Новая история стран Запада
Стр 1 из 4Следующая ⇒ Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уральский государственный педагогический университет» Исторический факультет Кафедра всеобщей истории
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по дисциплине «Новая и новейшая история зарубежных стран» («Новая и новейшая история стран Запада») для ПрОП «050100 – Педагогическое образование» профиль «История» по циклу Б.03.В.06
Екатеринбург, 2012 Рабочая учебная программа по дисциплине «Новая и новейшая история зарубежных стран»
ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет» Екатеринбург, 2012. – 37 с.
Составитель: В. Н. Земцов, зав. каф. всеобщей истории, д.и.н., профессор.
Рабочая учебная программа обсуждена на заседании кафедры всеобщей истории УрГПУ
Протокол № от.
Зав. кафедрой ___________________ В. Н. Земцов
Руководитель учебного подразделения___________________ И. М. Клименко
ВВЕДЕНИЕ
Дисциплина «Новая и новейшая история зарубежных стран» («Новая и новейшая история стран Запада») является интегративной частью курса всеобщей истории.
Курс новой и новейшей истории зарубежных стран хронологически охватывает пять столетий, и по насыщенности событиями, остроте дискутируемых научных проблем и из-за отсутствия должного количества и качества учебных пособий является наиболее сложным как для преподавания в вузе, так и для преподавания в средней школе. Опыт истории нового и новейшего времени стран Запада в начале XXI века стал предметом ожесточенных идейно-политических споров и столкновений в российском обществе. Если один полюс современной российской политической жизни продолжает абсолютизировать опыт и уроки либеральной демократии, считая возможным его механическое перенесение на отечественную почву, то другой полюс склонен к последовательному и решительному его отрицанию. Наряду с этим, вполне очевидным фактором российской жизни стал возврат к рыночным отношениям, к системе политического и идейного плюрализма, к курсу на модернизацию. Очевиден и факт «раскрытия» современной России миру и стремление ее интегрироваться в этот мир. Все это и предопределяет особую важность обращения к истории зарубежных стран XVI – начала XXI в., опыт которого во многом определяет мир текущего столетия. Серьезнейший отпечаток на преподавание истории нового и новейшего времени зарубежных стран накладывает ангажированность этого курса различными идейно-политическими кругами, а также общий характер экономических, социальных и политических перемен в нашей стране. Наконец, заметную сложность для преподавания любого уровня создает постоянное нарастание объема учебного материала в связи с «продолжением» исторического процесса. В своей совокупности, эти особенности и предопределили цель и задачи курса: Цель курса – освещение важнейших процессов и закономерностей формирования и развития современных обществ Запада, а также отдельных стран и регионов Западной, Центральновосточной Европы и Америки.
Основные задачи курса в плане приобретения студентом теоретических знаний: - определить цель и задачи, объект и предмет новой и новейшей истории зарубежных стран; - продемонстрировать основные традиции в изучении проблем курса; - показать особенности и этапы возникновения, а также генетическую природу современных обществ Запада; - обозначить основные типологические черты, региональное и национальное своеобразие развития стран Запада в новое и новейшее время; - провести сравнительно-историческое сопоставление развития России с регионами Запада в период XVI – начала XXI вв.
Хронологические рамки курса охватывают период с рубежа XV-XVI вв. по начало XXI в. Территориальные рамки включают регион Западной, Центральновосточной Европы и Америки. Место дисциплины в структуре ПрОП: Профессиональный цикл, вариативная часть Б.03.В.06. Программа дисциплины «Новая и новейшая история зарубежных стран» («Новая и новейшая история стран Запада») составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и учебного плана исторического факультета Уральского государственного педагогического университета. Требования к результатам освоения дисциплины. Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: · владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановки цели и выбору путей ее достижения (ОК-1); · способность логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2); · способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-10); · способность использовать навыки работы с информацией из различных источников для решения профессиональных и социальных задач (ОК-12); · способность использовать в исторических исследованиях базовые знания в области всеобщей истории (ПК-1); · способность понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества (ПК-5); · способность понимать, критически анализировать и использовать базовую историческую информацию (ПК-6);
· способность к критическому восприятию концепций различных историографических школ (ПК-7).
Студент, изучивший дисциплину, должен знать: · предмет и задачи курса, теоретико-методологические и методические проблемы изучения новой и новейшей истории стран Запада; · историческое время формирования и развития индустриальных и постиндустриальных обществ Запада, принципы их исторической периодизации, хронологию событий и специфику исторических фактов; · историческое пространство формирования и развития обществ Запада в новое и новейшее время; специфику природно-географических условий, этнических процессов в этих регионах; · историческое движение: эволюцию и динамику в развитии материальной культуры, социальных структур, духовной культуры, религиозных, этических и эстетических систем и ценностей; · методы исторического познания и методику работы с историческими источниками.
Студент, изучивший дисциплину, должен уметь: · применять на практике научно-критический метод в оценке учебно-методической и научно-исследовательской литературы по истории нового и новейшего времени стран Запада; · адекватно отражать и передавать логически систематизированноезнание профессиональным языком историка; · работать с историческими источниками; · посредством конкретно-исторического анализа давать научную интерпретацию исторического факта, события, явления, процесса; · устанавливать внутрикурсовые и межпредметные связи; · организовывать работу в целях намеченного плана занятия.
Студент, изучивший дисциплину, должен владеть: · культурой исторического мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановки цели и выбору путей ее достижения; · навыками работы с информацией (информационными комплексами, представленными античными источниками) для решения учебных, профессиональных и социальных задач; · способностью анализировать социально-значимые процессы и проблемы, используя базовый материал новой и новейшей истории зарубежных стран;
· способностью использовать базовый материал по истории нового и новейшего времени, умения и навыки работы с историческими источниками в дальнейшей учебно-воспитательной и научно-исследовательской деятельности. Объем дисциплины и виды учебной работы. Изучение теоретического материала в ходе лекционного курса углубляется на практических занятиях, заканчивается зачетом и экзаменом. Аудиторные занятия сочетаются с самостоятельной работой студентов (написание докладов, рефератов, контрольных, курсовых и дипломных работ, подготовка к работе на практических занятиях и коллоквиумах, зачету и экзамену по предмету), что позволяет сформировать у обучающихся умения и навыки работы с историческими источниками, научно-исследовательской литературой, овладеть методологией и методикой исторического исследования. С целью повышения качества знаний студентам предлагаются вопросы и задания для самоконтроля, перечень монографий для конспектирования, терминологический словарь. Текущий контроль со стороны преподавателя обеспечивается проверочными заданиями.
Программа состоит из двух разделов («Новая история стран Запада» и «Новейшая история стран Запада»). Общая трудоемкость дисциплины составляет 8 зачетных единиц. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1.1. Учебно-тематический план очной формы обучения Новая история стран Запада
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|