Семейные границы. Виды границ и их специфика.
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Любая система имеет свои границы, которые определяют ее структуру и содержание. Семейные границы отражают взаимодействие семьи с окружающим социумом.
Например, в Советское время, границы семей открытые. Парторганизация вмешивалась в дела семби, например могла ругать мужа за измену. – размытые границы. Но при этом границы подсистем внутри семьи были более жесткими. Дети больше времени проводили на улице, были детские компании. Потом границы государства стали раскрываться, а границы семьи закрылись. Считалось нормальным, что ребенок не ходит в ясли. Сейчас в общественном сознании положительное отношение к закрытым семейным границам. Закрытые семейные границы – дом закрытый, гости приходят по конкретным поводам и только по приглашению, известны ритуалы и правила поведения с готями, семья при гостях – одна, без гостей – другая. В этих семьях родители много времени посвящают детям. Ответственность за какие-то детские дела взрослые берут на себя. Возникает поведенческое оформление размытых границ подсистемы (мама делает с ребенком уроки, ребенку ставят двойку, мама сердится, потому что знает, что двойка ей). Внешние и внтренние границы, правила, которые определяют, кто и каким образом выполняет семейные предписания в опр. аспекте семейной жизни – супружеском, родительском, детской группе. Внешние границы в норме способствуют формированию идентичности семьи, внтренние – структурированию психологического пространства, что в конечном итоге даёт сильные импульсы к развитию.
Виды семейных границ: - проницаемые - жесткие – семья живёт замкнуто, гости редко, по поводам и только по приглашению. У родственников нередко возникает страх перед окр. миром, не формируется навык общения с др. людьми. В рез-те внутр.границы м/у подсистемами становятся размытыми. Отсюда внутресемейные коалиции (отец+дочь, мать +ребенок).
- гипержесткие
При размытости внешних границ, семья нередко становится похожей на «проходной двор», куда всегда могут вторгнуться посторонние люди. В нормальных, здоровых семьях границы между подсистемами ясно очерчены и проницаемы. В дисфункциональных семьях наблюдаются либо жесткие, либо размытые внутренние границы.
11. Структура семьи. Характеристика понятия. Структура семьи — одно из базовых понятий, используемых при описании семейного взаимодействия. Семейная структура – совокупность элементов и взаимосвязей между ними.
Понятие структура часто понимается как численный состав семьи. Андреева приводит классификацию Д. Леви: - нуклеарная семья (супруги и дети) (состоит из мужа, жены if их детей; - пополненная семья (супруги и дети + прародители или др. родственники) - смешанная семья (вследствие брака разведенных людей, + дети от предыдущего брака) - семья родителя-одиночки
Структурные элементы С. как системы: супружеская, родительская, сиблинговая, индивидуальные подсистемы (локальные совокупности семейных ролей, позволяющие выполнять опр.функции). Наблюдая взаимодействие членов семьи, можно сделать вывод о ее гипотетической структуре – своеобразной топографии семьи, срезе семейной системы. Взаимоотношения между структурными элементами семейной системы характеризуются следующими параметрами: сллоченности, иерархией, гибкость, границами, ролевой структурой. Иерархия – распределение власти и ответственности в семье (доминирование-подчинение).
21. Выбор брачного партнера: модели, факторы, комбинации типов личности в браке. Ухаживание у людей зависит от 2 факторов: времени и риска. Существует опр. возрастной период, в течение которого мол. человек обучается ухаживанию. Чем длительнее этот период, тем выше вероятность остаться без пары.
Фромм: цель брачного поведения – быть любимым, возбудить чувство любви к себе. Ситуация выбора брачного партнера характеризуется двойственностью (1) ребенок в своей семье 2) роль молодожена). Проблема установления близких отношений с людьми не из своей семьи связана с тем, что мол. человек в период брачного возраста не освобожден от роли ребенка. Психол. задача предбрачного периода – необходимость отделиться от родительской семьи. На выбор брачного партнера влияют: родительский сценарий, первые навыки общения, первый сексуальный опыт - импринтинг полового созревания. Mодели: Теория комплементарных потребностей (Р.Уинч) – притягиваются противоположности. (властный мужчина + кроткая женщина). Сходство социальных черт и психологическое дополнение. Теория «стимул-ценность-роль» (Mурстейн) – на каждой ступени развитии отн-ий, прочность отн-ий зависит от т.н. равенства обмена. Происходит учет плюсов и минусов каждого партнера. В рез-те – баланс «+» и «-«характеристик каждого. Если + превышают -, принимается решение о заключении брака. Брачный выбор включает серию последовательных стадий. Тот, кто не соответствует условиям каждой стадии, выбывает. 1) стимул – оценка характеристик др. человека (внешности, ума) 2) сравнение ценностей 3) роли – соответствует ли ролевое поведение одного ожиданиям другого. Инструментальная теория подбора супругов Р.Сентерса - человека влечет к тому, чьи потребности схожи с его собственными или дополняют их. Теория «фильтров» А.Керкгоффа и К.Дэвиса - последовательное прохождение через серию фильтров, к-рые постепенно отсеивают людей из множества возможных партнеров и сужают индивидуальный выбор (место жительства – с кем не сможет встретиться; фильтр гомогамии – кто не подходит по соц. критериям; те, кто кажутся привлекательными, сходные ценности, ролевые ожидания). Круговая теория любви А.Рейса – выбор брачного партнера через реализацию 4 взаимосвязанных процессов: установление взаимосвязи, самораскрытие, формирование взаимной зависимости, реализация основных потребностей личности.
[16.01.2011 14:01:32] Ника: 23. Понятие комплементарного, некомплементарного и частично комплемент. брака. Комплементарность – взаимодополнение. У. Тоумен утверждает, что происходит перенос связей, существовавших в родительской семье между братьями и сестрами, на своего партнера в супружестве («теория дубликатов»). Можно выделить несколько вариантов сочетания ролевых ожиданий в зависимости от сиблинговых позиций (положение, порядок, пол среди братьев и сестер) • комплементарный брак — взаимодополняющие сиблинговые позиции супругов; каждый из супругов занимает то положение, какое он имел по отношению к братьям или сестрам. Например, позиции старшего и младшего ребенка. В случае комплементарности наблюдается наиболее благоприятный вариант формирования ролевой структуры: есть взаимодополняющие ожидания, готовые стереотипы межличностных ролей и опыт их исполнения. •частично комплементарный брак — частичное совпадение сиблинговых позиций супругов. Когда один или оба партнера в родительской семье имели несколько типов связей со своими братьями и сестрами, из которых по крайней мере одна совпадала с таковой у партнера. Например, позиции среднего и старшего ребенка лишь частично оправдывают ожидания супругов в отношении межличностного взаимодействия; •некомплементарный брак — тождественность сиблинговых позиций супругов, одинаковая порядковая позиция в родительской семье. Ведёт к конкуренции в борьбе за присвоение одной и той же межличностной роли. Нужно больше времени и усилий, чтобы договориться и действовать согласованно (два старших ребенка, единственные дети). Наилучший прогноз для единственных детей – брак с супругом, имевшим младшего брата или сестру (т.к. ориентируются на родителя) максимальная удовлетворенность браком, в комплементарных и частично комплементарных браках. Из частично комплементарных – там, где один из партнеров – единственный ребенок. Наименьшая удовлетворенность – в некомплементарных браках из супругов, к-рые были единственными детьми.
Некомплементарный брак — это брак партнеров с одинаковой порядковой позицией в родительской семье [16.01.2011 14:01:50] Ника: 25. Искажение и нарушение чувства любви в супружеских отношениях. Развитие Л. как чувства. Родительская любовь — 1й вид любви, к-рый познает человек (дисгармония –причина искажений и нарушений развития способности любить сначале в детстве – в форме привязанности, затем во взрослом возрасте - собственно любви). Теория К.Хорни – нарушения любви связаны с фрустрацией потребности ребенка в безопаснсти. Понятие «базальной тревозжности» - переживание мира как источника угрозы и беспомощного и уязвимого себя в этом мире. В зависимости от удовлетворения потр-ти в безопасности в детстве, выбирает разные стратегии: - стратегия движения «к людям» (уступчивость, потр-ть в аффилиации) - стратегия движения «от людей» (стремление к изоляции, отказ от близких отношений) - стратегия движения «против людей» (враждебность, попытка подчинить партнера себе) КХ считала здоровой личность, у к-рой удовлетворена потребность в любви, у нездоровой личности – невротическая потр-ть (преувеличенная потребность в эмоц.привязанности, полож.оценке себя со стороны, страх отвержения; хочется, чтобы любили все; ненасыщаемость). Зрелая личность хочет любви и уважения лишь тех, кого любит и ценит сама. Э. Фромм – патологические формы любви возникают в результате переноса невротической личностью на партнера ожиданий и чувств, связанных с фиксацией на образе матери или отца. мать в идеале даёт образец безсловной, принимающей любви (если низкий уровень, то вероятны проблемы устан-ия эмоц. связей с супргом и детьми). Низкий уровень принятия ребенка отцом –формирование чувства неполноценности, неуверенности, низкой социальной компетентности. Нарциссическая (эгоистическая) любовь – рез-т неудовлетворенной потребности в материнском принятии = быть любимым, но не любить самому, потребительский характер отношений. Невротическая любовь (в узком смысле) – искажение отношений вследствие проекции собств. проблем на партнера либо на детей, выступающих как средство достижения собственных целей, решения своих проблем. Псевдолюбовь (любовь-поклонение) – равнодушие к истинной личности предмета любви и к реальным отношениям с партнером; в мире грез и фантазий. Реализуется в прошлом или в будущем, культивирует идеализированный образ отношений. Любовь-преследование (маниакальная любовь) – одержимость, страстная влюбленность, навязчивость; личность незначима, не выступает предметом интереса; компенсаторная реакция на ненасыщаемую потребность в любви; легко оборачивается противоположностью.
Зрелые же формы любви – направленность на познание личности партнера, разделением идентичности, образованием целостности «мы» при сохранении каждой личности.
Проблема происхождения и развития любви – одна из наименее разработанных в психологии эмоций. Процесс функционального развития любви можно проследить по класс.аботе Стендаля «О любви» (1822). Здесь ключевое понятие – «кристаллизация». 1ый этап - восхищение предметом любви. Выделение предмета любви из окружения и превосходная эмоционально-позитивная его оценка. Красота, по Стендалю, непременное условие рождения любви (как физическая, так и красота ума, воли, духа человека. 2ой этап — изучение предмета любви. Еще нет любви, только доброжелательный интерес к личности партнера и неосознанная симпатия. 3ий этап — зарождение любви и первая кристаллизация чувств. Переживание наслаждения от вида предмета любви и общения с ним. Инф-ия о партнере проходит особую обработку — преувеличение достоинств, игнорирование или искажение недостатков (в достоинства), что приводит к идеализации его образа партнера. 4ый этап — рождение сомнения. Идеализация образа партнера поворачивает носителя чувства любви к самому себе и рождает сомнение в том, насколько же он сам достоин любви. Возникновение ориентировки на себя как возможного объекта любви, начало поиска ответа на?: «Почему и за что я любим?» 5ый этап — вторая кристаллизация чувств. Интенсивный личностный рост носителя чувства любви в контексте построения отношений со значимым Другим. 6ой этап — развитие отн-ий любви для достижения полной близости и единства с ее объектом. Плюсы идеализации – спос-ть видеть в партнере не только те св-ва и качества, к-рыми он уже обладает, но и потенциальные, и отнестись к нему так, будто они уже реальность, строить свое общение и поведение, уже учитывая эти потенц.достоинства. Психол. смысл 1ой кристаллизации – в образ партнера и в образ Я личность включает потенц. качества и строит свои отношения с партнером, ориентируясь на эти качества как реально существующие. Смысл 2ой кристаллизации - в целенаправленном саморазвитии, работе над тем, чтобы «приподнять себя» до партнера. Отношения любви — это зона ближайшего развития личности, прежде всего в аспекте формирования способности к самореализации и самоактуализации. Возможные негативные последствия идеализации - может стать причиной нарушений общения с партнером, если идеализированный образ вступает в противоречие с реальными качествами партнера или когда кристаллизация не сопровождается реальной работой личности по самостроительству. [16.01.2011 14:02:04] Ника: 26. Социально-психологический подход к любви в контексте проблемы аттракции Аттракция как симпатия к др. человеку - безусловный компонент чувства любви. В рамках соц.-психол.подхода изучались факторы, способствующие возникновению аттракции: Внешняя привлекательность. Обусловлено культ.-ист., соц. условиями и субъективными критериями оценки. Внешняя привлекательность опр-ется и собств. самооценкой (если высока и адекватна, то это отражается в уверенности, доброжелательности, направленности на установление отн-ий и коммуникацию). Соц. характеристики —опр.соц. уровень, образование, статус, профессия, соц. успешность и т.д. Уровень развития коммуникативных спос-тей — спос-ть к откр. коммуникации, к самораскрытию, искренности в пределах сохранения интимного личностного «пространства безопасности» партнеров (неприемлемость «душевного эксгибиционизма»), умение проявлять эмпатию в отношении партнера. Сходство установок, идей, взглядов, ценностей. Для семьи важны общность ценностей проф.й деятельности, сходство взглядов на воспитание детей и родительство. Прогнозируемость поведения партнера (особенно в стрессовых ситуациях) на основе знания его личностных свойств и стабильности его поведения в повторяющихся ситуациях. Не равно рутинности и стереотипности поведения. Ситуативные факторы, такие как - регулярность контактов; - возможность реализации совместной деятельности; - оказание друг другу помощи (забота, помогающее поведение). В супр. отношениях не должно быть грубого дисбаланса в выполнении обязанностей и ролей. Каждый член семьи должен быть готов и помочь, и принять помощь. Совместное переживание опасности, угрозы жизни. Повышает уровень сплоченности. Фактор оценки со стороны партнера. Аттракция возникает при условии отсутствия значительного расхождения самооценки и оценки со стороны партнера. [16.01.2011 14:02:22] Ника: 27. Адаптация супругов в семье Адаптация (в шир.см) – приспособление к окружающим условиям. Брачно-семейная адаптация – постеп. процесс приспособления супругов др. к другу и к семейной жизни, рез-том которого должно быть формирование устойчивого семейного уклада, распределение бытовых и психологических ролей, выработка приемлемого стиля общения друг с другом, выработка приемов разрешения и профилактики конфликтов и разногласий, определение взаимоотношений с микроокружением по типу открытой или закрытой группой (Гозман, Алёшина)
А к семье начинается как процесс знакомства с семейной жизнью, постепенного вхождения в неё. Этот трудный период, т.к. включает перестройку не только общения и деятельности, но и изменения личности, потребностей, мотивации; формирования новых связей с соц.окружением. Происходит смена ролей, изменение круга общения, спектра решаемых проблем и образа жизни. Это приводит к личностному изменению, изменению образа «Я» и болезненно переживается личностью. Первые 1-2 года совм. жизни – время формирования индив. стереотипов общения, согласование систем ценностей, выработка общей поведенческой линии. Происходит взаимное приспособление супругов. Решаются следующие задачи: формирование структуры С, распределение ролей; выработка общих семейных ценностей. Имеет место рассогласование потребностей в отдельных сферах сем. жизни.
В.А. Сысенко – концепция бр.-сем. А. Основа – 4 группы людей по уровню адаптации (высокоадатированные, средне-, низко-, дез-). Общие адаптационные особенности: спос-ть к сотрудничеству, общению, эмоц. и рац. пониманию др. людей, к самоконтролю и самопознанию, умение выбрать адекватный тип поведения в зависимости от условий и обстоятельств. [16.01.2011 14:02:42] Ника: 28. Понятие сплоченности и субъективная удовлетворенность браком. Сплоченность – степень эмоциональной связи членов семьи. При максимальной выраженности этой связи, они эмоционально взаимозависимы, при мин. – автономны. Сплоченность семьи включает: степень эмоциональной близости и сформированность семейного самосознания («мы»). Д. Олсон - циркулярная модель – обобщение теор. представлений о сплоченности семьи. Параметры оценки сплоченности: 1) пластичность, гибкость в управлении сем. системой, распределении ролей, правил и норм; 2) эмоциональность взаимоотношений, степень эмоц. близости. 4 уровня сплоченности: разобщенный; разделенный; связанный; запутанный (ур-нь спл-ти слишком высок; низ. степень дифференцированности).
Субъективная удовлетворенность браком – эмоционально-оценочное отношение супругов к семье. Не всегда соответствует объективному уровню эффективности ее функционирования (как самооценка). СУ определяется как отношение реальности выполнения партнером своиъ обязательств к ожидаемым (мб слишком высокие ожидания, поэтому низкая СУ). В случае низкой СУ надо корректировать либо реальное ролевое поведение, либо ожидания. Низкая СУБ характеризуется разной степенью ее осознания. В случае осознанной неудовлетворенности – супруг открыто заявляет о желании что-то изменить. Если неосознанна, то сущ-ет в форме «тлеющей» неудовлетворенности» (страхи, тревога, неуверенность). Полная СУБ - супругов полностью устраивает сложившаяся модель семейной жизни и отсутствует желание что-либо изменить, Частичная СУБ – направленность на изменение каких-либо аспектов сем. ситуации. Факторы, влияющие на степень СУБ – стадия ЖЦС, супружеский стаж, сходство ценностей, пол, трудовая занятость, наличие детей. [16.01.2011 14:03:01] Ника: 29. Психологическая совместимость в семье. Теории супружеской совместимости. Супружеская совместимость – важное условие стабильности и благополучия супружеской пары. Совместимость – согласованность установок, сходство духовных укладов, соответствие характера, согласованность представлений о функциях семьи.
Выделяют 4 аспекта супружеской совместимости: - духовная (согласованность целей, установок, ценностей, потребностей, интересов, взглядов, оценок, мнений и т.д.) - персональная (соответствие структурно-динамических особенностей партнеров – св-в темперамента, характера, эмоционально-волевой сферы; дополнительность структурных характеристик партнеров). - семейно-бытовая (согласованность представлений о функциях семьи, укладе, ролевых ожиданий. Критерий – эффективность воспитания детей) - физиологическая, в т.ч. сексуальная (гармония в телесном контакте, удовлетворенность от близости).
Все исследования по проблеме супружеской совместимости подразделяются на 3 группы: 1) Структурный подход: ориентирован на изучение персональной С – соотношение характера, интеллекта, мотивации. Совместимость выражается в способности образовать гармоничную пару, обладающую признаками целостности. Основание для таких исследований – гипотеза Р. Винча о т.н. комплементарности (взаимодополнении), по к-рой потребности партнеров должны дополнять друг друга по качеству их личностных свойств. Так, в благополучных парах – партнеры психологически дополняют друг друга. Если один – мыслительный тип, то другой – эмоциональный; один экстраверт, другой – интроверт. Проявление принципа комплементарности. Так, холерики выбирают флегматиков, сангвиники – меланхоликов. В некомплементарных отношениях (холерик + сангвиник) – соперничество за власть, споры. 2. Функциональный подход основан на представлении личности через ее роли и функции в группе. Исследовани соотношения психол. семейных ролей супругов, их представлений о семье. Совместимость - как согласование, сходство представлений, ожиданий супругов о семейной жизни, непротиворечивость ролей в супружеской паре. Такое понимание близко к пониманию удовлетворенности браком. Совместимы люди со схожими родительскими семьями (часто схожей семейной историей, детством). 3. Адаптивный подход —изучение слабых, проблемных аспектов супружеских отношений, вызывающих конфликты, непонимание. Задача подхода — поиск резервов адаптации супругов друг к другу. Реализуется в практической работе, в т.ч. семейной консультации. [16.01.2011 14:03:18] Ника: 30. Семья как коммуникативная система. Правила взаимодействия. Семья – система (совокупность взаимосвязанных элементов).
Коммуникация – обмен сообщениями (вербальными и невербальными). Вс поведение семьи является коммуникацией. метакоммуникация – комментарий или сообщение по поводу коммуникации (является фраза шуткой или оскорблением зависит от контекста и того, как произнесена). Парадокс коммуникации – построение высказывания одновременно на 2 логических уровнях, противоречащих друг другу. Парадоксальные команды создают ощущение тупика, приводят к крайностям. Крайний вариант парадоксальной коммуникации – случай «двойного зажима» (тесные отношения, но др. человек передает одновременно 2 разноуровневых отрицающих друг друга сообщения; а индивид не имеет возможности уточнить сообщения или покинуть ситуацию взаимодействия).
Членам семьи необходимо заключать явные и неявные соглашения, чтобы определить правила взаимодействия. Основная задача правил – контролировать способы взаимодействия в семье (как надо себя вести, что говорить, что приемлемо; какие последствия влечёт невыполнение правил. На каждой стадии ЖЦС должно происходить серьезное изменение правил функционирования (например, разное обращение к подростку и маленькому ребенку). Когда старые правила приходят в противоречие с изменившейся ситуацией, происходит кризис. Правила мб гласные и негласные. Гласные предъявляются открыто, их можно обсуждать и менять (гулять после 9 нельзя, вся семья по выходным собирается за обедом). Негласные правила открыто не рассматриваются и не обсуждаются (например, ссоры неприемлемы; бабушка должна участвовать во всех делах). Правила в разных семьях разные. При вступлении в брак – задача совместить эти правила.
Фрейд: возвысил физиол.-псизол. сторону любви.
Юнг: любовь как одно из проявлений жизн. потенций человека; любовь коренится в архетипах коллективного бессознательного.
Mакс Шелер: любовь как ориентация на опр.ценности: Л. к добру, высшим творениям культура, к священному. Любовь сама есть влечение, поэтому всегда непосредственна.
Существуют оптимистические и пессимистические модели любви. Пессимистическая (Каслер) – слабость и несовершенство человека; человек влюбляется из-за потребности в признании, секс.потребностей и из-за конформизма. Страх потери источника удовлетворения потребностей. Влюбленность делает зависимым, мешает развитию. Оптимистическая (Mаслоу) - конструктивная сила любви; любовь снимает тревожность, обеспечивает комфорт; удовлетворенность.
А.Афанасьев: недостаток в проявлении какой-л. функции (воли, эмоции, тела, ума) – причина возникновения любви к др. человека. 3 вида любви: эрос, филия, Агапе. Mустейн выделяет 3 стадии любви: страстную, романтическую и супружескую.
По Фромму, только любовь удовлетворяет потребность человека в единстве с миром и обретении чувства целостности и индивидуальности. Значение имеет не объект, а особое качество любви. Продуктивная любовь включает в себя заботу, ответственность, уважение и знание. Любовь как ответ на проблему смысла жизни. Любовь как дающее начало (отдавая, человек ощущает собственную силу; отдавая, оживляет что-то в др. человеке, и отраженное возвращается). Познать можно путем слияния, а не посредством мышления. Если человек любит кого-то, то любит весь мир.
Трёхкомпонентная теория любви Р. Стернберга. Любовь имеет 3 составляющие: интимность, страсть, решение (обязательство). Стернберг разработал систематику люб. отношений на основе разл. комбинаций этих компонентов (симпатия = интимность; любовь-товарищество = интимность +обязательство; совершенная любовь – все 3 компонента).
Социализация - процесс усвоения человеком определенных знаний, правил, норм, ценностей, что помогает ему адаптироваться и в мире, и в обществе. Важнейшая социальная функция семьи — воспитание подрастающего поколения. Семья - институт первичной социализации ребенка. Родительство имеет социокультурную природу и характеризуется системой предписанных культурой и обществом норм и правил, регулирующих распределение между родителями функций ухода за детьми и их воспитания в семье; определяющих содержание ролей, модели ролевого поведения. Родители несут ответственность перед обществом за организацию системы условий, соответствующих возрасту ребенка и обеспечивающих оптимальные возможности его развития. В истории родительства - тенденция возрастания значения института семьи. Прежде ответственность за воспитание ребенка возлагалась на общество. Главные задачи семьи: формирование первой соц. потребности ребенка - потребности в соц. контакте; базового доверия к миру и привязанности - в младенчестве. формирование предметно-орудийной компетентности в раннем возрасте. социальной компетентности в дошкольном сотрудничество и поддержка в освоении системы научных понятий и осуществлении самост. уч. деятельности в младшем школьном возрасте; создание условий для развития автономии и самосознания в подростковом и юношеском возрасте. [15:30:02] Ника: [16:34] Оксана Сергиенко:
<<< 38. Сексуальные отношения в семье. Стадии сексуального развития ребёнка. Понятие и типы сексуальных связей.
Сексуальность — важная сторона супружеских отношений, играющая; укрепляющую, стабилизирующую роль в браке. По статистическим данным, сексуальная удовлетворенность занимает третье место среди факторов, определяющих стабильность и благополучие брака. Первые два места отводятся духовной и психологической совместимости (при продолжительности брака до 10 лет). Супруги, в целом удовлетворенные браком, обычно удовлетворены и сексуально. Одна из главных задач семьи включает критическую задачу развития - создание психологической идентичности семьи, представляющей собой "нас вместе", а не "каждого из нас в отдельности". Эта задача, вместе с задачей эмоционального отделения себя от семьи своих родителей или от первого неудавшегося брака, создает фундамент для семейного союза. К всеобъемлющей сверхзадаче идентификации семьи очень близко примыкает третья решающая задача - создание сексуальных отношений любви и их защита с тем, чтобы сексуальное возбуждение, привлекшее партнеров друг к другу, сохранилось и дальше. Как считают семейные пары, успешная сексуальная жизнь является ключевым моментом для создания хорошей семьи. Спальня является привилегированным местом для легкой игры, эротического удовольствия, смеха, приключения, страсти, принимаемой агрессии и достижения, в конце концов, свободы от детских табу. Сексуальные отношения в браке (гораздо больше, чем случайные связи) нуждаются в приоритетном к ним отношении. Их успех зависит от степени внутреннего спокойствия и разумной свободы от перерывов. Без этого люди становятся неспособными ощутить любовные отношения в их полном объеме, и сексуальные контакты, как бы часто они ни происходили, могут стать поверхностными и не приносящими полного удовлетворения. Эмоционально богатая сексуальная жизнь не является дополнительной семейной льготой. Она является защитным фактором, так как делает совместную жизнь достойной тех многочисленных жертв, которые требуются для сохранения сильных семейных уз. Когда сексуальные отношения регулярно откладываются (заплакал ребенок, звонит начальник и т.п.), семейные связи слабеют, и может произойти кризис. Сексуальная жизнь семейной пары необязательно бывает насыщенной страстью в первые годы брака. Многие говорили о возрастании удовольствия по мере получения с течением лет успешного совместного опыта. Стадии сексуального развития ребёнка. Каждый человек проходит определенные стадии психо-сексуального развития, то есть, выработки отношения к вопросам межполового общения. Эти стадии идут в строго определенной последовательности и в совершенно определенном возрасте. Так, первая стадия - стадия образования понятий проходит в возрасте до 4 - 5 лет. В это время ребенок учится отличать мужчин от женщин, под влиянием окружающих вырабатывает отношение к себе, как принадлежащему определенному полу, твердо убеждается в неизменности своей половой принадлежности.Это очень важная стадия, она закладывает фундамент последующего развития сексуальности. Известно, что более 60 % мужчин-гомосексуалистов до 7 - 8 лет не были твердо уверены в том, к какому полу принадлежат. Подобные затруднения нередко связаны с неправильным поведением родителей: ждали девочку, а родился мальчик, а мама с папой не сумели перестроиться и относятся к нему как к дочке. Ознакомление с собственным телом - один из способов удостовериться в собственном поле: у меня есть все, что есть у папы, значит я мужчина! Как правило, дети видят и сравнивают свое тело с телом близких родственников или сверстников в детском саду. Чрезмерный (с точки зрения взрослых) интерес к подобным проблемам, как правило, пресекается, что не всегда идет на пользу малышу: чрезмерное наказание может отложиться в глубинах его памяти и вызывать страх перед общением с противоположным полом в соответствующем возрасте. Иногда бывает и наоборот - наказание подстегивает любопытство и ребенок становится более активным, но более скрытным. Вообще говоря, то, что у взрослого человека нередко расценивают как сексуальную патологию, у детей, большей частью, является лишь проявлением достаточно невинного любопытства или необычным, но не патологическим проявлением психо-сексуального развития. Подглядывание за противоположным полом - визионизм у взрослого, у ребенка также, как правило, лишь чисто ознакомительный интерес. Обнажение в присутствии посторонних - эксгибиционизм, у детей связан с ребячливым хвастовством - смотрите, мол, какой я красивенький, толстенький, загорелый, а вовсе не направлен на достижение полового удовлетворения. Избирательная дружба с представителями собственного пола и отвергание противоположного пола у детей и подростков также не является проявлением гомосексуализма, а связана с определенным этапом психо-сексуального развития. [15:35:09] Ника: Стивен Дак: 4 фазы распада эмоц. отношений: 1) интрапсихическая (внутренняя) – у одного или обоих – ощущение внутр. недовлетворенности. 2) интерпсихическая или диадическая – партнеры обсуждают свои отношения. Повышается самораскрытие, пробуют экспериментировать. Mожет длиться годами. 3) социальная – в процесс распада семьи вовлекаются др.люди (родственники, друзья). Окружение должно перестать воспринимать супругов как пару. 4) фаза отделки (как бы снова интрапсихическая) – переработка полученного опыта, воспоминания.
Концепция распада эмоц. отношения Дж.А.Ли: выделил 5 фаз: осознание неудовлетворенности выражение неудовлетворенности переговоры принятие решений трансформация отношений. Распад отношений может происходить любым путем, очередность не обязательна. Процесс мб направлен не на прекращение отношений, а на их трансформацию. Ходить по этому кругу можно всю жизнь. [15:41:11] Ника: 37. Семейный развод: причины и фазы Развод — это расторжение брака, т.е. юридическое прекращение его при жизни супругов. Развод - ненормативный кризис семьи, главным содержанием которого является состояние дисгармоничности, обусловленное нарушением гомеостаза семейной системы, требующее реорганизации семьи как системы. Развод — это результат кризисного развития отношений супружеской пары. Сегодня каждый четвертый брак в России распадается. Свобода выбора партнера предполагает свободное расторжение брака в условиях, когда супружеские отношения складываются неудачно. Развитие экономической самостоятельности и социального равноправия женщин создает условия для расторжения брака. В семье, имеющей детей, развод не означает ее ликвидацию и прекращения ее функционирования. Семья сохраняет по крайней мере функцию воспитания детей.
Причины разводов: 3 группы факторов риска развода: 1) личностные факторы риска (индивидуально-типологические особенности супругов, опыт семейной жизни прародительской семьи, состояние соматического и нервно-психического здоровья, социально-демографические хар-ки и др.). 2) определяется историей создания семьи - условиями знакомства, особенностями предбрачного периода, мотивацией брака, первичной совместимостью супружеской пары. Важно согласование взглядов на семейные ценности и роли. 3) отражает неблагоприятные условия функционирования семьи (жилищные, материальные, низкая эффективность ролевого поведения членов семьи; депривация значимых потребностей; девиантное поведение (алкоголизм, наркомания), высокая конфликтность, сексуальная дисгармония).
Говоря о причинах разводов, надо различать их мотивы и мотивировки. Mотивировка – рефлексия супругами причин развода. Основные: - утрата и недостаток любви, взаимного уважения, доверия и взаимопонимания - неверность, измена, ревность - алкоголизм, увлечение спиртным - притязания одного из супругов на единоличное главенство - несправедливое распределение домашних обязанностей - вмешательство прародителей в семейную жизнь молодых супругов. - противоречивость взглядов на воспитание детей - отсутствие общих увлечений и интересов (раздельный досуг) - несходство характеров, несовместимость взглядов и ценностей - неадекватность мотивов заключения брака, психологическая неготовность к вступлению в брак. - сексуальная дисгармония - насилие в семье, агрессивное поведение - принадлежность супруга к опр. профессии, которая не мб принята партнером в силу ценностных, религиозных, политических, этических и других убеждений. - совершение супругом уголовно наказуемого деяния, асоциальное и антисоциальное поведение. - неудовлетворенное желание иметь детей - материальные, финансовые и жилищные проблемы семьи
Периоды и фазы развода Развод включает два периода — собственно развод и постразводный период, связанный с преодолением следствий развода и формированием новой семейной системы — неполной семьи. В собственно разводе - три фазы: 1) обдумывание и принятие решения о разводе – конфронт
©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|