Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Проблемы жизненного цикла семьи




Проблемы супругов, недавно вступивших в брак, в целом отличаются от проблем пар, женатых 20 лет. Родители маленьких детей не сталкиваются с теми трудностями, что родители подростков. Признание этих различий ведет к понятию жизненного цикла семьи или развивающиеся стадии семьи. Для каждой стадии жизненного цикла перечислены типичные проблемы развития, часто встречающиеся в практике психологической помощи семьям.

Жизненный цикл семьи может быть разделен следующим образом:

1. Период ухаживания.

2. Фаза проживания супругов без детей. (От начала проживания вместе или в браке до рождения первого ребенка).

3. Экспансия. (От рождения первого ребенка до рождения последнего. Семья с маленькими детьми).

4. Стабилизация. Фаза зрелого брака. (Период воспитания детей, продолжающийся до того момента, когда первый ребенок покидает дом).

5. Фаза, в которой дети постепенно покидают дом.

6. Пустое гнездо. (Супруги снова остаются одни после отъезда всех детей.)

7. Фаза, в которой кто-то из партнеров остается один после смерти другого.

Однако очень многие семьи не подходят ни под одну из схем. Например, семьи с детьми, сильно отличающимися по возрасту, много раз вступавшие в брак и имеющие детей от предыдущих браков, семьи с одним из родителей, или семьи, проживающие совместно с родителями одного из супругов, и т.д. Тем не менее, такая периодизация является полезной, так как обеспечивает некоторый образец для сравнения и анализа отклонений. Кроме того, каковы бы ни были структуры семей, каждая семья имеет специфические задачи, выполнение которых соответствует определенной стадии жизненного цикла.

Периоды стабилизации в точке перехода сменяются кризисными периодами. Неуспешный переход может повлечь нестабильность в следующей фазе семейной жизни. Некоторые переходы для семьи сделать легче, в то время как другие вызывают проблемы. Например, для одних супругов приспособление к фазе рождения детей может быть достаточно болезненным, в то время как другая молодая пара будет очень счастлива с появлением детей и сможет хорошо управлять их интегрированием в семью, но позднее будет испытывать трудности в разрешении уйти.

Обычно именно в переходный период семья ищет помощи у специалистов, так как не видит возможности приспособления к новой ситуации или даже не принимает ее.

Перечислим коротко типичные задачи и проблемы на разных стадиях жизненного цикла семьи.

1) Период ухаживания. Семейное и индивидуальное развитие, конечно, не являются разделенными процессами, и в тот момент, когда молодой человек вступает в этап поиска партнера по браку, его родительская семья переживает этап ослабления эмоциональных связей с ним.Чтобы успешно пройти эту фазу, молодые люди должны разрешить следующие проблемы: формирование идентичности; достижение эмоциональной и финансовой независимости от родителей; занятие адекватного возрасту статуса; развитие навыков ухаживания и привлечения партнера.

2) Фаза жизни молодых супругов без детей. Довольно большой процент обращений к психологу на этой стадии связан с ощущением супругов, что, заключив брак, они оказались в ловушке. Если целью брака является уход из родительской семьи, то, вступив в брак, молодые люди нередко обнаруживают, что раз они уже поженились, то цель брака достигнута, и основания для него исчезли.

Супруги, только что заключившие брак, оказываются перед множеством проблем. Им необходимо установить оптимальный для себя баланс близости/отдаленности, решить проблему семейной иерархии и сфер ответственности. Вообще, в этот период им необходимо очень многое обсудить и установить множество соглашений по самым разным вопросам (от ценностей до привычек). Могут возникнуть и сексуальные проблемы - как следствие неопытности, разницы в воспитании, уровне желаний и т.д.

3) Рождение детей и взаимодействие с ними. Супружеская пара может быть не готова к появлению детей, и рождение нежеланного ребенка значительно усиливает проблемы его воспитания. Кроме того, люди, считавшие свой брак пробной попыткой, обнаруживают, что теперь расстаться им будет гораздо труднее.

Некоторые молодые матери рассматривают рождение ребенка как способ восполнения дефицита любви к самой себе. Во время беременности такая мать может быть счастлива фантазией о приобретении существа, которое будет ее любить, и крах мечты наступает после родов в связи с необходимостью много “отдавать” самой. Послеродовая депрессия иногда рассматривается как реакция на окончательную утрату своего собственного детства.

4) Фаза стабилизации.Трудности на зрелой стадии брака.

Обычно эта фаза развития семьи соответствует кризису середины жизни супругов. В этот период люди, как правило, лучше осознают уровень своих возможностей, достижений и больше, чем раньше, задумываются о конечности жизни. Типичным стрессом, характерным для данной стадии жизненного цикла, является необходимость ухода за престарелыми родителями супругов и переживание их смерти.

Другим распространенным напряжением этого периода является приспособление к возрастным изменениям в самих супругах. Когда мужчина достигает среднего возраста и приобретает высокий социальный статус, он становится более привлекательным для молодых женщин, в то время как его жена, для которой физическая привлекательность гораздо более важна, чувствует, что стала менее интересной для мужчин.

5) Фаза, в которой выросшие дети покидают дом. Наиболее интенсивные кризисы семья переживает тогда, когда кто-то вступает в семью или покидает ее. Во многих случаях родители, успешно отпуская большинство своих детьми, вдруг остро ощущают напряжение, когда критического возраста достигает определенный ребенок.В таких случаях оказывается, что именно этот ребенок играл в семье особенно важную роль. Возможно, именно с помощью этого ребенка родители общались друг с другом, либо забота о нем и любовь к нему сплачивали их.

6,7) Последние стадии жизненного цикла.Уход на пенсию может сделать проблему пребывания наедине друг с другом еще более острой. Кроме того, недостаток самореализации может привести к возникновению симптомов. Часто симптомы одного из супругов помогают другому приспособиться к жизни на пенсии. Например, уйдя с работы, муж может почувствовать, что если раньше он жил активной жизнью, помогал другим, то теперь он положен на полку, как ненужный предмет. Когда его жена заболевает, у него вновь появляется полезная функция. Он должен теперь помочь ей выздороветь, водя по врачам. Болезнь жены защищает его от депрессии, в которую он впадает, когда ей становится лучше. Если у жены случается рецидив, он снова оживает и может предпринять активные действия.

 

 

 

Заключение

В большинстве своем романтически настроенным юношам и девушкам социальный смысл семейного благополучия может показаться излишне утилитарным и не вполне соответствующим их собственным возвышенно-практическим представлениям о любви, семье и браке.

В связи с этим нелишним будет рассказать о том, что российские социологи, вплотную занявшись проблемой семейного благополучия, определили одиннадцать его условий: взаимопонимание между супругами, отдельная квартира, материальное благополучие, дети, уверенность в прочности брака, интересный досуг в семье, интересная работа, соответствующее образование, хорошее положение на работе, хорошие друзья, самостоятельность супругов - и попытались на основании анализа общественного мнения выделить из них те главные, которые, по мнению самих же людей, необходимы для счастья семьи. Результаты исследований показали, что главными условиями семейного благополучия в нашем сознании выступают: взаимопонимание между супругами, отдельная квартира, материальное благополучие, дети в семье и интересная работа у каждого из супругов. Правда, порядок этих ценностей у мужчин и женщин несколько различен. Практичные мужчины на первое и второе места ставят отдельную квартиру и материальное благополучие, после чего следуют взаимопонимание между супругами, дети и интересная работа. Женщины же решительно отдали пальму первенства взаимопониманию, детям, а потом уж отдельной квартире, материальному благополучию и интересной работе.

Многие молодые люди входят в семейную жизнь инфантильными, с детскими эмоциями и умонастроениями. Супружество на долгие годы превращается в игру, которую изо дня в день продолжают два вполне взрослых человека. Нередко следствием такой игры становится развод, решение о котором принимается с той же детской безответственностью, что и о самом вступлении в брак.

Зарубежные психологи утверждают, что в каждом человеке существует три "я" - детское, родительское и взрослое. Детское "я" - ребячливо, капризно, излишне эмоционально, ждет указаний, не принимает решений, стремится манипулировать окружающими, добиваясь от них удовлетворения своих потребностей и желаний.

Напряженность и конфликты в семейной жизни, неприятие супругами друг друга могут быть обусловлены тем, что муж или жена злоупотребляют своим детским или родительским "я". Например, женщина ведет себя беспомощно, пасует перед любыми трудностями, паникует - это признаки детского "я". Капризы, хныканье и прочие детские выходки, проявляемые по отношению к мужу, могут раздражать его и побуждать утрированно обращаться с женой в стиле родительского "я".

На наш взгляд «здоровые» семейные отношения должны складываться в первую очередь на доверии, понимании и уважении друг к другу.

 

Список использованной литературы

1. Алешина, Ю. Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. – М.: Класс, 2015. - 208 с.

2. Андреева, Т. В. Семейная психология: Учебное пособие. – СПб.: Речь, 2012. – 244 с. 3. Берг-Кросс, Л.

3. Терапия супружеских пар / Пер. с англ. Н. Рассказовой, А. Багрянцевой. – М.: Издательство Института психотерапии, 2014. – 528 с.

4. Браун, Дж. Теория и практика семейной психотерапии / Дж. Браун, Д. Кристенсен. – СПб.: Питер, 2013. – 352 с.

5. Венгер, А. Психологическое консультирование и диагностика. – М.: Академия, 2011. – 340 с.

6. Галустова, О. В. Психологическое консультирование: Конспект лекций. - М.: А-Приор, 2014. – 240 с.

7. Дымнова, Т. И. Психология семейного образа жизни. – М.: Педагогическое общество России, 2012. – 144 с.

8. Жедунова, Л. Г., Можаровская И. А., Посысоев Н. Н. Основы психологии семьи и семейного консультирования: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. Посысоева Н. Н. – М.: Академический проект, 2011. – 328 с.

9. Ивлева, В. В. Психология семейных отношений. – М.: Современная школа, 2009. – 352 с.

10. Калинина, Р. Р. Введение в психологию семейных отношений. – СПб.: Речь, 2012. – 352 с.

11. Карабанова, О. А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: учеб. Пособие / О. А. Карабанова. – М.: Гардарики, 2014. - 320 с.

12. Колесникова, Г. И. Психологические виды помощи: психопрофилактика, психокоррекция, консультирование / Г. И. Колесникова. – Рн/Д.: Феникс, 2013. – 350 с.

13. Корнилова, Т. В. Экспериментальная психология: Теория и методы: учебник для вузов. – М.: Аспект Пресс, 2015.– 381 с.

14. Кочюнас, Р. Психологическое консультирование и групповая психотерапия. – М.: Академический проект, 2014. – 463 с.

15. Крюкова, Т. Л., Сапоровская М. В., Куфтяк Е. В. Психология семьи: жизненные трудности и совладание с ними. – СПб.: Речь, 2010. – 86 с.

16. Линде, Н. Д. Психологическое консультирование. Теория и практика. – М.: Аспект-Пресс, 2010. – 256 с.

17. Немов, Р. С. Основы психологического консультирования: Учеб. для студ. педвузов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2009. - 394 с.

18. Овчарова, Р. В. Родительство как психологический феномен: Учебное пособие. – М.: Московский психолого-социальный институт. 2006. – 496 с. 19. Олифирович, Н. И., Зинкевич – Куземкина Т. А., Велента Т. Ф. Психология семейных кризисов. – СПб.: Речь, 2015. – 260 с.

20. Прохорова, О. Г. Основы психологии семьи и семейного консультирования. – М.: ТЦ Сфера, 2013. – 224 с.

21. Психологическое консультирование. Справочник практического психолога. – М.: Академический проект, 2009. – 420 с.

22. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования. – М.: Академия, 2010. – 192 с.

23. Психология семьи: Учебное пособие. – М.: Бахрах-М, 2012. – 752 с.

24. Сатир, В. Психотерапия семьи. – СПб.: Речь, 2013. – 124 с.

25. Серебрякова, К. А. Психологическое консультирование в работе школьного психолога. – М.: Академия, 2010. – 260 с.

26. Силяева, Е. Г. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. И. Артамонова, Е. В. Екжанова, Е. В. Зырянова и др.; Под ред. Е. Г. Силяевой. - М.: Академия, 2015. - 192 с.

27.Хухлаева, О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб, заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. — 208 с.

28. Шнейдер, Л. Б. Семейная психология. – М.: Академический проект, 2014. – 736 с.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...