Бергер П. Приглашение в социологию
Примечания
1. Майер, Карл — профессор социологии, специалист в области социологии религии; преподавал в Новой школе социальных исследований (Нью-Йорк). 2. Бергер, Бриджит — жена, коллега и соавтор П. Бергера 3. Кельнер, Хансфрид — немецкий социолог, профессор социологии в Дармштадтском университете 4. Лукман, Томас (р. 1927) — немецкий социолог, ведущий преподаватель социологии знания, ученик и последователь А. Шютца 5. Вообще под термином «human relations» (человеческие отношения») имеется в виду специфическое направление исследований в трудовых коллективах. Цель таких исследований — повышение эффективности этих коллективов с учетом их социально-психологического измерения («морально-психологического климата»). 6. ИМКА (YMCA — Young Men's Christian Association) — Международное христианское просветительское движение 7. Вебер, Макс (1864—1920) — немецкий социолог, социальный философ и историк; его классическое наследие продолжает оказывать сильное влияние на развитие современной социальной науки. 8. Данной проблеме М. Вебер посвятил специальную работу, в которй отстаивал необходимость исключения чисто субъективных практических, этических (моральных) и мировоззренческих оценок при анализе эмпирических проблем (см.: Вебер М. Смысл «свободы от оценки» всоциологической и экономической науке. Вебер М. Избр. произ. М., 1990.С. 547-601). 9. Копт, Огюст (1798—1857) — французский философ, методолог ипопуляризатор науки, социальный реформатор 10. Пенитенциарный (лат. poenitentiarius) — относящийся к наказанию, преимущественно уголовному. Пенитенциарий — в ряде стран тюрьма, исправительное учреждение тюремного типа (см. также прим. 68). 11. Поллстер — работник службы общественного мнения
12. Кинси, Альфред Чарльз (1894—1956) — американский ученый, биологпо образованию. Прославился книгами о сексуальном поведении американцев. написанными по материалам массовых опросов. 13. Имеются в виду следующие работы: Kinsey F., Pomeroy W., Martin С. Sexual behaviour in the human male. Philadelphia: W.B. Sounders, 1948; Kinsey A., Pomeroy W., Martin C. Sexual behaviour in the human female. Philadelphia: W.B. Sounders, 1963. 14. Эзотерический (греч. esoterikos — внутренний) — тайный, скрытый, предназначенный исключительно для посвященных 15. Ad hominem (лат.) — к человеку. Средство убеждения, когда истинность или ложность тезиса не обосновывается объективно, а сводится к положительной или отрицательной характеристике личности человека, утверждения которого проверяются. 16. См. прим. 15. 17. Имеется в виду прежде всего создатель «понимающей социологии» немецкий историк культуры и социальный философ ВильгельмДильтей (1833-1911) 18. Ipso facto (лат.) — в силу самого факта (существования); самимфактом (существования) 19. Имеется в виду заключительная фраза работы М. Вебера «Наукакак призвание и профессия»: «Нужно обратиться к своей работе и соответствовать «требованию дня» — как человечески, так и профессионально. А данное требование будет простым и ясным, если каждый найдетсвоего демона и будет послушен этому демону, ткущему нить его жизни» (Вебер М. Избранные произведения/Перев. с нем. А.Ф. Филиппова. М.,1990. С. 735). Демон (греч. daimon — божество, дух; в русской традиции перевода— гений) — согласно древнегреческой мифологии страж, ведущий человека по жизни. Видимо, М. Вебер намекает на место в десятой книге«Государства» Платона, где говорится о том, что душа человека передотправкой на Землю избирает себе гения (См.: Платон. Соч. Т. 3. С.419—420). Нить прядет не демон, а одна из дочерей Ананке (необходимости) — Клото (см.: Там же. С. 593; прим. 29). 20. Уэсли, Джон (1703—1791) — глава методистского течения в англиканской церкви, которое, начиная с 40-х годов XVIII в., вело активнуюпроповедническую деятельность в северо-американских колониях черезспециально созданный институт странствующих проповедников; в 1784 г.течение оформилось в Методистскую епископальную церковь.
21. Трюизм (англ. truism) — общеизвестная, избитая истина 22. Caveat emptor — принятие ответственности за качество товарапокупателем при совершении сделки 23. См.: Вебер М. Избр. произ. С. 602 и др. 24. Автор имеет в виду книгу американского социолога А. Саломона«Тирания прогресса», посвященную анализу истоков возникновения социологии во Франции (Salomon A. The Tyranny of Progress. New York; Noonday Press, 1955). 25. Рэдин, Пол (1883—1959) — американский антрополог, автор многочисленных работ о первобытных обществах 26. Речь идет о книге П. Рэдина «Первобытный человек как философ» (Radin P. Primitive Man as Philosopher. New York; Appleton and Co.,1927). 27. Макиавелли, Николло (1469—1527) — классик политической мысли эпохи Возрождения; в своих сочинениях последовательно придерживался рационально-практического подхода к политике. 28. Эразм Роттердамский (1466/9—1536) — классик общественноймысли эпохи Возрождения 29. Бэкон, Френсис (1561—1626) — английский философ 30. In partibus inßdelium (лат.) — в краю (стане) иноверцев 31. См.: Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. Вебер М. Избр. произ. С. 104—105 и др. 32. Дюркгеим, Эмиль (1858—1917) — французский социолог и философ, основатель французской социологической школы 33. Sui generis (лат.) — в своем роде; своего рода 34. Си.: Дюркгеим Э. Самоубийство: Социологический этюд. М., 1994(см. также: Дюркгеим Э. О разделении общественного труда: Метод социологии. М., 1990). 35. Мертон, Роберт (род. 1910) — американский социолог, на материале эмпирических исследований разрабатывал оригинальную версию структурно-функционального анализа среднего уровня. 36. См.: Мертон Р. Явные и латентные функции. Американская социологическая мысль: Тексты. М., 1994. С. 379—447. 37. Парето, Вилъфредо (1848—1923) — итальянский социолог, экономист; согласно его взглядам, «идеологии составляют псевдоаргументы,которыми люди маскируют истинные мотивы своих действий, приписывая логику иррациональным импульсам и респектабельность — корысти». 38. Рисмен, Давид (род. 1909) — социолог, социальный психолог,юрист; исследовал влияние социальных, демографических, экономических и других факторов на распределение разных типов характера в различных типах сообществ.
39. Токвиль, Алексис (1805—1859) — французский политический мыслитель, социолог и государственный деятель. В книге «Старый порядоки революция» Токвиль подробно анализирует живучесть «старорежимных» образцов поведения (паттернов) в послереволюционной Франциии расхождения между просветительскими идеалами и исторической действительностью. 40. Веблен, Торнстейн (1857—1929) — американский социолог и экономист 41. См.: Веблен Т. Теория праздного класса. М., 1984. 42. Парк, Роберт (1864—1944) — американский социолог, признанный глава социологической школы, вошедшей в историю своими новаторскими исследованиями в 20—30-х годах 43. Линд, Роберт С. (1892-1970); Линд, Хелен (1896-1982) – чета американских социологов, авторы классических исследований местного сообщества (community) «среднего» США 44. Имеются в виду работы: Lynd R.S., Lynd H. Middletown: A Study inContemporary Culture. New York: Harcourt, 1929; Lynd R.S., Lynd H. Mid-dietown in Transition: A Study of Cultural Conflicts. New York: Harcourt,1937. 45. См. прим. 18. 46. Status quo (лат.) — юрид.: статус-кво; существующее положение 47. Релятивизировать (от лат. relativus — относительный) — подчеркивать относительный, условный, субъективный характер (чего-л.) 48. Речь идет о книге: Lerner D., Pevsner L. The Passing of TraditionalSociety. Chicago: Chicago University Press, 1969. 49. Баптистская церковь является самой многочисленной протестантской церковью в США; епископальная же церковь более элитарна посвоему социальному составу. «Reader's Digest» — массовый, с тиражом 15—20 млн. экз., литературно-политический журнал; «The New Yorker» — еженедельный литературно-политический и сатирический журнал, тираж которого не превышает 500 тыс. экз. 50. Пруст, Марсель (1987—1922) — французский писатель 51. Кафка, Франц (1883—1924) — австрийский писатель 52. Паскаль, Блез (1623—1662) — французский мыслитель 53. См.: Паскаль Б. Мысли. М., 1994. Разд. 2. Ч. V. Фрагм. 294. 54. Vis-à-vis (фр.) — визави; тот, кто напротив; иногда: оппонент 55. Бергсон, Анри (1859—1941) — французский философ, представитель философии жизни
56. Подробнее об этом см.: Бергсон А. Материя и память. Бергсон А. Собр. соч. В 4 т. М., 1992. Т. 1. С. 243-272. 57. Ab inicio (лат.) — сначала 58. Августин, Аврелий (354—430) — церковный деятель и богослов; «Исповедь», написанная в 400 г., представляет собой описание и толкование пути к Богу. 59. Ньюмен, Джон (1801—1890) — англиканский священник и университетский преподаватель богословия; борьба с либерализмом в англиканской церкви привела его в 1845 г. к принятию католичества и сделала одним из вождей нового католичества в Англии. 60. Речь идет об одной из базовых категорий психоаналитическогоучения 3. Фрейда «Эдипов комплекс», которая обозначает бессознательное сексуальное влечение ребенка к родителю противоположного пола.Название комплекса связано с психоаналитическим толкованием греческого мифа о царе Эдипе и одноименной трагедии Софокла. Эдипубивает отца (Лая) и женится на матери (Иокасте) по незнанию и вопреки своей воле в соответствии с предсказанием оракула. 61. Агорафобия (мед.) — боязнь пространства; боязнь, страхи 62. Герменевтика (греч. hermeneutike) — традиция и способы толкования многозначных или не поддающихся уточнению текстов (большейчастью древних); искусство истолкования 63. Христианская наука (Christian science) — учение, вокруг которогов 1879 г. образовалась Церковь Христа, известная своей целительскойпрактикой, молитвой и праведной упорядоченной жизнью. 64. Крокет, Дэвид (1786—1836) — американский фронтверсмен; легендарная фигура народного героя; прославился острословием и красноречием в Конгрессе; после окончательного поражения на выборах переехал в Техас, где возглавил так называемый добровольческий отряд, сражавшийся за отделение штата от испанской короны. Погиб в неравномбою с испанскими регулярными войсками. 65. Анри, Кристоф (1757—1820) — бывший раб, затем президент государства Гаити, провозгласивший себя императором с титулом короляКристофа 66. «Трудовые батальоны» составлялись из нарушителей принятогоКристофом Земельного кодекса, жестко регламентировавшего жизнькрестьян, освобожденных от рабства Великой французской революцией. 67. Сор (англ. сленг) — полицейский 68. Пенитенциарная система (от лат. poenitentiarius) — юрид.: система наказаний преимущественно уголовного характера (см. также прим10) 69. Амонийские меннониты (Amish Mennonites) — одна из меннонитских церквей, члены которой строго придерживаются традиционногожизненного уклада. 70. Республиканская партия в США традиционно выступает под лозунгом ограничения влияния государства на жизнь общества и индивида. 71. Mores (лат.) — нравы 72. Томас, Уильям (1863—1947) — американский социолог и социальный психолог, один из «отцов-основателей» чикагской социологической школы
73. «Теорема» У. Томаса об определении ситуации (1928) гласит: «Еслилюди определяют ситуации как действительные, то они действительныпо своим последствиям!» (цит. по: Баньковская С.П. Томас Уильям. Современная западная социология: Словарь. М., 1990; С. 531). Десятилетием ранее («Польский крестьянин в Европе и Америке») психологизм втрактовке определения ситуации был бы менее радикальным (см.: Американская социологическая мысль: Тексты. С. 354). 74. Фонтенель, Бернар (1657—1757) — французский писатель, ученый-популяризатор 75. Ménage (фр.) — супружеская чета; семья 76. Гелен, Арнольд (1904—1976) — немецкий философ и социолог,один из основателей философской антропологии 77. Modus vivendi (лат.) — способ поведения, существования; образжизни 78. A priori (лат.) — априори, независимо от опыта, до опыта 79. Полиандрия (греч.) — многомужество 80. Полигамия (греч.) — многообразие (многоженство или многомужество); чаще: многоженство 81. Алъкатрас — остров неподалеку от Сан-Франциско, на которомдо 1972 г. была тюрьма для особо опасных преступников, ныне музейный и туристический комплекс. 82. Sui generis — см. прим. 33 83. Кули, Чарльз (1864—1929) — американский социолог и социальный психолог, автор теории «зеркального Я». (Фрагменты см.: Американская социологическая мысль: Тексты. С. 316—334). 84. Мид, Джордж (1963—1931) — американский философ, социологи социальный психолог, идеи которого стали основополагающими длясимволического интеракционизма. (Фрагменты его посмертно опубликованного капитального труда «Mind, Self and Society» см.: Американская социологическая мысль. С. 215—237). 85. Ad hoc (лат.) — букв.: «к этому»; для данного случая, для этойцели, кстати 86. Dramatis personae (лат.) — здесь: драматическим персонажам 87. En passant (фр.) — между прочим, заодно 88. См. прим. 54 89. Persona (лат.) — букв.: личина; персона, особа. В современныхтекстах часто употребляется как синоним слова «личность». 90. Ad inflnitum (лат.) — до бесконечности 91. Музиль, Роберт (1880—1942) — австрийский писатель 92. Миллз, Чарлз (1916—1962) — американский леворадикальный социолог Имеется в виду кн.: Gerth H., Mills C.W. Character and Social Structure.New York: Harcourt, Brace and Co., 1953. 93. Шелер, Макс (1874—1928) — немецкий философ и социолог; развивал антропологическое направление в социологии. 94. Мангейм, Карл (1893—1947) — немецкий философ и социолог; после 1933 г. эмигрировал в Англию. 95. Черный пояс (Black belt) — название сельских районов США спреобладанием негритянского населения в штатах Южная Каролина,Джорджия, Алабама, Миссисипи и Луизиана 96. Пояс Библии (Bible belt) — название районов США, где широкораспространен религиозный фанатизм и протестантский фундаментализм. 97. Lingua franca (лат.) — обиходный язык 98. Гране, Марсель (1884—1940) — французский синолог (китаевед) исоциолог, автор работ по реконструкции социальной структуры, быта,нравов, религии Древнего Китая 99. Пирсоне, Толкотт (1902—1879) — американский методолог и теоретик социальных наук, основатель системно-функционального анализав социологии 100. О референтной (эталонной) группе см.: Шибутани Т. Социальная психология. М., 1969. 101. Хаймен, Герберт — американский социальный психолог, авторклассических работ о технике интервьюирования 102. Гинзберг, Аллен (род. 1926) — американский поэт поколения битников 103. Донн, Джон (1573—1631) — английский поэт, глава Метафизической школы поэтов, для творчества которых характерны мистицизм, религиозные искания, трагизм, напряженное созерцание, молитвенный экстаз и самоуглубленность. 104. Клаустрофобия (мед.) — боязнь заточения 105. См. прим. 78 106. См. прим. 78 107. См. прим. 78 108. Koscher (нем.) — кошерный; в иудаизме — ритуальная чистота 109. Quiddity (англ.) — сущность 110. Ancien regime (лат.) — здесь: прежний (старый) режим 111. Тридентский собор — Вселенский собор католической церкви в середине XVI в., который определял доктрину и церковную политику католицизма в эпоху контрреформации. 112. Венский конгресс (1814—1815) — международный конгресс, состоявшийся по завершении войны с наполеоновской Францией; одной из главных целей конгресса было восстановление свергнутых династий и «старого» порядка. 113. Ploy (шотл.) — уловка, хитрость 114. Bouleversements (фр.) — потрясения 115. Лао-Цзы — полулегендарный основатель древнекитайского даоизма, ему приписывается авторство трактата «Дао дэ цзин» (VI в. дон.э.). 116. Речь идет о работе: Goffman E. Asylum. New York: Doubleday Anchor, 1961. 117. Пенолог — ученый в области пенологии (лат. роепа наказание +...логия) — учение о наказании 118. Pukka sahib (инд. разг.) — большой начальник 119. Extasis (греч.) — восхищение; совр.: состояние крайней степенивосторга, доходящего до исступления 120. Зиммель, Георг (1858—1918) — немецкий философ, социолог,основоположник формальной социологии 121. Подробнее об этом см.: Зиммель Г. Общение: пример чистой,или формальной, социологии/Пер, с нем. Л.Г. Ионина//Социологические исследования. 1984. № 2. С. 170—180. 122. Raconteur^?.) — любитель(-ница) рассказывать; охотник(-ница) до россказней; разг.: брехун(-ья) 123. Хейзинга, Йохан (1872—1945) — голландский историк 124. Книга И. Хейзинги «Homo ludens» («Человек играющий») вышла на русском языке в издательстве «Прогресс-Академия» в 1992 г. 125. Шютц, Альфред (1899—1959) — австро-американский философ и социолог, один из основоположников социальной феноменологии и феноменологической социологии 126. Натансон, Морис — французский социолог и философ феноменологического направления; ученик А. Шютца 127. Сартр, Жан-Поль (1905—1980) — французский философ-экзистенциалист, литератор, общественный деятель 128. Французской «mauvaise foi» на русский язык переводилось как«нечестность» (см.: Сартр Ж.-П. Экзистенциализм — это гуманизм. — Вкн.: Ницще Ф. и др. Сумерки богов. М., 1989. С. 327, 340. Вариант A.M.Руткевича «дурная вера», данный в примечаниях, более адекватен (см.: Там же. С. 392). 129. Par excellence (лат.) — по преимуществу 130. Хайдеггер, Мартин (1889—1976) — немецкий философ-экзистенциалист 131. Ортега-и-Гассет, Хосе (1883—1955) — испанский философ и социальный мыслитель 132 Мейнеке, Фридрих (1862—1954) — немецкий историк 133. Raison d'Etat (фр.) — государственный интерес 134. Ipso facto — см. прим. 18 135. Къеркегор, Серен (1813—1855) — датский философ, теолог и писатель, предтеча европейского экзистенциализма 136. Homme sexuel moyen (фр.) — здесь: по аналогии с названиямибиологических видов — «мужчина сексуальный обыкновенный» 137. Бэббит, Джордж — главный герой одноименного романа С.Льюиса. В гл. 5 его друг говорит: «Ей-богу, ты так серьезно защищаешь нравственные устои, Джордж, что мне даже неприятно думать, до чего ты, наверное, сам в душе безнравственный человек». 138. Бубер, Мартин (1878—1965) — еврейский философ-экзистенциалист 139. Эйхман, Адольф — нацистский преступник, бывший начальникгестапо в Бордо 140. Эон (греч.) — век, эпоха 141. Opera buffa (итал.) — опера-буфф; жанр итальянской оперы: музыкальная комедия на бытовой сюжет 142. Буффонада (итал. buffonata) — актерская игра, построенная наиспользовании подчеркнуто комических, шутовских приемов; шутовство, паясничание 143. Paraphernalia — личное имущество; принадлежности; здесь: инструментарий 144. Адиафорон (греч.) — восходящее к стоикам этическое учение обадиафоре, т.е. безразличных, нейтральных самих по себе деяниях и поступках, которые одинаково могут быть и совершенными, и несовершенными. 145. Знанецкий, Флориан (1882—1958) — польский социолог и философ, имевший тесные контакты с учебными и исследовательскими центрами США; представитель гуманистического направления в социологии 146. Шилз, Эдвард (род. 1911) — американский социолог, представитель функционализма 147. Кондотьер (итал. condottiere наемник) — 1. предводитель военного наемного отряда в XIV—XVI вв. в Италии, находящегося на службе у какого-либо европейского государя или римского папы; 2. перен.: человек, готовый ради выгоды защищать любое дело 148. Релевантность (англ. relevant — уместный, относящийся к делу) —смысловое соответствие между информационным запросом и полученным сообщением 149. Эсхатология (греч. eschatos последний + logos знание) — религиозное учение о «конце света», входящее составной частью во многиерелигии; особенно большое развитие получила в иудаизме и христианстве 150. Эзотерический — см. прим. 14 151. «Лига плюща» (Ivy League) — старейшие американские университеты Восточного побережья
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|