Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 6. Региональная структура мирового хозяйства




Практические занятия

Тема 1. Введение в предмет

Семинар проводится после изучения темы «Введение в предмет». Цель семинара – углубить и систематизировать полученные на лекциях и в процессе самостоятельной работы знания.

На семинаре необходимо обсудить следующие вопросы:

1. Предмет и задачи «Экономической географии и регионалистики».

2. Основные понятия науки.

3. Теории и методы региональной экономики.

4. Методы регионального анализа.

5. Моделирование региональной экономики.

6. Региональные прогнозы и программы.

С целью самоконтроля усвоения материала студенты должны ответить на следующие вопросы.

Вопросы для самоконтроля:

1) Назовите предмет и задачи «Экономической географии и регионалистики».

2) Раскройте основные понятия «Экономической географии и регионалистики» (физико-географическое положение, экономико-географическое положение), природные условия, природные ресурсы, ресурсообеспеченность, природно-ресурсный потенциал, отраслевая структура хозяйства, территориальная структура хозяйства, регион, субрегион, страна, экономический район, экономическая зона, промузел, промцентр, промпункт).

3) Назовите основные методы региональной экономики.

4) Какие существуют методы регионального анализа? В чём их суть?

5) Назовите типы моделей региональной экономики.

6) Дайте характеристику региональным прогнозам и программам.

Тема 2. Классификация стран мира

Семинар проводится после изучения темы «Классификация стран мира». Цель семинара – углубить и систематизировать полученные на лекциях и в процессе самостоятельной работы знания.

На семинаре необходимо обсудить следующие вопросы:

1. Современная политическая карта мира.

2. Критерии классификации стран.

3. Классификации стран мира.

4. Территория и границы.

С целью самоконтроля усвоения материала студенты должны ответить на следующие вопросы.

Вопросы для самоконтроля:

1) Охарактеризуйте современную политическую карту мира. Укажите новейшие политические сдвиги.

2) Что такое критерий? Назовите критерии классификации стран.

3) Раскройте классификацию стран мира по уровню ВВП на душу населения.

4) Раскройте классификацию стран мира по ИРЧП.

5) Раскройте классификацию стран по регионам мира.

Тема 3. Население мира

Семинар проводится после изучения темы «Население мира». Цель семинара – углубить и систематизировать полученные на лекциях и в процессе самостоятельной работы знания.

На семинаре необходимо обсудить следующие вопросы:

1. Изменение численности населения мира.

2. Естественное движение населения мира.

3. Типы воспроизводства населения мира.

4. Миграционные процессы в мировой экономике.

5. Демографическая политика государства.

С целью самоконтроля усвоения материала студенты должны ответить на следующие вопросы.

Вопросы для самоконтроля:

1) Охарактеризуйте динамику численности населения мира.

2) Назовите страны, лидирующие по количеству населения.

3) Каковы особенности размещения населения в мире?

4) Какие показатели характеризуют естественное движение населения?

5) Охарактеризуйте естественное движение населения в мире.

6) Раскройте два типа воспроизводства населения: особенности, для каких стран характерны?

7) Что такое миграция населения?

8) Раскройте виды миграционных процессов?

9) Охарактеризуйте цели демографической политики государства.

10) Раскройте методы демографической политики государства.

Тема 4. География основных мировых природных ресурсов

Семинар проводится после изучения темы «География основных мировых природных ресурсов». Цель семинара – углубить и систематизировать полученные на лекциях и в процессе самостоятельной работы знания.

На семинаре необходимо обсудить следующие вопросы:

1. Размещение мировых минеральных ресурсов.

2. География земельных ресурсов мира.

3. Водные ресурсы мира.

4. География лесных ресурсов мира.

5. Природные ресурсы Мирового Океана.

6. Биологические и агроклиматические ресурсы.

7. Экономическая оценка природных ресурсов мира.

С целью самоконтроля усвоения материала студенты должны ответить на следующие вопросы.

Вопросы для самоконтроля:

1) Какова классификация природных ресурсов?

2) Какие существуют классификации запасов полезных ископаемых?

3) Охарактеризуйте ресурсообеспеченность стран минеральными ресурсами.

4) Охарактеризуйте распределение земельных ресурсов в мире.

5) Раскройте обеспеченность водными ресурсами стран мира.

6) Дайте характеристику лесных ресурсов мира.

7) Перечислите природные ресурсы Мирового Океана.

8) Охарактеризуйте биологические и агроклиматические ресурсы мира.

9) Произведите экономическую оценку природных ресурсов мира.

Тема 5. Мировое хозяйство как система

Семинар проводится после изучения темы «Мировое хозяйство как система». Цель семинара – углубить и систематизировать полученные на лекциях и в процессе самостоятельной работы знания.

На семинаре необходимо обсудить следующие вопросы:

1. Международное разделение труда.

2. Отраслевая структура мирового хозяйства.

3. Научно-технический потенциал стран мира.

4. Промышленность стран мира.

5. Сельское хозяйство мира.

6. Мировая транспортная система.

С целью самоконтроля усвоения материала студенты должны ответить на следующие вопросы.

Вопросы для самоконтроля:

1) Раскройте понятие «мировое хозяйство». Назовите его основные элементы.

2) Что такое международное разделение труда и почему оно является неизбежным результатом развития человеческого общества?

3) Какое воздействие на размещение производства оказывают природные условия и природные ресурсы?

4) Дайте характеристику отраслевой структуре мирового хозяйства.

5) Где расположены важнейшие комплексные регионы горной промышленности?

6) Как и почему изменилась география добычи угля, нефти и газа?

7) Как можно объяснить замедление темпов развития черной металлургии в промышленно развитых странах?

8) Какие изменения происходят в развитии и размещении мировой электроэнергетики?

9) Почему машиностроение является главным индикатором состояния экономики стран?

10) Какое место занимает сельское хозяйство в системе мирового хозяйства?

11) Какие факторы влияют на размещение сельскохозяйственного производства?

12) Какова география отраслей мирового сельского хозяйства?

13) Назовите отличительные особенности транспорта как сферы материального производства.

14) Какова структура и роль современного транспорта?

15) Какими показателями определяется работа транспорта?

16) Какова география железнодорожного, автомобильного, трубопроводного, воздушного транспорта мира?

17) Что представляют собой региональные транспортные комплексы?

Тема 6. Региональная структура мирового хозяйства

Семинар проводится после изучения темы «Региональная структура мирового хозяйства». Цель семинара – углубить и систематизировать полученные на лекциях и в процессе самостоятельной работы знания.

На семинаре необходимо обсудить следующие вопросы:

1. Комплексная экономико-географическая характеристика зарубежной Европы.

2. Комплексная экономико-географическая характеристика зарубежной Азии.

3. Комплексная экономико-географическая характеристика Африки.

4. Комплексная экономико-географическая характеристика Северной и Латинской Америки.

5. География мировых экономических связей.

6. Экономическая интеграция.

С целью самоконтроля усвоения материала студенты должны ответить на следующие вопросы.

Вопросы для самоконтроля:

1) Как различаются основные регионы мира по территории, населению, природным ресурсам, развитию хозяйства, научно-техническому потенциалу, специализации?

2) Какие макроэкономические показатели развития экономики имеют отдельные страны мировых регионов?

3) Какую роль в мировом хозяйстве имеют международные экономические связи?

4) Каковы формы, методы, принципы, география мировых экономических отношений?

5) Дайте понятие экономической интеграции.

6) Перечислите и охарактеризуйте формы экономической интеграции.

7) Какие необходимы предпосылки интеграционных процессов?

8) Охарактеризуйте современные интеграционные группировки стран.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...