Главная | Обратная связь
МегаЛекции

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ





Задачи:

1.Разработать комплекс организационно – методических мероприятий с целью повышения двигательной активности младших школьников.

2.Выявить динамику интереса к выполнению самостоятельных занятий по физической культуре у младших школьников, а так же заинтересованность родителей в увеличении уровня двигательной активности их детей.

3.Изучить динамику ценностного отношения к физической культуре и физической подготовленности в исследуемых группах

Этапы работы

I этап (апрель - июнь 2012 года): выбор темы исследования, предварительный анализ научно-методической литературы, выделение и формулировка проблемы, составление представления о внутренней структуре проблемы (выявление плана, элементов, их иерархия и т.д.), определение методов оценки и выбора, а также последовательности их применения. Определение класса для исследования, организация родительского собрания в начале учебного года, консультации с медицинским работником по комплексу мер при нарушениях осанки и избыточной массе тела.

II этап (сентябрь 2012 – декабрь 2013года) исследование по сбору материала. Педагогический эксперимент по комплексу мероприятий повышения значимости ФК, статистическая обработка результатов, разработка индивидуальных рекомендаций, осуществление текущего и этапного контроля. Разработка самостоятельных заданий, обучение специальным упражнениям, «карточки здоровья» и их форма заполнения, тестирование, анализ анкетирования родителей.

III этап (октябрь – декабрь 2014 года): формулировка выводов и практических рекомендаций, заключительное оформление работы.

Основные направления Действия и мероприятия
Профессиональное 1. Постоянно знакомиться с современными исследованиями ученых в области преподавания предмета «Физическая культура». 2. Знакомиться с ФЕДЕРАЛЬНЫМИ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ СТАНДАРТАМИ. 3. Изучать новую литературу по физической культуре и методике преподавания. 4. Своевременно повышать квалификацию на курсах для учителей физической культуры, организованных в Институте образования. 5. Принимать активное участие в работе районной Ассоциации учителей физической культуры. 6. Принимать участие на научно-практических конференциях, конкурсах, фестивалях различных уровней. 7. Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом. 8. Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности. 9. Систематически интересоваться событиями современной экономической, политической жизни. 10.Повышать уровень своей эрудиции, правовой и общей культуры. 11. Проводить открытые уроки для анализа со стороны коллег. 12. Организовывать кружковую и внеклассную деятельность по предмету. 13. Систематически просматривать спортивные телепередачи. 14. Посещать семинары, конференции, организованные на разных уровнях.  
Психолого-педагогическое 1. Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики. 2. Изучать современные психологические методики. 3. Создание пакета психолого-педагогических материалов для учителя.
Методическое 1. Знакомиться с новыми педагогическими технологиями, формами, методами и приемами обучения через предметные издания: - Физическая культура в школе - Спорт в школе - Теория и практика физической культуры. 2. Изучать прогрессивный опыт коллег по организации различных форм уроков физической культуры. 3. Посещать библиотеки, изучать научно-методическую и учебную литературу. 4. Проводить мастер-классы для коллег по работе, учителей района. 5. Разрабатывать разные формы уроков, внеклассных мероприятий, учебных материалов. 6. Внедрять в учебный процесс новые формы оценивания физического состояния учащихся: - оценка физической подготовленности ; - «Президентские состязания». 7. Создавать комплект дидактики по предмету (индивидуальные планы тренировок, оптимально-минимальный уровень (стандарт) физической подготовленности учащихся, контрольные тесты-упражнения). 8.Создавать пакет материалов по педагогическим технологиям. 9. Создавать пакет сценариев уроков с применением информационных технологий. 10. Создавать пакет бланков и образцов документов для педагогической деятельности.
эстетическое 1. Посещение выставок, музеев, проведение экскурсий. 2. Участвовать в смотрах художественной самодеятельности.
ИКТ 1. Пройти курсы повышения квалификации для получения пользовательских навыков работы на компьютере. 2. Обзор в Интернете информации по преподаваемому предмету, психологии, педагогике, педагогических технологий. 3. Изучать информационно-компьютерные технологии и внедрять их в учебный процесс.
Охрана здоровья 1. Своевременно обновлять инструкции по ТБ на уроках физической культуры, на занятиях секции. 2. Внедрять в образовательный процесс здоровьесберегающие технологии. 3. Вести здоровый образ жизни, заниматься спортом, физическими упражнениями.
   

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ



В настоящее время учебно-педагогический процесс требует от младших школьников значительных затрат сил на преодоление физических и умственных нагрузок. Данный факт усугубляется продолжительным нахождением детей около компьютера, слабой осознанностью необходимости двигательной активности. В этом плане важное место отводится посещению спортивных секций и самостоятельным занятиям физическими упражнениями, которые являются составной частью здорового образа жизни. Самостоятельные занятия физическими упражнениями, рациональный режим дня восполняют дефицит двигательной активности детей, способствуют более эффективному восстановлению организма и повышению физической и умственной работоспособности.

Школьники, занимающиеся самостоятельными занятиями, посещающие секции и участвующие в соревнованиях класса должны опираться на научно-методическую помощь учителя физической культуры и родителей. Планирование таких самостоятельных занятий осуществляется ими при непосредственном участии преподавателей по физической культуре.

В рамках педагогического эксперимента в классе проведены «веселые старты», соревнования по спортивному ориентированию на территории школы, матч по футболу, соревнования по общей физической подготовленности; спортивный праздник с конкурсами в метании, эстафетах, прыжках в мешках, преодолении препятствий и других.

В представленных ниже таблицах и рисунках отражены результаты проведенного нами исследования.

Результаты опроса родителей свидетельствуют о том, что они готовы контролировать выполнение детьми домашних заданий по физической культуре и положительно к ним относятся. Так, на вопрос» Задают ли вашим детям домашнее задание по физической культуре и выполняют ли его дети», положительно ответов 100 %. На вопрос «Контролируете ли вы положение осанки вашего ребенка во время выполнения домашних заданий?», 76% родителей ответили положительно и 24% - отрицательно. На вопрос «Есть ли у вашего ребенка нарушения осанки», 89% ответили положительно, 11% - отрицательно, остальные затруднялись ответить. На вопрос» Выполняете ли вы домашнее задание по физической культуре вместе с вашим ребенком, большинство родителей ответило отрицательно (92%). 89% родителей считают, что их дети с желанием выполняют домашнее задание по физической культуре, остальные имеют противоположное мнение.

По мнению классного руководителя наиболее эффективным контролем является дневники наблюдения.

На рис.1 представлена динамика уровня интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями у детей младшего школьного возраста в разные этапы тестирования.

Рис.1 - Динамика уровня интереса к выполнению самостоятельных занятий у младших школьников (май 2013, сентябрь 2013, февраль 2014 г).

Установлено, что за период исследования уровень интереса детей экспериментальных классов существенно повысился, с 4,2 балла («низкий»), до 8,0 баллов («высокий уровень»). На положительную динамику этого интереса повлияли разработанные нами домашние задания по физической культуре и упражнения на осанку. В контрольной группе интерес к самостоятельным занятиям физическими упражнениями имел тенденцию к снижению.

На рис. 2 представлена динамика уровня заинтересованности родителей в увеличении двигательной активности их детей в разные этапы тестирования.

Рис. 2 -Динамика уровня заинтересованности родителей в увеличении двигательной активности их детей (май 2013, сентябрь 2013, февраль 2014г).

Анализ рис. 2 показал, что уровень заинтересованности родителей к повышению двигательной активности их детей имеет положительную динамику от 3 до 6,5 баллов, в начале исследования интерес на низком уровне, в конце оценивается на среднем уровне. Родители положительно оценили представленные спортивные секции в школе и городе, разработанные «карточки по физической культуре»; особый интерес вызвал совместный спортивный праздник по спортивному ориентированию, для многих родителей этот вид спорта был не знаком.

В таблице 1 представлены средние значения показателей ценностей физической культуры у младших школьников исследуемых групп. Из таблицы 1 следует, что ведущие ценности физической культуры младших школьников, это «здоровье» и «ловкость», последующие позиции занимают: «сила и быстрота», «знания» и «красота». За счет эффективности самостоятельных домашних заданий по физической культуре, посещению спортивных секций, теоретическим занятиям, в экспериментальной группе достоверно повысилась значимость ценностей: «сила и быстрота» (1,4), знания (1,5), ловкость (1). В контрольной группе значимость ценностей имеет незначительные изменения, кроме ценности « ловкость»(1).

Таблица 1 Динамика средних показателей ценностей физической культуры у младших школьников экспериментальной и контрольной групп.

№ п/п Ценности физической культуры Среднее значение ранга (баллы)
ДО ПОСЛЕ
ЭГ   КГ   ЭГ   КГ  
Сила и быстрота 3,5 3,2 2,1 2,8
Здоровье 2,8 2,7 1,9 2,4
Знания 3,7 3,0 2,2 3,1
Красота 4,5 4,1 4,3 4,6
Ловкость 2,6 3,1 1,6 2,0

 

1. «ловкость» - 1,6 балла

2. «здоровье» - 1,9 балла

3. «сила и быстрота» - 2,1 балла

4. «знания» - 2,2 балла

5. «красота» - 4,3 балла

а в контрольной группе:

1. «ловкость» - 2,0 балла

2. «здоровье» - 2,4 балла

3. «сила и быстрота» - 2,8 балла

4. «знания» - 3,1 балла

5. «красота» - 4,6 балла

 

Проанализируем результаты исследования физической подготовленности младших школьников.

До начала эксперимента было проведено педагогическое тестирование физической подготовленности детей младшего школьного возраста экспериментальной и контрольной групп с использованием комплекса двигательных тестов.


Таблица 2 - Динамика физической подготовленности младших школьников на протяжении педагогического эксперимента контрольной и экспериментальной групп

Название теста Группа До эк. После эк. ± % P
M±m M±m
Челночный бег 3х10м (с) КГ 10,1 ± 0,2 9,7±0,2 -0,4 3,9 Р < 0,05
ЭГ 10,3 ±0,2 9,6±0,2 -0,7 6,8 Р < 0,05
Прыжок в длину (см) КГ 118 ± 4 120,7 ± 3,6 2,7 2,3 Р > 0,05
ЭГ 117,4 ±4,1 126 ±3,7 8,6 7,3 Р < 0,05
Наклон вперед (см) КГ   4,5 ±0,5 6 ±0,4 1,5 33,3 Р < 0,05
ЭГ 5,05 ±0,5 7,6 ± 0,5 2,55 50,4 Р < 0,05

Анализ динамики результатов тестирования физической подготовленности (таблица 2) показал, что у младших школьников экспериментальной группы были зафиксированы статистически достоверные приросты результатов к исходному уровню подготовленности (p<0,05) в таких тестах как: «челночный бег» 6,8 %, «прыжок в длину» 7,3%, «наклон вперед» 50,4 %. Тогда как в контрольной группе были зафиксированы следующие результаты (p<0,05): «челночный бег»3,9, «прыжок в длину» 2,3 «наклон вперед» 33,3 %.

Анализ результатов физической подготовленности показал, что самостоятельные занятия физической культурой, расширение соревновательных мероприятий, положительно повлияли на уровень двигательной активности младших школьников в экспериментальной группе. Прирост результатов физической подготовленности представлен на рис 3.

Анализ показателей физической подготовленности занимающихся в ходе эксперимента выявил позитивное влияние самостоятельных занятий физическими упражнениями оздоровительной направленности на развитие основных физических качеств детей.

В целом, анализ изменения показателей физической подготовленности детей в экспериментальной группе свидетельствует, что поставленные перед экспериментальной группой задачи оздоровительной направленности в связи с малым периодом приведения эксперимента не были решены полностью.

В заключение можно отметить, что ориентация педагогом учащихся и родителей экспериментальных классов с начала учебного года на значимость самостоятельных занятий физической культурой и двигательной активности в течение дня, обсуждение показателей физической подготовленности, постановка реальных целей на учебный год повлияли не только на отношение учащихся к урокам физической культуры, но и сделали самостоятельные занятия физической культурой потребностью для 18 (из 20) учащихся.

В рамках эксперимента создан стенд со спортивными достижениями одноклассников, стенд отражал участие в соревнованиях, посещение спортивных секций, выполнение физкультурных минуток, оценки по физической культуре, наличие дома спортивного инвентаря, что способствовало повышению уровня мотивации младших школьников к самостоятельным занятиям и соревновательной деятельности внутри класса.

Рис 3. - Число учащихся посещающих спортивные секции

 

Самостоятельными занятиями физической культурой в ЭГ начали заниматься и посещать различные спортивные секции 18 человек из 20. В контрольной группе такой активности не наблюдалось, и в спортивных секциях занимается только 8 человек из 20 учащихся.

 

ВЫВОДЫ

1. Повышение уровня двигательной активности достигается комплексом организационно методических – мероприятий:

1) организацией выполнения домашних заданий теоретико – практической направленности;

2) стимулированием выполнения домашних заданий положительной оценкой;

3) проведением инструкторской деятельности, спортивных соревнований, экскурсом по спортивным секциям школы и города, бесед с родителями учащихся.

4) использованием тетрадей и индивидуальных карточек по физической культуре с целью подтверждения выполнения учащимися домашних заданий

5) привлечением младших школьников к регулярным занятиям в спортивных секциях.

2. Уровень интереса детей достоверно повысился в экспериментальной группе от 4,2 балла до 8,0 баллов, в контрольной группе от 5,1, до 4,9 балла. Уровень заинтересованности родителей экспериментальной группы в увеличении двигательной активности детей имеет положительную динамику от 3 до 6,5 баллов. Самостоятельными занятиями физической культурой в ЭГ начали заниматься и посещать различные спортивные секции 18 человек из 20. В контрольных группах такой активности не наблюдалось, и в спортивных секциях занимается только 8 человек из 20 учащихся.

3. Установлено, что наиболее значимыми ценностями в физической культуре младших школьников экспериментальной группы на конец эксперимента были:

1. «ловкость» - 1,6 балла

2. «здоровье» - 1,9 балла

3. «сила и быстрота» - 2,1 балла

4. «знания» - 2,2 балла

5.«красота» - 4,3 балла

а в контрольной группе:

1.«ловкость» - 2,0 балла

2.«здоровье» - 2,4 балла

3.«сила и быстрота» - 2,8 балла

4. «знания» - 3,1 балла

5.«красота» - 4,6 балла

Анализ результатов физической подготовленности показал, что самостоятельные занятия физической культурой, расширение соревновательных мероприятий, положительно повлияли на уровень двигательной активности младших школьников в экспериментальной группе.

В ходе эксперимента выявил позитивное влияние самостоятельных занятий физическими упражнениями оздоровительной направленности на развитие основных физических качеств детей.

 





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015- 2018 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.