Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 8. Образы-персонажи и средства их создания в художественном произведении

ВВЕДЕНИЕ В ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Тема 1. Литературоведение как наука.

Содержание и задачи курса «Введение в литературоведение».

Литературоведение как наука, изучающая особенности и закономерности развития литературы, ее содержание и форму. Основные разделы литературоведения: теория литературы, история литературы, литературная критика.

Теория литературы, ее подразделы: учение о специфике художественной литературы; изучение строения конкретного литературного произведения; изучение литературного процесса.

Изучение принципов и методики анализа литературного произведения как теоретическая база для освоения смежных курсов: «Детская литература», «Теория и технология литературного образования».

Тема 2. Специфика искусства и особенности литературы как вида искусства

 

Общая характеристика основных форм (видов) общественного сознания: экономической, политической, религиозной, научной и др. Специфика эстетической формы общественного сознания (познание мира по законам красоты). Представления о разных уровнях эстетического освоения действительности: эстетическое чувство, эстетический вкус, эстетический идеал.

Эстетическая сущность искусства, его отличие от других видов человеческой деятельности и форм общественного сознания. Основные стороны и функции искусства (по М. Кагану): познавательная, оценочная, моделирующая, знаковая, коммуникативная. Специфика содержания, предмета и формы искусства, отличие искусства от науки и религии.

Литература в системе других видов искусства. Древнейшая классификация видов искусства, представленная в «Поэтике» Аристотеля (Y в. до н.э.). Современные классификации видов искусства: изобразительно-выразительные, пространственно-временные. Литература как самый универсальный вид искусства, как «венец искусства».

Особенности литературы как словесного искусства: наличие субъекта повествования; «невещественность» (Лессинг) художественных образов, созданных с помощью слова; своеобразие изображения в литературе пространства и времени, глубокое проникновение литературы в духовную жизнь человека, способность литературы посредством слова изображать противоречивость, изменчивость и динамику человеческого сознания.

Тема 3. Литературный художественный образ

 

Общие представления о литературном образе как особой форме художественного обобщения, постижения сути явлений в свете эстетического идеала художника, выражаемой в индивидуальном, конкретном воплощении.

Основные признаки литературного художественного образа: художественная конкретизация, художественное обобщение, ассоциативность, эмоциональность, многозначность.

Основные качества литературного образа: единичность и обобщенность; объективность и субъективность; изобразительность и выразительность; реальность и вымысел.

Классификация словесных образов по уровням художественного текста: ритмические, звуковые, лексические, предметные образы, образ-персонаж, образ мира.

Тема 4. Литературное произведение как идейно-художественная система

Лингвистическое и литературоведческое представления о сущности художественного литературного текста. Литературное произведение как завершенный образ мира, воплощающий авторскую концепцию мира и человека. Представления об основном и дополнительном тексте, контексте, подтексте.

Литературное произведение как сложная система, состоящая из трех взаимосвязанных уровней (содержание, художественный мир, художественный текст). Общая характеристика основных подсистем концептуального уровня, уровня «внутренней формы», уровня «внешней формы». Восприятие этих уровней в процессе чтения литературного произведения. Основные принципы анализа литературного произведения.

 

Тема 5. Художественная («внешняя») форма литературного произведения

 

Общие представления о «внешней форме» литературного произведения. Специфика языка художественной литературы. Общее у литературного языка и языка художественной литературы. Функциональные и лингвистические различия между литературным языком и языком художественной литературы.

Система изобразительно-выразительных средств поэтического языка. Специфика использования общенародной лексики, лексики ограниченной сферы употребления (архаизмы, диалектизмы, неологизмы и др.). Общая характеристика тропов, элементов звукописи и фигур поэтического синтаксиса.

Основы стиховедения: отличия стихотворной речи от прозаической, понятие о ритме, функции ритма в стихотворной речи.

 

Тема 6. Художественный мир произведения («внутренняя форма»)

 

Общие представления о «внутренней форме» литературного произведения. Главные параметры художественного мира литературного произведения – художественное пространство и время. Понятие «хронотоп» (М. М. Бахтин). Характеристика художественного пространства и художественного времени.

Система художественных средств, предназначенная для создания художественного мира произведения: сюжет, система образов-персонажей, пейзаж, интерьер, портрет. Общая характеристика литературного пейзажа, его функций. Общая характеристика литературного интерьера, его функций.

 

Тема 7. Сюжет и его функции в художественном мире произведения

 

Общая характеристика сюжета как подсистемы уровня «внутренней» формы, помогающей реализовать в художественном мире произведения следующие функции: воплотить авторское видение мира (гармоничного, светлого, упорядоченного либо хаотичного, мрачного, безысходного); обнаружить и воссоздать жизненные противоречия, конфликты; раскрыть характеры персонажей. Соотношение понятий «сюжет» и «фабула». Классификация сюжетов: концентрический и хроникальный сюжет; динамический и адинамический сюжет. Место и роль в произведении сюжетных и внесюжетных элементов.

 

Тема 8. Образы-персонажи и средства их создания в художественном произведении

 

Общее представление о литературном персонаже (литературном герое, действующем лице). Человеческие характеры как содержательное начало понятия «персонаж». Персонаж как художественный образ, воплощающий характер с помощью специальных художественных средств с той или иной степенью эстетического совершенства. Восприятие и оценка характеров с позиции нравственно-этической, а персонажей - с эстетической точки зрения.

Художественные средства создания персонажей: портрет и его классификации; речевая характеристика; психологизм, его виды (прямой, косвенный, обобщенный) и его формы (психологический анализ и самоанализ, внутренний монолог, «диалектика души», сны и видения, имитация интимных документов) и др.

Система персонажей в литературном произведении: главные, второстепенные, эпизодические персонажи. Виды взаимоотношений между персонажами..

Система персонажей в литературном произведении: главные, второстепенные, эпизодические персонажи. Виды взаимоотношений между персонажами.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...