Несколько идей, как занять ребёнка на кухне, чтобы успеть все приготовить1. Крупа на тарелочке. Насыпьте на большую плоскую тарелку два-три вида круп. Ребёнок перебирает, щупает её, сравнивает, а вы рассказываете, откуда она берётся и что с ней можно делать (кашу, например). 2. Покройте тонким слоем пластилина лист (картон, пластик). Насыпьте малышу в разные тарелки гречку, рис, горох и покажите, как можно выкладывать узоры, вдавливая продукты в пластилин. 10-15 минут тишины вам обеспечено. 3. Самые вкусные игры—ссыпать вместе два-три сорта изюма, орехов, разных по форме, цвету и вкусу, естественно. И путь он их разбирает. Кстати, чем больше малыш работает всеми своими пальчиками, тем раньше и лучше развивается его речь. Дело в том, что в коре головного мозга двигательные и речевые области находятся рядом. Причём речевые активно формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Вот и получается, что уровень и темп развития речи малыша напрямую зависит от того, насколько развиты тонкие движения детских пальчиков.
ПРАКТИКУМ Игры с пальчиками Прелесть пальчиковых игр не только в развитии речи, но и в том, что они мгновенно переключают внимание малыша с капризов или нервозности на телесные ощущения - и успокаивают. Это прекрасное занятие, когда ребёнка больше нечем занять (например, в дороге или в очереди). Просто прикасаетесь к пальчику и говорите: Здравствуй, пальчик, выходи, На Алёшу (называете имя своего ребёнка) погляди. Вот твоя ладошка - наклоняйся, крошка. (Касаетесь пальчиком ладошки.) Вот твоя ладошка - поднимайся, крошка. (Выпрямляете пальчик.) Затем берёте следующий пальчик и повторяете то же самое. И так - со всеми десятью. Вскоре вы заметите, как ребёнок начнёт «помогать» вам, подавая следующий пальчик. Это значит, что пальчики вашего малыша становятся «умнее» и речевой центр активизируется. Малыши очень любят ритмически организованную речь, поэтому незамысловатые стихи или сказки доставят им особую радость: Репку мы сажали («роете» пальчиками в детской ладошке лунку), Репку поливали (показываете пальчиками, как льётся вода из лейки),
Вырастала репка (показываете, какрастёт, выпрямляете постепенно пальчики) Хороша и крепка (оставьте ладони открытыми, а пальцы согните как крючочки)! Тянем-потянем (крючочки левой и правой руки сцепляются и тянут - каждый в свою сторону), Вытянуть не можем (потрясли кистями рук), Кто же нам поможет (прибегают по очереди все герои сказки и помогают тянуть) ? Тянем-потянем, тянем-потянем! Ух (расцепилируки, потрясли кистями)! Вытянули репку.
Простые правила игры 1. Старайтесь, чтобы в игры вовлекались все пальчики (особенно безымянный и мизинчик - они самые ленивые). 2. Обязательно чередуйте три типа движений:
· сжатие; · растяжение; · расслабление. Как ещё активизировать пальчики · Дайте газету, листы бумаги - пусть рвёт (только следите, чтоб в рот не отправлял эти «откуски»). · Нанижите на крепкую нитку крупные пуговицы - пусть перебирает. · Дайте деревянные бусы, счеты, пирамидки. · Нарисуйте на пластмассовых пробках мордочки, наденьте на пальцы. У вас получился пальчиковый театр.
Почему он всё хватает и не слушается После года ведущей деятельностью ребёнка становится предметно-манипулятивная. Маленький ребёнок просто обожает схватить какой-нибудь предмет и что-то с ним делать. Причём делать не ради какого-то результата, а просто так. Совершенно бесполезно спрашивать малыша: «Ты зачем схватил эту вазу?!» - и объяснять, что она стеклянная, упадёт, разобьётся, осколки рассыплются по полу, он порежет себе ручку, пойдёт кровь, будет больно. Он не может пока представить такую длинную последовательность действий. И ему, естественно, не понятно, чего же вы так возмущаетесь. Когда вы хотите объяснить что-то малышу, не стройте логические цепи (логика - не их стихия). Говорите простыми короткими фразами, содержащими простое действие. «Пойди помой руки» не работает, потому что это несколько действий. Пойти, открыть дверь в ванную, войти, включить кран, взять мыло. На каком-то этапе малыш отвлечется - залюбуется мусором на полу, начнет играть краном. И это не потому, что он непослушный, а потому, что ваши команды ему не понятны. Молодая мама гуляет с малышкой лет полутора. Очаровательный подвижный ребёнок кажется усталой маме и своевольным, и непослушным. Ну действительно: она говорит, говорит, а дочка словно и не слышит: — Не забывай смотреть под ноги. (Дочка смотрит на маму.) — Не надо поднимать ручки с песочком высоко! (Дочка подкидывает песочек.) — Ты куда пошла, разве можно одной туда ходить?! (Дочка шаг не замедляет.) Ребёнок совершенно не обращает внимания на мамины реплики - просто потому, что не понимает этих фраз: сложные высказывания, да ещё льются сплошным потоком. Из кустов выскакивают две весёлые псинки; они громко рычат, наскакивают друг на друга и виляют хвостами — играют. Девчушка тут же направляется к ним — тоже поиграть — погладить. Мама хватает её и кричит возмущённо: — О чем ты думаешь, когда лезешь к ним? (Дочка выкручивается из маминых рук и, кажется, готова заплакать.) Я не выдерживаю: — Ни о чем она не думает, просто хочет погладить. — И обращаюсь к малышке: — Слышишь, собачки рычат, - девочка смотрит на меня, потом на собак - и разом успокаивается. А я продолжаю: - Они могут укусить. И детка БОЛЬШЕ НЕ ПОЛЕЗЛА К СОБАКАМ! Вообще! Потому что теперь она поняла.
ПРАКТИКУМ Как остановить малыша Говорите правильно Не говорите ребёнку, что не надо делать (видите, вы и то не сразу поняли, о чём речь!). Говорите, что делать надо. Например: «песочек поднимаем низко», «смотри под ноги». Детский мозг старается отбрасывать неприятное, в том числе и частицу «не». И в ушах маленьких детей фраза-запрет «не беги в ванную» звучит как «беги в ванную». Он, естественно, туда и бежит, но тут до него доходит ваше «НЕ» - ребёнок останавливается или падает. Эта модель «беги в ванную не» буквально сбивает ребёнка с ног (а уж тем более с толку). Ему будет проще понять и послушаться, если вы скажете «остановись» или «посиди со мной». Мы сами часто провоцируем своих малышей на хулиганство. Ну зачем на полу стоит тазик с водой? С точки зрения карапуза, только затем, чтоб окунуться в него. Чтобы ребёнок не подбирал и не ел с пола или из собачьей мисочки, достаточно просто не забывать убирать и еду, и мисочку куда подальше. Это легче и полезней, чем воевать и запрещать. Иногда отчаянные родители прибегают к крутым мерам: мажут чем-то невкусным место, которое нельзя трогать и лизать (например, спинку кровати, или ножку стула, или щётку для сбора пыли). Это не только жестоко, но и неэффективно: ребёнок схватил, «обжёгся», бросил - он уже прекратил вредное действие, а во рту всё не вкусно и лучше ему не становится. Любое внушение (наказание) должно быть быстропрохо-дящим и мгновенным. Используйте звуковую сигнализацию! Она доставляет неприятность именно тогда, когда малыш делает не то... например: Гремящая баночка. Её кладёте на предмет, который карапуз обожает утягивать... Когда ваш малыш идёт-ползёт к помойному ведру (газовой плите, в ванную), раздаётся неприятный звук... «Ну уж нет, - подумает он, - мне такое нытьё не нравится, лучше буду держаться подальше от этого места!» Малыш уходит - звук прекращается. НО! Не делайте звук слишком резким: малыш может испугаться. Маленькие дети очень осторожны, а если попадают в переделки, так только по незнанию, из-за отсутствия опыта. Им только надо объяснить, где живёт опасность и как её избежать, - и они поймут. Но объяснить на их, детском языке. «Испытай на собственной шкурке».Неприятные случаи запоминаются лучше, чем неприятные слова. Поэтому вместо запрета «нельзя тянуть скатерть» поставьте на край стола пластмассовый стаканчик с холодной водой. Малыш потянет скатерть - стаканчик опрокинется на него. Два-три таких происшествия - и стол превратится в неприкосновенную зону. Таким же «опытным» путём карапуз убедится, что утюг жжётся (предварительно проверьте, что остывает), вилка колется, а электрические батарейки нельзя лизать. Маленький (личный) неприятный опыт спасёт малыша от большой опасности. Испугайтесь сами. Сделайте большие глаза, ахните, покажите ребёнку, как вам страшно. Ваш пример подействует, и малыш тоже (на всякий случай) делать этого (или хватать это) не будет. Только «не пугайтесь» слишком часто, чтобы малыш не заподозрил подвоха и не захотел выяснить, а что же вы так ужасно боитесь?! «Нет» значит «нет».Применяйте для предметов и действий, опасных для ребёнка. («Нельзя брать ножик»; «к дороге дети без взрослых не ходят» и т. п.) Примечание: используйте стопроцентный запрет как можно реже, в особых случаях. Но требуйте полного повиновения. Тогда ребёнок и подчиняться привыкнет на все сто процентов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2023 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|