Результаты исследования
Этапы работы I этап (апрель - июнь 2012 года): выбор темы исследования, предварительный анализ научно-методической литературы, выделение и формулировка проблемы, составление представления о внутренней структуре проблемы (выявление плана, элементов, их иерархия и т.д.), определение методов оценки и выбора, а также последовательности их применения. Определение класса для исследования, организация родительского собрания в начале учебного года, консультации с медицинским работником по комплексу мер при нарушениях осанки и избыточной массе тела. II этап (сентябрь 2012 – декабрь 2013года) исследование по сбору материала. Педагогический эксперимент по комплексу мероприятий повышения значимости ФК, статистическая обработка результатов, разработка индивидуальных рекомендаций, осуществление текущего и этапного контроля. Разработка самостоятельных заданий, обучение специальным упражнениям, «карточки здоровья» и их форма заполнения, тестирование, анализ анкетирования родителей. III этап (октябрь – декабрь 2014 года): формулировка выводов и практических рекомендаций, заключительное оформление работы.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
В настоящее время учебно-педагогический процесс требует от младших школьников значительных затрат сил на преодоление физических и умственных нагрузок. Данный факт усугубляется продолжительным нахождением детей около компьютера, слабой осознанностью необходимости двигательной активности. В этом плане важное место отводится посещению спортивных секций и самостоятельным занятиям физическими упражнениями, которые являются составной частью здорового образа жизни. Самостоятельные занятия физическими упражнениями, рациональный режим дня восполняют дефицит двигательной активности детей, способствуют более эффективному восстановлению организма и повышению физической и умственной работоспособности. Школьники, занимающиеся самостоятельными занятиями, посещающие секции и участвующие в соревнованиях класса должны опираться на научно-методическую помощь учителя физической культуры и родителей. Планирование таких самостоятельных занятий осуществляется ими при непосредственном участии преподавателей по физической культуре. В рамках педагогического эксперимента в классе проведены «веселые старты», соревнования по спортивному ориентированию на территории школы, матч по футболу, соревнования по общей физической подготовленности; спортивный праздник с конкурсами в метании, эстафетах, прыжках в мешках, преодолении препятствий и других.
В представленных ниже таблицах и рисунках отражены результаты проведенного нами исследования. Результаты опроса родителей свидетельствуют о том, что они готовы контролировать выполнение детьми домашних заданий по физической культуре и положительно к ним относятся. Так, на вопрос» Задают ли вашим детям домашнее задание по физической культуре и выполняют ли его дети», положительно ответов 100 %. На вопрос «Контролируете ли вы положение осанки вашего ребенка во время выполнения домашних заданий?», 76% родителей ответили положительно и 24% - отрицательно. На вопрос «Есть ли у вашего ребенка нарушения осанки», 89% ответили положительно, 11% - отрицательно, остальные затруднялись ответить. На вопрос» Выполняете ли вы домашнее задание по физической культуре вместе с вашим ребенком, большинство родителей ответило отрицательно (92%). 89% родителей считают, что их дети с желанием выполняют домашнее задание по физической культуре, остальные имеют противоположное мнение. По мнению классного руководителя наиболее эффективным контролем является дневники наблюдения. На рис.1 представлена динамика уровня интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями у детей младшего школьного возраста в разные этапы тестирования. Рис.1 - Динамика уровня интереса к выполнению самостоятельных занятий у младших школьников (май 2013, сентябрь 2013, февраль 2014 г). Установлено, что за период исследования уровень интереса детей экспериментальных классов существенно повысился, с 4,2 балла («низкий»), до 8,0 баллов («высокий уровень»). На положительную динамику этого интереса повлияли разработанные нами домашние задания по физической культуре и упражнения на осанку. В контрольной группе интерес к самостоятельным занятиям физическими упражнениями имел тенденцию к снижению. На рис. 2 представлена динамика уровня заинтересованности родителей в увеличении двигательной активности их детей в разные этапы тестирования.
Рис. 2 -Динамика уровня заинтересованности родителей в увеличении двигательной активности их детей (май 2013, сентябрь 2013, февраль 2014г). Анализ рис. 2 показал, что уровень заинтересованности родителей к повышению двигательной активности их детей имеет положительную динамику от 3 до 6,5 баллов, в начале исследования интерес на низком уровне, в конце оценивается на среднем уровне. Родители положительно оценили представленные спортивные секции в школе и городе, разработанные «карточки по физической культуре»; особый интерес вызвал совместный спортивный праздник по спортивному ориентированию, для многих родителей этот вид спорта был не знаком. В таблице 1 представлены средние значения показателей ценностей физической культуры у младших школьников исследуемых групп. Из таблицы 1 следует, что ведущие ценности физической культуры младших школьников, это «здоровье» и «ловкость», последующие позиции занимают: «сила и быстрота», «знания» и «красота». За счет эффективности самостоятельных домашних заданий по физической культуре, посещению спортивных секций, теоретическим занятиям, в экспериментальной группе достоверно повысилась значимость ценностей: «сила и быстрота» (1,4), знания (1,5), ловкость (1). В контрольной группе значимость ценностей имеет незначительные изменения, кроме ценности «ловкость»(1). Таблица 1 -Динамика средних показателей ценностей физической культуры у младших школьников экспериментальной и контрольной групп.
1. «ловкость» - 1,6 балла 2. «здоровье» - 1,9 балла 3. «сила и быстрота» - 2,1 балла 4. «знания» - 2,2 балла 5.«красота» - 4,3 балла а в контрольной группе: 1..«ловкость» - 2,0 балла 2. «здоровье» - 2,4 балла 3. «сила и быстрота» - 2,8 балла 4. «знания» - 3,1 балла 5.«красота» - 4,6 балла
Проанализируем результаты исследования физической подготовленности младших школьников. До начала эксперимента было проведено педагогическое тестирование физической подготовленности детей младшего школьного возраста экспериментальной и контрольной групп с использованием комплекса двигательных тестов. Таблица 2 - Динамика физической подготовленности младших школьников на протяжении педагогического эксперимента контрольной и экспериментальной групп
Анализ динамики результатов тестирования физической подготовленности (таблица 2) показал, что у младших школьников экспериментальной группы были зафиксированы статистически достоверные приросты результатов к исходному уровню подготовленности (p<0,05) в таких тестах как: «челночный бег» 6,8 %, «прыжок в длину» 7,3%, «наклон вперед» 50,4 %. Тогда как в контрольной группе были зафиксированы следующие результаты (p<0,05): «челночный бег»3,9, «прыжок в длину» 2,3 «наклон вперед» 33,3 %. Анализ результатов физической подготовленности показал, что самостоятельные занятия физической культурой, расширение соревновательных мероприятий, положительно повлияли на уровень двигательной активности младших школьников в экспериментальной группе. Прирост результатов физической подготовленности представлен на рис 3. Анализ показателей физической подготовленности занимающихся в ходе эксперимента выявил позитивное влияние самостоятельных занятий физическими упражнениями оздоровительной направленности на развитие основных физических качеств детей. В целом, анализ изменения показателей физической подготовленности детей в экспериментальной группе свидетельствует, что поставленные перед экспериментальной группой задачи оздоровительной направленности в связи с малым периодом приведения эксперимента не были решены полностью. В заключение можно отметить, что ориентация педагогом учащихся и родителей экспериментальных классов с начала учебного года на значимость самостоятельных занятий физической культурой и двигательной активности в течение дня, обсуждение показателей физической подготовленности, постановка реальных целей на учебный год повлияли не только на отношение учащихся к урокам физической культуры, но и сделали самостоятельные занятия физической культурой потребностью для 18 (из 20) учащихся. В рамках эксперимента создан стенд со спортивными достижениями одноклассников, стенд отражал участие в соревнованиях, посещение спортивных секций, выполнение физкультурных минуток, оценки по физической культуре, наличие дома спортивного инвентаря, что способствовало повышению уровня мотивации младших школьников к самостоятельным занятиям и соревновательной деятельности внутри класса. Рис 3. - Число учащихся посещающих спортивные секции
Самостоятельными занятиями физической культурой в ЭГ начали заниматься и посещать различные спортивные секции 18 человек из 20. В контрольной группе такой активности не наблюдалось, и в спортивных секциях занимается только 8 человек из 20 учащихся.
ВЫВОДЫ 1. Повышение уровня двигательной активности достигается комплексом организационно методических – мероприятий: 1) организацией выполнения домашних заданий теоретико – практической направленности; 2) стимулированием выполнения домашних заданий положительной оценкой; 3) проведением инструкторской деятельности, спортивных соревнований, экскурсом по спортивным секциям школы и города, бесед с родителями учащихся. 4) использованием тетрадей и индивидуальных карточек по физической культуре с целью подтверждения выполнения учащимися домашних заданий 5) привлечением младших школьников к регулярным занятиям в спортивных секциях. 2. Уровень интереса детей достоверно повысился в экспериментальной группе от 4,2 балла до 8,0 баллов, в контрольной группе от 5,1, до 4,9 балла. Уровень заинтересованности родителей экспериментальной группы в увеличении двигательной активности детей имеет положительную динамику от 3 до 6,5 баллов. Самостоятельными занятиями физической культурой в ЭГ начали заниматься и посещать различные спортивные секции 18 человек из 20. В контрольных группах такой активности не наблюдалось, и в спортивных секциях занимается только 8 человек из 20 учащихся. 3. Установлено, что наиболее значимыми ценностями в физической культуре младших школьников экспериментальной группы на конец эксперимента были: 1. «ловкость» - 1,6 балла 2. «здоровье» - 1,9 балла 3. «сила и быстрота» - 2,1 балла 4. «знания» - 2,2 балла 5.«красота» - 4,3 балла а в контрольной группе: 1.«ловкость» - 2,0 балла 2.«здоровье» - 2,4 балла 3.«сила и быстрота» - 2,8 балла 4. «знания» - 3,1 балла 5.«красота» - 4,6 балла Анализ результатов физической подготовленности показал, что самостоятельные занятия физической культурой, расширение соревновательных мероприятий, положительно повлияли на уровень двигательной активности младших школьников в экспериментальной группе. В ходе эксперимента выявил позитивное влияние самостоятельных занятий физическими упражнениями оздоровительной направленности на развитие основных физических качеств детей.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|