется группа животных, которую изучаете? - По каким признакам вы узнаете этих животных? - Составьте схему развития данной группы. - Опишите стадии развития: · размеры яиц; · количество; · окраска; · личинка: ü есть или нет;
ü если есть, то какая; · сколько времени длится развитие; · какое потомство образуется. - Составьте сравнительную таблицу «Размножение и развитие». - На выполнение – 8 минут. (Учащиеся выполняют задание.) Отчет групп, в ходе которой дети заполняют общую таблицу:
Учитель: РеКак вы думаете, одна рыба сколько даст мальков? (Ответ детей.) Учитель: А сколько даст птенцов одна птица? (Ответ детей.) Учитель: Одна синица высаживает 17 птенцов.
IV. Физкультминутка. Бабочка-красавица Всем нам очень нравится! Раз – росинкою умылась, 2 – к цветочку наклонилась, 3 – почистила сапожки, 4, 5 – махнула мошке, 6 – лапками подрыгала, 7 – быстренько попрыгала, 8 – платьице расправила, 9 – причёсочку поправила, 10 – полетела.
V. Закрепление новых знаний. 1) Блиц-опрос. Учитель: А сейчас ответим на вопросы. 1. Какие животные рождают детенышей? 2.Какое слово пропущено: икринка---------малек---------- 3. Какие животные трижды рождаются? 4. Какое слово пропущено: яйцо ---…..-----взрослая птица? 5. Какое животное проходит стадию развития – головастик? 6. Назовите стадии развития крокодила? Учитель: Молодцы, ребята! 2) Работа по картинке. (Иллюстрации или показ на экране.)
Учитель: Посмотрите и скажите, что вы видите? Дети: Мы видим животных. Учитель: Что вы можете сказать об этих животных? (Варианты ответов детей.) Учитель: Как хорошо жить в гармонии с природой. Природа дарит нам свои богатства. А мы должны стараться не нарушать эту гармонию. Не топтать гусениц, не ловить бабочек…., т.е. бережно относиться к ней.
VI. Домашнее задание. Учебник, стр. 105-109. Нарисовать животное и подписать этапы его размножения и развития.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|