Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Классификация предприятий и их организационно-правовые формы

Промышленное предприятие как производственная система

 

Сущность и природа предприятия, условия его функционирования

Характерные признаки и свойства предприятия как производственной системы

Классификация предприятий и их организационно-правовые формы

I. Любой производственный процесс реализуется на предприятии, являющемся тем первичным звеном, из множества которых построена национальная экономика любого государства.

Предприятие (организация, фирма, компания) – это самостоятельный хозяйствующий (принимающий экономические решения) субъект, созданный предпринимателем или их объединением для производства продукции, выполнения работ или оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

Основными условиями функционирования предприятия в рыночной экономике являются:

· хозяйственная самостоятельность и независимость, сводящиеся к тому, что предприятие свободно в принятии не противоречащихзаконодательствухозяйственных решений;

· экономическая заинтересованность, обусловленная стремлением предприятия максимизировать свою прибыль, что в рыночной экономике возможно только при условии удовлетворения общественных потребностей (спроса);

· хозяйственный риск и ответственность, заключающиеся в том, что в любом случае в хозяйственной деятельности имеют место неопределенность и риск потери средств, и, следовательно, при принятии неверного решения предприятие несет ответственность в виде отсутствия прибыли, убытка и даже банкротства.

Категория «предприятие» (организация, фирма, компания) является важнейшей составной частью экономической теории. Существует несколько научных концепций, определяющих сущность и природу предприятия.

Неоклассическая теория обозначает термин «фирма» как институт, преобразующий ресурсы в продукцию (товары и услуги) и решающий задачу максимизации прибыли путем оптимизации цен и объемов производства в зависимости от уровня конкуренции на рынке.

Поведенческие теории фирмы – это группа теорий, рассматривающих фирму как коалицию подгрупп, изначально имеющих различные цели и интересы и достигающих компромисса в результате своеобразного торга друг с другом и обучения на основе приобретенного опыта. Представители данного направления заменили предположение о максимизации фирмой чего-либо (прибыли, выручки, размеров организации и т. д.) принципом достаточности и достижения удовлетворительного уровня на основе компромисса и общественного выбора.

Управленческие теории фирмы акцентируют внимание на том, что в современных условиях собственники предприятия, например, акционеры и его реальные владельцы – менеджеры, непосредственно принимающие хозяйственные решения, имеют различные интересы и полномочия. Так, если акционеры преследуют цель максимизации прибыли и ее производных, то менеджеры заинтересованы в росте активов предприятия, поскольку престиж и авторитет управляющего напрямую зависят от размеров возглавляемой им фирмы.

Институциональное направление предполагает рассмотрение организации через осуществление контрактных отношений и изучает влияние на деятельность экономических организаций различных институтов (государство, права собственности, трансакционные издержки и т. д.)

Условия функционирования предприятий в настоящее время сильно изменились. Рост и обновление технологий, информатизация общества, проблемы рисковых (венчурных) инвестиций, возрастание роли стратегического менеджмента, усиление влияния человеческого фактора, процессы глобализации и гуманизации экономики привели к тому, что современные разработки в области теории фирмы осуществляются по следующим направлениям:

- концепция внутренних рынков фирмы (организационных рынков), связанная с проникновением рыночных отношений во взаимоотношения между структурными подразделениями организации. Реализация этой концепции возможна по таким направлениям, как создание «сетевых организаций» и развитие «демократических корпораций»;

- теория ассоциативных форм организации и управления (теория альянсов), предусматривающая расширение кооперирования (в том числе и международного) между конкурентами, поставщиками и потребителями;

- реинжиниринг – перестройка на современной научной, информационной и технологической основе процессов организации производства и управления;

- гуманизация производственной деятельности, предполагающая рассмотрение человека в качестве главного мерила значимости любых экономических процессов, поскольку всестороннее удовлетворение потребностей индивидуума, непрерывное развитие человеческих ресурсов – основная цель функционирования организаций.

II. Поскольку любое предприятие выступает в качестве обособленной социально-экономической системы, то его особенностью является наличие границ, разделяющих внутреннюю и внешнюю среду фирмы.

К внешней среде организации относятся независящие от нее факторы ее существования (макроокружение), а также частично зависящие от нее условия (деловая среда фирмы).

Макроокружение фирмы отражает экономические, политико-правовые, социальные, технологические и природно-географические условия ее деятельности.

Экономические условия макроокружения организации включают в себя рыночную конъюнктуру, господствующие экономические отношения, тип экономической системы и т. п.

Политико-правовые условия – это конституционный строй общества, регулирующее предпринимательскую деятельность законодательство, трудовое, социальное, экологическое право и т.д.

Социальные условия связаны со всевозможными морально-этическимиценностями, идеалами, пристрастиями, вкусами, привычками, традициями, психологией, менталитетом потребителей продукции, поставщиков ресурсов и общества в целом, оказывающими существенное влияние на функционирование фирмы, а также с демографическими характеристиками общества – уровнем рождаемости, смертности, образования населения и т.д.

Технологические условия подразумевают уровень развития науки и техники, научно-технический прогресс, технологические и технические факторы производства.

Природно-географические условия обусловлены местоположением предприятия и. следовательно, его обеспеченностью имеющимися в данной местности природными ресурсами.

Для любого предприятия характерны следующие элементы:

- выбор предлагаемых продуктов и услуг;

- место и роль в системе рыночных отношений (поставщик ресурсов, потребитель ресурсов, конкурент, монополист и т.д.);

- цели предприятия (выживание, прибыль, рост и т.д.);

- организационно-правовая форма хозяйственной деятельности (производственный кооператив, хозяйственное товарищество, хозяйственное общество, унитарное предприятие);

- технологическая и организационная структура предприятия;

- применяемые предприятием технологии (технологические процессы, инновации, информационные технологии);

- философия (базовые взгляды, мировоззрения, ценности);

- внутренняя концепция (источники конкурентоспособности, внутренней силы, выживания);

- внешний образ, имидж (ответственность перед партнерами, потребителями, обществом).

Ранее считалось бесспорным утверждение о том, что основной и едва ли не единственной целью любой коммерческой организации является максимизация прибыли. Однако в связи с возрастанием роли человеческого фактора, процессами глобализации и гуманизации экономики на современном этапе выделяют следующие группы целей предприятия.

1. Экономические (максимизация прибыли, минимизация затрат, рост активов и т.д.).

2. Технические (повышение технического уровня производства, качества продукции и т.д.).

3. Социальные (сокращение рабочего времени, безработицы, повышение уровня квалификации и жизни и т.д.).

4. Экологические (снижение ущерба окружающей среде и др.).

Понятие предназначения, миссии предприятия гораздо более обширное, чем представление о его целях. В миссии обычно детализируется статус предприятия, декларируются принципы его работы, дается определение самых важных характеристик организации, анализ внешнего окружения и его влияния на функционирование предприятия, определение альтернативных наборов производственно-хозяйственной деятельности, выбор стратегий. В целом миссия выражает устремленность в будущее, показывая, на что будут направляться усилия и какие ценности при этом будут приоритетными. В миссии не принято в качестве главной цели указывать прибыль, хотя прибыль – определяющий фактор в функционировании предприятия. Прибыль как миссия существенно ограничивает спектр путей и направлений развития.

Существуют разные подходы к содержанию миссии:

· акцент на интересах, ожиданиях и ценностях потребителей, ориентированных на перспективу;

· акцент на качестве – понятии, которое раскрывается с разных сторон, давая представление о компании, ее продукции, стиле руководства и менеджмента, характере работы.

Примерами формулировок миссии могут быть следующие:

· достижение лидерства во всех сферах – в целях, продукции, услугах, людях, стиле жизни;

· качество – неотъемлемая часть продукции, рабочего окружения и людей;

· честность и открытость, работа в единой команде;

· профессиональный менеджмент, полное доверие к людям, поддержка творчества, обоснованного риска;

· содействие становлению и развитию малого и среднего бизнеса путем предоставления широкого спектра банковских услуг, высокого качества обслуживания клиентов и эффективного развития с учетом интересов акционеров, клиентов и сотрудников (коммерческий банк);

· наша деятельность направлена на сохранение и развитие научно-технического потенциала отрасли, поддержание высокого уровня разработок, создание новых рабочих мест и культуры производства, сохраняющей и защищающей окружающую среду (государственное предприятие);

· мы готовы инвестировать капитал в любую область, работающую прибыльно и имеющую потенциал дальнейшего роста (инвестиционная компания).

 

III. В основу классификаций современных предприятий могут быть положены различные признаки. Рассмотрим общую классификацию, классификацию предприятий с позиций прикладной экономики и классификацию организаций по видам предпринимательской деятельности.

Общая классификация организаций:

- по цели деятельности организации бывают коммерческие и некоммерческие. Основная цель коммерческих организаций – получение прибыли, тогда как некоммерческие организации (благотворительные, природоохранные и др.) имеют другие цели и уставные задачи;

- по форме собственности организации могут быть классифицированы как частные и государственные. Если учредителем организации является частное лицо или группа частных лиц, то такая организация будет частной. Если в качестве его владельца выступает государство (общество в целом) или преимущественно общество, такая организация будет государственной (общественной). Разновидностью государственной собственности в Республике Беларусь является коммунальная и республиканская собственность. Кроме того, различают организации смешанной формы собственности, то есть с долей частной и государственной собственности в его активах;

- в зависимости от результатов производственной деятельности предприятия делятся на организации, производящие материальные блага и оказывающие услуги.

Классификация организаций с позиций прикладной экономики:

- по размерам организации группируются как малые, средние и крупные. К малым организациям относятся фирмы с численностью работающих менее 25-100 человек (в зависимости от отрасли), к крупным – свыше 1000 человек;

- по участию иностранного капитала организации подразделяются на совместные, зарубежные и иностранные. Совместное предприятие расположено на территории страны и имеет в уставном капитале долю, принадлежащую хотя бы одному иностранному инвестору. Зарубежное предприятие находится за пределами страны, но его уставный капитал принадлежит отечественным инвесторам. Иностранное предприятие находится на территории страны, но его уставный капитал полностью принадлежит иностранным инвесторам;

- по отраслевому признаку организации подразделяются на относящиеся к сфере материального и нематериального производства. К сфере материального производства относятся промышленность, строительство, сельское хозяйство, транспорт, связь. К сфере нематериального производства – образование, наука, культура, здравоохранение, торговля и др.

- по видам интеграции организации группируются как концерны, консорциумы, холдинги, финансово-промышленные группы, транснациональные и межнациональные корпорации.

Концерн – это объединение предприятий, относящихся к одной или нескольким отраслям. Консорциум – это объединение предприятий, относящихся к разным отраслям и сферам деятельности, с целью осуществления какого-либо проекта. Холдинг (держательская компания) – это организация, владеющая контрольными пакетами других организаций и контролирующая их деятельность. Финансово-промышленная группа (ФПГ) – это многофункциональная диверсифицированная структура, объединяющая финансовый, промышленный, страховой капиталы. Транснациональной корпорацией (ТНК) называется национальная организация, активы которой расположены в нескольких странах. Межнациональная корпорация (МНК) – это организация, активы которой принадлежат инвесторам из нескольких стран.

В зависимости от организационно-правовой формы хозяйственной деятельности различают:

- хозяйственные товарищества (полные и коммандитные); хозяйственные общества (акционерные в форме открытого и закрытого типа, с ограниченной и дополнительной ответственностью);

- производственные кооперативы, унитарные предприятия.

Обществом с ограниченной ответственностью (ООО) признается учрежденная двумя и более лицами организация, уставный фонд которой разделен на доли в соответствии с определенными учредительными документами размерами. Участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов. Высшим органом общества с ограниченной ответственностью является общее собрание его участников. В обществе с ограниченной ответственностью создается исполнительный орган (коллегиальный или единоличный), осуществляющий текущее руководство его деятельностью и подотчетный общему собранию его участников.

Обществом с дополнительной ответственность (ОДО). Участники такого общества несут субсидиарную ответственность по его обязательствам своим имуществом в пределах, определяемых учредительными документами общества. Управление обществом с дополнительной ответственностью осуществляется на тех же принципах, что и для общества с ограниченной ответственностью.

Акционерное общество – это организация, уставный фонд которой разделен на определенное число акций. Акционеры несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций. Акция – это ценная бумага, свидетельствующая о внесении владельцем определенной суммы денег в капитал акционерного общества и дающая право на получение ежегодного дохода – дивиденда из прибыли указанного общества. Акционерное общество, участник которого может отчуждать принадлежащие ему акции без согласия других акционеров неограниченному кругу лиц, признается открытым акционерным обществом (ОАО). Акционерное общество, участник которого может отчуждать принадлежащие ему акции только с согласия других акционеров и (или) ограниченному кругу лиц, признается закрытым акционерным обществом (ЗАО). Органами управления акционерного общества являются общее собрание акционеров, совет директоров (наблюдательный совет) и исполнительный орган.

Производственным кооперативом признается коммерческая организация, участники которой обязаны внести имущественный паевой взнос, принимать личное трудовое участие в деятельности кооператива и нести субсидиарную ответственность по его обязательствам в равных долях в пределах, установленных уставом, но не меньше полученного годового дохода в производственном кооперативе. Высший орган управления в кооперативе – общее собрание его членов. Член кооператива имеет один голос при принятии решений общим собранием. Исполнительные органы кооператива – правление и его председатель. Они осуществляют текущее руководство деятельностью кооператива и подотчетны наблюдательному совету и общему собранию членов кооператива.

Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия. В форме унитарных предприятий могут быть созданы государственные (республиканские и коммунальные) либо частные унитарные предприятия. Управляет унитарным предприятием руководитель, которого назначает собственник имущества либо уполномоченный собственником орган.

Классификация организаций по виду предпринимательской деятельности. Организации могут быть сгруппированы в зависимости от того, каким видом предпринимательской деятельности они занимаются (рисунок 1.2).

Рисунок 1.2 – Классификация организаций по виду предпринимательской деятельности

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...